Искусство в контексте культуры
Волгоградский Государственный Педагогический Университет
РЕФЕРАТ
по культурологи на тему:
Искусство в контексте культуры.
Выполнила:
студентка 1 курса
историко-экономического факультета
отделения «менеджмент организации»
Горина Ольга.
Проверила:
Суродина Н.Р.
Волгоград
2002
Содержание:
1. Искусство как форма культуры…………………………………………..3
2. Первобытная культура и первобытное искусство………………………6
3. Взгляды на происхождение искусства…………………………………...8
4. Искусство и действительность………………………………………….10
5. Список использованной литературы…………………………………...14
Искусство как форма культуры
“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться красота.”
/А. Банфи. Философия искусства/
Искусство — это
сфера духовно-практической деятельности
людей, которая направлена на художественное
постижение и освоение мира. Оно призвано
удовлетворять универсальную потребность
человека, воссоздавать окружающую
действительность в развитых формах
человеческой чувственности.
Выделяются
различные значения понятия «искусство»,
тесно связанные между собой. В самом
широком смысле категория «искусство»
отождествляется с мастерством. Другими
словами, речь идет об искусно исполненной
профессиональной деятельности, будь
то работа врача, актера, ученого или
рабочего.
В процессе дальнейшего
разделения и усовершенствования труда
под искусством стали понимать творческую
деятельность, направленную на
преобразование окружающего мира и
человека «по законам красоты». Здесь
также решающее значение имеет мастерство,
но направленное на реализацию внутренних
закономерностей структуры создаваемых
произведений.
Особым видом социальной
практики является собственно художественное
творчество, в процессе функционирования
которого создаются произведения
искусства, имеющие общественно значимый
смысл и отличающиеся оригинальностью
и новизной. Это третий и самый «узкий»
смысл в понимании искусства.
Специфика
искусства, позволяющая отличать его от
всех других форм человеческой деятельности,
заключается в том, что искусство осваивает
и выражает действительность в
художественно-образной форме. Она
является результатом конкретной
художественно-творческой деятельности
и одновременно — реализацией культурного
исторического опыта человечества.
Художественный образ выступает не
просто как внешнее сходство с
действительностью, а проявляется в виде
творческого отношения к этой
действительности, как способ домыслить,
дополнить реальную жизнь.
Художественный
образ — это суть искусства, это чувственное
воссоздание жизни, сделанное с
субъективных, авторских позиций.
Художественный образ концентрирует в
самом себе духовную энергию создавшей
его культуры и человека, проявляя себя
в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том
или ином зрительном толковании. Иными
словами, художественный образ может
быть воплощен в глине, краске, камне,
звуках, фотографии, слове и в то же время
реализовать себя как музыкальное
произведение, картина, роман, а также
фильм и спектакль в целом.
Как всякая
развивающаяся система, искусство
отличается гибкостью и подвижностью,
что позволяет ему реализовывать себя
в различных видах, жанрах, направлениях,
стилях. Создание и функционирование
произведений искусства происходит в
рамках художественной культуры, которая
объединяет в исторически изменяющееся
целое художественное творчество,
искусствознание, художественную критику
и эстетику.
Виды искусства — это
исторически сложившиеся, устойчивые
формы творческой деятельности,
художественно реализующие жизненное
содержание и различающиеся по способам
его материального воплощения:
-
изобразительное
искусство
раскрывает многообразие мира с помощью
красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с
помощью пластических и колористических
материалов);
- литература
включает в себя все оттенки творчества,
реализуемые в слове;
- музыка
имеет дело не только со звучанием
человеческого голоса, но и с разнообразными
тембрами, созданными природными и
техническими приспособлениями (речь
идет о музыкальных инструментах);
-
архитектура
и прикладное искусство
— через существующие в пространстве
материальные конструкции и вещи,
удовлетворяющие практические и духовные
нужды людей, — сложно и многообразно
выражают свою видовую определенность.
Каждый из видов искусства имеет
свои особые роды и жанры, есть внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства
проявляются в конкретную историческую
эпоху и в различных художественных
культурах по-разному, ибо само деление
искусства на виды связано, прежде всего,
с особенностями человеческого восприятия
мира. Язык красок, форм, звуков возник
в силу того, что краски, звуки, формы
получили выразительный смысл и
определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой
художественной культуры система видов
искусства постоянно изменялась, проявляя
при этом различные, порой взаимоисключающие
тенденции:
— из древнего синкретического
искусства произошла дифференциация
всех его видов,
— в процессе исторического
развития образовались синтетические
виды искусства (театр, архитектура),
—
влияние научно-технического прогресса
стимулировало появление новых видов
искусства (кинематограф, телевидение,
видео).
В современном развитии
взаимодействия видов искусства четко
обозначились тенденции:
— сохранения
суверенности каждого отдельного его
вида искусства;
— тяготения к синтезу
искусств.
Обе тенденции на сегодняшний
день актуальны и плодотворны, ибо
существующее между ними противоречие
ведет не к поглощению одних видов
искусства другими, а к взаимовлиянию и
взаимообогащению, но в то же время еще
раз подчеркивая их право на самостоятельное
функционирование в системе художественной
культуры.
Взаимоотношение различных
видов искусства — явление весьма
полезное, прежде всего для самого
развития искусства. Не оно имеет свои
пределы, его грани исторически подвижны
и изменчивы. Существование различных
видов искусства вызвано тем, что ни одно
из них своими собственными средствами
не может дать всеобъемлющую художественную
картину мира. Такую картину может создать
только вся художественная культура
человечества в целом, состоящая из
отдельных видов искусства.
Искусство
— явление социальное. Оно участвует в
социальном преобразовании общества,
оказывая эстетическое воздействие на
личность. Сам процесс творчества в
искусстве аккумулирует в себе впечатления,
события и факты, взятые из действительности.
Автор перерабатывает весь этот жизненный
материал, воспроизводя новую реальность
— художественный мир.
Искусство
полифункционально. Оно познает,
воспитывает, предсказывает будущее,
оказывает смысловое, почти гипнотическое
воздействие на людей, а также имеет и
другие функции. В этом и заключается
общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства.
Но главной его целью является социализация
личности и утверждение ее самоценности.
Искусство вовлекает человека в круг
социальной жизни, влияя на самые личные
стороны человеческого существа.
Первобытная культура
1) самый древний
тип культуры, определявший бытие людей
на протяжении почти всей их истории;
2) первобытной, архаичной может быть
культура живущих "рядом" с нами
народов, высокомерно называемой
некоторыми примитивной;
3) древнейшая
культура остается органичной и весьма
существенной частью современной
культуры, которая заслуженно гордится
своим рационализмом и техническим
могуществом.
Отношение к первобытной
культуре может быть различным. Еще в
древности родилась традиция отождествлять
первобытность с некультурностью.
Афинский оратор Изократ, живший в V-VI
вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин"
является обозначением культуры, а не
происхождения. С тех пор эта традиция
не исчезла, а слово "первобытный"
часто употребляют для обозначения
неразвитости, отсталости и т.д.
Однако
не нужно забывать, что высокие достижения
мировой культуры существуют на основе
первобытной культуры. Цивилизация стала
возможной потому, что параллельно с ней
шел процесс разрушения первобытной
культуры. Поэтому можно сказать, что
деление культур на планете на развитые
и неразвитые означает деление человечества
в целом на "эксплуататоров" и
"эксплуатируемых".
Первобытность
- это первое бытие. Разложение первобытной
культуры - это разложение основ культуры,
которое распространяется и на всю
культуру. Сохранить ее может только
культурное, т.е. почтительное и бережное,
отношение к ее основам.
Известный
культуролог и антрополог Дж. Фрэзер
писал:
...в числе благодетелей
человечества, которых мы обязаны с
благодарностью чтить, многие, если не
большинство, были первобытными людьми.
В конечном счете мы не так уж отличаемся
от этих людей, и многим из того истинного
и полезного, что так бережно сохраняем,
мы обязаны нашим грубым предкам,
накопившим и передавшим нам по наследству
фундаментальные представления, которые
мы склонны рассматривать как нечто
самобытное и интуитивно данное .
Первобытное
искусство
- искусство эпохи первобытнообщинного
строя. Возникло в позднем палеолите
(около 30 тыс. лет до н. э.) и отражало образ
жизни и воззрения первобытных охотников
(примитивные жилища, полные жизни и
движений пещерные изображения животных,
женские статуэтки). У земледельцев и
скотоводов неолита и энеолита появились
общинные поселения, мегалиты, свайные
постройки, изображения стали передавать
отвлеченные понятия, развилось искусство
орнамента. В эпоху неолита, энеолита,
бронзового века у племен Египта, Индии,
Передней, Средней и Малой Азии, Китая,
Южной и Юго-Восточной Европы сложилось
искусство, связанное с земледельческой
мифологией, орнаментированная керамика,
скульптура). У северных лесных охотников
и рыболовов бытовали наскальные
изображения, реалистические фигурки
животных. Скотоводческие степные племена
Восточной Европы и Азии на рубеже
бронзового и железного веков создали
звериный стиль. Поздние этапы П. и.
связаны с разложением первобытного
строя.
Особенностью первобытной
культуры является прежде всего то, что
она, образно говоря, скроена по мерке
самого человека. У истоков материальной
культуры вещами командовал человек, а
не наоборот. Конечно, круг вещей был
ограничен, человек мог их непосредственно
обозревать и чувствовать, они служили
продолжением его собственных органов,
в определенном смысле были их вещественными
копиями. Но в центре этого крута стоял
человек - их создатель. Первобытная
история, как и культура, имела еще одну
особенность - примитивный коллективизм.
Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого
объяснения причин возникновения
искусства нет. В марксистском учении
происхождение искусства объясняется
трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов
писал по этому поводу, что искусство -
дитя труда, а не игры.
Согласно иным
взглядам, искусство связано с религией.
Магия охоты и магия плодородия находили
отражение в деятельности первобытных
художников, где образам искусства
придавалось значение заклинания, а не
наслаждения. Такая точка зрения во
многом основана на том, что первобытные
художники делали изображения в потаенных
местах пещер, в темных камерах и коридорах,
на значительном отдалении от входа, где
и два человека не могли разойтись. Это
объясняют желанием создать вокруг
настенных изображений атмосферу тайны,
естественную для магических действий.
Существуют также традиция связывать
происхождение искусства с игровой
деятельностью. Давно было замечено, что
первобытные изображения постепенно
становились менее реалистичными, более
условными. Но для игры как раз и характерно
создание человеком в условном пространстве
и времени порядка, который определяется
им самим. Играющий человек выражает
себя в условно независимом, свободном
состоянии, в состоянии незаинтересованности
по отношению ко всему, что не связано с
игрой. Отсутствие внешней, посторонней
цели, когда целью становится сама
деятельность, роднит искусство и игру.
В книге "Утро искусства" академик
А.П. Окладников писал, что у первобытных
художников была лишь потребность в
материализованном выражении внутренних
переживаний, чувств и идей, творческой
фантазии.
Не исключено, что первобытные
художники, проникавшие в потаенные
места пещер, делали это не для магии, а
чтобы избежать свидетелей своего
творчества, которое могло казаться со
стороны пустым, непонятным и из-за этого,
может быть, вредным занятием. Некоторые
ученые связывают с игрой не только
искусство, но и всю первобытную культуру,
видят в ее истоках игру. Такой подход
характерен для философской герменевтики.
Г. Гадамер, рассматривал историю и
культуру как своего рода игру в стихии
языка.
Еще более показательны в этом
отношении взгляды голландского историка
культуры И. Хойзинги (иногда пишется
Хейзинга). В своей книге "Человек
играющий. Попытка определения игрового
элемента в культуре" (1938) он
универсализировал понятие игры, к
которой свел все многообразие человеческой
деятельности и рассматривал ее как
основной источник и высшее проявление
человеческой культуры. Чем ближе культура
к архетипам, т.е. чем более она первобытна,
тем более она игра; но отдаляясь от своих
истоков, подобно тому как человек
отдаляется от своего детства, культура
утрачивает игровое начало.
Конечно,
любая теория, в которой происхождение
искусства, равно как и культуры, сводится
к трудовой или игровой деятельности, к
магии, не бесспорна. Естественно, что
создание любой культурной ценности -
это труд. Но разве игра - не труд? Что
может быть серьезнее для ребенка, чем
игра? Но и труд вполне взрослого человека,
когда он сам по себе доставляет ему
радость и удовлетворение, мало чем
отличается от игры. Наконец, разве
культура и искусство не оказывают
магического воздействия, внушая нам
мысли и чувства или пробуждая желания,
которые без них у нас бы просто не
возникли?
В вопросе о происхождении
искусства важно понять не столько
причину, сколько цели, которые преследовал
первобытный художник, создавая
изображения. Ясно, что они могли быть
разными, что сами изображения потом
использовались с различными целями. Но
если художник, как писал А.П. Окладников,
удовлетворял свою потребность в
материализованном выражении внутренних
переживаний, которые для него были
идеальны, то целью его творчества служило
изображение идеала. Если для культуры
в целом характерно постоянное несовпадение
целей и идеалов, то в начальной стадии
культуры это совпадение все же происходило
в силу синкретического характера
первобытной культурной деятельности.
В современных
условиях значительно вырос интерес к
феномену культуры, что обусловлено
поиском ценностного гуманитарного
содержания и смысла жизни. Современной
наукой установлено, что человек конца
XX века подчиняется законам
культурной коммуникации. Осмысление и
реконструкция прошлого помогает человеку
найти опору в тех культурных ценностях,
которые лежат в основе будущего развития
и совершенствования культуры.
Культура
понимается нами как совокупный способ
и продукт человеческой деятельности,
реализующейся в процессах опредмечивания
и распредмечивания, и предстающей в
связывающей эти предметы форме, а
изобразительное искусство как особый
тип освоения человеком мира, образная
модель мироздания и самосознание
культуры.
Изучение изобразительного
искусства в контексте культуры проводится
нами с позиций влияния типа культуры
на общее развитие искусства.
Общетеоретическая концепция типологического
развития культуры по отношению к
кубанской культуре и изобразительному
позволяет выделить характерное
преобладание канонической культуры в
конце XVIII середине XIX в., а
динамической во второй половине
XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из
указанных периодов, господствовал
определенный тип художественной
деятельности: в начале народное
искусство, а затем профессиональное.
Искусство и действительность.
Художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности, типичной для духовности . Произведение искусства действительно является символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме. Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность, свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её гармоничности .
“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати, является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”
/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/
Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней, повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах, пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные проблеме, связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и появление новых ценностей в живописи .
Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или, скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом, художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей, определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства. Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную “публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.
“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и выразительности.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.186/
Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков случай с декоративным искусством.
“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты- спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.189/
Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей. Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.
Список использованной литературы:
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.
Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-Пьера Кюзена. – М: «ТЕРРА», 1997.
Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.
Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.