Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова

Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Российский колледж традиционной культуры



"Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова"



Выполнила студентка

Группы 11НПС

Жуковская Ирина

Проверил учитель

Пантелеева М. А.



Санкт-Петербург 2008

Содержание



Введение

1. История возникновения "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"

1.1 Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика

1.2 Кузнецов Матвей Сидорович

2. Фарфоро-фаянсовые заводы, входившие в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"

2.1 Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера

2.2 Дулевский фарфоро-фаянсовый завод

2.3 Конаковский фарфоро-фаянсовый завод

2.4 Гжель

3. Изделия, выпускаемые "Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"

4. Стиль росписей

4.1 Фарфор массового производства

4.2 Изделия восточной тематики

4.3 Модерн в кузнецовском фарфоре

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



Введение



В Кузнецовской пестрой чашке

С золочеными краями,

Видно сахару не жалко —

Чай и сладок, и горяч.

Георгий Иванов, 1915 г.



Основными производителями фарфора для широкого потребителя в России в конце XIX - начале XX века были завод "Товарищества братьев Корниловых в Санкт-Петербурге" и заводы "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова", основанного в 1889 году, в которое входили заводы в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках и многие другие.

Целью реферата является рассмотреть фарфор "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" как явление русской культуры. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Проследить возникновение и развитие "Товарищества"

Выяснить, что отличало ассортимент, роспись изделий "Товарищества" от других заводов

Попробовать понять, почему данный фарфор был любим русским народом

Для решения этих задач использовались книги и альбомы по истории русского фарфора, например: "Русский фарфор" (Сост. Г. Агаркова, Т. Астраханцева, Н. Петрова), "Русский фарфор XVIII- начала XX века" (Автор-составитель В. Б. Ермолова), "Эта звонкая сказка – Гжель" (В.М. Логинов, Ю. П. Скальский) и другие.



1. История возникновения "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"



Первое производство было основано Яковом Васильевичем Кузнецовым в районе Гжели. Его дело продолжал сын, Терентий Яковлевич. У этого в свою очередь тоже было три сына – Сидор, Анисим и Емельян.

Впоследствии Иван Емельянович и Адриан Анисимович имели свои собственные фарфоровые производства, но нас интересует Матвей сидорович – основатель "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова".



1.1 Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика



Свою историю эта марка посуды отсчитывает с 1812 года, когда в России открылась первая кузнецовская фабрика. Позднее в разных губерниях разными представителями этого семейства было открыто еще несколько производств. Но именно Сидор Кузнецов, основав в 1841 году в Риге первую в прибалтийских губерниях фабрику по производству фарфора и фаянса, придал семейному делу и фамильной торговой марке настоящую силу.

Выбор Риги был не случаен. Дело в том, что все Кузнецовы были старообрядцами, а именно здесь к тому времени сложилась одна из самых крупных старообрядческих общин.

После смерти в 1872 году Сидора Кузнецова дело возглавил Матвей Сидорович, а затем сын Матвея Михаил. Предприятие развивалось хорошими темпами и фактически до самого конца XIX века Кузнецовы оставались в своем деле монополистами. В 1908 году фабрика выпустила более 22 млн. штук разной посуды. Численность сотрудников выросла при этом до 2,5 тысяч, большинство из которых, как и сами владельцы фабрики, были старообрядцами.

Несмотря на свою предприимчивость и прижимистость, Кузнецовы относились к своим сотрудникам в общем-то по-человечески. Много жертвовали на нужды старообрядческой общины, дали денег на школу, которую построил архитектор Шмелинг. На фабрике работали кружки: рабочих обучали грамоте, латышскому языку, танцам, игре на баяне. Для самых смышленых работал кружок учета (так раньше называли бухгалтерское дело). Была на фабрике Кузнецовых еще одна хорошая традиция дарить сотрудникам посуду – на праздники, в дни рожденья, на именины. Только в отличии от той, что шла в продажу, на даренной посуде не ставили клейма – чтобы не было соблазна продать.

После революции 1917 года родственники Кузнецовых со всей России – кто успел и смог – бежали в Латвию. Рижская фабрика единственная избежала тогда национализации и выпускала фарфор под прежней маркой, но часть предприятия продали инвесторам. Однако производство продолжалось, в 1937 году была выпущена большая партия посуды с юбилейным клеймом "Кузнецов – 125" ( рис. 1). Фабрика не прекращала работу ни в 1940 году, ни во время Второй мировой войны, не менялся при этом и состав рабочих.



1.2 Кузнецов Матвей Сидорович



Кузнецов Матвей Сидорович (рис. 2) (2 (14) августа 1846 — 9 (22) февраля 1911) окончил Коммерческое училище в Риге, где для изучения фабричного дела с 15 лет работал на фабрике отца. После смерти отца с 1864 управлял делами фирмы — до совершеннолетия (1867) под попечительством трех зятьев, затем самостоятельно. В 1870 приобрел завод в деревне Кузнецово Корчевского уезда (ныне Конаково), на которой стали вырабатывать разнообразную чайную и столовую посуду из фарфора и фаянса, облицовочные плиты, санитарные принадлежности, эмалированные церковные иконостасы.

В 1887 Кузнецов основал фабрику в с. Буды Харьковского уезда, на которой стали изготавливать фаянсовую и фарфоровую посуду; в 1889 —"Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" с основным капиталом 3 млн. руб.. В 1891 товариществом была приобретена фабрика Гарднеров в Вербилках, в 1892 — основана фарфоровая фабрика в Славянске Изюмского уезда, выпускавшая фаянс. В 1894 собственностью товарищества становится фабрика в д. Песочной Ярославской губернии. И, наконец, в 1898 Кузнецов приобретает у "хрустальных королей" Мальцовых фабрику в с. Песочное Калужской губернии.

К началу XX в. в товарищество входило 7 крупных, оснащенных по последнему слову европейской техники фабрик. Объем производства составлял почти 2/3 общего по России, где в то время работало уже 47 фарфоровых предприятий. В 1889 "Товарищество" ( в которое входило 8 мощных керамических предприятий ) являлось крупнейшем на континенте.

Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане. В 1902 Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Правление Товарищества находилось в Москве (Мясницкая улица, 8/2; ныне здание магазина "Фарфор"). За заслуги перед Отечеством был награжден орденами Святого Станислава и Владимира двух степеней, Святой Анны, Бухарской Звезды, Французского кавалерийского Креста и Почетного легиона.

В 1903 основной капитал товарищества составлял 3,9 млн. руб., к 1913 — был увеличен до 5 млн. руб., баланс составлял почти 19 млн. руб. Общая численность рабочих на предприятиях достигла 12,5 тыс. человек. На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) — Гран при.

После революции 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.



2. Фарфоро-фаянсовые заводы, входившие в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"



2.1 Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера



Фарфоровый завод в Вербилках был основан Францем Яковлевичем Гарднером, вероятнее всего, в 1766. Для предприятия он купил у князя Николая Урусова землю в Дмитровском уезде и в марте 1766 представил в Мануфактур-коллегию при челобитной копию с купчей. Обосновавшись в Вербилках, Гарднер, по-видимому, сначала занимался изготовлением опытного фарфора и в малых количествах. Вероятно, на первых порах в этом новом для него деле ему помогал Иван Гребенщиков, открывший секрет фарфора и занимавшийся изготовлением изделий из него, — в первые годы Гарднер выпускал табачные трубки и посуду такие же, как и на фабрике Гребенщикова.

Освоив выпуск нескольких видов продукции неплохого качества, Гарднер решился на учреждение собственной фабрики. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера, Франц Францевич, и некий Гаттенберг, иностранец, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.

Со времени основания фабрики и до 1891 она принадлежала трем поколениям Гарднеров. После смерти Франца Яковлевича фабрика перешла к его сыну, Францу, ненадолго пережившему отца, затем к жене Ф. Ф. Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале XIX в. фабрика переходит к ее сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство. От них в середине 1850-х гг. фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, затем владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, — Елизавета Николаевна, и от нее в 1891 поступает в собственность Матвея Сидоровича Кузнецова.

Гарднеровская фабрика считалась лучшей в России. Ее фарфор до середины XIX в. не имел соперников, а некоторые изделия не уступали иностранным. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики XVIII в. являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи (роза и шиповник – символы гарднеровского фарфора). Позднее по этим образцам русские заводы выпускали продукцию в течение более чем ста лет. В середине 1770-х гг. в Вербилках одновременно с рядовыми изделиями началось изготовление и уникальных предметов, предназначенных для подарков высокопоставленным сановникам Москвы и Петербурга. В 1775 был сделан сервиз для подарка самой императрице, после его успешного изготовления поступил государственный заказ на орденские сервизы (Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский) (рис. 3).

Вскоре, согласно веяниям моды, Гарднер приступает к выпуску статуэток (рис. 4).

В начале XIX в. начался новый этап в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Удачно сочетая ампирные формы с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора, заводские мастера создали фигурки горожан по офортам из сборника "Волшебный фонарь" (1817) (рис. 5), знаменитые гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с изображениями жанровых сценок, яркой цветочной росписью (рис.6).

В 1820-х гг. фабрика Гарднера выпускала миниатюрные статуэтки, высотой 3-5 см, фигурные пробки для бутылок в виде голов актеров братьев Каратыгиных и писателя Фаддея Булгарина. В 1860-70-е гг. появляется новая серия художественных жанрово-бытовых статуэток из бисквита (рис. 7). В 1860-е гг. 3/4 ассортимента составляли дешевые сорта столовой и чайной посуды из фаянса и опака отличного качества. В середине 1880-х гг. на фабрике вырабатывалось фарфоровых изделий на 208 тыс. руб. при 777 рабочих. В 1882 Гарднеры были удостоены права изображать на своих изделиях государственный герб.

С переходом фабрики в руки Кузнецова (1891) производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика).

Сразу после Октябрьской революции 1917 фабрика была национализирована и объявлена государственной собственностью. Она стала называться государственный Дмитровский фарфоровый завод. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.



2.2 Дулевский фарфоро-фаянсовый завод



Завод был основан в 1832 в местечке Дулево (названо по имени жившего там лесника Дулева) близ деревни Ликино, на земле, приобретенной Терентием Кузнецовым у помещиков Сарычевых. В Дулево Т. Кузнецов перевел из Гжели фарфоровый завод.

После раздела (1850-54) между сыновьями и племянниками, которые управляли заводом после смерти Т. Кузнецова, Дулево досталось Сидору Терентьевичу. В 1859 Дулевский завод уже пользовался значительной известностью. На нем изготовлялась фарфоровая и фаянсовая посуда на сумму более 90 тыс. руб. при 860 рабочих.

После кончины С. Кузнецова в 1864 завод перешел к Матвею Сидоровичу Кузнецову. По сведениям на 1866, оборот завода достиг уже 115200 руб. В 1884 производство возросло до 500 тыс. руб. при 1100 рабочих. В 1889 было учреждено товарищество М. С. Кузнецова. В начале 20 в. завод в Дулево стал самым крупным в России. На нем трудилось 2335 человек. В 1902 владельцу завода было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Как писал крупнейший специалист по керамике, профессор, доктор технических наук С. Г. Туманов, "к началу XX в. Дулевский завод стал самым крупным фарфоровым предприятием России и перед Первой мировой войной по своему техническому оснащению и качеству выпускаемой продукции справедливо считался одним из лучших в Европе". Высокое качество фарфора определялось применением высокосортного сырья, хорошей обработкой массы, отличной квалификацией работников завода, их профессиональным мастерством, а также применением новейшей зарубежной техники. Изделия Дулевского завода получали золотые медали всемирных выставок 1889 и 1900 гг. в Париже, высшие награды на выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905). За участие в Московской политехнической выставке (1872) и промышленной выставке в Нижнем Новгороде заводчик получил право помещать на своих изделиях российский государственный герб.

В 1916 на заводе числилось 3221 человек. Было выпущено 10035 комплектов сервизов, 329521 дюжина чашек и тарелок, 3 млн. других изделий и 1 млн. штук изоляторов.

При фабрике было открыто училище, преобразованное в 1888 в двухклассное Училище Министерства Народного просвещения, действовала больница, рабочие жили в каменных казармах и домах (часть казарм сохранилась).

После революции фабрика была национализирована. В 1930 Дулево и Ликино были объединены в поселок Ликино-Дулево. Торговой маркой Дулевского завода после революции стал сокол.

С начала 1930-х гг. в изделиях завода преобладает декоративная роспись крупными цветовыми пятнами, обильная позолота (сервизы, вазы, блюда и т. д. с росписью П. В. Леонова). Выпускаются декоративные скульптурные композиции, фигурки (скульптор А. Г. Сотников и др.).



2.3 Конаковский фарфоро-фаянсовый завод



В 1930 Кузнецово переименовано в Конаково в честь революционера П. П. Конакова, работавшего художником по фарфору и погибшего во время революции 1905 г.

Город Конаково вырос вокруг фарфоро-фаянсового завода. Основан он был первоначально у д. Домкино (1809) аптекарем из Богемии Фридрихом Христианом Бриннером на арендованной у помещика Ф. А. Головачева земле. Бриннер пригласил с завода Гарднера мастера по смешиванию масс Рейнера и гончара-точильщика Кобоцкого. В 1810 году домкинский завод был продан Андрею Ауэрбаху, провизору, уроженцу Лифляндии. А уже в 1815 году министр внутренних дел О. П. Козодавлев назвал фабрику Ауэрбаха "по отличной выработке и красоте изделий своих одним из весьма хороших в сем роде". В это время на фабрике работало 119 вольнонаемных рабочих. Было изготовлено сервизов столовых 313, сервизов столовых рисованых 48, чайных приборов 275, столовых приборов 6, чайных приборов 26. До наших дней дошло не более 20 предметов тех времен. Завод Ауэрбаха пользовался большой известностью, почти наряду с гарднеровским.

В 1829 фарфоровый завод был переведен в село Кузнецово. В том же году на выставке в Петербурге продукция завода Ауэрбаха получила Большую серебряную медаль (участвовало 326 фабрикантов, представивших свою продукцию). В 1833 на Третьей выставке мануфактурных изделий Ауэрбах был удостоен права употребления на своих изделиях государственного герба. В 1830-1850, уже при сыновьях А. Ауэрбаха, предприятие приобретало все больший размах. Ассортимент не менялся: чайная, столовая посуда, во множестве выпускалась посуда с печатными рисунками, часто с ручной росписью в стиле гжельской керамики.

Но в 1860-е дела пошатнулись, с каждым годом продукции выпускалось все меньше, численность рабочих также сокращалась. В 1868 число рабочих на заводе было 8 человек, продукции было выпущено на 21 тыс. руб.

В 1870 завод купил М. С. Кузнецов, который переименовал предприятие в Тверскую фабрику. В 1884 на ней работает уже 800 человек, продукции было выпущено на 400 тыс. руб. Значительно увеличился ассортимент изделий. К выпуску фарфора на Тверской фабрике приступили в середине 1880-х, несколько позже осваивается выпуск майолики, полуфаянса, строительного материала и терракоты. На фабриках Кузнецова постоянно шло обновление оборудования в целях повышения производительности предприятий. При фабрике существовали больницы, школа, богадельня, клуб для молодежи, казармы (деревянные, с высоким каменными подклетами).

В 1918 фабрика была национализирована. В 1924 ей было присвоено имя М. И. Калинина. Все время, пока завод носил имя Калинина, знаком его продукции была стилизованная сосновая веточка и буквы "ЗиК". (В настоящее время — только веточка.)

В 1970-е выпускалось до 92,6 млн. шт. изделий в год. Продукция отмечалась серебряными и золотыми медалями на международных выставках. В настоящее время на фаянсовой фабрике (ЗАО "Конаковский фаянс") объем продукции составляет 3680000-3700000 изделий в месяц (в основном столовая, чайная посуда, мелкая пластика).

При фабрике действует музей. В музее находится лучшая коллекция кузнецовской продукции, которая насчитывает около 8 000 образцов.



2.4 Гжель



В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-Новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были Кузнецовы.

Их фабрика возникла в начале XIX века (1810 год) в деревне Ново-Харитоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце XIX в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона — лишь на 200-300 тыс. руб. в год.



3. Изделия, выпускаемые "Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова"



На фабриках товарищества изготавливалась: фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда (столовая и чайная); майоликовые и терракотовые украшения для отделки внутренних покоев, а также фасадов домов, церквей и др.; майоликовые изразцы и детали для печей и каминов; терракотовые фигуры, вазы и др.; фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы и все предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски, ванны и др.).

Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера

После приобретения завода и изучив рынок, М. С. Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы и др. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 (рис. 8). К. 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах XVI-XVII вв. (рис. 9). В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов и др.).

Дулевский фарфоровый завод

В конце XVIII века за рубежом был перенят и способ украшения изделий из фарфора переводными рисунками — декалькомания, что давало возможность резко увеличить тираж ходовых изделий. Ассортимент продукции был велик и достигал 900 наименований (рис. 10). Многие виды продукции, в частности так называемая кашгарская печать, совершенно вытеснили с рынков Персии, Афганистана, Монголии и других азиатских стран фарфор из стран Европы. Выпускалась также продукция в народном стиле — вазы, блюда, сервизы с декоративной росписью крупными цветовыми пятнами обычно красного, синего, зеленого цветов; декоративные скульптурные композиции, статуэтки, церковную утварь.

Конаковский фарфоровый завод

Из фарфора делали чайные и кофейные сервизы и штучную посуду: блюдца, кукольные, чайные приборы, сахарницы, сливочницы, стаканы, чашки, чайники. Одновременно в производстве находилось до 20 фасонов чайных сервизов. Из фаянса изготавливались столовые сервизы и штучная посуда: блюда, икорницы, кружки, салатники, сухарницы, тарелки, фруктовницы, чашки и пр. Из майолики делали скульптуру, пепельницы, кувшины, вазы, кружки (рис. 11), корзины для фруктов, горшки цветочные (рис. 12), сливочницы, зеркала, табуреты, бочонки, подсвечники, чернильницы, курительные приборы.

Выпускалась также на Тверской фабрике такая продукция, как камины, печи, киоты, иконостасы. Цены на изделия были высокими, камин белый стоил 175-800 руб., расписанный красками — 950-965 руб., примерная стоимость иконостаса с установкой на месте была от 6000 до 7200 руб. и выше. Несмотря на цены, церковная продукция находила спрос и в России, и за границей. "Фаянсово-эмалевые иконостасы и киоты представляют собой новость и довольно охотно принимаются русскими церквами, так как они прочнее деревянных и не требуют ремонта и позолоты вновь", — говорилось в рекламном проспекте фирмы. По меньшей мере в 37 городах и селах были установлены иконостасы кузнецовской фабрики, среди них: Санкт-Петербург, Бежецк, Царицын, Ессентуки, Казань, Торжок, Кронштадт, Саратов, Новочеркасск.



4. Стиль росписей



Кузнецовский фарфор отличался безупречным техническим исполнением и изысканным декором. В этом фарфоре резко уменьшаются, а то и совсем исчезают области золочения. Он становится более демократичным по оформлению и доступным по цене. К концу XIX века производство фарфора становится массовым. Повсеместно внедряются механические приемы, изображение делают штампами, трафаретами, отводкой, деколькоманией.

Следует отметить, что кузнецовский фарфор всегда ориентировался на вкусы потребителей.

Еще при Т.Я.Кузнецове по ярмаркам регулярно рассылались приказчики для изучения спроса, так что промышленники всегда были хорошо осведомлены о потребностях покупателей.



4.1 Фарфор массового производства



Для массового фарфора использовались приемы плоской росписи несложными мотивами растительного орнамента. Это и цветки розы, и ромашки, а также непременное добавление усиков и веточек ("рокачек").

На протяжении семидесяти лет наибольшим спросом пользовался "агашечный" фарфор: посуда из фарфора с росписью в виде ярких розанов, наносившихся на изделие пальцем, которую придумала некая Агафья, от имени которой и пошло название этого стиля.

Основными используемыми цветами для росписи такого фарфора были красный, зеленый и золотой. Известны такие названия рисунков как "прозолоть красное клеймо", "прозолоть синее клеймо" (рисунки витиеватых веточек), "кобальт синее клеймо" (более пышный, сочный и звонкий рисунок).

Отметим, что удешевляя производство изделий, мастера все равно использовали лучшие традиции русского фарфора.

На росписи заводов Кузнецова М. С. оказал влияние стиль росписи граднеровского фарфора. Некоторые декоры копировали майсенскую цветочную и ленточную роспись, но существовали и собственные мотивы: "розан" и "шиповник", так что букеты гарднеровского фарфора поистине носили черты русской самобытности.

Для удовлетворения пошлых вкусов буржуазии на заводах выпускались неконструктивные и бессмысленные изделия. Например, чашки в виде самоваров или пеньков с топорами (рис. 13), блюда, тарелки и супницы – с неровным и вычурным краем, и.т.д. Именно из-за таких товаров к посуде, выпускаемой на заводах М. С. Кузнецова надолго приклеился термин "кузнецовщина", обозначавший безвкусно выполненные изделия.

Часто использовалась деколькомания (рис. 14).



4.2 Изделия восточной тематики



Помимо массового фарфора, "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" выполняли и выгодные частные и правительственные заказы. Для их выполнения имелись "свои стипендиаты в Строгановском училище и школе Общества поощрения художников".

Хорошо выполнялись изделия и восточной керамики (рис. 15). Сюда можно отнести несколько основных мотивов:

"Китайская печать" - крытье узоров, выполняемое красным, желтым и зелеными цветами.

"Кажгарская печать" - сплошной печатный декор, наносимый на изделие на цветной фон, но расписываемый вручную.

"Китайцы" - сюжетные картинки с изображениями китайцев.



4.3 Модерн в кузнецовском фарфоре



Помимо растительных мотивов художников предприятий интересовал и стиль конца XIX - начала XX века - модерн. Нимфы, наяды, русалки - непременный атрибут росписей. Среди произведений модерна отметим блюдо "Садко" с росписью, выполненной М. Врубелем (рис. 16). А также многочисленные вазы, отличающиеся необычным декором и формами (рис. 17-18).



Заключение



К началу XX века "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" являлось крупнейшим на континенте промышленным товариществом. Его многочисленные заводы располагались в разных регионах страны. Именно М. С. Кузнецов обеспечил страну качественным, но недорогим фарфором. Но если ИФЗ делал ставку на ручную роспись, изысканность и оригинальность, то данное товарищество использовало яркую плоскостную роспись, которая нравилась покупателям (купцам и крестьянам), но была проста в выполнении.

Однако следует отметить, что изделия, уходящие на экспорт, были довольно необычными и пользовались успехом за рубежом.

Удивляет путь, проделанный родом Кузнецовых от небольшого заводика до огромной фарфоровой "империи". Даже европейцы отмечали, что ни в какой другой стране низшие слои населения не используют фарфор так, как в России. И до сих пор во многих семьях еще можно встретить изделия, принадлежащие данному "Товариществу".

Высокохудожественный фарфор производится и сейчас, в ЗАО "Товарищество "Кузнецовский фарфор", расположенном в городе Орехово-Зуево московской области.



Список использованной литературы



Русский фарфор. Сост. Г. Агаркова, Т. Астраханцева, Н. Петрова, - М.: Планета, 1993, 239 с.

Фарфор. Государственный музей керамики и усадьба Кусково XVIII века. Авт. Сост. Б. Алексеев, - М.: 1958.

Русский фарфор. Частные заводы. В. А. Попов, - Л.: Художник РСФСР, 1980.

Русский фарфор XVIII – начала XX века. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Авт. сост. В. Б. Ермолова, - М.: Изобразительное искусство, 1989.

Эта звонкая сказка – Гжель. Логинов В. М, Скальский Ю. П. – М.: Сварог, 1994, 191 с.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия. 2005.

Мир вещей. Энциклопедия. – М.: Аванта +, 2004

Сайт www.apodarok.ru

Сайт www.STARINA.info



Приложение



Рис. 1 Скульптура "Ребенок в платье", Рига, Латвия. Юбилейное клеймо "Кузнецов – 125", 1937 г.



Рис. 2 Матвей Сидорович Кузнецов





Рис. 3. 1 Предметы сервиза ордена Александра Невского, 1778 -1780 гг.

Рис. 3.2 Предметы сервиза ордена Андрея Первозванного, 1780 г.





Рис. 4 "Венера и Амур", посл. четв. XVIIIв.

Рис. 5 "Фигура горожанина", 1817 г.

Рис. 6 Чайная пара, 1880 г.



Рис. 7 Бюст Петра I, бисквит, вт. пол. XIX в.



Рис. 8 Предметы с изображениями к столетию Бородинского сражения (1812-1912)



Рис. 9 Предметы из "Боярской серии", 1913 г.



Рис. 10 Блюдо, кон. XIX – нач. XX вв.



Рис. 11 Кружка, майолика, 1889-1900г.



Рис. 12 Кашпо, майолика, 1889-1900г.



Рис. 13 Кружка, нач. XX в.



Рис. 4 Чайная пара. Деколь, кон. XIX – нач. XX в.



Рис. 15 Посуда для восточного рынка, нач. XX в.



Рис. 16 Блюдо "Садко", роспись М. Врубеля, нач. XXв.



Рис. 17 Ваза и сахарница в стиле модерн . нач. XX в.



Рис. 18 Ваза и блюдо в стиле модерн нач. XX в