Киево-Печерская Лавра (работа 1)
Содержание
Вступление
1. Основание Киево-Печерской Лавры
2. Киево –Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси
3. Киево - Печерская Лавра - крупнейший памятник древнего зодчества
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Киево-Печерская Лавра - православный монастырь, основанный в 1051 году. Центральной достопримечательностью являются пещеры, в которых вот уже более 900 лет почивают нетленные тела основателей монастыря - преподобных Антония и Феодосия, целителя Агапита, Нестора-летописца, Ильи Муромца, и мощи других 118 угодников Печерских. Созданная ими община монахов вскоре привлекла внимание князя Изяслава, и он разрешил им построить на горе монастырь. Община постепенно разрасталась, и после смерти Антония в 1073 году в нее входило 100 иноков. Феодосий по благословению Антония ввел в монастыре (названном Печерским - от слова пещера) строгий устав, по образцу греческого студийского, перенеся главные обители монастыря на близлежащую гору.
Сегодня архитектурный ансамбль Лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, - группа зданий Дальних пещер.
1. Основание Киево-Печерской Лавры
Киево-Печерский монастырь (с конца XVI в. — лавра) расположен в южной оконечности Киева на правом, высоком берегу Днепра. Монастырь был основан во второй половине XI века преподобными Антонием и Феодосием. Обитель поддерживали киевские князья. Так, сын Ярослава Мудрого Святослав пожертвовал монастырю сто гривен, а другой сын, Изяслав, — большой участок земли, который впоследствии получил именование Верхней лавры. На протяжении всего Средневековья Киево-Печерский монастырь являлся духовным центром Руси.
Он стал центром древнерусского образования и распространения славянской письменности. Монастырь сыграл огромную роль в развитии русской культуры, иконописи, храмового зодчества и летописания. По словам одного из составителей «Киево-Печерского патерика», из монастырской братии вышло около пятидесяти епископов русской метрополии. Монастырь также прославился подвижническими подвигами своих иноков. В Ближних пещерах почивают мощи восьмидесяти угодников Божьих, а в Дальних — сорок пять.
Здесь еще в домонгольский период было построено восемнадцать каменных храмов, которые дошли до нас в сильно перестроенном виде.
Наиболее ранние постройки: Успенский собор и Троицкая надвратная церковь. В старорусской летописи "Повесть временных лет" есть датированное 1051 г. упоминание о его основании монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция).
Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.
При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.
Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с до монгольских времён получил статус Лавры.
Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»).
И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения "Небеси подобная церковь" была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами. С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце XII веке. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира - крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII веке была построена церковь Спаса.
2. Киево –Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси
Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения а в 1240 г. - от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн. Монастырь играл заметную роль в развитии литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси. В 16-17 ст. Киево - Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был "Часослов" (1616- 1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - "Лексиконъ славеноросскій" Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был "Синопсис" (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. "Синопис" переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В 1631 митрополит Петр Могила открыл здесь школу, что содействовало распространению просвещения на Украине. Киево – Печерская Лавра была центром просвещения на Южно - русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре - Киев наименован Русским Иерусалимом.
3. Киево-Печерская Лавра - крупнейший памятник древнего зодчества
В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове - главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора "Слова о законе и благодати" (XI ст.). В Берестове 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ "Устав о резах", который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду. Храм значительно изменился в 40-х гг. XVII в., когда митрополит Петр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В XVIII - XIX вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великолепные росписи интерьера, в частности композицию "Моление" с изображением Петра Могилы и князя Владимира. Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 г. в ней похоронены дочь Владимира Мономаха - Евфимия, в 1157 г. - киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172г. - сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 г. в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всесвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства. Росписи интерьера выполнили в начале XX в. ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича. Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1957 - 1974 гг. её отреставрировали. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, - группа зданий Дальних пещер.
Заключение
Колыбель монастырской культуры на Руси — Киево-Печерская Лавра. Из Киево-Печерского патерика, драгоценного памятника древнерусской письменности, мы узнаем об Антонии и Феодосии, основателях этой знаменитой обители, ее устроении, жизни и подвигах иноков. С самого основания Киево-Печерский монастырь был образцом подвижничества и служения ближним, центром просвещения и культуры. Здесь монах Нестор трудился над составлением знаменитого летописного свода — «Повести временных лет». Здесь учили грамоте, занимались перепиской книг, иконописец Алипий писал иконы, врач Агапит лечил всех нуждающихся в помощи. Помощь бедным и больным — важнейшая составляющая монастырской жизни. Примером истинного заступника притесняемых и обиженных был игумен Феодосий, который велел построить при монастыре особый двор для увечных, хромых и слепых и отдавал им десятую часть монастырских доходов… А сколько славных страниц мы откроем, изучив историю Киево -Печерской Лавры , какие примеры молитвенного подвига и служения людям! Сколько раз будем удивляться неповторимости монастырских архитектурных комплексов: каждый храм, каждый монастырь удивляет своей уникальной красотой и особенным духовным строем! Сможем ли мы ощутить те духовные нити, которые связывают сегодня нашу культуру с трудами и духовным подвигом преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского? Почувствуем ли свет их Веры и Любви к ближнему? Протянем ли руку помощи тому, кто в ней нуждается?
Список использованной литературы
1. Каргер М.К. , Древний Киев, т. 1-2, М.- Л., 1998-2001
2. Логвин Г.Н., Киево- Печерская Лавра, М., 1998;
3. Щапов Я.Н., Килесо С.К. Архитектура Киево- Печерской Лавры 2001;