Средневековье как специфическая культурная эпоха (работа 2)
Содержание
Введение
1. Оценка эпохи средневековья
3. Религия и церковь в средневековом обществе
3. Особенность культуры средневековья
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Средневековье - удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов и костров инквизиции, утопающих в роскоши феодальных замков и умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д'Арк, Робина Гуда и короля Артура. средневековый культура религия искусство
Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет - с середины V до конца XV века.
Я выбрал тему средневековья, именно потому, что считаю это время, наиболее интересным и загадочным, нежели другие эпохи. Сам термин «Средневековье» заставляет меня вспомнить большое количество прочитанных книг, просмотренных фильмов. Но в своей работе мне хочется рассказать о том времени то, каким вижу его я, почему в моих глазах этот период является специфической культурной эпохой, что представляла собой Европа в этот период? Чтобы ответить на эти вопросы, я обращаюсь к рассказам современников Средневековья. Но эти рассказы не будут похожи один на другой: представитель каждого из четырех сословий, которые население Европы делилось в средние века по своим правам и обязанностям, - священник, рыцарь, крестьянин и горожанин - каждый расскажет о "своей" средневековой Европе, совершенно не похожей на другие. И это не удивительно: не только права и обязанности, не только имущественное положение и быт, но даже мировоззрение, культура поведения и образ мышления каждого сословия имели свои значительные и неповторимые особенности.
2. Оценка эпохи средневековья
Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. «Средними веками» они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепился деление истории на древнюю, средневековую и новую. Средневековья в современной периодизации всемирной истории охватывает время от краха Западной Римской империи в V в. к эпохе Великих географических открытий (рубеж XV-XVI веков), причем полное господство именно средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-XIII вв. Затем в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, охватывающий конец средневековья и начало Нового времени.
Оценка средних веков в науке менялась. Гуманисты эпохи Возрождения (именно ввели термин) и просветители XVIII с. (Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их «темными веками», писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX в. в научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековья, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что по сравнению с античностью, потерялись многие достижения культуры, но одновременно в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.
Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия течение всего средневековья оставалась большой и влиятельной державой, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 после завоевания турками-османами ее история прервалась.
Социально-экономический строй средневековья в Западной Европе схематически можно изобразить следующим образом. На развалинах Западной Римской империи возник ряд время очень крупных (как, например, империя франков времен Карла Великого), но непрочных раннефеодальных монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю. Он распределял их между своими вассалами - феодалами (феод - название надела), которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, выполнявших повинности (барщина, оброк). Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостными крестьянами и господами, и внутри класса феодалов (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал»). Каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически непрерывно. В результате королевская власть теряла свои позиции, что вело к раздробленности. Крестьяне, которых угнетали, не прекращали борьбы в различных формах - от бегства в города в крупных крестьянских воин и восстаний. Возникают самостоятельные городские коммуны, они становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия (собственно само слово «буржуа» образовано от немецкого «бург» - город). Соответственно, выделяют и основных периода:
раннее средневековье (конец V века - середина XI века);
феодальная раздробленность (XI-XII века);
централизация государств под королевской властью (XIII-XV века).
2. Религия и церковь в средневековом обществе
Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев). Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон: «одни молятся, другие воюют, третьи работают ...». Каждое состояние был носителем и соответствующего типа культуры.
Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья был теологическим (от греческого «теос» - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе?
Одну из ответов на вопрос дает сам смысл христианского вероучения. Оно возникло из борьбы и взаимного влияния множества философских и религиозных течений. Если говорить о первичном христианство, то одной из главных идей, которые обеспечили широкое распространение новой религии, была идея равенства людей - равенство как греховность существа перед всемогущим и всемилостивый богом - но также равенство. Христианство, возникнув в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенников, с самого начала не было религией какого-либо одного народа, оно имело наднациональный характер. Как религиозное учение, христианство основывается на трех главных идеях:
идеи греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Евы;
идеи спасения, который необходимо заслужить каждому человеку;
идеи искупления всех людей перед богом, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божью, так и человеческую природу.
В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздания за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.
Принципы официального церковного мировоззрения средневековья были заложены на рубеже IV-V сс. в трудах Августина, впоследствии наравне образу святых. Он разработал учение о «божественной благодати», согласно которому церковь есть посредник между богом и людьми ( «единорятивна роль церкви»). Только церковь привлекает людей к богу. Как хранительница «божьей благодати», она может дать человеку искупление грехов. Согласно Августину, весь ход истории обречен божественным промыслом, поэтому человек есть не в силах его изменить и грешно даже пытаться это сделать. Надо безропотно принимать как богатство и бедность, они - следствие первородного греха Адама и Евы. Этот же грех исказил человеческий разум, с тех пор он должен искать себе опору в вере. Отсюда - постулат: «Верь, чтобы понимать», который провозглашал приоритет веры над разумом.
До конца античности христианство представляло собой развитой мировоззренческой системе. Было произведено «символ веры» - краткое изложение основных догматов христианской церкви. В него вошли догмат о «троичность бога», который есть единственный и, вместе с тем, состоит из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого, догмат о воскресении Христа и другие.
Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.
Уже в последние века существования Римской империи христианство из религии угнетенных превращается в государственную религию. Папа объявил себя «наместником Христа на Земле», на ту же роль претендовал патриарх Константинопольский, в церкви оказалось две организационные центры. В 1054 г. Папа римский и патриарх Константинопольский прокляли друг друга. При общей религии церковь раскололась на западную - римско-католическую и восточную - православную. В условиях крушения Западной Римской империи, быстрого движения и такого же быстрого распада «варварских» королевств, постоянного перекроення границ, затем феодальной раздробленности церковь оказалась наиболее организованной силой, своеобразным островом "порядка в беспорядке". Пожалуй, наиболее стабильным государством Европы была Папская область - средняя Италия, перешедшая в VIII в. под непосредственное правления римских пап (и которая существовала до XIX с). Именно для обоснования права на власть в этом государстве был создан легенду о «Константинов дар»: будто римский император Константин, перенеся столицу в Византию, своим преемником в Риме оставил Папу.
Политическое влияние папства распространялся на всю Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе против правителей): «отлучение», что ставило человека вне церкви, «анафему» - торжественный публичный перевод проклятию, «интердиктов» - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало проходить на особых собрании кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали «десятину» (десятая часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви до Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником.
Особую роль в распространении влияния церкви играли монастыри. Они возникли в III в. в Египте и представляли собой сначала поселение отшельников (от греческого «монах - отшельник). Монастыри в Европе становятся и крупными землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и очагами культурной жизни. Первый монашеский орден организовал Бенедикт Нурсийского в VI с. В дальнейшем, орден бенедиктинцев объединял до двух тысяч монастырей, в XII в. в связи с серией крупных народных выступлений возникает новое течение в монашестве. Франциска Ассизского в Италии и Доминик в Испании почти одновременно выступают с проповедью бедности, отказа от собственности, уважения к простой труда. Главным для священника они считали не торжественное богослужение, а проповедь в странствиях среди простых людей. Такие взгляды нашли очень широкую поддержку. Рим официально признал францисканцев и доминиканцев - ордена нищенствующих монахов-проповедников. Надо учесть еще одну причину влиятельности церкви, особенно в раннее средневековье. Это общий культурный упадок, вырождение античной культуры, наступившее после V с. Разрушались политические, культурные связи, большинство населения стала аграрной. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем античной культурного наследия. Священники оказываются самым образованным людьми. Ведь и среди правителей тогда грамотные люди были относительная редкость. Например, Карл Великий - создатель огромной империи, герой преданий и легенд - уважал образование, разговаривал латинском, греческом, разбирался в литературе. Но ... писать он не умел. Его биограф рассказывает, что император возил «на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха ».
При монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписки книг. Рукописные книги изготавливались из пергамента - особым образом обработанной телячьей или овечьей кожи. Для изготовления одной Библии большого формата требовалось 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто бы не дошли). Здесь складываются хроники - описания событий по годам. Школы течение раннего средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась потом веками. В нее входили семь свободных искусств »: три вводные дисциплины -« тривиум »- грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла -« квадриум » - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. [2]
3. Особенность культуры средневековья
Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура производится в феодальном среде. Само состояние феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали крупнейшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти наиболее родовитые и благородные рыцари были во главе своих жен, время настоящих армий. Рыцари рангом ниже служили в этих дружинах со своими отрядами, которые появлялись по первому зову господина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых находилось в военной выучке и оружия. Многие из них путешествовали, примыкая к отрядам тех или иных предводителей, становясь наемниками, а нередко и просто промышляли разбоем. Военное дело было прерогативой феодалов и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в сражениях вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.
Согласно распространенным в рыцарском среде представлениями, настоящий рыцарь должен был происходить из хорошего рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. Строгость правил стала подниматься по мере развития городов - эту привилегию стали все чаще покупать. В разных странах существовали подобные системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцари. Лишь после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме прочего, и приемам охоты. Она считалась второй после войны занятием, достойным рыцаря.
В рыцарей вырабатывался особый тип психологии. Идеальный рыцарь обязан обладать множеством достоинств. Он должен был быть внешне красивый и привлекательный. Поэтому специальное внимание уделялось фигуре, одежды, украшениям. Латы и конская упряжь. особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили до 60-80 кг. Латы начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблисть надо было все время подтверждать, и многие рыцари находились в постоянном поиске возможностей для этого. «Когда здесь война, я здесь останусь», - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI-XIII сс. выработались правила рыцарских поединков. Да, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались друг на друга с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирная оружие было тупой, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию сражения двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок проходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам».
Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарской поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого на имя Ожье вызвался на поединок с рыцарем сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайфа-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард поднял сына своего соперника в рыцарское достоинство. Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к захвату новых земель, поддержанного католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. - последний. В их ходе возникают особые военно-религиозные организации - рыцарские ордена. В 1113 г. был учрежден орден иоаннитов или госпитальеров (их первые резиденцией был дом-госпиталь Св. Иоанна). В Иерусалими, вблизи храма находился центр ордена тамплиерив, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцарь давал обета целомудрия и послушания. Они носили монашеские плащи (в госпитальеров - красный с белым крестом, в храмовников - белый с красным) более рыцарские латы. В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден.
Рыцарский кодекс нашел отражение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшей на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой рыцарь должен следовать правилам «куртуазии». «Куртуазия», кроме воинской доблести, требовала умение вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерна сословная терминология: присяга, служения, дарения, сеньор, вассал. По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная «рыцарское» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отражали быт и нравы своего времени. В то же время в них уже виден интерес к отдельной человеческой личности. Популярные сюжеты - о рыцарях «Круглого стола», о легендарного короля бриттов Артура, о рыцаря Ланселота, о Тристане и Изольде. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.
Так же, большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой церковная, рыцарская культура и культура народной массы? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает презрение к «мужиков», в то же время руками последних создаются и украшаются феодальные замки, храмы и монастыри. Еще из варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения - «Гимн Нибелунгов», «Гимн о Роланде» - но записывают и обрабатывают их уже образованные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного права, постоянно живет ненависть к угнетателям - землевладельцев, и в то же время уважается фигура рыцаря - защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков позднее они вытесняют латынь с профессиональной литературы. Подобными контрастами богатые средние века.
Крестьянское мировосприятие, безусловно, формировалось на основе христианского мировоззрения, но при этом религиозные чувства простых людей значительно отличались от канонов официального богословия. Особое сожаление вызывали страдания Христа, в них видели отголоски собственной судьбы. Любим, уважаемым становится образ Богоматери, ее считали защитницей и заступницей. Даже недовольство крестьян своим состоянием, борьба против угнетения осмысливался в христианских образах. Возникали так называемые «народные ереси» (ересь - религиозное учение, отклоняющееся от официального, церковного). Против таких движений церковь боролась очень жестоко. Одним из орудий борьбы становится инквизиция. Возникшая в XII в. как форма церковного суда, она превратилась в крупную организацию и была подчинена лично Папе римскому.
Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, начавшийся в XI в. и что выразилось в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из самых решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные - «воздух города делало свободным», меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевших органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где возобладал города-государства). [1]
Важным элементом подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение образованности, выход ее за пределы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископальные, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болонье были юридические школы, в Солерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.
Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» - общность, совокупность). Во многом типична организация Парижской университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготорговцы, посыльные, аптекари, даже шинкари. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского «способность», способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижской университете их было четыре: один «младший», на котором обучали чтению, письму и изучали «семь свободных искусств», и три «старших» - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели выбирали раздел факультета - декан (от латинского - десятник). Ученики - студенты (от латинского «студере» - усердно заниматься) - слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. К XV в. в Европе было уже 60 университетов.
Оживлением интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующей был тезис «философия - служанка богословия», но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значения всего земного. По сравнению с многовековой практическим отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского «школа»). В схоластике складываются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные ощущения, а общие понятия - «универсалии» - только их обозначения. Реалисты отстаивали обратное.
Выдающимся представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенно развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношение к природе и общества, что фактически сохранились до сегодняшнего дня. Он, в частности, активно использовал наследие Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например о «разумной цене», которая должна соответствовать количеству затраченного труда. Все чаще звучали «свободные мысли», чтобы их отстаивать было нужно большое личное мужество. Тези Августина, которая царила веками, «верую, чтобы понимать» Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить», утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордского университета, францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1494) отстаивал важность опыта в получении знаний: «умение производить опыты стоит выше всех знания и искусства». За вольнодумство он был подвергнут церковному суду и провел в заключении 14 лет.
Из литературных жанров с городской культурой связан расцвет латиноязычный литературы. Ее яркое явление - лирика вагантов (так называли бедных введи - студентов, школьников), она отличалась свободомыслием, презрением ко всяким, в том числе церковных, авторитетов. Популярные были произведения сатирических жанров народными языках.
Помимо всего вышеперечисленного, особенностью культуры средневековья является и искусство раннего средневековья. Оно несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С потерей античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.
О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств. [6]
Стиль западноевропейского искусства Х - XII вв. получил название «романский». Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).
Наиболее характерные для романского искусства типы сооружений - замок (укрепленное жилище феодала) и храм, также очень прочный извне. Основой планирования романского храма стала римская базилика (в переводе - «царский дом») - обширное прямоугольное помещение, разделенное поперечными перегородками на несколько зал - нефов. Стены были массивными, тяжелыми, узкие окна располагались высоко над землей. Крыши сначала сооружали из дерева, но частые пожары заставили перейти к строительству каменных сводов. Перекрывать большие площади не умели, поэтому возводили дополнительные опорные столбы. Характерная деталь - в облике здания четко просматривается его конструкция и внутреннее устройство. Помещение украшали скульптурой и фресками. Для романского живописи характерны очень яркие, контрастные цвета. В Европе в XI в. наибольшей считалась церковь Клюнийського аббатства - резиденция ордена бенедиктинцев на юге Франции. До наших дней она не сохранилась, поскольку была разрушена в наполеоновские времена, когда романские постройки вовсе не ценились.
Всей Европой живым отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но немало выстояло и осталось почти нетронутыми. Сначала замок был деревянной башней (донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, забором и рвом. Выбирали неприступного, царившего бы над ландшафтом - гору, на краю обрыва, остров. Когда перешли к каменного строительства, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их устройства - в создании ряда препятствий для нападающих. Через ров, часто заполнен водой, в замок можно было попасть только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно внутри замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.
В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения, выражая свое отношение к варварской, как тогда прочитали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).
Самые яркие готические памятники - городские здания: ратуши и, главное, соборы. В ратуше концентрировалась деловая, практическая часть управления городом. Средоточием же всей общественной жизни, безусловно, был собор. Помимо основного назначения - проведение богослужения - здесь читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особо важные договоры. Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символ, по нему судили, город. Собор время бывал так велик, что его не могло заполнить и все население города. Готический собор Парижской Богоматери царит даже над современной столицей Франции, превосходя величием все построенное позже. Строительство могло длиться десятилетиями, а то и столетиями. Самый знаменитый долгострой - Кельнский собор, который заложили в XII в., А заканчивали по старинным чертежам уже в XIX в.
Главная зрительная особенность готической архитектуры - устремленность здания вверх. Готические соборы оставляют ощущение легкости, легкости при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатые своды. В романских зданиях каменный свод крыши было полукруглым и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, стены лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их легкими, насытить самыми различными украшениями. В готических соборах множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутреннее устройство здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что эта одна и та же здание.
Каждый из соборов посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - подлинная энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 тысяч скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парме изображает осла в одежды монаха, читающего проповедь волкам. Бывали самые неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных по перевозке камней на строительстве. Виктор Гюго писал: «Книга архитектуры не принадлежала более духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа ... В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры». [5]
Заключение
В заключении, хочу сказать, что эпоха средневековья очень специфична и разнообразна. Она подарила нам множество культурных открытий, была богата литературой и искусством. Взгляд на Средневековье как на эпоху доминирования духовенства и аристократии в немалой мере опирался на то обстоятельство, что основной массив письменных текстов, которые служат источниками для медиевистов, вышел из среды церковной и отчасти светской элиты. Основная же масса населения Европы, состоявшая по большей части из людей неграмотных - это существа "без архивов" и "без истории". Они лишь эпизодически и поверхностно упоминаются в хрониках и других документах, и историки Нового времени обращали на них едва ли больше внимания, нежели средневековые авторы. Во всяком случае, их, как казалось вплоть до второй половины XX столетия, вполне можно было игнорировать при анализе средневековой культуры. Последняя опиралась на религиозное сознание и была всецело им пронизана. Носителями религиозной культуры были прежде всего выдающиеся церковные мыслители, теологи, монахи и мистики. Именно в их творениях запечатлено миросозерцание Средневековья - эпохи веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям.
Список использованной литературы
1.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
2.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.
3. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
4. Петрушевский Д.М., Очерки из истории английского государства и общества в Средние века, Москва, 1937
5. Седова М.В. Культура и искусство средневекового города., М. 1984
6. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.