Эпоха Нового времени (работа 1)

Полтора века от начала английской буржуазной революции (1640 г.) до начала французской буржуазной революции (1789 г.) вошли в историю под названием Нового времени. Новое время представляет собой глубочайшие культурные истоки современной западной цивилизации со всеми её достоинствами и недостатками. В этот период произошёл великий культурный переворот, с одной стороны, коренным образом изменивший миросозерцание и обыденное мышление людей, что существенно отразилось и на их повседневной жизненной практике, а с другой стороны - во многом определивший русло всего будущего развития народов Европы.

В европейских странах в 17 в. Наступил кризис, который был охарактеризован историками как “всеобщий”. И это не только по той причине, что кризис охватил большинство европейских стран, но и прежде всего в силу того, что он оказал влияние практически на все стороны общественной жизни.

Буржуазные революции в Нидерландах (1566-1609 гг.) и в Англии (1640-1688 гг.) дали миру первые образцы буржуазного строя. Старый феодальный порядок подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии, Франции, России, Испании и других странах. Синхронность этих проявлений кризисных общественно-политических ситуаций свидетельствовала об универсализме глубинных противоречий, процессов, не знавших национальных границ.

Столь же общеевропейский характер носили сдвиги в ментальности европейских народов.

Кризис мироощущения, обусловленный реформационным движением, наметился уже во второй половине 16 вв. - духовный оптимизм сменился глубоким пессимизмом.

Консервативное и пессимистическое мироощущение было связано с отрицанием разумности всего сущего, с иррационализмом, приобретавшим у одних форму признания неисповедимости воли божьей, у других - абсолютизации роли случайности в жизни отдельного человека и в истории, у третьих - скептического отношения к нравственным нормам.

Раз люди склонны нарушать освященные богом и веками обычаи подчинения “высшим” и “лучшим”, значит, человек - существо дурное, греховное. Такова логика пессимистического взгляда не природу человека. И человек - игрушка каких-то высших, непознаваемых, в конечном счете, потусторонних сил, и вовсе не так он могущественен, как твердили гуманисты и как показал Микеланджело, и сама история идёт по какой-то странной кривой. Отсюда один шаг и до “спасения” через “очищение” (костром), и до упования только на бога, и до жажды наслаждений, пользования “сегодняшним днём” по принципу “после нас хоть потоп”. На этой почве выросла и монашеская святость, и религиозный фанатизм, и моральная “терпимость” Лувра и Версаля с галантными похождениями их обитателей, с лёгкими связями и светской непринуждённостью.

Таким образом кризис феодальной культуры углубился, первые симптомы которого появились в эпоху Возрождения. Консерватизм, пессимизм, иррационализм - таковы главные черты духовного кризиса.

В 17 в. Феодально-католическая реакция потерпела кризис в области науки, не в силах уничтожить её великие завоевания. Это столетие с полным правом можно назвать веком познания научных законов и овладения природой, временем подчинения её власти человека.

Развернувшаяся в начале 17 в. научная революция заложила основы опытного знания. Открытия Галилея (1564-1642 гг.) и Кеплера (1571-1630 гг.) создали новую механику и новую астрономию.

Это было время великих открытий Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики; такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Сваммердам и Левенгук, внесли важный вклад во многие разделы биологии. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Воззрения Бэкона, Гоббса и Локка в Англии, Декарта и Гессенди во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма, в формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и реакционной идеологией церкви.

Завершение научной революции 17 в. связано с именем И. Ньютона (1642-1727 гг.), математически обосновавшего новую картину мироздания. Результатом научной революции 17 в. явилось фундаментальное обновление самого метода научного познания. Средневековая концепция знания не требовала эмпирического подтверждения. Пришедшая ей на смену опытная наука основывалась на методах точного исследования, измерения, взвешивания, нагревания и на других процедурах, результаты которых фиксировались методами математики.

Отмечавшийся с наступлением 17 в. кризис в художественной сфере имел в пределах европейского континента многообразные и в высшей степени противоречивые проявления.

Прежде всего, это относится к искусству, занявшему во всей культуре Нового времени высокое место. Художественное отражение действительности, конечно, уступало научно-теоретическому в логической стройности и чёткости, но оно обладало тем преимуществом, что более тесно связано с духовным миром человека. Для нового времени характерны многие художественные направления и стили. Два основных для 17-18 вв. - барокко и классицизм.

Проявления барокко легко определить по богатству пространственного разворота, стремительному движению, пышной орнаментации, изломанности линий, вычурности, обилию скульптурных украшений, парадности в архитектуре, скульптуре и живописи, в конфликтном раскрытии человеческого образа, его повышенной эмоциональности в литературе и музыке.

Барокко зародился в Италии, являясь в целом стилем, отражавшим преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства.

Общие принципы барокко были порождены кризисным состоянием общества, которое проявилось в ходе Реформации буржуазных революций, в столкновении научных и религиозных представлений о мире. Поэтому в искусстве барокко духовное находилось в контрасте с материальным. Художники этого стиля стремились запечатлеть движение, нереальность, сказочность мира. Лоренцо Бернини (1598-1680) был самым ярким мастером римского барокко. Архитектор, скульптор, живописец, он наиболее полно вобрал изящность стиля со всеми его достоинствами и недостатками. Главное и наиболее величественное сооружение католического Рима- собор св. Петра - представляет собой своеобразный музей творчества Бернини. Под его могучим куполом, воздвигнутым ещё Микеланджело, возвышается тридцатиметровая сень - монументально-декоративное сооружение мастера, а в алтаре - сверкающая белизной мрамора и игрой золота, украшенная фигурами, изображениями отцов церкви, ангелами и амурами, гениями и святыми кафедра Петра. Однако самое незабываемое впечатление от барочного Рима 17 в. производит площадь перед собором св. Петра. Это грандиозное творение Бернини, состоящее из 284 колонн, обнимает в четыре ряда огромное пространство.

В барочной литературе жизнь человека была представлена цепью трагических случайностей собственных страстей. Типичным явлением эпохи было напыщенная галантно-эротическая лирика итальянского поэта Д. Марино и порождённое им целое направление в поэзии, так называемый “маньеризм”.

Для музыки барокко были характерны контрасты “высокого” и “низкого”, духовного и материального, покоя и экстаза. Тяготение художественной культура 17 в. к синтетическому объединению различных видов искусства получило отклик в блестящем расцвете итальянской оперы и возникновению новых музыкальных жанров - кантаты и оратории.

Элитарность, мистика характерны для искусства барокко. Оно прославляло монархов, католическую церковь, вельмож. Пышность, изысканность барочных церквей и дворцов, литературы и музыки демонстрировали прочность и надёжность власти, богатства. Зрелищность была самой массовой приманкой католицизма. Подразумевалось, что под эгидой власти, имеющей право отпускать грехи, все католики могут созерцать великолепие и упиваться зрелищами в отличие от протестантов, обреченных на скудную и сухую простоту оголённых церквей.

Классицизм возник во Франции в 17 в. Предпосылкой появления классицизма было создание централизованного французского государства. Он выражал идеи, художественные вкусы преимущественно сторонников абсолютизма.

Главная идея классицизма нашла отражение во всех направлениях художественной культуры. Это гармония, разумность, упорядоченность, успокоенность, пропорциональность. Классицизм 17 в. был далёк от античности. Его основа - стремление к рационализму, к порядку, которые должны были бы главенствовать в централизованном государстве. Но так как идеал разумного устройства расходился с действительностью, то классицизм 17 в. утверждал в искусстве скучные академические правила. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над неразумными чувствами, отстаивала согласие искусства с “природой” - но только с “прекрасной”, облагороженной.

Вождём классицизма в живописи Франции 17 в. был Никола Пуссен (1594-1665)

Образцом классической архитектуры стал построенный по повелению Людовика XIV знаменитый Версальский дворец. Строгая планировка ансамбля, геометричность парковых аллей, скульптур, даже подстриженные деревья и кусты - всё возвеличивало человеческий разум и отражало веру в могущество человека.

В литературе и театре классицизм отличался однозначностью этических и эстетических категорий. Мужественный герой должен был быть мужественным во всём до конца - переходы и оттенки не признавались. Существовали неписаные правила о том, что разумно и правильно. Французские драматурги Корнель, Расин даже исторические сюжеты старались изменить в соответствии с ними. Такие строгие рамки стиля становились препятствием художественного прогресса, способствовали возникновению штампов, стандартов.

В целом драматургия и театр французского классицизма дали образы выдающихся достижений мирового искусства. Жан Батист Мольер (1622-1673 гг.) создал качественно новый жанр комедии, разоблачив все социально-значительные пороки человека в виде весёлого зрелища (“Мещанин во дворянстве”, “Тартюф”, “Дон Жуан” и др.).

В искусстве классицизма преобладали гражданские и воспитательные мотивы, стремление раскрыть внутренний мир человека.

Кроме барокко и классицизма, в рамках культуры нового времени, как самостоятельное направление развивался реализм. Одним из наивысших достижений реализма в художественной культуре 17 в. было творчество творчество гениального голландского художника Рембрандта ван Рейна (1506-1669 гг..).

Так выглядели основные проявления европейского кризиса 17 в. Большинство стран Европы имели общие экономические, политические, художественные традиции культуры. Многие фундаментальные исторические процессы - при всей специфике их проявления в рамках отдельных стран - носили в своей основе подлинно общеевропейский, континентальный характер.

В культуре 17 столетия ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы. Экономические потребности, прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъёму точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли своё отражение в развитии общественной мысли. В 17 в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных учёных и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Трудно найти столетие, которое бы дало столь крупное созвездие блестящих имен во всех областях человеческой культуры, как 17 век. Девизом этой эпохи стали высказанные на её пороге слова Джордано Бруно: “Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование”.

1