Витражи: от древности до современности
Витражи: от древности до современности
Сегодня витражи переживают свое очередное рождение. Все чаще их используют в элементах мебели, в оформлении декоративных перегородок и беседок, вставляют в оконные проемы и т. д. Витраж, подобно волшебному кружеву, вплетается в нашу повседневную жизнь, принося в нее небольшой кусочек сказочной атмосферы. На витражной картине словно оживают и переливаются разными красками в лучах света составляющие ее образы.
Первые упоминания о витражах пришли к нам из древнего Египта и Византии. В те времена витраж считался роскошью. Им украшали только дома знати и вставляли в оконные проемы храмов. Но второй родиной витражного искусства можно смело назвать Америку девятнадцатого века. До этого времени витраж относился к оформительскому ремеслу, и не считался особенным видом искусства. Однако профессиональные художники Джон Ла Фарж и Луис Комфор Тиффани подняли уровень витражного искусства до высот живописи и архитектуры. В те времена живопись пользовалась огромной популярностью. А эти два художника, работая со стеклом, пытались добиться в своих картинах объема, передачи глубокого пространства и игры света и тени. Ла Фарж и Тиффани работали в витражном стиле примерно в одно время, но отдельно друг от друга. Однако дело у них было общее: они изобретали новые технологии изготовления стекла разной фактуры и неповторимых оттенков. В результате их кропотливого труда на свет появились витражные произведения неповторимой цветовой гаммы и выразительности.
Считается, что изобретение молочного стекла с включением опаловых разводов, использующегося в витражном искусстве и по сей день, принадлежит Ла Фаржу. Продолжение работы художников в данном аспекте позволило получить невероятное количество разных вариантов оттенков стекол. Плодами этого невероятного труда пользуются в витражных мастерских и до сих пор.
Луис Комфор Тиффани усовершенствовал технику пайки стекла. В своих работах он применял многослойное стекло и соединял элементы медной фольгой или свинцовыми протяжками. Для того чтобы усилить зрительный эффект, придать витражу объем и пространственный эффект, мастер намеренно менял толщину соединительных швов. Однако Тиффани, как любая творческая личность, был натурой увлекающейся. Часто вследствие желания автора добиться естественности и высокого художественного уровня, его витражи становились практически неподъемными, а иногда и теряли прозрачность из-за наложения большого количества слоев стекла. Луис Комфор Тиффани был сторонником декоративных витражей, которые замечательно смотрелись в разных масштабах и местах. Но и старинной техники изготовления витража этот художник-новатор не чурался. Тиффани пользовался ей в изготовлении витражей для храмов и в изображении ликов святых.
Но все-таки Тиффани был человеком практичным, поэтому авторская техника изготовления витражей Тиффани упрощена до минимума. Она известна в истории стеклоделия как «Техника Тиффани». Техника Тиффани появилась примерно в 1899 году и сразу же стала популярной в обычном быту. Благодаря технике Тиффани (используя его витражную технику), изготавливали абажуры для электрических ламп. Конечно, масштабы работы в этой сфере применения витражей не сравнятся с масштабами создания классических витражей. Однако и витражные абажуры для ламп требовали особого мастерства и сноровки, так как имели полукруглую форму. Чтобы создать витраж такой формы, требовалось много маленьких фрагментов для создания единого изображения.
Недоброжелатели утверждали, что Тиффани изготавливал свои абажуры из мелкого стекла, так сказать, отхода производства больших витражей. Но это, конечно, не правда. Основной секрет витражной техники Тиффани заключается в том, что для приготовления маленького фрагмента нужного оттенка используется большой кусок материала.
Вспомним еще и условия, благоприятствующие расцвету моды на абажуры от Тиффани. В конце девятнадцатого века стиль «модерн» получил статус самостоятельного направления в искусстве. А абажуры Тиффани, выполненные в витражной технике, как нельзя лучше вписывались в интерьер, выполненный в стиле модерн. В то время изготовлением витражей и абажуров занимались не только в мастерской Тиффани. Многие художники практиковали витражное искусство. А основной темой витражных абажуров были геометрические узоры, насекомые и цветы.
Среди большого разнообразия витражных изделий на рынке изделия Тиффани пользовались особым спросом. Их отличала не только уникальность рисунка, но и отменное качество. Но Тиффани никогда не останавливался на достигнутом. Он смело экспериментировал со стеклом: прокаливал его и растягивал, соединял прозрачное стекло с матовым, отливал отдельные фрагменты изображения и т. д. Итог этого кропотливого труда был достойно оценен: быть обладателем изделия витражного искусства от Тиффани престижно во все времена.
Вот так, благодаря американским художникам Джону Ла Фаржу и Луису Комфору Тиффани, один из самых древних видов искусства – витраж – сохранился до наших дней и до сих пор пользуется широкой популярностью.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://kulturoznanie.ru/