Билеты по предмету Античная культура за осенний семестр 2000 года
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 1
Вазопись, керамика и мелкая пластика Кипра.
Формирование теории литературы в трудах Аристотеля.
Нравственные идеи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха
Базилика как христианского храма.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 2
Значение крито-микенской цивилизации для формирования культуры Древней Греции.
Жанр трагедии в творчестве Софокла.
Родосская школа в изобразительном искусстве эллинизма.
Лирическая поэзия Катулла.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 3
Специфика архитектуры Микен по сравнению с архитектурой Крита.
Возникновение прозы в древнегреческой литературе. Историческая, философская и ораторская проза.
Алтарь Зевса в Пергаме как характерный памятник архитектуры эллинизма.
Помпеянские стили в монументальной живописи Рима.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 4
«Илиада» и «Одиссея» Гомера – памятники эпического жанра в древнегреческой литературе.
Жанровое своеобразие хоровой лирики. Поэзия Пиндара.
Стремление к монументальности и детализации в изобразительном искусстве эллинизма.
Принципы типизации в римской скульптуре по сравнению с греческой скульптурой классической эпохи.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 5
Кносский дворец - архитектурный прообраз греческого мифа о Минотавре.
Политическая проблематика комедий Аристофана.
Индивидуальное и характерное в скульптурном портрете эллинизма.
Сатира в римской поэзии.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 6
Микенский мегаон как прообраз греческого храма.
Учение Поликена о пропорциях человеческого тела в скульптуре, его художественное воплощение («Дорифор»).
Экспрессивный пафос в пластике эллинизма.
Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 7
Основные типы греческих храмов.
Скульптурный портрет в творчестве Лисиппа.
Универсализм и индивидуализация как две взаимосвязанные тенденции в эпоху эллинизма.
Эволюция катакомбной живописи Рима.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 8
Современные сведения о критской письменности (линейное письмо «А», «Б»).
Общие сведения о древнегреческой живописи.
Формирование классической филологии в александрийской школе эллинизма.
Триумфальная арка как специфический вид римской архитектуры.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 9
Жанр дидактического эпоса в творчестве Гесиода («Труды и дни»).
Новаторство Скопаса в области скульптуры Древней Греции.
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха в истории литературы Европы.
Инженерные сооружения в архитектуре римлян.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 10
Отражение культуры быка в дворцовых фресках.
Фидий как представитель высокой классики в области скульптуры.
Проблемы хронологии культуры эллинизма в современной науке.
«Природа вещей» Лукреция как философская поэма.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 11
Специфика изобразительного искусства Микен по сравнению с крито-минойским искусством.
Пракситель как предшественник эллинизма в области скульптуры.
Специфика культуры эллинизма.
Арочные и сводчатые конструкции в римском зодчестве.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 12
Трактовка движения в древнегреческой скульптуре архаики.
Скульптурный декор Парфенона.
Жанровое своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
Ордерное решение Колизея.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 13
Рельефы архаической архитектуры.
Мотивы и образы «Орестеи» Эсхила и «Антигоны» Софокла – в драматургии XX в.
Апология случайного в литературе эллинизма.
Значение античной культурной традиции в процессе формирования культуры средневековья.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 14
Ордер: основные типы ордеров, время их возникновения.
Ансамбль Афинского акрополя как синтез архитектурных и скульптурных форм.
Жанр идиллии в творчестве Феокрита.
Жанр комедии в творчестве Плавта и Теренция.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 15
Геометрический стиль в изобразительном искусстве Древней Греции XI-VIII вв. до н.э.
Жанровое своеобразие хоровой лирики Поэзия Пиндара.
Интерес к внутреннему миру личности в литературе и изобразительном искусстве эллинизма.
Значение форума в градостроительной практике Рима.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 16
Чернофигурный стиль в древнегреческой вазописи VII-VI вв. до н.э.
Передача движения в скульптуре классики по сравнению со скульптурой архаики.
Пергамская школа в изобразительном искусстве эллинизма.
Комедия Плавта в европейской театральной традиции нового времени.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 17
Своеобразие фресковой живописи Кипра.
Интерес к внутреннему миру человека в драмах Еврипида.
Роман Гелиодора «Эфиопика» как типичный любовный роман.
Художественное своеобразие романа Петрония «Сатирикон».
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 18
Художественное единство поэмы Гомера «Илиада».
Коринфский ордер в архитектуре Древней Греции, его отличия от дорического и ионического.
Эксперименты в области жанра и стиля в литературе эллинизма.
Жанр элегии в римской литературе.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 19
Художественное своеобразие «Одиссеи» Гомера (по сравнению с «Илиадой»).
Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода классики.
Драматургия Меандра и европейская театральная традиция нового времени.
Философская проблематика романа Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 20
Алкей и Сапфо как представители сольной лирики в древнегреческой литературе.
Жанр староаттической комедии в творчестве Аристофана.
Статуя «Ники Самофракийской» как характерный памятник скульптуры эллинизма.
Новые типы зданий в римской архитектуре.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 21
Монументальная круглая скульптура архаического периода в Древней Греции.
Воплощение идеала гармонически развитого человека в пластике греческой классики.
Эволюция ордерной системы в эпоху эллинизма.
Поэтическое творчество Горация.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 22
Мифология как основной принцип поэтического мышления в «Илиаде» Гомера.
Значение хора в структуре древнегреческой драмы.
Формирование новых принципов градостроительства в архитектуре эллинизма.
Значение традиций Сенеки для теоретической культуры эпохи классицизма.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 23
Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода архаики.
Синтез движения и покоя в скульптуре Мирона.
Жанровое своеобразие новоаттической комедии. Творчество Меандра.
Исторический рельеф как специфический римский скульптурный жанр.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 24
Рационалистическое отношение к мифу в космогонической поэме Гесиода «Теогония».
Олимпийские игры как фактор развития античной культуры.
Традиции сатиры Лукиана в западноевропейской литературе.
Пантеон как выдающийся памятник римского зодчества.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 25
Гомеровский вопрос в истории эстетической мысли античности и нового времени.
Жанр трагедии в творчестве Эсхила.
Трактовка борьбы богов и гигантов в рельефе фриза Пергамского алтаря Зевса.
Язык и стиль речей Цицерона.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 26
Общая классификация древнегреческой лирики.
Краснофигурный стиль в древнегреческой вазописи.
«Ученая поэзия» александрийской школы.
Новаторство римлян в области архитектуры.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 27
Рождение лирики как рода архитектуры в архаической Греции.
Театр в Древней Греции: генезис, специфика, эволюция.
Храм Артемиды Эфесской как памятник архитектуры эллинизма.
Историческое значение творчества Вергилия.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 28
Отражение микеновской эпохи в «Илиаде» Гомера.
Ордерное решение в архитектуре Парфенона в контексте формирования эллинского стиля.
Скульптурная группа «Лаокон и его сыновья».
Значение поэтики Горация для формирования доктрины европейского классицизма.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 29
Рельеф Львиных ворот как первый памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.
Рельеф в древнегреческом пластическом искусстве.
Фаюмский портрет в истории изобразительного искусства эллинизма; его эволюция (I – IV вв. н.э.).
Вергилий как создатель национального римского эпоса.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 30
Гесиод как автор первой исторической концепции в европейской культуре (Миф о пяти веках в поэме «труды дни»).
Мавзолей как архитектурный памятник поздней классики в Древней Греции.
Фреска и мозаика эпохи эллинизма.
Скульптурный портрет в римском искусстве.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 31
Значение крито-минойской цивилизации для культуры Микен.
Трагедия Эврипида в контексте кризиса полисной демократии в Древней Греции.
Роль «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха в становлении биографического жанра.
Значение художественной традиции этрусков для изобразительного искусства и архитектуры римлян.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 32
Ионический и дорический ордера в древнегреческой архитектуре эпохи архаики.
Рождение драмы как литературы в Древней Греции.
Сатира Лукиана из Самосаты.
Художественное своеобразие «Метаморфоз» Овидия.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 33
Дворцовая архитектура крито-минойской цивилизации.
Принципы типизации в древнегреческой скульптуре классического периода.
Попытка возрождения мифологического эпоса в творчестве Аполлония Родосского.
Эволюция римской историографии.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 34
Мировое значение поэзии Гомера.
Эрехтон как своеобразный памятник древнегреческой архитектуры классического периода.
Рождение жанра романа в древнегреческой литературе.
Эволюция ордерной системы в римском зодчестве.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Билет № 35
Новаторство Ахилоха в области лирической поэзии Древней Греции.
Искусство терракоты в древнегреческой пластике.
Скульптура «Венеры Милосской» и её место в истории античного искусства.
Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
примерный перечень экзаменационных вопросов
Античная культура
Значение крито-микенской цивилизации для формирования культуры Древней Греции.
Своеобразие фресковой живописи Кипра.
Дворцовая архитектура крито-минойской цивилизации.
Вазопись, керамика и мелкая пластика Кипра.
Специфика изобразительного искусства Микен по сравнению с крито-минойским искусством.
Рельеф Львиных ворот как первый памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.
Геометрический стиль в изобразительном искусстве Древней Греции XI-VIII вв. до н.э.
Специфика архитектуры Микен по сравнению с архитектурой Крита.
Микенский мегаон как прообраз греческого храма.
Гомеровский вопрос в истории эстетической мысли античности и нового времени.
«Илиада» и «Одиссея» Гомера – памятники эпического жанра в древнегреческой литературе.
Отражение микеновской эпохи в «Илиаде» Гомера.
Мифология как основной принцип поэтического мышления в «Илиаде» Гомера.
Художественное единство поэмы Гомера «Илиада».
Художественное своеобразие «Одиссеи» Гомера (по сравнению с «Илиадой»).
Жанр дидактического эпоса в творчестве Гесиода («Труды и дни»).
Рационалистическое отношение к мифу в космогонической поэме Гесиода «Теогония».
Общая классификация древнегреческой лирики.
Новаторство Ахилоха в области лирической поэзии Древней Греции.
Алкей и Сапфо как представители сольной лирики в древнегреческой литературе.
Монументальная круглая скульптура архаического периода в Древней Греции.
Трактовка движения в древнегреческой скульптуре архаики.
Чернофигурный стиль в древнегреческой вазописи VII-VI вв. до н.э.
Основные типы греческих храмов.
Ордер: основные типы ордеров, время их возникновения.
Ионический и дорический ордера в древнегреческой архитектуре эпохи архаики.
Кносский дворец - архитектурный прообраз греческого мифа о Минотавре.
Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода архаики.
Рождение лирики как рода архитектуры в архаической Греции.
Мировое значение поэзии Гомера.
Рельефы архаической архитектуры.
Гесиод как автор первой исторической концепции в европейской культуре (Миф о пяти веках в поэме «труды дни»).
Значение крито-минойской цивилизации для культуры Микен.
Отражение культуры быка в дворцовых фресках.
Современные сведения о критской письменности (линейное письмо «А», «Б»).
Жанровое своеобразие хоровой лирики Поэзия Пиндара.
Возникновение прозы в древнегреческой литературе. Историческая, философская и ораторская проза.
Рождение драмы как литературы в Древней Греции.
Театр в Древней Греции: генезис, специфика, эволюция.
Жанр трагедии в творчестве Эсхила.
Жанр трагедии в творчестве Софокла.
Трагедия Эврипида в контексте кризиса полисной демократии в Древней Греции.
Жанр староаттической комедии в творчестве Аристофана.
Значение хора в структуре древнегреческой драмы.
Воплощение идеала гармонически развитого человека в пластике греческой классики.
Скульптурный декор Парфенона.
Учение Поликена о пропорциях человеческого тела в скульптуре, его художественное воплощение («Дорифор»).
Принципы типизации в древнегреческой скульптуре классического периода.
Передача движения в скульптуре классики по сравнению со скульптурой архаики.
Синтез движения и покоя в скульптуре Мирона.
Искусство терракоты в древнегреческой пластике.
Фидий как представитель высокой классики в области скульптуры.
Общие сведения о древнегреческой живописи.
Новаторство Скопаса в области скульптуры Древней Греции.
Скульптурный портрет в творчестве Лисиппа.
Пракситель как предшественник эллинизма в области скульптуры.
Рельеф в древнегреческом пластическом искусстве.
Краснофигурный стиль в древнегреческой вазописи.
Ансамбль Афинского акрополя как синтез архитектурных и скульптурных форм.
Ордерное решение в архитектуре Парфенона в контексте формирования эллинского стиля.
Эрехтон как своеобразный памятник древнегреческой архитектуры классического периода.
Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода классики.
Мавзолей как архитектурный памятник поздней классики в Древней Греции.
Формирование теории литературы в трудах Аристотеля.
Мотивы и образы «Орестеи» Эсхила и «Антигоны» Софокла – в драматургии XX в.
Олимпийские игры как фактор развития античной культуры.
Интерес к внутреннему миру человека в драмах Еврипида.
Политическая проблематика комедий Аристофана.
Жанровое своеобразие хоровой лирики. Поэзия Пиндара.
Коринфский ордер в архитектуре Древней Греции, его отличия от дорического и ионического.
Специфика культуры эллинизма.
Проблемы хронологии культуры эллинизма в современной науке.
Формирование классической филологии в александрийской школе эллинизма.
Жанровое своеобразие новоаттической комедии. Творчество Меандра.
«Ученая поэзия» александрийской школы.
Жанр идиллии в творчестве Феокрита.
Сатира Лукиана из Самосаты.
Нравственные идеи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха
Рождение жанра романа в древнегреческой литературе.
Жанровое своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
Интерес к внутреннему миру личности в литературе и изобразительном искусстве эллинизма.
Экспрессивный пафос в пластике эллинизма.
Стремление к монументальности и детализации в изобразительном искусстве эллинизма.
Родосская школа в изобразительном искусстве эллинизма.
Пергамская школа в изобразительном искусстве эллинизма.
Трактовка борьбы богов и гигантов в рельефе фриза Пергамского алтаря Зевса.
Формирование новых принципов градостроительства в архитектуре эллинизма.
Эволюция ордерной системы в эпоху эллинизма.
Алтарь Зевса в Пергаме как характерный памятник архитектуры эллинизма.
Храм Артемиды Эфесской как памятник архитектуры эллинизма.
Драматургия Меандра и европейская театральная традиция нового времени.
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха в истории литературы Европы.
Традиции сатиры Лукиана в западноевропейской литературе.
Статуя «Ники Самофракийской» как характерный памятник скульптуры эллинизма.
Скульптурная группа «Лаокон и его сыновья».
Скульптура «Венеры Милосской» и её место в истории античного искусства.
Попытка возрождения мифологического эпоса в творчестве Аполлония Родосского.
Эксперименты в области жанра и стиля в литературе эллинизма.
Индивидуальное и характерное в скульптурном портрете эллинизма.
Роман Гелиодора «Эфиопика» как типичный любовный роман.
Фреска и мозаика эпохи эллинизма.
Апология случайного в литературе эллинизма.
Универсализм и индивидуализация как две взаимосвязанные тенденции в эпоху эллинизма.
Роль «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха в становлении биографического жанра.
Фаюмский портрет в истории изобразительного искусства эллинизма; его эволюция (I – IV вв. н.э.).
Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.
Жанр комедии в творчестве Плавта и Теренция.
Язык и стиль речей Цицерона.
«Природа вещей» Лукреция как философская поэма.
Лирическая поэзия Катулла.
Вергилий как создатель национального римского эпоса.
Поэтическое творчество Горация.
Жанр элегии в римской литературе.
Художественное своеобразие «Метаморфоз» Овидия.
Эволюция римской историографии.
Сатира в римской поэзии.
Художественное своеобразие романа Петрония «Сатирикон».
Философская проблематика романа Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».
Скульптурный портрет в римском искусстве.
Помпеянские стили в монументальной живописи Рима.
Эволюция катакомбной живописи Рима.
Исторический рельеф как специфический римский скульптурный жанр.
Принципы типизации в римской скульптуре по сравнению с греческой скульптурой классической эпохи.
Новаторство римлян в области архитектуры.
Значение художественной традиции этрусков для изобразительного искусства и архитектуры римлян.
Триумфальная арка как специфический вид римской архитектуры.
Эволюция ордерной системы в римском зодчестве.
Пантеон как выдающийся памятник римского зодчества.
Ордерное решение Колизея.
Инженерные сооружения в архитектуре римлян.
Значение традиций Сенеки для теоретической культуры эпохи классицизма.
Значение поэтики Горация для формирования доктрины европейского классицизма.
Комедия Плавта в европейской театральной традиции нового времени.
Историческое значение творчества Вергилия.
Значение античной культурной традиции в процессе формирования культуры средневековья.
Базилика как христианского храма.
Арочные и сводчатые конструкции в римском зодчестве.
Значение форума в градостроительной практике Рима.
Новые типы зданий в римской архитектуре.