Конспект по зарубежной литературе
Армавирский Лингвистический Университет
Личный конспект Комарова Ивана
по предмету: «Зарубежная литература»
Армавир
1999
Античная литература
Предмет и значение античной литературы
Истоки древнегреческой литературы.
Народнопоэтическое творчество и мифология.
Значение поэм «Одиссея» и «Илиада»
Античную литературу можно разделить на 2 периода (литература древней Греции и литература древнего Рима). Греческая литература возникла примерно с 1 тысячелетия до Н.Э., она оказала огромное влияние на всю Европейскую литературу её элементы вошли в наши понятия, мышления, язык. Многие стороны современной жизни были бы непонятны без знания античной литературы. Героями и образами античности, вдохновлялись великие представители литературы, искусства, культуры, науки: Данте, Шекспир, Вальтер, Байрон…
В древние времена Греция представляла собой разобщенное государство в виде полисов. Этих полисов было до 2000, располагались они по Балканскому полуострову и по всему берегу Черного Моря. Самый крупный город Афины (500 тысяч жителей) с рабовладельческим строем.
Всю историю древнегреческой литературы можно разделить на 4 периода:
Начальный (Устное народное творчество УНТ)
Эллинский классический
Эллинистический
Императорский
Не смотря на политическую и письменную разобщенность, греки противопоставляли себя всем другим народам, называя их варварами, по языку древние греки принадлежали к индоевропейской группе. Главными из племен считались: Эолийцы, Ионийцы, Дорийцы. Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь отличается обилием синонимов, синтаксической простотой и свободой, представляющий простор для развития мысли и различных оттенков.
Морфология греческого языка содержит большое разнообразие падежных форм, склонений, спряжений. Глагольные формы, разнообразие времен и наклонений передают многообразные оттенки, действия, состояния длительности.
Древнегреческая письменность существует с 3 тысячелетия до нашей эры. Сначала возникло рисуночное письмо, потом линейное. В греческом языке существовало несколько алфавитов. В 403 году в Афинах возник алфавит из 24 букв, он общепринят и поныне, этот алфавит лёг в основу русского церковнославянского языка. Халкидский алфавит (в Италии) лёг в основу латинского языка. Изучением рукописей занимается наука палеография, а изучением папирусов папирусология. Изучением надписей занимается эпиграфика. Источником древнегреческой литературы является устное народное творчество, мифология, сокровищница сюжетов и образов. Миф - греческое слово означает вымысел, сказку, с помощью которого мысль первобытного человека не только пыталась объяснить непонятные явления природы, но и найти ключ к ним, подчинить их себе. Большинство мифологических образов были местночтимыми, потом выделились божества олимпийские. В мифах находили отражение и явления обществ жизни – это и различимые этапы развития семьи, черты быта, черты первобытного фетишизма и тотемизма сменялись антропоморфизмом (представления божества в образе человека).
Существовало много мифов. Фразеологические выражения, которых до сих пор бытуют в нашем языке: Ахиллесова пята, Троянский конь (троянец), Эдипов комплекс – все они взяты из мифов древней Греции.
Поэма «Одиссея» и «Илиада» были созданы в первом тысячелетии до нашей эры. В Ионии автором этих произведений предположительно считается Гомер. Война греков и троянцев была предписана свыше. Земля обратилась к Зевсу с просьбой сократить человечество, поводом к войне послужило похищение Елены спартанской царицы сыном троянского царя Париса. Похищение обосновано мифологически, на свадьбе царя Пелея и морской царицы Фетиды, богиня раздора Эрида бросила золотое яблоко с надписью красивейшей, за яблоко боролись Афродита, Афина и Гера. Парис рассудил спор в пользу Афродиты, за это она помогла ему украсть Елену. Началась троянская война. Царь Спарты Менелай – муж Елены отправил войско за своей женой, во главе войска он поставил своего брата Агамемнона. «Илиада» рассказывает об одном событии троянской войны – 51 день. Троянская война длилась около 10 лет. Однако дает полное изображение военной жизни, состоит из 24 песен или книг, это повествование о гневе Ахилла сына Пелея и Фетиды. Он является, центральной фигурой произведения ему суждена великая слава и скорая смерть. Агомемна возвращает дочь жрецу Аполлона Хрису и взамен забирает у Ахилла его пленницу. Ахилл разгневался и отказался участвовать в сражении. Но после того как погибает его близкий друг Петрокл, он вступает в сражение.
Боги в Илиаде были также действующими лицами, они с Олимпа руководили сражением, но каждый из них помогал одной стороне, следовательно, получалась неразбериха. Главное действующее лицо в этой поэме это Одиссей – царь острова Итаки, он участвовал в Троянской войне: 10 лет добирался домой + 10 лет воевал.
Рассказывается о его приключениях по дороге домой. Он встречался с разными чудовищами: с циклопом Полифемом, которого он победил. Циклоп был сыном Посейдона, бога морей. Бог мстил и создавал препятствия. По пути своего странствия Одиссей встречался с Нимфами, Сиренами, волшебницами (Курка посылает его в подземный мир). Нимфа Калипсо обещает бессмертие, если он останется с ней. Он стремится к своей верной Пенелопе и сыну Телемаху. Одиссей возвращается домой и узнает, что в его отсутствие к Пенелопе сваталось много женихов. Они осадили его дворец, требуя, чтобы Пенелопа выбрала себе мужа. Одиссей скрывает свое имя, поселяется у свинопаса и в нужный момент появляется во дворце на пиру. Пенелопа дала свое согласие выйти замуж за того, кто сумеет выпустить стрелу из лука Одиссея и пропустить ее через 12 колец. Но этого никто не смог сделать. Вышел Одиссей, взял свой лук и вместе с сыном убил всех женихов. Показывая многочисленные образы в разных ситуациях и сочетаниях, Гомеровский эпос достигает широкого обхвата действий. Произведения «Одиссей» и «Илиада» называли энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят в греческий фольклор, эти произведения служили основой воспитания в античном обществе.
Развитие греческой литературы в период становление античного общества.
Зарождение драмы
Творчество Эсхила
Драма делится на трагедию, комедию и драматическую сатиру. Трагедия в переводе с греческого языка «козлиная песня». Все участники постановок были в масках, женщины не допускались к участию. Техническое оснащение постановок было примитивным. В трагедиях участвовал хор и всего один актер. В хоре участвовали 12-15 человек. Постановку осуществлял харег (финансист). Проводились состязания, и назначалась крупное денежная премия, состязания могли длиться сутками.
Эсхил был первым великим поэтом Греции, происходил он из знатного рода, написал около 90 трагедий. Наибольший след оставили два его произведения «Орестея» и «Скованный Прометей»
«Орестея»
В «Орестее» главное действующие лица это Агамемнон (брат Менелая), его жена Клитемнестра, сын Орест, дочь Электра. Агамемнон возвращается домой, где его убивает жена, которая в его отсутствие полюбила другого и решила сама царствовать. Орест сын Агамемнона узнал об убийстве матерью его отца и решил ей отомстить. Он убивает свою мать, и за это его вызывают на суд. Ореста оправдали.
«Прикованный Прометей»
Главный герой Прометей, был прикован к вершине скалы, разгневанным Зевсом, за то, что он посмел отдать огонь людям. Каждый день к нему прилетал орел и выклевывал ему печень, которая за ночь вновь отрастала. В образе Прометея Эсхил запечатлел бойца, морального победителя, дух которого ничем не победим, если он вооружен идеей. Прометей – символ свободы, благородства, совершил, то, что никто до него не делал.
Софокл
Софокл родился близ Афин, написал около 120 трагедий. Герои Софокла сильные натуры, незнающие колебания, они более жизненные, чем у Эсхила. Главное его произведение царь Эдип.
«Царь Эдип»
Главного героя младенцем унесли в лес и оставили на растерзания диким зверям, это случилось потому, что его отцу царю Фив было предсказано оракулом , что он погибнет от руки своего сына, но слуга пожалев младенца, решил отдать его в соседнее царство где были бездетны царь и царевна, которые его усыновили и назвали Лай (проколотые ноги). Приходит время и он узнает, от оракула, что ему предначертано убить своего отца и жениться на своей матери. Думая, что он родной сын он пытается избежать этого и уходит из царства по пути он встречает колесницу, где какой-то старик не уступил ему места, и он в гневе убивает его. После этого он приходит в Фивы и спасает город от чудовища, а в награду жениться на царице Фив, у которой недавно погиб муж. Он стал царем. И тут город поразили страшные болезни: мор, голод и предсказатели сказали, что это все происходит из-за того человека, который убил бывшего царя Фив. Царь Эдип стал проводить сове расследование, и в конце концов он выяснил, что это он виновник, и он узнал, что убил своего отца и женился на матери с которой у него уже было четверо детей. Он ослепил себя и ушел из Фив. Его жена (мать) покончила жизнь самоубийством.
Страданиями Эдип очищен от зла, он сам осудил себя, он уходит в Афины и там умирает. Главная идея этого произведения – это стремление человека, направить жизнь по своему руслу, но человек не властен над судьбой, он пытается изменить её, но не может.
В произведениях Софокла боги не являются действующими лицами, они просто незримо присутствуют.
Произведение Софокла «Антигона»
Антигона – дочь царя Эдипа. После того, как Эдип покинул Фивы, там остались царствовать два сына. Один из сыновей Поленик предал Фивы, нанял наемников и хотел царствовать один. В конце концов, он погиб, его родственник царь Креонт, запретил хоронить Поленика, как предателя, но Антигона, его сестра, похоронила. Креонт рассердился и замуровал её в пещере, когда же он раскаялся, было уже поздно, его сын которой любил ее убил себя, жена его тоже убила себя.
Эврипид
Жизненный и творческий путь Эврипида. Это один из величайших драматургов в мире, родился на острове Саламине, получил хорошее образование. Творческий путь его начался в условиях расцвета Афинского полиса, но основная часть деятельности протекала в годы в годы упадка республики. Он никогда не занимал государственных должностей, не был политиком, а был писателем, философом и мыслителем. Написал он более 90 произведений. У Эврипида критичное отношение к мифологии. Богов он изображает с отрицательной стороны, признает лишь божественную сущность, которая управляет миром. Все его произведения можно разделить на две группы.
трагедии
социально бытовые трагедии.
В них изображены обыкновенные люди. Кроме этого в произведениях внесен комический оттенок.
«Алкеста»
В этом произведении Эврипид изображает царя Адмета, которому боги пообещали продлить жизнь, если за него кто-нибудь умрет. Жена – Алкеста соглашается. После смерти Алкесты, в доме появляется Геракл, который спускается в подземное царство и вырывает у демона смерти Алкесту.
«Елена» (жена Менелая)
Настоящая Елена перенесена в Египет. Сын египетского царя хочет жениться на ней, но она всячески оттягивает свадьбу, и тут корабль разбивается у берегов Египта. Елена спасает своего мужа и убегает вместе с ним.
«Медея»
Самым известным его произведением является «Медея».
Дочь колхидского царя полюбила Ясона – аргонавта, она помогла ему добыть золотое руно, покинула свой дом и уплыла с ним став его женой, родила ему двух сыновей. Ясон решил жениться на Коринфской царевне, он жаждет богатства и славы. Она решает убить своих детей, а перед этим губит соперницу, отправив ей отравленную одежду. После того как она убила своих детей, ее спасает бог солнца Гелиос и увозит их на небо. Вопреки нормам этики Медея идет на преступление, считая, что человек может поступать так, как диктуют ему личные стремления страсти. Эврипид в своем произведении раскрывает, душу человека истерзанного внутренней борьбой между страстью и долгом, он показал мучительный конфликт и не приукрасил действительность, он приходит к выводу, что чаще всего страсть берет верх над долгом, к сожалению.
«Ипполит»
Это сын Афинского царя Тезея, его полюбила мачеха Федра. Кормилица рассказывает Ипполиту о страсти Федры. Он возмущается и проклинает ее. Федра испугалась, что он расскажет все отцу и убивает себя, оставляя письмо, в котором обвиняет Ипполита. Тезей проклинает своего сына, и он погибает.
Эврипид поставил и разрешил ряд актуальных вопросов своего времени:
о долге и личном счастье
роли государства и законов, он протестует против захватнических войн, критикует религиозные традиции, проповедует идеи гуманного отношения к людям.
Истоки древнегреческой комедии
План:
Фольклорные основы комедии
Творчество Аристофана
Комедия получила свое признание гораздо позже трагедии. Переводилась комедия с греческого языка как «ватага гуляк» или «песня козла».
Первые комедийные постановки возникли на Дионисиях (праздниках). Объект комедий не мифологическое прошлое, а живая современность, в комедиях авторы и актеры пытались разрешить актуальные вопросы политической и культурной жизни.
Отличительная черта древней комедии - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами, даже с называнием их имен.
Древние комедии не индивидуализировали граждан, а создавали обобщенный карикатурный образ.
В выступлениях принимал участие хор их 24 человек и ведущий: один или два.
Выдающимся греческим автором комедии был Аристофан, его произведения – ценнейший источник, отображающий культурную и политическую жизнь того времени. Аристофан был сторонником жесткого политического порядка. До нас дошил такие его произведения как: «Всадники», «Осы», «Птицы», «Облака», «Богатство», «Лягушки».
«Облака»
Очень своеобразная комедия. Главный герой этой комедии землевладелец Стрепсиад, который погряз в долгах, и ищет выход из этого положения т.к. деньги возвращать не хочет. И поэтому он решил направиться в мыслильню к Сократу. Но от старости не сумел учиться и Сократ его выгнал. Тогда Стрепсиад уговорил своего сына Федиппида отправиться в мыслильню. Федиппид выучился у Сократа, помог отцу не отдать долг. После того как Федиппид избил своего отца и пригрозил убить свою мать, Стрепсиад сжигает мыслильню.
«Богатство» («Плутос»)
Бедняк Хремил встречает бога богатства Плутоса и излечивает его от слепоты и все на свете переворачивается. Честные люди стали жить в достатке, а многим нечестным пришлось плохо. И тут появляется Бедность и задает вопрос: «Если все будут богаты, то кто будет работать». Ей отвечают «Рабы». «А рабов где взять?». На этот вопрос ей не отвечают и прогоняют.
Французский реализм.
Истоки Французского реализма.
План:
Основные черты французского реализма.
Творческий путь Стендаля и Мериме.
В литературе, живописи и музыке «реализм» в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь – представление о том, что человек зависит от обстановки и общества которое его воспитало. Реалисты стараются использовать стиль своих современников. Подробно описывают политическую, историческую и общественно-бытовую обстановку в стране. Синтаксис литературной фразы у писателей реалистов приближен к разговорной речи. Ведущее место в системе художественных жанров реализма, занимает литература и первый из них Стендаль. Стендаль это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль (1783-1842 г.г.) (отечественная война).
«Красное и черное»
Действие в романе длится около 4 лет. Главный герой романа Жульен Сорель. Его прототипом был Антуан Берте. Стендаль узнал из газет, из уголовной хроники об этой истории случившейся с Антуаном Берте и написал свой роман, он углубил сюжет, обогатил образ, придал частному случаю типичный смысл.
Автор наделил Сореля незаурядными способностями, привлекательной внешностью, силой воли. Эти качества помогли Жульену быстро подняться по общественной лестнице. Он входит в дом к Реналю гувернером, затем поступает в духовную семинарию и вскоре становится личным секретарем маркиза де Ла Моль. Способности помогают подняться ему наверх, но они же являются источником его гордости приводящей к рушению. Натура страстная увлекающаяся, он влюбляется в мадам де Реналь, он вынужден поступить в семинарию. Когда он учился в семинарии, он обдумывал каждый свой шаг, зная, что самым страшным грехом в семинарии считалось иметь свое собственное мнение. Среда будущих священников выталкивала его. Жульен Сорель характер сложный и противоречивый. Пылкость и честность соединены в нем с расчетливостью и трезвостью, жажда подвига с желанием пробраться в верха общества. Лишь в тюрьме накануне своей смерти, он в полной мере постигает ошибочность своей цели, к которой он стремился, личная судьба его складывается под влиянием времени, действительность не предлагает ему иного пути наверх, чем приспособленчество и холодная расчетливость. Окончательный приговор эпохе Сорель произносит на суде, где расценивает смертельный приговор себе, как месть всем простолюдинам, которые хотят завоевать себе место в обществе с помощью их ума и способностей.
У Стендаля было великое человеческое свойство, он не только участвовал в событиях истории, думая о них, но и сам жил широко и щедро любил, воевал много путешествовал, занимался политикой, философствовал, и он знал о своей грядущей славе: «Меня будут читать и через 200 лет.»
Уильям Шекспир (1564-1616 г.г.)
Уильям Шекспир родился в городе Стретворде, в семье перчаточника, который в будущем стал мэром. Он рано покинул свой город, жил в Лондоне, поступил в театр, где работал суфлером, помощником режиссера, потом актером.
Он создал свой театр «Глобус». Для эпохи возрождения типично появление гениального самоучки (Шекспир не получил глубокого и всестороннего образования). Его сборники сонетов, состоящих из 154 стихов, можно разделить на несколько циклов, посвященных темам любви, дружбе, мукам ревности, размышлением о своей судьбе. В его творчестве можно разделить 3 периода:
I период. Он писал жизнерадостные комедии: «12 ночь», «Сон в летнюю ночь», а также «Ромео и Джульета», «Ричард III»;
II период. Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни. В этом периоде творчества прослеживаются пессимистические нотки: «Макбет», «Гамлет», «Король Лир»;
III период – это трагикомедия «Зимняя сказка», «Буря».
Сюжеты Шекспировских комедий, всегда живописны и занимательны, они полны приключений, случайностей, совпадений и недоразумений, а вот в своих трагедиях Шекспир подходит в плотную к великим вопросам человеческой жизни, и дает на них глубокие ответы. Сущность трагизма у Шекспира заключается в столкновении двух начал: гуманистических чувств, т.е. чистой и благородной человечности и пошлости, подлости, основанной на корысти и эгоизме. Шекспир с железной логикой показывает, как лучшие люди, благородный, умные, гибнут под натиском темных сил («Гамлет», «Король Лир»). С какой легкостью зло порой овладевает душами, к каким последствиям это приводит («Макбет», «Отелло»).
Не смотря на трагическую концовку в этих произведениях, утверждается внутренняя правда, над человеческой низостью. Над гробом Ромео и Джульеты происходит примирение двух враждующих семей. Гамлет закончившейся гибелью Клавдия, разгромом Датского двора и начинается новая эра, позволяющая надеяться на новую жизнь.
«Гамлет»
Гамлет – это самое сложное произведение Шекспира. Гамлет, датский принц узнает о смерти отца убитого королем Клавдием. И на протяжении четырех актов, он размышляет, корит себя, друзей, мечтает отомстить за отца, и в конце 5 акта убивает злодея, будучи уже отравленным им. «Весь мир тюрьма, со множеством затворов, темниц и подземелий, а Дания одна из худших». Гамлет приходит к выводу, что убийство могло осуществиться из-за равнодушия, угодничества всех окружающих.
«Отелло»
В этом произведении четко прослеживается основной конфликт между личностным и окружающим обществом. Эта любовь возникла как взаимопонимание, внутренне сближение. Эта любовь гибнет, от столкновения с миром честолюбия, корысти, воплощенного в Яго.
Великие страдания Отелло – это не муки ревности, а утрата им веры в честность Дездемоны и возможность честности на земле. Очень многие из персонажей Шекспировских произведений стали нарицательными, Шекспир описывает все человеческие чувства, которые являются вечными в нашем мире, коварство, любовь, зло и предательство, ненависть и сострадание, ходят рука об руку среди нас. Человеку свойственно ошибаться, мучиться от содеянного, страдать от любви и пока существует человек на земле, все эти чувства будут им испытаны. Шекспир мастер психологических портретов, его персонажи яркие, колоритные личности. Он глубоко проникает им в душу, дает им характеристики, основанные на своем жизненном опыте, недаром его называют не только великим писателем всех времен, но и великим психологом человеческой души. Шекспировские герои живут среди нас, мы их встречаем в жизни и узнаем. В этом заключается гений бессмертного автора.
Основные пути развития художественной культуры XVII века.
XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном и Компонело – писатель фантаст). В Испании в это время очень широко развивалась драматургия, прежде всего испанская драма, связана с именем Лопе де Вега (1562 – 1635 г.г.). Писать он начал с 12 лет, и за 60 лет написал 1,5 тысячи пьес. Лопе де Вега по своей натуре оптимист, но его личная жизнь, также оказывает влияние на его творчество. Лопе де Вега поэт чуткий и поэтому глубоко народный, что и стало причиной его огромной популярности. У него была масса последователей. Одно из его замечательных произведений было «Фуэнтэ Овехуна» («Овечий источник»). В XVII веке на территории Испании были созданы духовно рыцарские ордена для борьбы с маврами. Во главе ордена стоял великий магистр, он подчинялся только Римскому Папе. А на местах власть осуществляли командоры.
«Фуэнтэ Овехуна»
В XV веке в деревушке Фуэнтэ Овехуна вспыхнула восстание против власти этого командора. Командор был убит восставшими крестьянами. И Лопе де Вега взял этот исторический факт в основу своего произведения. Командор Фернан Гомес расположился со своим отрядом в селенье Фуэнтэ Овехуна, он оскорбляет местного Олькальдо и пытается обесчестить его дочь Лауренсию. Крестьянин Фрондосо, который любит ее, защищает ее. Но во время их свадьбы появляется командор, всех разгоняет, избивает Олькальдо – отца Лауренсии, похищает ее и пытается повесить Фрондоса. Такого бесчестия крестьяне не могут перенести, они все вооружаются, избивают насильника и убивают командора. Король назначает судебное следствие по этому делу, и когда спрашивает, кто убил командора, все дружно отвечают Фуэнтэ Овехуна. И король вынужден прекратить этот суд. Эту пьесу в высших кругах восприняли без одобрения.
Во времена Лопе де Вега понятие чести принадлежало только к категории дворянских чувств, но в этой пьесе это понятие чести переходит в категорию не сословную, общечеловеческую, оно становится синонимом достоинства, человеческой личности стоящей на страже своих прав. Хотя главный герой пьесы – народ, но это не исключает показа драматургом роли и значения отдельных личностей. Финал пьесы обобщал многое: во-первых, в нем есть признание силы народа, который заставил считаться с собой самого короля, а также автор пытается обосновать союз народа с королевской властью, как и все умные люди своего времени Лопе де Вега мечтал о превращении феодальной раздробленности Испании в централизованное государство. Эта пьеса была популярна и в России. Роль Лауренсии исполняла великая Ермолова.
Лопе де Вега назвал свои произведения – Плащи и шпаги.
Оноре де Бальзак (1799-1850г.г.)
Бальзак был сыном мелкого буржуа, внуком крестьянина, он не получил того воспитания и образования, которое предоставляют своим детям дворяне (частица де была им присвоена). Он из тех молодых, трудолюбивых людей, которых в России называли разночинцами. Из тех, кого не учили гувернеры, но они с одержимостью и страстью, просиживали ночи над учебниками, расплачиваясь за успехи, единственным своим капиталом – здоровьем. Бальзак был послан отцом в Париж изучать право. Он получил юридическое образование, но судебной карьеры не сделал. Его многотомное произведение «Человеческая комедия» включает 2000 персонажей, 93 романа, а всего задумывалось писателем 150. Бальзак мечтает отобразить свою эпоху целиком, показать частную жизнь, политическую, военную столичную, провинциальную – дать «этюды о нравах» разных социальных кругов. Открытие Бальзака – это открытие социального человека, изображенного в связях со своей средой. Такими перед нами предстают: ростовщик Гобсек, который не собирается прощать своим должникам, в конце романа Бальзак изображает самого ростовщика рабом скупости, маньяком сидящем в кладовой заполненной гниющими продуктами, это и графиня Дересто, которая своим тщеславием и кокетством погубила и разорила своего мужа, отец Горео, который отдал дочерям все свое богатство и умер в нищете и одиночестве и многие другие.
В своем романе «Гобсек» Бальзак показывает главного героя, личностью незаурядной, наделенной таинственным прошлым. В 10-тилетнем возрасте Гобсек убежал из дома юнгой, и плавал около 20 лет. В молодости был связан со знаменитыми корсарами, принимал участие в войне за независимость США. Такая судьба напоминает о странствиях романтических героев, но Гобсек не романтик, у него одна страсть к деньгам, которая погасила все его желания. Бальзак называет его «человек-вексель», «человек-автомат», у него своя философия. Умный и проницательный Гобсек, по-своему даже честный, видит людей насквозь с их пороками, но Гобсек не противостоит злу, он сам источник зла, разрушение жизни, у него в руках деньги, он повелевает людьми тем полнее, чем больше растлены души его жертв жаждой наслаждения, роскоши, тщеславия. Он очень ярко описывает Максима де Трая, белокурого, холеного красавца, аристократа, беспринципного, эгоистичного, живущего за счет женщин. Повествование в романе ведется от лица адвоката Дервиля, не богатого и не знатного, но честного и порядочного молодого человека, который был знаком с Гобсеком и рассказывает о его жизни и жизни тех людей, которые пересекались с ним. Гобсек действительно безумная машина, но его не трогают не слезы, ни рыдания, свой отказ помочь он мотивирует тем, что люди должны твердо стоять на ногах и жить по своим средствам. Он призирает изнеженных аристократов, способных только тратить богатое наследство и с уважением относится к людям, которые зарабатывают на жизнь честным трудом.
В произведении «Отец Горео» действие происходит в Париже в пансионате вдовы мадам Воке. В произведении действуют те же персонажи, что и в Гобсеке, но добавляются и новые лица. Пансионат вдовы Воке – это место, где проживают люди с невысоким достатком, люди разных социальных слоев: торговцы, чиновники, студенты и бывший каторжник. Все в этом доме говорит о бедности: и старая мебель с потертыми коврами выщербленные тарелки и камин, где из-за экономии не разводят огонь. В качестве сравнения или сопоставление дается описание великосветского салона Виконтессы де Бошан, там собирались сливки общества, но и обитатели пансионата Воке и посетители великосветского салона живут по одним и тем же волчьим законам: побеждает тот, у кого есть деньги, кто беспринципен и не гнушается никаких средствами ради достижения своей заветной цели – разбогатеть.
Очень ярко изображен в романе образ студента Растиньяка, этот молодой человек приехал из провинции учиться в Парижском университете, сделать карьеру и добиться богатства. Ростиньяк благодаря родственным связям с Виконтессой был вхож в ее дом. Горео бывший владелец макаронных фабрик, также бывал на светских раутах в салоне у Виконтессы, благодаря удачным замужествам своих дочерей, одну он выдал за банкира Нюсенжена, а второю за графа де Ресто. Он разделил свое богатство между двумя дочерями и подобно Шекспировскому «королю Лир» слишком поздно открыл для себя истину – дочери не любят его, им нужны только деньги, он умирает в одиночестве, и даже похоронить его не пришли его родные («Деньги дают все, даже дочерей»). И для Растиньяка деньги оказались важнее всего, (писал своей матери – «жизнь в Париже – это битва и оружие в ней – золото»). Бывший каторжник Вотрен циник, растлевающий душу Растиньяка. Все обитатели пансионата Воке очень колоритны, и каждый получает по заслугам.
«Евгения Гранде»
Действие происходит в провинции, в небольшом городе Сомюре. Евгения Гранде, молодая женщина, живущая в доме своего отца, богатого буржуа – виноградаря. Ее отец – настоящий финансовый гений. Он приумножил свое богатство, но человеческие свойства его души оставляют желать лучшего. Он неимоверно скуп. Когда к нему приезжает его племенник Шарль с известием о смерти его брата, он сокрушается о тех расходах, которые ему предстоят: траурные платья для родных и еда для Шарля. В скоре Шарль уезжает в Индию на поиски легкой судьбы (богатства), а Евгения, которая искренне полюбила Шарля, семь лет, верно, его ждала. Образ Евгении Гранде – это самый светлый образ Бальзака. Эта девушка, хоть и выросшая в доме отца, совершенно не алчная, не корыстолюбивая. Пред отъездом она отдала Шарлю все свои сбережения: («Деньги – только средство, вот и все!»), ее первая любовь, так и оказалась единственной, но Шарль обманул ее, он приехал и женился на другой богатой наследнице, а сожаление он испытывает, лишь тогда, когда узнает, что Евгения получила наследство гораздо больше, чем его жена. Евгения посвятила свою жизнь помощи беднякам. Его гениальность именно в том, что он создал именно социальные типы (у каждого из них есть свои страсть, у Гобсека страсть к накопительству, сделавшая его маньяком, у Горео отцовская любовь, у Растиньяка честолюбие, а у Евгении Гранде благородство натуры). Многие из персонажей переходящие из одного романа в другой не остаются не измененными. Путь к достижению желаний основывается на трезвом знании жизни, горьком разочаровании, расплаты за полученное богатство душевным покоем.
«Хроника царствования Карла IX» – Проспер Мериме
Сюжет романа взят из эпохи религиозных войн, борьбы католиков с гугенотами в XVI в.
В центре романа, события 24 августа 1572 года. Кульминационный момент развития этого романа «Варфоломеевская ночь», страшная резня гугенотов учиненная католиками. «Хроника царствования Карла IX» одно из наиболее глубоких проявлений убежденного антикатолизма Мериме. Главные действующие лица: один Бернар – гугенот и Жорж – католик, они любят друг - друга, но в итоге брат убивает брата.
Густав Флобер (1821-1880 г.г.)
Г. Флобер автор произведения «Мадам Бовари». В 1857г. после того, как роман «Госпожа Бовари» вышел в свет, автора обвинили в безнравственности. Прокурор усмотрел в этом романе угрозу общественной морали. Флобер обвинялся в том, что в его романе нет ни одного положительного героя, а Эмма главная героиня романа вводит в соблазн молодых женщин. Защитники же утверждали, что произведение создано с нравственной целью, уберечь молодежь от порока. Сюжет этого романа составляет история молодой женщины от рождения до смерти, которую Эмма выбрала по примеру своих любимых романтических героинь, но это не романтическое произведение. Характер, поступки, поведение Эммы – художественно обусловлено самим автором, так как это свойственно реалистичным романам. Детство Эммы прошло на ферме, где она выросла и откуда вышла за муж. За сельского врача, она видит перед собой другой мир, созданный ее фантазиями. Современная печать и телевидение предлагают нам также образцы роскошной жизни, но если всмотреться в очертания этой жизни, то мы тут же увидим абрис пленницей, которого оказалась героиня Флобера.
В наше время осталась неизменной подмена жизни стандартизованной картинкой, а ложный идеалы формируют принцип поведения.
Эмма Бовари не желает разделять тяготы профессии своего мужа. Ее раздражает в Шарле абсолютно все: манера одеваться, его суждения, постоянная усталость. Она пытается окрасить их семейные отношения романтикой: читает стихи ночью в саду при луне, играет на фортепиано. То образование, что она получила, ей совершенно не нужно, при ее теперешней жизни, и тогда к ней приходит разочарование, но она все же надеется найти героя своего романа, но ей это не суждено т.к. его не существует.
Она целыми днями просиживала над картами горда Парижа, и представляла себя на улицах столицы, на театральных премьерах, в великосветских салонах, она знала все о парижской жизни, кто победил на скачках, как прошел дебют новой певицы, какие магазины открылись. Городок в котором она жила назывался Ионвиль, он сочетал в себе и черты деревни, и черты города. Это была самая настоящая провинция, где основным занятием были сплетни. Вскоре на сельскохозяйственном съезде Эмма Бовари встречает своего «героя», состоятельного владельца имения Родольфа Буланже. Между ними возникают близкие отношения, но вскоре он оставляет Эмму, не желая брать на себя обязательства. Сердце Эммы разбито, но оно успокаивается и снова влюбляется в Леона , мелкого служащего нотариальной конторы. Все повторяется снова, потому что романтические порывы выливаются в жажду чувственных наслаждений, не дающих ее сердце утоления. Реалист Флобер не считает причиной ее смерти несчастную любовь. Запутавшись в долгах и во лжи, Эмме кажется, что самым простым выходом их этой ситуации будет ее смерть. По примеру ее романтических героев она решает отравиться. Но и после ее смерти ни одна из ее проблем не получает своего разрешения. Безутешный муж вскоре разоряется, злые языки Ионвиля заклеймили семейство врача. Вскоре муж ее умирает, а дочь остается круглой сиротой. Болезненная девочка, не имея никаких средств к существованию вынуждена идти работать на фабрику. Ни одного из мужчин в романе нельзя назвать положительным героем. Все они слабые, тщеславные эгоисты. Эмма также не является положительной героиней, так как несет в себе эгоизм, духовное убожество в сочетанием роскошной мечты и легкомыслие. Роман француженке оказался романе о несбыточной мечте разошедшейся с действительностью. Сам Флобер выступил на защиту своей героини и в пылу полемического запала воскликнул: «Эмма Бовари – это я!»
Флоберу было очень трудно писать этот роман, т.к. он был вынужден был думать и переживать в женском образе. Не смотря на мрачную концовку этого романа, жизнь все равно продолжается, и Флобер проницательно замечает, что чаще всего обманутые девушки не умирают, а утешаются.
Бомарше (Пьер Огустен) (1732-1799гг.)
Бомарше родился в эпоху грандиозной подготовки и свершения буржуазной революции во Франции. Принадлежал он по своему происхождению к мещанскому сословию. Его отец был часовщиком. В последствии Бомарше взял частичку «де», хотя на самом деле не принадлежал, к этому сословию, он не получил серьезного образования, в школе учился до 13 лет. Отец полагал, что этого достаточно для получения профессии часовщика, в последствии Бомарше блестяще освоил профессию часовщика и даже сделал свое открытие - важное усовершенствование часового механизма. Это открытие у него пытались украсть, и он выпустил с опровержением в журнале, и это было его первое публичное выступление. Вскоре он был приближен к королевскому двору, а так как он отлично играл на арфе, флейте и пел, то королевские дочери стали брать у него уроки музыки на флейте. Остроумный, веселый, никогда не унывающий Бомарше верил в победу ума. После путешествия в Испанию, где он пробыл три года, он в 35 лет написал свое первое произведение - драму «Евгения». Но эта драма не была благосклонно принята королевским двором, но Бомарше не сдается и пишет лучшее свое произведение, ставшее по истине национальным достоянием Франции: «Безумный день» или «Женитьба Фигаро», до этого он написал несколько комедий, одна из которых также приобрела всемирную известность - «Сибирский цирюльник». Людовик XVI запретил комедию считая, что она разрушает устои феодализма. Глубоко презирая привилегированное французское сословие, Бомарше вынужден был считаться с его господствующим положением, и он стал читать свою пьесу в аристократических салонах. Русская царица Екатерина II благосклонно отнеслась к Бомарше и попросила к него тексты его пьес для постановки в театре. В 1783 году пьеса наконец-то была поставлена в придворном театре, с помощью королевы Марии Антуанеты, а через год король сдался и разрешил поставить пьесу в театре французской комедии для широкой публики, и успех был необычаен.
В своей пьесе Бомарше обличает не только один из пороков дворян - распутство, но и другие дворцовые пороки: лицемерие, лесть, чванство, надменность. Действие в пьесе «Женитьба Фигаро» происходит в доме графа Альмавиля. Это пресытивший граф, который начинает ухаживать за всеми женщинами в доме, не видя в своей жене прекрасную женщину. Вельможе противопоставлен простолюдин Фигаро, наиболее смышленый человек Франции, так называет его Бомарше. В их противостоянии, в их борьбе весь циничный смысл пьесы. Фигаро - это положительный образ, он проявляет чудеса изворотливости в игре с аристократами, его остроумие, глубина суждений покоряют зрителя, Фигаро прошел суровую школу жизни и рано познал нравственные законы общества разделенный на рабов и господ. Жизнь его - это история борьбы простого человека за существование, он перепробовал все профессии, был парикмахером, драматургом, занимался медициной, сидел в тюрьме за свои политические высказывания, его имя в переводе с Испанского означает «Плутоватый».
Бомарше нарисовал в пьесе карикатуру на феодальный суд, глухом судье, сомой комической процедуре суда автор воплотил все судопроизводство Франции. Бомарше резко осуждает систему продажи государственных должностей, как зло разъедающее общественную организацию Франции. Успех комедии не спас Бомарше от преследований со стороны аристократии. Брат короля, граф Прованский написал анонимный пасквиль. Бомарше публично оскорбил графа. Граф пожаловался брату
Людовику XVI, и тот сажает Бомарше в тюрьму святого Лазаря (тюрьма для малолеток). Но после этого поднялась волна протеста и через пять дней драматурга освободили. Пьеса «Женитьба Фигаро» Вызвала большой интерес и в других странах, т.к. проблемы затронутые в ней были актуальны и для общества других стран. Комедии Бомарше отличались жизнерадостностью, французским юмором и оптимизмом. Стремительное развитие сюжета, напряженные сценические события. Яркие краски в обрисовки характеров, остроумные диалоги, - все это принесло Бомарше всемирную славу. Особенно удачны у Бомарше диалоги. Речь его героев афористична, но Франция не могла простить ему его творчества. Постоянно против него печатались пасквили, ему приходилось сражаться за свою честь и достоинство. Во время великой французской революции Бомарше остался верен своей родине. Он хочет помочь революционерам и закупает 10000 ружей для французской армии. Но Голландия запретила вывоз оружия из страны. И Бомарше обвиняют в том, что он прячет оружия в доме, его дом обыскивают, арестовывают его и вскоре выпускают. Что бы доказать свою преданность Бомарше сам едет в Голландию, потом в Англию, а в это время в Париже его объявляют изменником и государственным преступником, а в Англии он попадает в тюрьму по жалобе кредиторе, но вскоре ему удается освободиться и он уезжает во Францию, он пытается провезти ружья, но ему не удается, и он пишет мемуары, в котором рассказывает о своих злоключениях, но его имущество арестовывают, а его вносят в список эмигрантов и лишь через три года справедливость восторжествовала, ему разрешается вернуться на родину.
Бомарше много сделал для разрушения старого феодального строя, тормозящего общественное развитие Франции, Выдающийся художник слова он оставил человечеству свои бессмертные творения, которые как самостоятельно, так и с гениальной музыкой Моцарта т Россини останутся навсегда в сокровищнице мировой культуры.
Франсуа-Мари Аруэ Вальтер (1694-1778гг.)
Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа-Мари был вторым сыном в семье, его старший брат получил очень строго религиозное католическое образование, которое не нравилось его отцу и он отдал младшего сына в школу отцов иезуитов, колледж святого Людовика. В 10 лет Франсуа-Мари учился с удовольствием, его считали одаренным человеком. Отцы иезуиты здесь беспокоились о том, чтобы в умах их питомцев зрела вера в силу церкви, в силу дворянства, что же качается выполнения религиозных догм, то здесь аббаты умеряли свой пыл, поэтому вольнодумство маленького Аруэ сходило с ему с рук, ведь он обладал великолепной логикой мышления, тонким и гибким умом страстью к спорам. На него сильно повлияла встреча с Ниной де Ланкло, которая была знаменита своей красотой и умом.
Вскоре Вольтер покинул колледж и отец решил отдать его изучать судебную латынь и сделать из него юриста. Среди французских просветителей он становится заметным и влиятельным и в историю мировой культуры он вошел под именем Вольтера. Тонкая острота, изящный стих или случайное суждение о людях, вещах приправленное нескромным каламбуром воспринималась как изысканное блюдо на званном обеде. Его общество любили, но своим остроумием он наживает множество врагов. Оставленное Вальтером литературное наследия огромно, он был ведущим драматургом своего времени. Вольтер начинал как поэт и драматург, затем как историк, но прославился и остался в нашей памяти он как философ. В 53 года был избран во французскую академию, а чуть раньше Людовик назначил его придворным историографом. Кроме своих романов, таких как «Простодушный», «Кандид», «Орлеанская дева», он написал еще и серию политических брошюр, в которых возражал против обскурантизма пытаясь защитить невинные жертвы беззакония и религиозного фанатизма. Им создаются и такие работы, как «Опыт нравов», «Философский словарь», за эти свои сочинения его проклинали церковь и высший свет. В повестях Вольтера отразились исторические события волновавшие всю Европу. Основные проблемы, которые занимали Вольтера - это соотношение добра и зла в мире, их влияния на человеческую судьбу. Вольтер убежден, что жизнь человека представляет собой сцепление мелких случайностей, порой резко меняющих жизнь, затаптывающие в грязь или возносящие на недоступные вершины. Вольтер как и другие просветители не столько созидал, сколько разрушал, выворачивая все на изнанку. Он говорил об абсурдности привычных истин, обычаев, что жизнь подвижна, не предсказуема, ей чужды стабильность, определенность, покой. Добро и зло в жизни противоборствует. Каждая сила тянет в свою сторону. Их гармония мнима, равновесие не устойчиво. Вольтер судит человеческое бытие, исходя не из церковных правил, а с точки зрения разума и здравого смысла, ничего не принимая на веру и подвергая все критическому анализу. Вольтер написал философскую восточную притчу. Главному герою или притчи, на первых парах доверчивому и простодушному приходиться испытать немало неожиданностей и потрясений. Он познает измену жены, переменчивость властителей, поспешность судебных приговоров, зависть придворных, тяжесть рабства и многое другое, хотя Задик неизменно старается верить, что не так уж трудно быть счастливым, но его взгляд на жизнь делается все пессимистичней. Его расстраивает, даже не обилие зла в жизни, а то, что это зло непредсказуемо, неожиданно. Встретившейся Задику Иезрад утверждает «Случайности в жизни не существуют, все в этой жизни испытание или наказание, либо награда, либо предизвестие». Повесть «Задик и судьба» заканчивается благополучно, как и положено в восточных сказках. Вольтер не смотря на свой преклонный возраст, незадолго до смерти выступил на заседании французской академии, и предложил ученым коллегам создать словарь французского языка и на себя взял I том «А». В 1778г. весной Вольтер умер, но в нашей памяти он останется как великий писатель и философ.
Антуан де Сент-Экзюпери
Родился в 1900 году, умер в 1944г.
Его родители были из аристократической семьи, но столь высокое происхождение и титул (граф) не соответствовала фактическому социальному положению семьи: отец его был инспектором страховой компании. После смерти отца, маленький Антуан остался с матерью и с 4 братьями и сестрами. Они остались без средств к существованию и образования детям помогли получить бабушки. После школы Антуан поступил на отделение архитектуры академия художеств, но он не бросил думать о мечте стать летчиком, и вскоре без всякого предварительного обучения, (его за 2000 франков обучили местные летчики) он поступает в авиационный полк, ему присваивают звание младшего лейтенанта. После тяжелой аварии он демобилизуется и работает то контроллером на заводе, то агентом автомобильной фирмы. После 4 лет он снова возвращается в авиацию и публикует свои первые произведения (27 лет). Вскоре он приобретает свой самолет и пытается участвовать в длительных перелетах, но все эти попытки заканчиваются неудачей из-за аварий. В 1939г. выходит одно из наиболее известных произведений Э. Сент-Экзюпери «Планета людей». Очень интересно его отношение к войне (II мировой). Это отношение притерпело значительную трансформацию. В молодости он был убежденным милитаристом. С наступлением войны Экзюпери резко меняет свою точку зрения.
Он получает назначение в боевой полк разведывательной эскадрильи. В то время многие люди не находили ответов на выдвинутые жизнью вопросы (все это было связано с политическим играми) от мужества и храбрости армии ничего не зависело, все уже было решено наверху, Франция должна быть покорена. Сент-Экзюпери уходит из армии и переезжает в Америку, там выходит его книга «военный летчик» - книга исполненная сурового и трагического оптимизма, книга в которой из поражающих своей достоверностью, сцен полета над разгромленной Францией вырастает убежденность в победе сил гуманизма и добра. В этот период создаются и другие произведения «Маленький принц», «Цитадель», «Воззвание к французам». Сент-Экзюпери стремится лично сражаться с фашисткой Германией.
В 1944 году Сент-Экзюпери не вернулся с боевого задания. Он фотографировал объекты возле своего родного города Лиона. Сент-Экзюпери называют писателем-летчиком. Мы знаем немало писателей-моряков, писателей-дипломатов, словом людей проживших интересную жизнь и сумевших рассказать о ней.
«Маленький принц»
Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров - забавным, крошечным человечком. Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым. Маленький принц просит нарисовать летчика барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые, противопоставление детей и взрослых, эта мысль проходит через всю сказку, и вопреки привычному - это дети учат взрослых доброте и верности и дети обладают высшей мудростью. Маленький принц видит все недостатки цивилизации, которые состоят в том, что «Взрослые выкорчевали в себе все естественное, позабыли, что они люди, и вместо людей появляются человекоподобные существа для выполнения различных ролей в театре современной цивилизации». В сказке это король соблюдающий все дворцовые ритуалы, но на сомом деле не имеющий никакой власти над людьми и событиями, Деловой человек, считающий себя серьезным, который как бы уподобился счетной машине, Географ пишущий толстенные книги, описывая ту местность, где он никогда не бывал. Образ Розы лишен конкретных бытовых черт, о ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, так как она изводит его своими капризами, обидами, а позже принц признается летчику, что он жалеет о своем уходе, что он бросил розу, о том, что он был слишком молод и не умел любить. В этой сказки есть и другое понятие - приручить. Здесь мы сталкиваемся с лисом. До встречи с маленьким принцем Лис не был приручен. Он знал только кур, на которых он охотился, охотников, которые охотились на него и страх. Маленький принц озаряет жизнь Лиса новым светом, он начинает слышать и видеть, что прежде никогда не замечал. Создать такие узы не просто. Для маленького принца его роза единственная и неповторимая - он не замечает других роз: «Вы ничуть ни похожи на мою Розу, сказал принц, вы еще никто и ничто, вас еще не приручили и вы никого не приручили» Сент-Экзюпери доводит до нас свою главную мысль: дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил, красота не встречается, она создается любовью и создавший любовь за нее в ответе. Маленький принц снова возвращается на свою планету, которую он тоже приручил, прибирая, украшая ее, цена этого возвращения - смерть. Финал сказки трагичен, но все-таки в нем звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех маленького принца. Смерти нет пока жива память. В маленьком принце очень много от самого автора, который писал: «Ищите меня в том, о чем я пишу» - и мы действительно находим его в том, что он писал и в том, как он жил, и в том как он умер.
«Планета людей»
Это произведение очень сложно пересказать.
Центром этого произведения является личность автора, главный герой этого романа писатель и летчик. В этом романе описаны несколько историй, интересна глава «Товарищи». Сент-Экзюпери рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он затерянный в снегах человек заставляет себя ползти вперед, забывая о боли, его поднимает чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения, он за все в ответе. Тема -ответственности не нова для Сент-Экзюпери, едва ли не главнейшая в «Планете людей». Другой случай рассказывает о потерпевших аварию в ливийской пустыне умирающих от жажды и усталости. Этот случай был самим Сент-Экзюпери и его механиком: «Да разве я о себе...». Вот оно, что невыносимо думать о тех, кто вас ждет и движимых любовью близких, герои совершают подлинное чудо: «Они вырываются из плена песков и возвращаются назад к людям. Сент-Экзюпери встречает в поезде супружескую пару, еще молодую, но уже поблекшую от постоянных невзгод, рядом с ними ребенок, но все они обречены, люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем.
Шарлота Бранте (1816 - 1855гг.)
Шарлота Бранде родилась в Йоркшире в семье сельского священника. Перу этой писательницы принадлежат такие романы как «Учитель», «Шерли», наиболее известным ее романом стал «Джэйн Эйр». Проблематика ее произведений связана с облегчением социального неравенства и защитой женского равноправия. Роман «Джейн Эйр относится к английскому критическому реализму. Новаторский характер этой книги состоит в том, что в ее героине выступает простая женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самостоятельную жизнь и любовь. Джейн Эйр активна и деятельна, ее образ - это образ свободолюбивой женщины, серьезно размышляющей о жизни, глубоко чувствующей и в полный голос заявляющей о своих стремлениях и чувствах, било новым явлением в английском романе того времени. В образе Джейн Эйр писательница воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь и стать не только женой, но и верной подругой. Автобиографическое начало Джейн Эйр велико. Основой сюжета становится история жизни простой девушки - сироты Джейн Эйр вынужденной вести борьбу за существование. Роман написан эмоционально, глубина чувств сочетаются в нем с конкретность описаний и остротой социального содержания. Ярко и подробно автор описывает пансион, в котором обучались дети, находящиеся на содержание государства. Сама писательница в свое время обучалась и жила в таком благотворительном пансионе. Духовный мир героини этого романа богат. Она умна и наблюдательна, ее побуждения и чувства искренни. Хотя сама писательница не была атеисткой, но в своем романе она обличает лицемерие и ханжество жителей церкви. Этот роман был даже назван антихристианским произведением, хотя сама писательница была верующей христианкой, но она выступала против религиозного фанатизма, бесчеловечности священнослужителей. Шарлота Бранте не ставит в своем романе вопрос о политическом равноправии женщин, она отстаивает право женщин на равенство в семье. Художественная ценность романа нарушена мелодраматическим сценами. В сюжет вплетаются неоправданный случайности, роковые тайны, счастливые встречи, помогающие влюбленным найти свое счастье.
Проспер Мериме (1803 - 1870гг.)
Его отец был художником, увлекался славянской живописью. Проспер Мериме дружил со многими русскими Владел русским языком в совершенстве, переводил «Пиковую даму» Пушкина и стихи.
Фенимор Купер (1789 - 1851гг.)
Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.
Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Учился в Йеле, но не окончил его, предпочел академической жизни, школу жизни.
Некоторое время служил во флоте, а затем поселился в родном Куперстауне. Несколько лет Купер провел путешествуя по Европе. Он был во Франции в годы революции (1830г.). Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»;
публицистические романы - «Домой», «Дома».
Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами в пенталогию о кожаном чулке входят следующие романы: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».
В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. Путешествуя по Европе Купер побывал во Франции, Германии, Италии, и очень хотел побывать в России (Одессе). За годы пребывания в Европе им были написаны несколько романов посвященных прошлому Европейских стран («Браво», «Палач»). В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии. Он стал свидетелем захватывающего страну ажиотажа нажива и спекуляции.
С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.
Эмиль Золя (1840-1902гг.)
Эмиль Золя один из крупнейших французских писателей II половины XIX века. Он был создателем теории натурализма - направление, которое возникло в 60-80гг. XIX века. В своих многочисленных статьях он изложил и обосновал теорию, натурализма как нового и единственного метода в литературе: самой знаменитой теоретической работой Золя является «Экспериментальный роман».
Натурализм по утверждению Золя представляет собой развитие традиций реализма прошлого. Золя интересуется успехами науки, открытиями в биологии, медицине и считал, что закономерности развития и животного мира могут быть перенесены на человеческое общество («те же законы управляют камнем на дороге и мозгом человека»). Золя считал, что писатель должен строго объективно изучать и отображать факты действительности, и не должен руководствоваться личными или политическим симпатиями. Стремление к натуралистическому анализу, детали быта, интерес к физиологии сочетались у Золя с тенденцией создания циклов романов, охватывающих большие и разные группы людей, связанных между собой родственными отношениями и социальными судьбами. Одним из самых знаменитых романов Золя было «Ругон-Маккары» - это серия романов, состоящих из 20 томов, которые он писал 22 года. Это была социальная история одной семьи. В этих романах были определены две задачи. Во-первых, изобразить историю разных представителей этой семьи в нескольких поколениях на основании теории наследственности. Во-вторых показать социальную обстановку в которой живут и действуют представители этой семьи, но прежде всего «Ругон-Маккары» это художественная летопись Франции, в период второй империи. Золя показывает положение различных классов и социальных групп. В его романе изображена правящая верхушка, высший свет республики, крупная финансовая буржуазия, банкиры, спекулянты, для которых режим Наполеона III представлял удобную возможность грабить Францию. Мелкая буржуазия, реакционное духовенство, ремесленники и рабочие, крестьянство, интеллигенцию. Золя отобразил жизнь всех этих людей, различных слоев общества. Большой его заслугой являлось то, что хотя он и был приверженцем натурализма, но судьбы и характер его героев объясняются не биологическими, а социальными факторами. Писатель видел противодействие действительности, он хотел изменений о обновлений мира, но боялся революции, не хотел ее и надеялся на мирное урегулирование, противостояние между трудом и капиталом. Одним из известных романов был «Жерминаль» (название весеннего месяца в революционном календаре установленным в период буржуазной революции). В этом романе правдиво показывается условия жизни простого рабочего народа и закономерность его возмущения. Главные действующие лица - это шахтеры, которые за свой каторжный труд получают ничтожную плату. Золя также сгущает краски, описывая личные отношения и семейную жизнь шахтеров. Золя принимал активное участие в общественной жизни Франции. Он выступил в защиту Дрейфуса - капитана Французской армии - еврея, который был обвинен в государственной измене и был приговорен к каторге. Золя опубликовал знаменитое письмо президенту Франции в защиту Дрейфуса, за которое его приговорили к тюремному заключению. Он вынужден был бежать из Франции и жить в Англии, но через год вернулся. Золя знали и любили в России. Некоторые его произведения появились в начале в России, а потом во Франции. Сам Золя писал, что начало его мировой известности, положила Россия и он всегда сохранял благодарность к стране: «предоставившей ему трибуну и самую образованную, страстную аудиторию».
Хотя Золя и поддерживал рабочие массы, ему были чужды мысли о резких преобразованиях в обществе, он хотел некоторого улучшения условий жизни простого народа.
Джек Лондон (1876-1916гг.)
Родился в Сан-Франциско, в бедной семье. С 10 лет работал разносчиком газет.
В 1893 году нанялся матросом.
В 1893г. Написал свой первый рассказ, работая на фабрике - «Тайфун у берегов Японии» и получил премию Сан-францисской газеты «Коля».
Джек Лондон за 17 лет своей творческой деятельности помимо многочисленных романов написал свыше 150 рассказов.
Джек Лондон испытывал постоянную
нужду. Первый брак он заключил с
учительницей, но был несчастлив и
развелся, затем женился на другой, но
всегда чувствовал себя одиноко. Он
начинает пить.
22 ноября 1916 года Лондон
неожиданно умирает.
Жорж Санд (1804-1870гг.)
Родилась она в Париже, детство ее прошло в поместье, воспитывалась бабушкой. Несколько лет Аврора провела в учебном заведении при женском монастыре около 3 лет. После смерти бабушки Аврора стала наследницей Наанского поместья. Год спустя она была замужем за господином Дюдеван, но брак оказался несчастливым. Романтическая с возвышенными чувствами Аврора была полной противоположностей грубому и расчетливому Дюдевану. Вскоре она развелась. 3 Затем уезжает в Париж. В Париже она знакомится с писателем Жулем Сандо. Они совместно публикуют несколько произведений в которых предстает монастырская жизнь, быт провинциальных дворян, но вскоре она была вынуждена публиковать свои произведения под псевдонимом Жорж Санд. Большой интерес у публики вызвал ее роман «Индиана» - в этой книги обнаруживается характерная особенность писательницы - стремление связать драму жизни, драму сознания героев с окружающей их общественной средой.
Действие в романе охватывает около 4 лет, и это были с 1827 по 1837гг. (был очень бурный момент в истории - французская буржуазная революция. Карл Х сошел с престола и на него взошел Луи Филипп Орлеанский).
В Индиане описываются не только взаимоотношения героини с окружающими людьми, но и рассказывается о реакции власти, о подавлении восстания в Париже, но в центре всего романа, конечно душевные переживания Индианы, ставшей женой полковника. Дельмара, жадного и жестокого, приземленного материалиста, который совсем не подходил своей романтической жене. Индиана стала женой по принуждению а не по любви. И когда она встречает человека, который воображает ее воображения, она влюбляется в него. Это Реймон де Рамер, парижанин, публицист, личность одаренная и одухотворенная. Еще очень интересен в романе образ креолки Нун, которая позже влюбляется в Рамера, но эта любовь оказалась для нее роковой.
Этот роман пользовался большим успехом. Бальзак так отзывался о нем: «Эта книга - реакция правды против фантастики, нашего времени против средневековья, внутренней драмы против вошедших в моду необычайных происшествий». Жорж Санд - первая из женщин сумела показать своим современникам, то что происходит в душе у женщины вынужденной жить с нелюбимым человеком, ненавидя и его и себя за это.
Жорж Санд в 32 года публикует свой новый роман «Валентина». Здесь писательница демонстрирует мастерство психолога. В центре этого романа любовь крестьянина Бенедикта - жены дворянина де Лансана Валентины, которая заканчивается трагически.
Избрав тему величия женской души, писательница утверждает идеал семьи основанной на сердечной склонности супругов и вводит в норму следующий принцип - необходимо разрушить узы брака, если они ненавистны обоим супругам. В этом же году Жорж Санд переживает тяжелый душевный кризис, едва не законченный самоубийством.
Все романы Жорж Санд о любви, все ее героини яркие, необычайные личности. Сама писательница верит, в то, что любовь это целительница, возвышающая человека, но любви сопутствует и измена, и коварство, она очень много путешествовала и имела интересные знакомства.
После своего пребывания в Италии в 1834г. она написала психологический роман под названием «Жак». В этом романе была воплощена мысль писательницы «любовь - целительница, возвышающая человека и творец его счастья», но не редко любовь может вызвать измену и коварство. Главная героиня романа натура возвышенная, чистая - влюблена в своего мужа, боготворит его, их семейная жизнь основана на искренней дружбе. Драматизм событий романа связан с встречей Фердинанды с романтической личностью Актавем. Фердинанда страдает, мучается, но ее муж Жак не признает компромиссов, он кончает жизнь самоубийством, чтобы освободить жену. В 30-ые годы Жорж Санд знакомится со многими писателями и поэтами. Большое влияние на нее оказали идеи утописта-социалиста Пьера Леру.
Писательница воплотила в своем творчестве революционную проблему (в это время широкое распространение в литературе получила тема «Французская буржуазная революция XVIII в).
Па протяжении последних лет Жорж Санд активно трудится на диалогией «Консуэлла» и «Графиня Рудольштаг». Сама писательница во время работы над этими романами больше вдается не в психологию своих героев, а пытается раскрыть социальные корни своих персонажей и их поступков. В своей диалогии писательница уточняет свои взгляды, находит веские аргументы в подтверждение своих демократических убеждений. Историческая и публицистическая основа многих ее романов, почерпнута не только из книжных источников, ведь огромное влияние на нее оказал Пьер Леру, который был членом Карбанарской организации, а потом состоял в Масонской ложе.
В первой части своей диалогии писательница рассказывает о главной героине - молодой испанке, родившейся в бедной семье и зарабатывавшей себе на кусок хлеба распевая на улице. Однажды ее заметил итальянский композитор и послал ее учиться в музыкальное училище в Венеции. Она влюбляется в ученика этой школы Азоленто, он также беден и они не могут пожениться. В конце концов Консуэллу замечают богатые вельможи, которые оказывают покровительство как ей так и ее жениху. Ее жених был менее талантлив, чем она и слаб духом. Известная певица - Примадонна театра, завидующая Консуэлле, отбивает жениха у Консуэллы. Консуэлла не смогла простить измены и уехала в Богемию. Там она знакомится с графом Рудельштадтом и живет вместе с ним в замке и становится графиней.
Действие второй части диалогии переносит нас в Берлин. События осложняются тем, что Консуэлла участвует в заговоре против короля, ее приказывают бросить в тюрьму, но к ней на помощь приходят друзья, после чего ее увозят в замок «Невидимых», которые поклоняются святой чаше Грааля.
Жорж Санд отлично изучила историю многих тайных обществ и религиозных сект, и поэтому она подробно описывает орден «Невидимых» - но это выдумка. Консуэлла была принята в это братство и в романе Жорж Санд также вводит элементы фантастики.
Дикая роза.
Мальчик розу увидел, Розу в чистом поле, К ней он близко подбежал, Аромат ее впивал, Любовался вволю, Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле!
«Роза, я сломаю тебя, Роза в чистом поле!» «Мальчик уколю тебя, Чтобы помнил ты меня!
Не стерплю я боли» Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле!
Он сорвал, забывши страх, розу в чистом поле, Кровь алела на шипах. Но она - увы и ax! -
не спаслась от боли. Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле! 1771г.
Гете(1742 - 1832гг.)
Гете родился 28 августа 1742 года во Франкфурте-на-майне.
В 1752 - 1755гг. посещает школу, изучает французский, итальянский, английский и древнеримский языки, а также музыку, ботанику, геологию, оптику, архитектуру, театр, живопись. В 1765 году уезжает в Лейпциг, учится на факультете права.
В 1770г. Уезжает в Страсбург и через год защищает диссертацию по праву. В том же году возвращается во Франкфурт, работает адвокатом.
Гете часто болел его могучую жизненную волю подтачивал туберкулез, когда он был студентом, он вел себя неуравновешенно, дважды покушался на свою жизнь.
Женился Гете в 1788г. (12 июля) на Христиане Вильпиус. В 1789 году у них родился сын Август. Он встречался с Наполеоном, с императрицей Австрийской, с императором Александром.
В 1815 году написал большинство стихов, книгу «Зулейка».
В 1817 году выходит в свет «Итальянское путешествие»
В 1818 году у него рождается внук Вольтер Вольфганг.
В 1932 умирает, в час своего рождения.
Генрих Гейне
Великий лирический поэт немецкого народа - Генрих Гейне был сыном сложной, переломной эпохи, у истоков которой стояла Великая Французская революция 1789-1794гг.
Известность и слава сопутствовали Гейне еще при жизни.
Родился Гейне 13 декабря 1797 года. В небольшом немецком городке Дюсельдорфе, который, как и Германию затронули события, связанные с войнами Наполеона в Европе.
Родители Гейне, выходцы из третьего сословия, симпатизировали новому. Отец семейства Самсон Гейне был незадачливым коммерсантом, дела его шли из рук вон плохо, но он не переставал верить, что фортуна подарит ему удачу. По словам сына, до конца своих дней отец оставался большим ребенком, не помнившем о прошедшем дне и никогда не желавшем подумать о дне завтрашнем. В отличии от отца, мать поэта - Бетти Гейне посвящала себя домашним заботам и воспитанию детей. Спустя три года после рождения первенца Гарри, так звали в семье будущего поэта, родилась Шарлота, в 1805г. -Густав и 1810г. - Максимилиан.
В семье Гейне особое значение придавали образованию детей. Уже с 4 лет Гарри начал посещать подготовительную школу. Быстро научившись грамоте, Гейне много читал еще в детстве. Разные книги побывали у него в руках. В 1807 году сменив по совету родителей ряд школ, Гейне стал слушателем Дюсердельфского лицея. Это заведение предлагало своим питомцам обширную программу знаний. Гейне с завидным упорством и искренней увлеченностью отдавался учебе. Становлению Гейне, поэта и человека, способствовали не только книги. Наделенный пытливым интересом к миру, Гарри то был весь захвачен шумной жизнью большого города, то искал уединения на лоне Рейнской природы. В феврале 1817г. в газете «Гамбургский страж» Гейне впервые печатает свои поэтические опыты, скрывая свое авторство, боясь испортить отношения с родителями, так как они были против его поэтической карьеры. В Гамбурге на семейном совете дальнейшем местом учебы был избран Берлинский университет. В апреле 1821г. студент-юрист прибыл в столицу Прусии. В декабре 1821г. первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. По складу таланту лирик, Гейне в эти годы упорно овладевал основами драматургии.
В конце 1834 года случилось событие, сыгравшее особую роль в личной жизни Генриха Гейне. Он увидел девушку, которую звали Матильда Мира, дочь простых крестьян, почти не знала грамоты. Они скоро стали встречаться и через год поженились. 1839 год начался для Гейне напряженной работой над крупной книгой, главным героем которой стал литературный критик Людвиг Берне. Рукопись была завершена и отправлена Кампе в начале 1840г. Соломон Штраус, муж Жанетты Воль, близкой знакомой Берне, распространял устно и письменно самые вздорные слухи о поэте, и вызвал Гейне на дуэль, где поэт получил легкое ранение в бедро. Несмотря на плохое состояние здоровья - головные боли и болезнь глаз, он вместе с Матильдой отправился в Гамбург, что бы познакомить ее с немецкой родней. Гейне находился в расцвете своих творческих сил, когда его легкая жизнь вступила в трудную пору. В декабре 1844 году умер неласковый благодетель поэта банкир Соломон Гейне, который завещал поэту смехотворно-ничтожную сумму.
1845г. принес Гейне нелегкую разлуку с Карлом Марксом, высланным из Парижа.
Болезнь поэта стала прогрессировать. Резко ухудшилось здоровье, паралич лица настолько затруднял речь, что, проведя долгие вечера с женой, Гейне не мог произнести не слова. Мучительные приступы боли не раз заканчивались обмороком. Революцию 1849 года, Гейне встретил смертельно больным. Несколько месяцев поэт провел в больнице, но паралич прогрессировал, затрудняя передвижения. В бессонные ночи этих тревожных и горьких лет рождалась книга под названием «Романсеро». Обреченный на полную неподвижность, полуслепой диктовал своему секретарю весь «Романсеро». Эта книга умножила поэтическую славу поэта. В 1856 году болезнь становится все изнурительнее. Но ум поэта оставался ясным, дух - твердым, воля - несломленной. Генрих Гейне умер ранним утром 17 февраля 1856г.
Джордж Гордон Байрон
Поэт родился 22 января 1788 года. Отец его, блестящий аристократ, промотал большую часть состояния и вскоре умер. Детство Байрона прошло в Шотландии, на родине матери - Кэтрин Гордон, дочери богатых землевладельцев - в маленьком городке Эбердине. Байрону едва исполнилось 10 лет, когда он после смерти деда унаследовал старинный замок Ньюстед и титул лорда, дающий право, достигнув совершеннолетия, занять место в верхней палате английского парламента. Детсов поэта было грустны. Мать его отличалась тяжелым, истерическим характером и дурно влияла на мальчика неожиданными переходами от бурных ласк к яростной брани. Ни смотря на бедность, мать прилагал все усилия, чтобы Байрон учился в хорошей школе, и усердно обращалась к врачам, в надежде избавить его от врожденной хромоты. Находясь в закрытой школе в Харроу, а затем в Кембриджском университете, Байрон пишет стихи и в 1809 году дает первый бой ополчившемся на его ранние произведения критикам. В том же году Байрон отправляется в путешествие на Восток - по Португалии, Испании, Греции, Албании, Турции.
Первые стихотворения Байрона создавались им в очень раннем возрасте. В стихах молодого поэта, естественно огромную роль играет любовь. Годы после возвращение (1812-1816) пора роста славы Байрона, вышедшая далеко за пределы Англии. В это же время формируются его резко демократические убеждения, которые нашли отражение в его творчестве.
В 1815 году Байрон женился на Анне Изабелле Милбэнк. Период очень недолгого супружества кончился уходом жены, разлукой с маленькой дочерью и открытой войной, объявленной «высшим светом» английского общества. Навсегда уехав из Англии, Байрон жил Сначала В Швейцарии, где началась его дружба с поэтом Шелли, потом в Италии (В Венеции, Равенне, Пизе, Генуе). В 1819 году он сближается с карбонариями - тайной организацией готовящей восстание против австрийского владычества в Италии. После разгрома Карбонариев (1822г.) Байрон принял участие в освободительной борьбе греческого народа против Турции. Вооружив на собственные средства отряд греческих патриотов, он отправляется в Грецию, но внезапно Байрон заболел лихорадкой, но не согласился покинуть лагерь. Болезнь осложнилась, и 19 апреля 1824 года, едва достигнув 36 лет, Байрон умер в осажденном греческом городе.
Творчество Байрона было с первых же шагов связано с проблемами своего народа и времени. Байрон всегда был максималистом, всегда предъявлял огромные требования к себе и окружающим, и к собственной поэзии. Он испытывал вечную неудовлетворенность и вечно осуждал себя с точки немыслимо высоких критериев. В смерти он обрел тот духовный абсолют, поискам которого была посвящена вся его жизнь. Желанное единство было добыто самой дорогой ценой.