Экспрессионизм в западноевропейской живописи
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева»
Индивидуальное задание
Зарубежная культура конца XIX – начала ХХ вв.
Экспрессионизм в западноевропейской живописи
Выполнила:
Крупина Мария
Студентка 34 группы
Красноярск 2011
Введение
экспрессионизм западноевропейский живопись
Экспрессионизм является, на мой взгляд, одним из самых ярких течений двадцатого века. Течение экспрессионизма охватывало собой живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и конечно же литературу. В своей работе я подробно рассмотрю как было представлено течение экспрессионизма в западноевропейской культуре, для этого мною сначала будет рассмотрен сам термин «экспрессионизм», а потом наиболее яркие представители этого течения в западноевропейской живописи.
Экспрессионизм в западноевропейской живописи
Рассмотрим термин «экспрессионизм».
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с 1905 по 1920-е гг. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессинизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Вальден - основатель экспрессионистского журнала "Штурм".
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко - к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз Поль Гоген, голландец Винсент Ван Гог, норвежец Эдвард Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества -"Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков; здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду с живописью и скульптурой - чаще всего "яростно"-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, - важное значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.
Теперь более подробно рассмотрим жизнь и деятельность некоторых экспрессионистов, таких как Кете Кольвиц, Оскар Кокошка, Кирхнер Эрнест Людвиг, Отто Дикс и Джорж Грост.
Кете Кольвиц - немецкая художница, экспрессионист. График и скульптор. Родилась в Кёнигсберге. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг.) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889 гг.). В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позже литографией и ксилографией. В 1919-1933 гг. профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. В 1927 г. посетила СССР. Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные для Кольвиц драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии "Восстание ткачей" (1897-1898 гг.) и "Крестьянская война" (1903-1908 гг.) представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивном цикле, Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Первая мировая война 1914-1918 гг. была воспринята Кольвиц, потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве "Война", 1922-1923 гг.; "Родители" - памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг.). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий "Голод", 1924 г; цикл гравюр на дереве "Пролетариат", 1925 г.) Кольвиц сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению ("Памяти К. Либкнехта", гравюра на дереве, 1919-1920 гг.; плакаты, созданные в 1920-е гг.; литографии "Демонстрация", 1931 г, "Мы защищаем Советский Союз", 1931-1932 гг.). Последние годы жизни Кольвиц работала как скульптор, в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны. До 1943 г. жила в Берлине. Умерла Кете Кольвиц в замке Морицберг близ Дрездена 22 апреля 1945 г. В Берлине открыт музей К. Кольвиц.
Оскар Кокошка родился в 1886 г. в Пёхларне-на-Дунае. В 1905-1909 гг. учился в Вене в Школе прикладного искусства и работал в качестве графика в «Венской мастерской» — объединении мастеров прикладного искусства.
Обратиться к живописи художника убедил архитектор А. Лоос. Кокошка увлекся портретным жанром. В своих ранних портретах он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Его произведения, выполненные с помощью неровных линий и мерцающих красок, очень эмоциональны («Адольф Лоос», 1909; «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909). В 1909 г. Кокошка приехал в Берлин, где в журнале «Дер Штурм» были опубликованы его графические работы и драма «Убийца, надежда женщин».
В 1911 г. художник возвращается в Вену. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Среди них — «Бегство в Египет» (1911-1912) , «Благовещение» (1911) . Традиционные для европейской живописи образы Кокошка трактует по-своему, внося в них элементы современной ему действительности и собственное мироощущение. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты, и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913; «Буря, или Невеста ветра», 1914).
В 1914 г. художник отправляется на фронт, где вскоре получает тяжелое ранение. Физические и моральные страдания (разрыв с любимой женщиной) влияют на его живопись, в которой появляются печальные ноты. Темным становится колорит картин, плотной и густой — их фактура. Работы этого периода, написанные мазкими, напоминающими петли, жгуты, спирали, создают мрачное и трагическое ощущение («Эмигранты», 1916-1917; «Влюбленные с кошкой», 1917). С 1917 г. Кокошка живет в Дрездене. В 1919-1924 гг. Он профессор дрезденской Академии художеств.
С 1924 по 1933 г. художник путешествует по странам Европы, Малой Азии и Северной Африки. В этот период он пишет главным образом пейзажи: виды городов и их окрестностей, порты («Венеция, лодки на таможне», 1924; «Побережье близ Довера», 1926; «Прага, Карлов мост», 1934). Своей воздушностью и трепетностью его ландшафты напоминают живопись художников-импрессионистов.
В 1933 г. Кокошка вернулся на родину — в Вену, а в 1934 г. поселился в Праге. В 1937 г. написана его знаменитая картина «Портрет «художника-вырожденца» — своеобразный вызов нацистам, развернувшим травлю мастеров «дегенеративного» искусства. В 1938 г. живописцу пришлось эмигрировать в Лондон. В английской столице Кокошка вместе с представителями прогрессивной интеллигенции выступил против милитаризма.
После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Не оставил Кокошка и портретный жанр. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. живописец обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950; «Фермопилы», 1954). Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств. С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Здесь он и скончался в 1980 г.
Кирхнер Эрнест Людвиг (1880–1938), немецкий художник, один из лидеров экспрессионизма.
Родился в Ашаффенбурге 6 мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905 занимался на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал также Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем и К.Шмидт-Ротлуфом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистского движения. Переехав в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста», но вскоре рассорился с членами группы и с той поры работал обособленно.
В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных, изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911–1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес; Мост через Рейн, 1912–1914, Галерея современного искусства, Берлин). Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). Значительной разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию, явился переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос; Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А.фон Шамиссо (1916) и др. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль».
На протяжении 1920-х годов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы действительно все более «иероглифическими», полуабстрактными. Причисленный нацистами к представителям «дегенеративного искусства» (или «искусства вырождения»), оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя, как житель нейтральной Швейцарии, находился в относительной безопасности. Тем не менее трагические события в Германии толкнули его к самоубийству.
Отто Дикс (1891–1969), немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса.
Основная тема графических листов Дикса – война и ее полная и абсолютная враждебность жизни. Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927–1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969.
Джорж Грост (1893–1959), также Гросс (Gross) немецкий и американский художник и график, родился в Берлине 26 июля 1893. Его настоящее имя – Георг Эренфрид (George Ehrenfried). С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917–1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность», или «веризм». Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Произведения Гросса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959.
Вывод
Таким образом, мы видим, что художники-экспрессионисты имели большое значение на рубеже XIX-XX вв. в западноевропейской культуре. Экспрессионизм возникает как протестом на ужасы войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом. Течение экспрессионизма было широко развито в Западной Европе, что подтверждается великими представителями этого течения в разных странах.