Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Пожалуй, главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ее развития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени, можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и развивающуюся еще во многом в прежнем контексте (например, в позднеготических формах), хотя, безусловно и с определенными оговорками, культуру остальных стран западноевропейского региона.
Думается, что рассмотрение столь обширного явления как «культура» средневекового Запада Х1У-ХУ вв. (кстати, до сих пор рассматривавшаяся прежде всего как «совокупность высших достижений человеческого духа», которые образуют «так сказать золотой фонд человечества» (Гуревич А.Я.) целесообразно начать с культуры итальянского Возрождения как самого яркого явления в истории европейской культуры названного времени и одной из самых блестящих эпох в истории европейской культуры вообще.
Следует заметить, что споры о Возрождении, его характере, социальных и исторических корнях, хронологических рамках и особенностях развития не утихают до сегодняшнего дня. И тем не менее попытаемся (с привлечением новейших исследований) разобраться в этом явлении.
Понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии, в ХУ1 в. Впервые термин «Возрождение» употребил архитектор, живописец и, в сущности, первый историк искусства Джорджо Вазари – автор первой истории итальянского искусства эпохи Возрождения, получившей название «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В ХУ1 в. Возрождение рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья, и этим понятием обозначали первый (как считали после Античности) блестящий по своему смыслу расцвет литературы, искусства и гуманитарных наук, наступивший после почти тысячелетнего упадка культуры. В Х1Х в. для обозначения эпохи Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс» (Renaissance).
Хорошо известно, даже не посвященому, что феномен Возрождения ранее всего возник, оформился и достиг небывалого блеска (ярче всего проявился) в Италии (Хотя следует помнить, что по общему признанию большинства современных исследователей термин «культура Возрождения» не идентичен, не равнозначен понятию «культура эпохи Возрождения», поскольку первое из этих понятий относится к новым, собственно ренессансным явлениям. А второе – гораздо шире, и включает (наряду с культурой Возрождения) и другие культурные явления своего времени (в том числе и продолжавшие существовать средневековые, неренессансные по своему характеру культурные процессы. Не следует забывать и того, что хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для разных регионов Западной Европы и даже сфер культуры).
Италия – родина классического Возрождения. Хронологические рамки итальянского Ренессанса – 30–40-е гг. Х1У в. (или с середины Х1У в.) – конец ХУ1 в. (либо первые десятилетия ХУП столетия). Ренессанс в остальных странах Западной Европы – как то французский, немецкий, нидерландский или так наз. Северный Ренессанс (В зарубежной науке под Северной Европой традиционно подразумеваются страны и территории, лежащие к северу от Альп, то есть к северу от Италии, – Нидерланды, Франция, Германия и т.д. Отсюда и понятие «Северное Возрождение», применяемое к культуре и искусству этих стран и имеющее характер не столько географического, сколько историко-культурного и художественного определения.) наступит лишь в конце ХУ в., придется главным образом на ХУ1 стлетие и закончится в конце ХУ1-нач. ХУП в., что выходит за рамки означенной темы лекции, и поэтому говорить подробно о Северном Ренессансе мы не будем.
Итальянский Ренессанс прошел ряд ЭТАПОВ (не идентичных, кстати, периодам эволюции гуманизма, о чем мы скажем ниже).
В исторической литературе об итальянском Возрождении (имевшем, заметим, самую длительную историю) принято говорить о Раннем (сер. Х1У в. – ХУ вв.), Высоком (Зрелом) (конец ХУ в. – 30-е гг. ХУ1 в.) и Позднем (40–80-е гг. ХУ1 в.) Ренессансе. Эпоху, предшествующую Возрождению (время Данте и Джотто) – подготовительную фазу, фазу Предвозрождения – обычно называют Проторенессансом (ХШ–начало (середина) Х1У вв.).
Кроме того, в литературе о Возрождении часто используются итальянские наименования столетий – Дученто, Треченто, Кватроченто и Чинквеченто. Дученто – ХШ в., Треченто – Х1У в., Кватроченто – ХУ в., Чинквеченто – ХУ1 в.
Раннее Возрождение в Италии совпадает с периодом Треченто и Кватроченто, Высокое приходится на конец Кватроченто и начало Чинквеченто; Позднее Возрождение в Италии соответственно приходится на ХУ1 столетие.
Безусловно, возникновение культуры Возрождения на Апеннинах было подготовлено рядом совершенно определенных местных (или локальных), а также общеевропейских обстоятельств. Ее появление (в Х1У в.) и стремительная эволюция (в ХУ в.) объясняются прежде всего определенными историческими особенностями Италии Х1У-ХУ вв.
Во-первых, Италия позднего Средневековья была одной из самых урбанизированных областей Западной Европы. И этот достаточно высокий уровень урбанизации (в первую очередь Центральной и Северной Италии), по мнению большинства исследователей, был одной из основополагающих причин (или благоприятных условий) Возрождения. В городах Средней и Северной Италии сложилось удачное сочетание экономических, политических, социальных, демографических, психологияческих и др. факторов, которые в конечном счете способствовали возникновению этого необыкновенного феномена. Процветающий, необыкновенно богатый город Северной и Центральной Италии стал основной базой формирования культуры Возрождения. Почему? Не следует забывать, что города Италии издавна были центрами транзитной международной торговли между Западом и Востоком, и в подобного рода торговых сделках значительно опережали города остальной Европы.
Помимо этого, существовавшие в условиях политического партикуляризма города-государства Северной и Средней Италии в Х1У-ХУ вв. отличались очень высоким уровнем развития банковского дела и ремесленного производства, а также опирались на передовые формы предпринимательства (как финансового, так и торгово-промышленного). Особую роль в жизнеустойчивости итальянских городов-государств играли Генуя и Венеция (имевшие монопольные позиции на внешних рынках), Флоренция (имевшая хорошо отлаженную кредитно-банковскую систему, снабжавшую своими займами под баснословно высокий процент многих европейских монархов, аристократию и, между прочим, церковь, чем особенно славились и в чем особенно преуспели флорентийские банкиры Медичи). Кроме того, богатство городов Ломбардии и Тосканы (ставших, как мы с Вами условились, главной базой формирования новой – светской по своей сути – культуры Возрождения) – помимо торговли и банковско-кредитных операций – зижделось и на развитом (уже не ремесленном!), а мануфактурном (!) промышленном производстве. Так, в столице Возрождения – Флоренции – (а также некоторых других городах страны) мануфактурное производство (капиталистическая мануфактура) появилось в Х1У в. В сущности, мануфактура Италии была порождена высоким уровнем торговли и банковского дела. Итальянские купцы и банкиры успешно сочетали торговые и кредитно-банковские функции с чисто производственными. Выражаясь современным языком, деловые люди Италии успешно совмещали эти функции, одновременно занимаясь торговыми сделками, банковскими операциями и промышленным производством. В результате городские дельцы-предприниматели (купечество, верхи пополанства, знать) сосредоточили в своих руках значительные богатства. И часть этих богатств, как правило, тратилась на возведение новых дворцов и храмов, образование детей, создание домашних коллекций (картин, старинной утвари, редких античных книг и т.д.). В этой связи, естественно, увеличилась потребность в художниках, архитекторах, скульпторах и просто образованных людях.
Кроме того, особое значение имело и то обстоятельство, что в позднесредневековой Италии не существовало четко оформленных сословий. Старая феодальная родовитая знать (аристократия) в силу целого ряда причин (см. нашу лекцию об Италии) была вовлечена в жизнь города и находилась в тесном контакте (прежде всего в чисто хозяйственном) с наиболее состоятельными и влиятельными слоями итальянского пополанства (купечества, банкиров, ремесленников, предпринимателей). Это обстоятельство во многом способствовало появлению в городах Ломбардии и Тосканы совершенно особенного психологичского климата, который формировался усилиями разных слоев итальянского общества, которые привнесли в городскую среду элементы своего миросозерцания и самосознания. В итоге в итальянских городах Х1У в. стал складываться человек нового (ренессансного по своей сути) типа. А в противовес прежней средневеково-аскетической церковной морали сложился идеал активной личности, стремящейся к накопительству и роскоши. Появилась мораль, всесторонне оправдывавщая обогащение, при которой высокий статус личности в обществе и его престижность во многом стали определяться величиной кошелька, богатством его владельца.
В городской среде (особенно в предпринимательской) стали цениться новые качества: расчетливость, деловая хватка, рационализм мышления, высокие профессиональные знания, широкая образованость и кругозор, практицизм.
Прежнее корпоративно-сословное (средневековое по своей сути) сознание стало постепенно разрушаться и уступать место психологии индивидуализма. Достойным уважения был лишь тот, кто добился благополучия и богатства своими личными качествами (смелостью, гибкостью, разносторонними знаниями, деловой хваткой и т.п.).
3. Определенную роль в зарождении итальянской культуры Ренессанса сыграла и существовавшая на Апеннинах широкая система образования (от домашнего обучения, профессиональной подготовки ремесленных и купеческих кругов, городских начальных и средних школ до университетов).
4. Кроме того, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была ее тесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия «мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности, и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначе витала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степени итальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейской культуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики, поэзии вагантов и т.д.).
5. И наконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальную специфику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем на формирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) был процесс региональной централизации городов-государств (или политической децентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.
Отличительными чертами культуры итальянского Возрождения, если говорить кратко, были: индивидуализм мышления (в области права и морали); светскость (люди Возрождения подчеркивали особую роль светской культуры), что проявилось в частности в особенностях языка нового искусства, и в его художественном содержании; бурный подъем наук, особенно гуманитарных (люди Возрождения принимали участие в формировании вполне научных основ гуманитарных знаний и в зарождении опытного естествознания, хотя сами носители Возрождения, как правило, естественными науками непосредственно не занимались. Но проделали значительный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, а также выработали новые методы интерпретации текстов, что оказало безусловное воздействие на подъем естествознания в период Чинквеченто); реализм (что касалось прежде всего таких сфер культуры как литература и искусство); неподдельный глубокий интерес к наследию Античности (отсюда и само название «Возрождение»). Для людей Возрождения Античность была источником вдохновения и образцом их творчества, их мировоззрения. При этом важным было не простое обращение к Античности, не само по себе обращение к античной древности, а то, чем это прошлое было и какие новые идеи образовывались из этого источника. То есть речь шла не о простой преемственности, а о творческой переработке Возрождением античного наследия.
В небывалых масштабах Возрождение реставрировало (во многом утраченные в средние века) связи с культурой Античности (причем как с языческими – латинской и древнегреческой, – так и с христианскими традициями. Существует мнение, что именно Возрождение впервые после патристики и в значительно более серьезных масштабах осуществило синтез двух культурных миров – языческого и христианского). Забегая вперед, можно сказать, что на античной основе будут выстроены многие области культуры Возрождения: система гуманитарных знаний, различные виды изобразительного искусства, архитектура, нормы литературы и т.д. И еще! Пожалуй, впервые человек Возрождения осмыслил Античность как совершенно самостоятельную эпоху в истории культуры, и она стала важнейшим ориентиром для новой (по своей сущности) культуры Возрождения.
Однако не стоит забывать, что типологические черты культуры Возрождения можно выявить не только при сопоставлении с Античностью, но и со средними веками, а также с последующими за Возрождением культурными эпохами.
Отношение людей Возрождения к средневековой культуре было достаточно сложным. В целом, для культуры Возрождения была характерна некая двойственность позиции по отношению к культурному наследию и традициям Средневековья. Но в общем и целом, культура Средневековья воспринималась носителями Ренессанса в явно негативном плане. Средние века для них были эпохой «темного» и варварского времени с соответствующей эпохе культурой. И все же средневековая культура оказала (о чем мы уже вскользь упоминали) определенное воздействие на культуру Возрождения, хотя бы в силу преемственности общего для обеих культур христианского мировоззрения.
Далее. Вероятно, главное отличие Возрождения от предшествующей средневековой эпохи состояло в гуманистическом взгляде на человека. Люди Возрождения верили в величие человека, силу его воли и разума. И поэтому антропоцентризм стал характернейшей особенностью культуры Ренессанса
Список источников и литературы
Искусство раннего Возрождения – М.: Искусство, 1980. – 257 с.
История искусства: Ренессанс – М.: Издательство АСТ, 2003. – 503 с.
Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение – ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 128 с.
М.Л. Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84–97.
Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи, Слово, М., 2006.