Культурология как продукт современной культуры

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

Кафедра ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Контрольная работа

по КУЛЬТУРОЛОГИи

Вариант № 3

Выполнил:

Студент группы Ф-203

Дудкина З.Р.

Проверил:

КЕМЕРОВО 2011

Содержание

Введение 3

1 Проблема типологизации культур 4

2. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. 6

3 Особенности массовой культуры в России 8

4 Субкультура и ее разновидности 11

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Введение

Актуальность темы заключается в том, что культурология – это продукт современной культуры. Было бы странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока не было произнесено слово "культурология". Но не только Россия - все мировое сообщество, которое, хочет оно того или нет, двигается по пути глобализации, нуждается сегодня в общеобразовательной дисциплине, которая давала бы представление о множественности культур и создавала бы основу для широкого гуманитарного общения людей различных рас и сословий. Эта дисциплина должна формировать у молодежи образ общечеловеческой культуры, который затем конкретизируется в соответствии с национальной системой ценностей. Эта дисциплина, очевидно, не может иметь четко очерченного "корпуса знаний", ей должны быть свойственны либеральность, плюрализм оценок и мнений, этико-педагогическая ориентация и вместе с тем - связность, образность, опора на яркие факты мировой культуры. Этим требованиям удовлетворяет культурология.

Цель работы – дать общую характеристику типологии культуры: критерии и разновидности.

Задачи:

    Определить проблему типологизации культур;

    Описать элитарную и массовую культуры: их взаимоотношения и роль в обществе;

    Раскрыть особенности массовой культуры в России;

    Охарактеризовать субкультура и ее разновидности.

1. Проблема типологизации культур

Предмет или поступок становится культурным феноменом, если он обретает смысл. Подразумевается, что такое явление культуры что-то означает. Единичные культурные феномены связаны между собой. Ряд материальных предметов может лежать на дороге случайно брошенными прохожими. Единственная связь между ними — пространственная близость. Показ криминальных лент по телевидению приводит к росту преступности. Культурные феномены могут образовать некую перечислительность, которая вовсе не является законченной системой.1

Типологии в целом отличаются от классификации двумя признаками. В - первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным. Во - вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Что же мешает созданию типологии культур? В первую очередь зыбкость самих культурных характеристик. Не так просто определить, скажем, отличие европейской культуры от восточной, хотя каждому понятно, что такое различие есть. Одни культуры создают «технологию» освоения внешней среды. Это относится, например, к европейской и североамериканской. Другие культуры, допустим, индийская, отдают предпочтение «технологии» проникновения во внутренний мир человека. Третьи культуры, скажем, японская, ориентированы на социум. Можно, например, указать на специфику античной культуры, которая не тождественна средневековой. Гораздо сложнее эту непохожесть описать путем фиксации четких признаков, выявить ее в ходе теоретического анализа.

Другая трудность состоит в том, что каждая культура развивается так, что многие различия между теми или иными культурами могут стираться. Не исключено возникновение каких-то новых культурных образований. Однако разве милитаризм является вечной характеристикой какой-то культуры? Он может утратиться, заместиться пацифизмом. Так, сближение восточной культуры Японии с современным индустриальным типом цивилизации породило принципиально новый тип культурного творчества. То же самое относится к культурному множеству буддистских общностей в Европе и Америке.

Далее, в каждой культуре существует определенное идейно смысловое ядро. Но оно может вызывать неодинаковые социальные последствия. Вот характерная иллюстрация. Буддизм имеет распространение не только в Индии, но и в Тибете. Но в Индии он даже не затронул кастовой системы, против которой был направлен всем своим существом. В Тибете же он полностью перестроил социальную структуру.

Наконец, каждая культура не только сближается с другой культурой. Внутри нее тоже происходят самые неожиданные процессы. В частности, внутри господствующей культуры возникают какие-то незаметные, альтернативные элементы, которые затем могут существенно преобразить ее специфику. Локальные зоны культурного творчества в основном русле культуры тоже приводят к многообразию культурных феноменов «Культура личности» определяет, в какой мере воспитанность, образованность, мировоззрение, профессионализм, интересы личности соответствуют культурным стандартам определённой нации, народа, класса и т.п. Поэтому и рассматривать «культуру личности» как некий самостоятельный феномен, тем более тип, вплоть до выделения в отдельный параграф или главу, бессмысленно. И вообще: тип есть обобщение, ЛИЧНОСТЬ же всегда уникальна.

2. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе

Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона — явление культуры массовой. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.

Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства. Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Массовая культура нужна для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. 2

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Можно сказать, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной.

Элитарная культура подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка) видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно" в криминальную).

Именно массовая, но не элитарная культура стремится к формализации отражаемого, упрощению технологии высказывания. Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения. И прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре эпохи "высокоспециализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной информации.3

3 Особенности массовой культуры в России

В условиях отсутствия общепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности в будущем, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны властных элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах массы населения. Средства массовой информации, обращаясь к аудитории, становятся сегодня инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру, мифологизируют массовое сознание. В условиях современной информационной революции в массовой культуре, под флагом общечеловеческих ценностей, идей демократии и деидеологизации Российскому государству и обществу навязываются разрушающие нравственность ценности, диктуется заданная картина реальности. Через электронные СМИ в массовом сознании формируется стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки, ответственности за Родину, страну. Новые стереотипы массовой культуры мифически расплывчаты, что разрушает традиционно культивируемое православием чувство стыда, и это преподносится как показатель свободы личности, ее независимости от традиционных нравственных норм общества. Такие стремительно растущие негативные явления разрушают традиционные нравственные устои России.

Современная массовая культура взаимообусловлена мифологизацией массового сознания и формируется под ошеломляющим неомифологическим воздействием средств массовой информации, что приводит к появлению новых мифов, деформации нравственного самосознания личности и аберрации языковых норм. Процесс социального мифотворчества сохраняет свои позиции в российском обществе и под ошеломляющим воздействием современных СМИ обусловлен актуализацией древнейших инстинктов человека - стадностью и стремлением к адаптации в реальном мире и его объяснению. Этот процесс является целенаправленным, если сознательно культивируется для успокоения страстей масс или использования их насущных потребностей, для создания желаемой ситуации в условиях кризиса (экономического, политического, духовного, экологического и т.п.) с целью обострения или стабилизации обстановки. Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.4

Вообще вся культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п., характерна, прежде всего, своими интеграционными процессами. XX век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.

Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к “идолам”, к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В отличие от Запада нам приходится решать двойную задачу. Первостепенная из них - проблема экономики. Вторая - по поиску “духовной массы” - хоть и кажется не актуальной и далекой, на самом деле, требует своего параллельного решения. Средство ее решения в региональных рамках - это национальная идея. Она предполагает, прежде всего, долгосрочную, а не сиюминутную перспективу. Эпохи, которые не умеют обновить свои желания - умирают. Мы потеряем корни, с помощью которых и было создано все предыдущими поколениями. Без баланса духовной и материальной компоненты получим лишь спад за счет роста преступности, наркомании, аморального отношения к субъектам общества. Массовая культура Запада, активно поставляющая людей кризисного менталитета, выражается отсутствием у людей приложения творческой энергии к высокой цели. Наш менталитет оказался не восприимчив к идеям социализма, он требует эволюционного перехода вначале к рыночным отношениям, а уже потом к новым идеям. Однако, подчеркивая эволюционность в развитии менталитета, необходимо предостеречь нас самих в том, что не затрагивая национальные корни, не распространяя принципы своей ментальности, а лишь полагаясь на сознательную компоненту менталитета, которая подвержена влиянию внешней информационной среды, мы получаем противоречие, сильно тормозящее экономическое развитие, не гармонично сочетающее сознательную и подсознательную компоненту менталитета, выработанную веками национальной истории.

4 Субкультура и ее разновидности

культурология субкультура массовая элитарная общество

Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться между собой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическими взглядами. Встречаются субкультуры которые носят экстремальный характер и демонстрируют или выражают протест против общества и определенных общественных явлений. Некоторые носят отчужденный, замкнутый характер, и стремиться к изоляции от внешнего мира или общества. Бывает так, что субкультура развивается и стает единой культурой общества!5

Наиболее известные субкультуры - это музыкальные субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров молодежной музыки: Альтернативщики — поклонники альтернативного рока. Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва. Инди — поклонники инди-рока.

Другие культурные – это субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее: Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации). Фурри — поклонники анимированных животных. Геймеры — поклонники видеоигр.

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Вижуал кидс — субкультура, возникшая на базе японского рока в 1980-е. Стиляги — советская молодежная субкультура второй, имевшая в качестве эталона западный образ жизни Политические и мировоззренческие. субкультуры, выделяются по общественным убеждениям: Антифа — международное движение, ставящее своей целью борьбу с тем, что оно подразумевает фашизмом. Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Скинхэды — молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Нью-Эйдж — являет собой оккультное течение. Образовалось во времена Второй мировой войны.

Хулиганские субкультуры. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним: Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: Байкеры — любители мотоциклов. Райтеры - поклонники граффити и т.д. ГОПНИКИ (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», затем также «грабитель») — представитель маргинальной молодёжи, ведущий асоциальный образ жизни. Стиль одежды Стереотипный внешний вид гопника включает в себя: спортивные штаны и куртка из синтетического материала, реже — классические черные; брюки, часто чуть большего размера.

Сексуальные субкультуры. К ним относят гомосексуалов — предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнёра, объекта эротического влечения и/или любовных отношений. Лесбиянки — женская гомосексуальность.

Заключение

Не политика и экономика, а именно культура призвана объединять в братскую семью народы России. "Русская идея" при этом перерастает в идею российскую. Еще более конкретное выражение эта мысль находит в доктрине так называемых евразийцев, унаследовавших и развивших "русскую '' идею". Появляется человек, а вслед за ним культура, сообщающая смысл его существованию. Культура — это творение смысла жизни, а человек, создающий смысл, может быть назван Человеком Духовным.

Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

Список используемой литературы

    Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 2008. – С. 315.

    Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2003. – С. 289.

    Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 2004. – С. 345.

    Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации. - Воронеж, 2007. – С. 299.

    Кребер А. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. - СПб., 2005. – С. 301.

    Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М. 2000. – С. 287.

    Пуляев В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. – 2000. - №2. – С. 55.

    Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 2006. – С. 303.

    Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000. – С. 314.

    Флиер А.Я. Культурогенез. - М., 2007. – С. 325.

    Шаповалов В. «Восстание масс» по-российски // Свободная мысль. – 2001. - №12. – С. 67.

1 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000. – С. 91.

2 Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 2008. – С. 112.

3 Шаповалов В. «Восстание масс» по-российски // Свободная мысль. – 2001. - №12. – С. 25-26.

4 Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации. - Воронеж, 2007. – С. 172.

5 Флиер А.Я. Культурогенез. - М., 2007. – С. 166.