Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы
ДЕКОРИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА БЫТА ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ
Введение
Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. Вот наиболее распространенные виды декорирования: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.
В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины в том числе имитирующие резьбу по дереву, а также плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву)1. Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства. В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы, преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную часть своей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости и уникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки, зачастую не лучшего качества.
Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий. Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовое изделие получается качественным с технической точки зрения и красивым и интересным с художественной.
Тема данной курсовой работы – «Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы» – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.
Цель работы – изготовление деревянного изделия с геометрическим орнаментом, используя традиционную технику резьбы. Основой для нанесения орнамента стала деревянная рамка.
Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно по многим причинам. Ведь любая картина, фотография, панно и т.д. смотрится совершенно иначе, когда она находится в раме. При видимом большом выборе рамок в магазинах потребитель по разным причинам не всегда находит подходящую. Настоящее изделие универсально, оно подходит для обрамления любой подходящей по размеру картины или фотографии, имеет оригинальный орнамент.
Объект исследования – художественная резьба по дереву.
Предмет исследования – технология декорирования изделия геометрической резьбой. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.
Задачи данной курсовой работы:
– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,
– посещение краеведческих музеев г. Задонска, г. Ельца и г. Липецка,
– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,
– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,
– изучение литературы по данному вопросу,
– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.
Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.
Предполагается, что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, так и широкой аудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность русские не должны забывать, как резать по дереву, создавать красоту своими руками в крови нашего народа-умельца.
1. История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом
резьба лакировка изделие убранство
Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.
Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.
XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы2.
В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.
В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды3. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.
Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму4. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.
Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.
На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.
Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.
В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.
Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета5.
Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.
В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование6.
После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.
В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.7 Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.
2. Основы профессионального мастерства
2.1 Виды резьбы
резьба лакировка изделие убранство
Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (см. рис. 2, с 27).
Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности. Ниже дано краткое описание каждого вида резьбы, но более подробно мы остановимся на плосковыемчатой геометрической резьбе.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.
Заоваленная резьба выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона – более отлого (см. рис. 3, с. 28).
В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. Формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (см. рис. 4, с. 28). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковном имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву8. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской. Пример современной кудринской резьбы можно видеть на фото в приложении (см. рис. 5, с. 28).
Рельефная резьба выполняется путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.
Различают барельефную резьбу – резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу – с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.
Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров – стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (см. рис. 6, с. 28).
Прорезная резьба – резьба с удаленным фоном. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели (см рис. 7, с. 29).
Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве деревянных изделий.
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения деревянных изделий в стиле
барокко и рококо в конце XVII–XVIII в. в.9 (см. рис. 8, с. 29). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне (см. рис. 9, с. 29).
Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметов домашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – фантастические птицы.
С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.
Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц.
Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.
Считают, что орнаменты резных украшений на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу иногда называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.
Глухой рельефной резьбой – резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора – украшали фронтоны домов, наличники окон (см. рис. 10, с. 29). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс.
Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» – фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше так украшали носовую часть корабля.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца10. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты.
Самые простые элементы геометрической резьбы – двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший в терминологии народных промыслов название лесенки.
Наибольшее распространение в геометрической резьбе получили трехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размеру и технике исполнения.
Треугольники с углублением у основания могут быть равносторонними или вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создают разнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, различного вида сияния (см. рис. 12, с. 30).
Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными по форме, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбе уголками. Из них получают узоры: бусы, сколышки, куличики и др. Комбинации уголков и треугольников с углублением у основания создают новые узоры.
Треугольники можно выполнять с углублением в центре и примерно одинаковыми гранями. Узор из таких трехгранных порезок очень выразителен.
В геометрической резьбе применяют также более крупные элементы – четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические.
Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы являются криволинейные трехгранные выемки-лучи, образующие разнообразные розетки-вертушки.
Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций. Однако красота резного декора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью.
На рисунке 11 (с. 29) представлены фрагменты старинных русских прялок, украшенных геометрической резьбой.
Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рисунке 13 (с. 30) представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.
Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.
При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса
2.2 Инструменты
Для резьбы по дереву применяют различной формы долота или стамески.
Прямые стамески «а» с шириной полотна 3–30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.
Полукруглые стамески «б, в, г» с шириной полотна 3 – 25 мм в зависимости от радиуса кривизны делятся на отлогие – с большим радиусом кривизны, средние и крутые с малым радиусом кривизны Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-клюкарзы «д» отличаются коротким полотном шириной 2 – 15 мм и длинной изогнутой около полотна шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступных местах.
Стамески-уголки «е» шириной полотна 5 – 15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50–60°.
Стамески-церазики «ж» шириной полотна 2 – 3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок.
Стамески-косячки «з», называемые также резаками, могут быть двух видов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60–70°.
2.3 Материалы
Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всех направлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания древесины вдоль волокон. После высыхания она становится прочной и не коробится.
Классический материал для резьбы – липа11. Из нее режут игрушки и скульптуру. Липа – излюбленный материал не только у резчиков, но и у токарей по дереву и столяров. Древесина липы белого цвета, иногда слегка розоватая. Хорошо просушенная и выдержанная, она со временем приобретает медово-золотистый оттенок. Легкая, мягкая, вязкая древесина липы мало растрескивается и почти не усыхает.
Своеобразна древесина ольхи, имеющая красноватый оттенок – цвет редкий для деревьев средней полосы.
У осины ослепительно белая древесина, причем эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива против гниения, поэтому в старину делали из нее дранку для крыши, срубы колодцев и различную кухонную утварь.
Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины. Обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.
Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами.
3. Технология изготовления изделия
подготовку к изготовлению изделия начинают с разработки эскиза. Можно скопировать готовый рисунок и размеры, но предпочтительнее самостоятельная разработка рисунка.
Основа под резьбу для данного изделия изготовлена самостоятельно. В разделе 3.2 подробно описан процесс её изготовления.
Для выполнения резного убранства изделия выбрана геометрическая резьба. Из множества геометрических элементов для орнамента предлагается выразительное сочетание отдельных элементов крупнолучевых сияний.
Сначала на лицевую часть изделия наносится рисунок узора. Узор выполнен исключительно из геометрических элементов. Для этого требуется один инструмент – косой нож.
Далее идет процесс вырезания геометрических треугольников. В ходе работы последовательно вырезаются все треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы.
Готовое изделие затонировано при помощи натурального красителя – морилки. А после покрыто несколькими слоями лака.
После высыхания лака подбирается подходящее по размеру стекло и картонная подложка для того, чтобы закрепить фотографию.
Фотографию обычно вешают на стену, поэтому на задней стороне рамки устанавливается крепежная петелька.
3.1 Разработка творческих эскизов будущего изделия
Любую творческую работу лучше всего начинать с эскиза. Эскиз – это создание будущего произведения в миниатюре, и выражение его наиболее характерных черт.
Миновать стадию эскиза в создании резного убранства изделия практически невозможно. Именно в эскизе определяется размер будущего изделия, наиболее характерные для него особенности. В хорошо созданном эскизе произведение, когда оно еще видно в самых общих чертах, уже должно «работать». Именно это и есть главная задача эскиза.
Работа над эскизом в первую очередь – работа творческая. При его создании используется своего рода синтез из собственных наработок, использования научной и художественной литературы, и, конечно же, фантазии. Также очень интересен практический опыт мастеров, резчиков по дереву. Так, постепенно в сознании творца все составляющие «сливаются» воедино, и получается эскиз будущей работы: (см. рис. 15, с. 32).
3.2 Изготовление основы под резьбу
Деревянная фоторамка имеет декоративное значение, и главное ее назначение – украшать фотографию. С помощью обрамления деревянной рамкой можно придать фотографии настроение и подчеркнуть её тематичность.
Геометрическая резьба наиболее легко, быстро и чисто выполняется на древесине липы. Для изготовления изделия используется липовая рейка. Затем на нее наносится разметка в 22,5 и 17,5 см. соответственно (размеры берутся из эскиза). Пользуясь отрезной электропилой, по углом 45 отпиливаются две пары отрезков рейки необходимой длины. Затем плоскости, которые нужно соединить, смазываются клеем «Момент – столяр», после чего складываются остальные части рамки и закрепляются с помощью мебельного степлера. Чтобы изделие получилось аккуратным и соответствующим размерам, следует проводить склейку на ровной поверхности, желательно на стекле.
После полного высыхания изделия удаляем скобы и слегка заоваливаем грани изделия рубанком. Удаляем шероховатости и остатки клея наждачной бумагой. Итак, у нас получилась прекрасная основа для нанесения геометрического орнамента, и мы переходим к разметке изделия.
Для изготовления рамки нужны также стекло и картон. Картонная подложка служит фиксатором положения фотографии внутри рамки, а стекло сохраняет изображение от пыли.
3.3 Разметка изделия
При разметке геометрической резьбы сначала наносятся основные линии рисунка, а затем и мелкие детали, соответствующие узору.
Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же независимо от того, выполняется резьба на заготовке или на собранном изделии.
Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. Линии, параллельные продольным кромкам заготовки, наносятся движением к себе. Линии, перпендикулярные продольным кромкам, чертят с помощью столярного угольника, а линии под различными углами к продольным кромкам проводят в местах их пересечений. После нанесения линий, ограничивающих орнамент, разиваем внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала на квадраты, а затем – на треугольники (см. рис. 16, с. 33).
Точная, аккуратная разметка рисунка и последующая проверка композиции этого рисунка в целом и по частям с помощью чертежных инструментов (циркуля, линейки) – одно из основных условий качественного выполнения геометрической резьбы.
3.4 Выполнение резного убранства изделия
Предварительно ориентируясь на каждую сторону рамки, приступаем к выполнению самой ответственной части работы – выполнению резного убранства. Декоративный орнамент данного изделия называют снежинкой, а элементы, расположенные по углам, – сияниями.
Начиная резьбу орнамента, ставим носок косячка в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Держа резец вертикально, нажимаем на ручку и делаем надрез от центра в угол. В каждом треугольнике необходимо сделать три таких надреза.
Затем косячок приставляется к нижнему левому углу треугольника и, наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезается нижняя грань. Боковые грани треугольников нужно подрезать так, чтобы резьба шла по слою древесины. Выполняется движение от себя, так как направление волокон горизонтальное. При срезании правой грани косячок держат в правой руке носком к себе. Далее ставят носок в нижний правый угол треугольника и, наклонив косячок вправо, срезается следующая грань. Большой палец левой руки, упираясь в ребро косячка, помогает его движению. Таким же образом, наклонив косячок влево, срезают и левую грань. Срезать грани можно за два-три приема. Аналогичная техника применяется при резьбе сияний.
Резьба начинается с вертикальных надрезов движением к себе. Носок резака ставится в центр треугольника, затем делаются три вертикальных надреза. Такие же надрезы последовательно выполняются и в остальных треугольниках. Затем подрезаются треугольники с каждой стороны. На некоторых участках грани могут резаться по склеенному шву, что может вызвать некоторые затруднения. Поэтому лезвие косячка должно быть хорошо заточено, чтобы грани получились гладкими и без сколов.
Грани должны получиться ровными и точно сходиться по линиям вертикального надреза. В местах пересечений не должно быть задиров и вырывов волокон. Линии, ограничивающие стороны треугольников на поверхности заготовки, должны быть четкими и прямыми.
Готовая рамка показана на рисунке 17 (с. 34). Красота узора орнамента зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, все лучи по ширине и глубине должны быть одинаковыми.
3.5 Отделка изделия, тонировка, лакировка
Для тонировки изделия используется метод морения. Это старый и широко распространенный способ. При тонировании морением речь идет о натуральных красителях. Некоторое возможное ослабление их цвета с годами не внесет заметную разницу в цветовую гамму художественной поделки. Перед морением рамка очищается от имеющихся видимых линий разметки при помощи ластика и старой зубной щетки.
Очень непросто нанести морилку без полос и затеков. Покрывать поверхность следует быстро, широкой кистью, стараясь по сырому «сплавлять» новые мазки с ранее нанесенными и повторно не захватывать уже заморенные места. Первое покрытие для тренировки делают сильно разведенной морилкой. После высыхания первого покрытия таким же образом наносят второе, а затем и третье покрытие морилкой до нужного тона.
После полного высыхания морилки приступаем к процедуре покрытия изделия лаком. Лакирование – один из самых распространённых способов отделки как окрашенных, так и неокрашенных поверхностей отдельных деталей, узлов и готовых изделий из дерева12. Он подходит для любой древесины.
Лак на изделие наносится в несколько слоев. Перед нанесением каждого последующего слоя делают выдержку около двух часов, чтобы предыдущий слой полностью высох. Ведь сокращение сроков сушки ухудшает глянец лакового покрытия.
Для покрытия применяется акриловый лак, так как по сравнению, например, со спиртовыми и масляными лаками, он более экологичен. Так как покрытие изделия лаком происходило в закрытом помещении, а нитро- и масляные лаки имеют специфический резкий запах, то покрытие изделия акриловым лаком – самый удобный и безопасный вариант выполнения данной работы.
На поверхность изделия лак наносится жёсткой кистью. Путем лёгкой растушёвки кистью поперёк и вдоль волокон древесины для более равномерного распределения лака по поверхности. Обычно акриловым лаком изделие покрывают 3 раза, для получения более высокого качества – 5–6 раз.
После морения и покрытия лаком рамка приобретает свой окончательный готовый вид.
Заключение
В данной курсовой работе представлена технология изготовления одного изделия – деревянной рамки для фотографии. А также подробно показана технологическая и художественная сторона такой декоративной работы, как геометрическая резьба по дереву. Этот вид декора может быть интересен домашним мастерам в дальнейшем при изготовлении других изделий. Курсовая работа – первый шаг на большом пути самодеятельного творчества.
За время работы были выполнены поставленные задачи: изучена литература по данной проблеме, произошло знакомство с опытом работы резчиков по дереву и усвоили навыки работы с деревянными изделиями, узнали о качествах древесных пород. Была изучена история развития резьбы по дереву, её специфика, и в работе нашло отражение сохранение традиций народных художественных ремёсел.
Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. На наш взгляд, в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов. Умение создавать нестандартные вещи, без которых порой и в быту не обойтись, к сожалению, под силу не каждому.
Самостоятельно изготовленная фоторамка, декорированная геометрической резьбой, удобна и красива. Она вызывает неизменную симпатию, а с ней и положительные эмоции как у автора и исполнителя проекта, так и всех окружающих. Об этой вещи можно поговорить, обсудить качество её исполнения, возможные варианты декорирования. После хорошо сделанной вещи хочется работать ещё, просыпается жажда творческой деятельности. В то же время накапливаются знания и навыки.
Резьба по дереву – очень интересное и увлекательное занятие.
Список литературы
1. Айриш, Л.С. Древесные духи и лешие [Текст]/ Л.С. Айриш. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.-110 с.: ил
2. Банников, Е.А. Резьба по дереву [Текст] /Е.А. Банников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с.
З. Боб, Нейл. Стильные штучки из дерева [Текст]/ Нейл Боб. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2006.-88 с.
4. Бобиков, П.А. Мебель своими руками [Текст]/ П.А. Бобиков. – М.: ЭКСМО, 2007.-320 с.: ил.
5. Булавин, В.Д. Мозаичные работы по дереву [Текст]/ В.Д. Булавин. – М.: АСТЕЛЬ, 2001.-320 с.: ил.
6. Бурчевский, М.С. Ремесло за плечами не виснет [Текст]/ М.С. Бурчевский. – Архангельск: ОАО «ПРАВДА СЕВЕРА», 2001.-411 с.: ил.
7. Даниель, Райт. Искусство выжигания по дереву [Текст]/Райт Даниель. – М.: Издательская группа «Контект», 2005. – 96 с: ил.
8. Джексон, А. Энциклопедия работ по дереву [Текст]/ А. Джексон. – М.: АСТЕЛЬ, 2005.-319 с.: ил.
9. Кошаев, В.Б. Композиция в русском народном искусстве [Текст]/ В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС. 2006.-120 сю: ил.
10. Емельянова, Т.И. Декоративная роспись по дереву «Золотая Хохлома». [Текст]/ Т.И. Емельянова. – М.: ИНТЕРБУК. 2001. 166 с.: ил.
11. Ивановская, В.И. Русские орнаменты. [Текст]/ В.И. Ивановская. – М.: ШЕВЧУК, 2006.-244с:ил.
12. Корбет, Стивен. Работы по дереву [Текст]/ Стивен Корбет. – М.: АСТЕЛЬ, 2009.-512 с.:ил.
13. Логачева, Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] /Л.А. Логачева. – М.: Народное творчество, 2007. – 136 с.
14. Маркин, А. Резьба по дереву для начинающих. [Текст] /А. Маркин, В. Чебан. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 253 с.
15. Мур, Денис. Энциклопедия резьба по дереву. [Текст] /Денис Мур. – М.: ПРЕСС. СКД, 2006.-128 с.
16. Рыженко, В.И., Юров, В.И. Работа по дереву. Материалы. Технология [Текст] / В.И. Юров. В.И Рыженко. – М.: ОНИКС, 2005.-512 с.:ил.
17. Соболев, Н.Н. Русская народная резьба по дереву [Текст]/Н.Н. Соболев. – М.: Сварог и К, 2000. – 480 с.
18. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Рисунок; Живопись; Народное искусство; Декоративное искусство; Дизайн; Учебное пособие для вузов (Гриф МО) /Н.М. Сокольникова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 368 с. – (Высшее профессиональное образование).
19. Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]: Учебное издание. – М.: АСТЕЛЬ. 2006. 318 с. ил.
20. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Культура и традиции, 2006. 148 с.: ил.
21. Троекурова, Т.А. Плетеная мебель из лозы своими руками [Текст] / Т.А. Троекурова, В.И. Сергеев. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 220 с.
22. Финягин, В.В. Изделия из бересты. [Текст]/ В.В. Финягин. – М.: АСТЕЛЬ, 2003 г. – 126.:ил.
23. Чупахин, В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву [Текст]: Учебно-практическое пособие /Чупахин Владимир Михайлович. – СПб.: Литера, 2004. – 152 с.
24. Чеванин, С.А. Резьба по дереву [Текст]: Уличная резьба. Витраж. Дизайн цоколя /Чеванин, Сергей Александрович. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 93 с. 25. Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Искусство деревянной мозаики [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов. – М.: Культура и традиции, 2005. – 208 c
26. Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Художественные работы по дереву [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов. – М.: ВЛАДОС, 2002. -304 с.:ил.
1 Прозоровский А. И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1973. С. 51.
2 Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С . 119.
3 Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве/Сост. Н. В. Тарановская. – Л., 1981. С. 33.
4 Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С. 123.
5 Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С. 125.
6 Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. – М., 1987. С. 90.
7 Ястребков Н. Я. Культура жилого интерьера//Журнал «Сделай сам». – 2005 – №2. – С. 17.
8 Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве/Сост. Н. В. Тарановская. – Л., 1981. С. 49.
9 Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и технология производства художественных изделий. М., Высшая школа, 1979. С. 38.
10 Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. - Свердловск., 1982. С. 50.
11 Прекрасное — своими руками/Сост. С. С. Газарян. – М.: Детская литература. 1979. С. 37.
12 Прекрасное — своими руками/Сост. С. С. Газарян. Детская литература. М., 1979. С. 46.