Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Волгоградский государственный институт искусств и культуры"
Кафедра декоративно-прикладного искусства
РЕФЕРАТ
на тему:
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСКУССТВА ГРАФИКИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Выполнила:
Виткова Мария Владимировна,
студент гр.4 - ДПИ Проверила:
Кириллова О.С., канд. пед. наук, доцент
Волгоград 2010
Содержание
Введение
Ретроспективный анализ искусства графики
1. Основные элементы графики
1.1 Линейная графика
1.2 Штриховая графика
1.3 Пятновая графика, силуэт
1.4 Точечная графика
2. Комбинирование элементов графики
2.1 Линейно-пятновая графика
2.2 Линейно-штриховая графика
2.3 Сочетание линии, штриха и точки в графике
2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования. Начертание их менялось, пока не приняло облик знакомых нам букв. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста.
Термин "Графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - началеXX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала в графике. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией. Поэтому в графике, наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии,). Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в ней неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр У. Хогарта, Ф. Мазереля, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, В.И. Касияна, литографий А.Ф. Пахомова, рисунков Б.И. Пророкова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.
Ретроспективный анализ искусства графики
1. Основные элементы графики
Из теоретического и практического опыта прошлого в изобразительном и прикладном искусстве принято выделять четыре элемента графики: линию, штрих, пятно и точку.
В данной работе мы проследим, как эти элементы применялись мастерами в создании графических произведений.
1.1 Линейная графика
Основной графический элемент - линия, с помощью которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Некоторые историки и теоретики считают, что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Известно, что раннее искусство было линейным, с течением времени формы работы линией усложнялись, видоизменялись. К ней прибавляется тон, цвет, светотень. Само же понимание культуры графической линии, теоретическое осознание и обоснование произошли лишь на рубеже ХIX-XXвв. вместе с признанием графики как особого вида изобразительного искусства. Современное понимание культуры графической линии вышло из многих факторов: художники находили интересные изображения посредством линии в росписях древнегреческой керамики, наиболее сильное влияние на европейских художников XIX-XXв. оказала японская ксилография. Многие художники обладали великолепным чувством линии и оставили нам замечательное наследие. Среди них особенно выделяется творчество Обри Бердслея. "Красоте его линий" отдали дань крупные русские и западные искусствоведы, художник К.А. Сомов. Широко известен графический лист О. Бердслея " Аполлон, преследующий Дафну". Мастерство владения линией показал в "Этюдах обнаженного тела" Ф. Валлотон. Предельная выразительность линии прослеживается у А. Матисса ("Автопортрет", "Портрет девушки"). Напряженность и сила линии видны в контурно-плоскостных рисунках мастера карикатуры О. Гульбранссона. Высочайшей культурой графической линии обладал П. Пикассо. Он избегает резких деформаций в рисунках такого характера, предназначая их преимущественно для области своих идеальных представлений. Примером тому служит рисунок "Молодая девушка". Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М. Лаптева, В.М. Конашевича, Т.А. Маврину, Б.Д. Григорьева.
Перовые рисунки Н, В, Кузьмина видятся мгновенно брошенными на бумагу, легкими и воздушными. "Художник пользуется приемом рисования, в котором неоконченное возвещено в принцип ради жизненности результата". (Григорьев Б.Д. "Линия"). Среди плеяды графиков 20-30-х годов ХХ века, видное место занимает В, М. Конашевич, создавший свою логическую систему работы линией. Его линия - результат строгого отбора средств выражения долгого размышления в передаче линии. В этом плане хочется обратить внимание на его рисунки тушью, иллюстрации детских книг, исполненные линией.
1.2 Штриховая графика
Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель - у них есть немало произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.
Работы Рембрандта - одни из немногих подлинных примеров единства выражения формы и содержания в графике. Изображения выполнены в основном в технике перового рисунка и в офорте. Особенно хороши его офортные портреты ("Ювелир Ян Лютма" и др.). Штрих Рембрандта никогда не бывает однотолщинным, каждый участок линии в штрихе имеет свой нажим. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают ту таинственную среду, которая во многом обязана разнообразию фактур, получающихся при пересечении штрихов. Таким же способом набирается знаменитая рембрандтовская глубина тона и выявляется светотень. ("Автопортрет с пером") Совершенно другое использование штриха можно увидеть в рисунках А. Ватто. Короткий мелкий штрих прекрасно выражает форму, почти не прибегая к добавлению контурной линии. В рисунках Дюрера штрихи активно идут по поверхности формы, точно выявляя объем. Штрих недлинный и чаще всего поперек формы сильно подчеркивает округлости. Это почти скульптурное понимание пластики. Методически точным штрихом обладал Гендрик Гольциус (1558-1617). Его считают виртуозом в истории резцовой гравюры по меди. Изощренным рисовальным штрихом владел Г. Доре. (иллюстрации к романуФ. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"). Штриховые рисунки В. Ван-Гога нельзя спутать с другими. Обостренное чувство ритмического строя среды сподвигает его на создание своего языка. Ван-Гог редко использовал перекрещивание штрихов, так как это снижает динамику, необычайно важную для него. Для фактуры каждого предмета он находил свой штрих ("Лодки в море у Сен-Мари"). Нельзя оставить без внимания рисунки пером Н.С. Самокиша, выполненные для журнала "Нива". Он существенно повлиял на развитие штрихового графического изображения в журналах России, применяя традиции английских рисовальщиков конца ХIX в. Для них был характерен плотный, почти сливающийся штрих, определяющий местоположение объекта на бумаге, тон и до некоторой степени фактуру. Изображение исполнялось виртуозно, очень точно, но "грешило" однообразием приема штрихования, переходящего часто с предмета на предмет без особых изменений и работающего как усложненное штриховой фактурой графическое пятно. Об особенностях техники работы М.А. Врубеля можно судить по штриховой мозаичной кладке в известных рисунках цветов и пейзажах. Видными мастерами штрихового рисунка в русской графике были А. Кубин, Г. Лоссов, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, И.И. Шишкин, А.М. Лаптев и др.
Кроме этого, чисто технический опыт фактурной штриховки накоплен граверами Европы XVIII - XIX вв., занимавшимися репродуцированием известных работ. Репродукционной гравюрой заполнены многочисленные книги по искусству и периодическая печать этого периода.
1.3 Пятновая графика, силуэт
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне.
Не многие художники в совершенстве владели искусством пятновой черно-белой графики. Центральной фигурой среди этих немногих является Феликс Валлотон. Художник пришел к графике контрастных пятен через поиски в штрихе, линии ("Этюды обнаженного тела", Обложка каталога издательства Э. Саго). Художник В.А. Фаворский писал, что с помощью " формы пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного". Советская книжная графика 1920-х гг. прекрасно это подтверждает. Работы В.В. Лебедева, В.Н. Курдова, В.А. Дувидова, Л.М. Лисицкого и др. вошли в золотой фонд советской графики. Использовал возможности пятновых графических решений в художественном оформлении книги Д.И. Митрохин. Его плоскостные изображения точны в своих подробностях и подчас сказочно экзотичны.
Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Из наиболее известных русских мастеров силуэта XIX в. можно назвать графа Ф.П. Толстого и Е.М. Бем. В период расцвета силуэтного искусства в графике видное место занимали К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, М.В. Добружинский и особенно Г.И. Нарбут (иллюстрации к книгам " Отечественная война 1812 года в баснях Крылова", "Спасенная Россия в баснях Крылова") и Е.И. Кругликова ("На выставке "Мир искусства", "Портрет А.А. Радакова"). Активное введение в черные силуэты человеческих фигур и голов белых элементов одежды в работах Кругликовой усилило взаимодействие силуэта и белого поля бумаги.
Особые темы того времени - силуэтные изображения детей и животных. Множество книг конца XIX-XX в украшены детскими силуэтами работы Е.М. Бем. Силуэты животных удачно решаются в искусстве В.В. Лебедева, В.М. Курдова, В.Д. Фаллиева.
1.4 Точечная графика
Точечное изображение строится на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Это след от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности.
В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Это прежде всего пунктирная манера, меццо-тинто и карандашная манера. Пунктирная манера заключается в создании изображения путем сложной системы точек. Точки выбиваются на металле с помощью стальных заостренных стержней и граверного молоточка. Наиболее совершенной пунктирная манера была в Англии в середине XVIII в. Работали так и в России. Меццо-тинто получается путем выглаживания светлых мест на специально озерненной металлической доске. В карандашной манере распространены специальные рулетки и насечки, оставляющие на металле след, похожий на точки, составляющие след от карандаша, проведенного по шероховатой бумаге. В искусстве бывших социалистических стран точка широко используется венграми и поляками. Прекрасные примеры есть в графике Дьюлы Ливиуса (иллюстрации к произведениям венгерской поэзии), использующего точку в основном для передачи объема с определенной фактурой. Более последователен в применении этой техники Герман Каргинов.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графике как при комбинации техник, так и в чистом виде.
2. Комбинирование элементов графики
2.1 Линейно-пятновая графика
Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновые изображения применялись в конце XIX – начале XX в. Часто проводят взаимосвязь между широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцвет новой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графиками средств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родиной этой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретически она много сделала для развития и распространения "графического видения". Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работах линии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен, и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графические листы серии "Саломея", заставки к книге Т. Мелори "Смерти Артура"). Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могут служить японская гравюра и греческая вазопись.
В России в линейно-пятновой графике работами почти все художники круга "Мир искусства". Им и принадлежит большинство высокохудожественных произведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяет линию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам " Мир искусства", "Народное образование" и др. Строгость изобразительных средств прекрасно подходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок "Царь Дадон и ключница Амелфа" к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепных маленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой - Лебедевой ("Зимка","Сломанная ель","Кипарисы на кладбище" и др.)
Блестящее чувство сочетания линии и пятна видно в заставках и концовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошо читаются. Рафинированное чувство графических средств русскими художниками рубежа XIX-XX вв. дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляет блестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построены иллюстрации к сборнику "Кто они такие?", у В.Н. Дени - рисунки для газеты "Правда". Работа советских художников явилась естественным продолжением развития новой европейской графики, зародившейся в конце XIXвека.
2.2 Линейно-штриховая графика
Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когда линия и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, тоэто позволяет говорить о линейно-штриховой графике. Линейно-штриховые изображения развивались с ранних периодов истории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию уже в европейской гравюре на дереве первой половиныXV в. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерства перевода рисунков на гравюру уже к началу XVI в. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства. Хороший тому образец - иллюстрации к произведению "Корабль глупцов" Себастьяна Бранта и сборнику рассказов "Турнский рыцарь". В XVIв. штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света и мягко входящими в линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна-младшего и др. художников прекрасно это подтверждают. Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисунки имеются у Микиланжело, Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.
Наиболее сознательно, по собственной глубоко продуманной системе применял линию и штрих А. Дюрер в сериях гравюр "Жизнь Марии", "Малые страсти". В одно время с Дюрером жил и творил Альбрехт Альтдорфер. Но его работы более поверхностны и менее драматичны, чем у Дюрера, при этом его композиции очень цельны и нередко имеют декоративный характер. Альтдорфера причисляют к "мастерам малого формата". Мастерами в плане использования линии и штриха были братья Ганс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны Ганс Гольбейн-младший и Лукас Кранах, работавшие примерно в одно и то же время. С легкой разработкой штрихом гравировал Августин Хиршфосель, он известен в основном по иллюстрациям к книге "Записи о московских делах" З. Герберштейна. Популярен также в этой среде художник Вольф Губер ("Пейзаж с церковью"). Особого внимания заслуживают рисунки и офорты Франсиско Гойя. Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскость листа, не дают ему возможность для размеренной обработки объема.
Древнерусские художники мастерски владели законами графического изображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописной композицией, и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складках одежд и нанесением узорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий в создании характера, позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себя функции выявления фактуры. Изображений, исполненных с помощью линий и штриха, много в древнерусской миниатюре и в русском лубке. Штрих здесь выполняет чисто декоративную роль. Русская академическая школа рисунка, так же как и другие европейски школы, декларирует построение изображений на основе линии и штриха. Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.
В советский период данный подход к рисунку в корне е изменился и продолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне их традиции продолжают и современные художники. Из истории русской гравюры наиболее известны линейно-штриховые изображения таких художников, как А.И. Кравченко, А.Д. Гончаров ("Портрет старухи").
2.3 Сочетание линии, штриха и точки в графике
Сочетание линии, штриха и точки ясно просматривается в гравюре на металле. Наиболее технически совершенно этой областью овладел и первым применил эту манеру Джулио Комппаньола (род. В 1482г). Точки он использовал как продолжение штриха или линии для создания плавного перехода к свету и для фактурных проработок. (" Христос и самаритянка").
Позднее подобную манеру разрабатывали Ян Лютма - младший, Франц Аспрук. В дальнейшем сочетание линии, штриха и точки прочно занимает место в основном в репродукционной гравюре. Так работал в XVIII в. В гравюре на меди итальянец Рафаэлло Морген, репродуцируя классические итальянские произведения итальянской живописи. Достижения XVIIIв. Использовались широко в изданиях XIXв. и даже перешли в репродукционную гравюру на дереве. В гравюре на меди черная точка (пунктир) встречается чаще при выявлении объема лица или фигуры, в гравюре на дереве точка (белая) применяется при разработке теней.
Исключительно художественное использование точки в сочетании с линией и штрихом наблюдается в искусстве В. Ван-Гога ("Барки на берегу"). Наибольшее разнообразие точек в композиции с линией и штриом применял В.В. Кандинский ("Маленькие миры VIII").
Довольно широко использует штрих, линию и точку современная книжная графика. Но поскольку она не связна с гравюрой на металле и задачи ее художественные, то точка часто выполняет фактурные и декоративные функции.
2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.
Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах для книг, орнаментах, обрамляющих текст или сюжетные рисунки. Эффектно вводил пятно в линейно-штриховые изображения на дереве немецкий живописец Ганс Бальдунг Грин. Самое же широкое применение линии, штриха и пятна началось с творчеством Томаса Бьюика, разработавшего технику тоновой гравюры. Европейские ксилографические изображения в журналах и книгах XVIII - XIX вв. широко иллюстрируют активное насыщение ксилографии различными фактурными и светотеневыми находками.
Из русской графики отмечают работы художников начала XXв и 1920-х гг. Это заставки и концовки книг Д.И. Митрохина, иллюстрации М.В. Добружинского к повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи", произведения Д.С. Мора, В.М. Конашевича, В.А. Фаворского, А.И. Кравченко.Д.С. Моор всегда вводил сплошную, плакатно резкую черную заливку в линейно-штриховое изображение (плакат "Помоги"). Художник часто обращался к белой линии или белому штриху по черному фону, что расширяло возможности выразительных средств в графике. В иллюстрациях детских книг В.М. Конашевича, в его рисунках из серий "К 10-й годовщине Октября","Мелкие рассказы", "Улица" уверенное свободное рисование способом линия-штрих по белому фону эффектно оттеняется контрастом выверенных темных ударов.
Графика американского художника Рокуэлла Кента породила его самобытное и необычайно цельное наледие. В его работах как правило прослеживается строгое и "математически-четкое варьирование линии, штриха и черной заливки (иллюстрации к роману Г. Мелвилла "Моби Дик".
графика линия штрих точка
Заключение
Итак, можно подвести итог, что в разных странах именно на рубеже XIX-XX вв. начинается грандиозный процесс поиска новых выразительных возможностей графики. Большая работа в этом плане проделана в нашей стране в 1920-е гг. художниками разных направлений. Опыт, накопленный ими, позволил решить ряд важнейших для искусства того времени задач. Среди них большое место уделялось вопросам изучения возможностей средств художественного выражения в формальной композиции на плоскости. Процесс поиска новых выразительных возможностей графики, развивающейся с начала XX в., далеко неокончен и не замедлен. Выйдя из оков иллюзорности, графика открыла для себя множество путей и вне традиционных, установленных для нее веками традиций.
Список использованной литературы
1. Звонцов В.М. 'Основы понимания графики' - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1963
2.О. Бердслей. - СПб, 1908
3. Лаптев А.М. Рисунок пером. - М., 1969
4. Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. - Л., 1969
5. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства // Искусство книги. - М., 1961
6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентов вузов. - М., 2008.
7. Ресурс сети Интернет: www/ /graphic.org.ru