Мозаика как подарок Древнего Рима.
Мозаика как подарок Древнего Рима
Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.
Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.
В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.
Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.
Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.
На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.
Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.
Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kulturoznanie.ru/