Культура эпохи Нового царства
Культура эпохи Нового царства
Новое царство было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта. Победоносные войны фараонов далеко отодвинули границы Египта на северо-восток – до Сирии и на юг –до 4-го порога Нила. Фараон Тутмос I дошел со своими войсками до верховьев реки Евфрат в Передней Азии. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
Архитектура «Град Амона», «Стовратные» (по выражению древнегреческого поэта Гомера). Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока.
Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него – в святилище с кладовыми. Такой план храмового здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, и был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5м. Общее число колонн равнялось 134 (!). Нижние части стен Карнакского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский храм иногда называют «каменным архивом» Египта. Карнакскийи и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.
Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины – фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.
Скульптура Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона
из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.
Амарнская эпоха В истории Нового царства был весьма кратковременный период
Который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве.
В XV в. до н.э. а Египте правила 18 династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура Египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих Египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами заканчивающимися простертыми ладонями.
Культ Атона был по сути натуралистическим, простым ясным культом самого животворящего Солнца. Богослужение совершалось под открытым небом, храмы Атона были открыты для всех.
Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV меняет свое имя на «Эхнатон», т. е. «угодный Атону» и основывает новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «Горизонт Атона»), куда переезжает со своим двором. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве., от живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона, членам его семьи приближенных фараона – реформатора. Искусство преобритает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портретов. Вот сам Эхнотон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством.
Искусство
послеамарнского
периода После Арманского периода усиливается начавшаяся еще при
Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое проявилась так же в сооружении царских статуй – колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II . Это - знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 метров в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем пережила века.
Особым типом храмового зодчества в эпоху нового царства стали храмы, вырубленные в толще скалы.Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма раскинут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 – метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 метров вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-Абу (20 династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового строительства.
Фараоны нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитые Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I с великолепными росписями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось на веки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали,вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасало их от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства фапаонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т.д. Сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну.
Упадок египетской
Культуры После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры,
Связанный, прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, затем – эфиопами, позже ассирийцами и персами.
Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях XXVI (Саисской) династии-VII в. до н.э. – так называемый Саисский Ренессанс. Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего царства, в частности, к идеальному портрету. Саисское Возрождение часто сравнивают с эпохой Возрождения в Европе (XV-XVI вв.) Но, в отличие от европейского, Саисский Ренессанс стал не исходной точкой нового расцвета, а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже исчерпана, все ярче разгоралась звезда древней Эллады. Однако закат цивилизации древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов мировой культуры.
Завоевание Египта Александром Македонским (332 г. до н.э.) открыло новый период в его истории, много веков спустя получивший название «эпохи эллинизма». Все историческое развитие Египта получило иное направление, возник симбиоз древнеегипетской и греко-македонской культуры. Эпоха эллинизма (IV-I вв. до. н.э.) была замечательна взаимопроникновением древневосточной и античной культур. Египет вновь стал блестящим центром культуры, правда, уже не столько египетской, сколько греческой (эллинистической).