Живопись советского периода
Оглавление
Введение
1. Живопись: традиции и новации
2. Идеологические факторы в развитии живописи
3. Новые имена и произведения
Заключение
Литература
Введение
Музыка, живопись, литература и прочие искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в советский период, подверглись давлению иррационализма. Это видно особенно ярко в области живописи. Большинство художников советского времени, принадлежащих различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений (согласно исследованиям Е. Гродзинского, П. Сорокина и др.). Очевидно, что этот далеко идущий отход от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники старались сказать массам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах. Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Однако и в этот хаотичный период создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства
Анализируя литературу посвященную нашей теме, нельзя не отметить влияние времени на оценку живописи. В литературе советского времени изобразительное искусство превозносили до небес, а авторы учебников выпуска последних 5 – и лет все больше критикуют, но не самих живописцев, а насаждение идеологии в творчество художников. Интересно, а какую оценку живописи наших современников составители учебников и пособий дадут лет через 70?
1. Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.
Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.
Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений в изобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывались теоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут в январе 1918 года начала действовать народная художественная школа, которая потом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919 года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступил с обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работу в Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников, представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919 года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественного течения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме и плоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества. Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – так можно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников – «УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (от слова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтоб разрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлять новые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликость разнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такой язык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественному конструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки и достижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотя в этом новом деле также не обошлось без перегибов.
Новые идеи использовались при преподавании в художественной школе, которая в феврале 1922 года была реорганизована в Витебский художественно-практический институт. В стороне от новых направлений осталась только академическая мастерская Юдаля Пэна.
В первой половине 1922 года УНОВИС был закрыт. В мае 1922 года совершился первый и последний выпуск высшего художественного учебного заведения в Витебске: из 10 человек – 8 были членами «УНОВИСа». Большинство выпускников, вместе с частью студентов младших курсов летом 1922 года поехали в Петроград. Покинули Витебск и многие известные художники, в том числе и К.С. Малевич, В.В. Ермолаева и др.
В изобразительном искусстве социалистический реализм, продолжает гуманистические традиции искусства предыдущих эпох. В получении нового социалистического сознания, выражает историческую перспективу развития прогрессивного искусства. Идейно-эстетические принципы этого метода формировались в острой борьбе против декадентства, формализма, футуризма, натуралистичного примитивизма и др. направлений. Становление нового творческого метода непосредственно связано с пафосом утверждения новой жизни в условиях социалистического общества, романтической предвзятости в отражении героики революционной борьбы, событий гражданской войны, строительства националистического хозяйства.
В произведениях 1920-1930 –х годов живописцев Я. Дроздовича, В. Кудревича, М. Станюты, М. Филипповича и др. проявляются традиции белорусского народного искусства.
Самобытностью, обращению к этнографии и фольклору выделяется деятельность М. Филипповича, который работал в технике масляной живописи и акварели. Он создал картины «На Купалье» (1921 г.) «Весенний праздник» (1922 г.), «Старый белорус с трубкой» (1925 г.), «Красноармейцы в деревне» (1931 г.), «Бой на Немиге» (1922 г.).
Во всех видах и жанрах искусства 1930-х гг. отражалась новая жизнь, преобразование народного хозяйства: художники обращались к значительным событиям в истории Белоруссии, создавали образы деятелей белорусской культуры прошлого и настоящего, стремились реальность в ее революционном развитии. Это произведения З. Азгура , И. Ахремчика, А. Бембеля. В. Волкова. П. Гавриленко, И. Гембицкого, А. Глебева, Я. Зайцева, Е. Красовского, Я. Крюгера, и др. Творческие связи белорусских художников с художниками других союзных республик, участие во всенародных и международных выставках, работа над актуальными проблемами строительства социалистической культуры способствовали обогащению художественного опыта белорусских художников.
В 30-е годы черед талантливых художников начинали творческий путь в Западной Белоруссии. Многогранностью выделялся талант Язепа Дроздовича. Он первый в белорусском искусстве начал космическую тему. Им созданы три серии: «Жизнь на Марсе» (1931г.), «Жизнь на Сатурне» (1932 г.), «Жизнь на Луне» (1932 г.).
После войны открылся Белорусский театрально-художественный институт (ныне Академия искусства Беларуси), который занимался подготовкой кадров в области живописи, скульптуры, актерского мастерства.
2. Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.
Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.
Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.
На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление Красной Армии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.
В годы «хрущевской оттепели» появляется «суровый стиль», для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художников объяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина, пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровых полотен 60-х годов несет себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждает нас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева «Эстонские рыбаки», Альгерда Малишевского «Полочанка», Мая Данцинга «О Великой Отечественной», пейзажи 60-х гг. В Цвирко. Май Данцинг посвятил много полотен стройке нового города Солигорска: «Я знаю город будет Солигорск», «Новоселы», «В заводской столовой» и др. много полотен у него о Минске: «Старый и новый Минск», «Мой Минск» и др.
В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства.
Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображение подвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых дней войны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показу героического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеют многочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь в партизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40 антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций, портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.
Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкой обороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданные в военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более 30 живописцев, скульпторов, графиков.
Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянного идеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушение на свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художник Евгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не от содержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени». Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажи белорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологической проникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннего света личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника М Филипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).
Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что для многих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманность композиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины Исаака Давидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве. Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности и стандартизации образов советской молодежи.
На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)» Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат и железнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачивает весь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь в тяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.
Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давление официально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде других республик. Например в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодые художники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивой риторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностям народного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу родной природы.
3. Новые имена и произведения
С конца 1950-х – начала 1960 –х годов в изобразительном искусстве заявила о себе большая группа художников. Начинать было тяжело, потому что в это время партийные структуры развернули борьбу с абстракционизмом и формализмом «как одной из форм буржуазной идеологии».
Пожалуй, самым именитым художником военного поколения, который пришел в живопись в конце 50-х и представил на суд общественности свои первые работы, был Михаил Савицкий. Это были полотна «Песня» (1957 г.) и «Честь долга» (1958 г.). В начале 60-х художник начал работать над темой партизанской борьбы с фашизмом. В результате явился ряд полотен, таких как «Партизаны» (1953 г.), «Витебские Ворота», «Оршанский патрульный», «Патруль. Блокада» (1967 г.), «Наказание смертью» (1968 г.). Особую известность среди его работ получили «Партизанская мадонна» (1957 г.) и «Партизанская мадонна (Минская)» (1968 г.) это символический образ республики-партизанки с одной стороны, и образ белорусской женщины, несущий идею вечной жизни на земле с другой.. Эти произведения подтверждают героический смысл человеческого бытия, ставят конкретные проблемы жизни и смерти, ответственности и самопожертвования.
Важное место в творчестве художника занимает тема труда. Раздумьями про судьбу родной земли, труд как основная ценность жизни, пронизаны полотна «Урожай» (1966 г.), «Хлебы» и «Рабочие» (1968 г.), «В поле» (1972 г.), «Рожь» (1975 г.), «Хлеб нового урожая» (1979 г.).
В 1974 – 1980 гг. у Савицкого появляется цикл «Цифры на сердце». Это документальные полотна (Савицкий был узником Бухенвальда и Дахау), в которых показаны ужасы фашистских концлагерей («SОS», «побег», «Этерсберг – Голгофа ХХ века», «Отбор» и др.).
Живописную манеру Савицкого отличает монументальность изобразительных средств и прочтения образов. Работы художника явились значительным вкладом в развитие белорусского и мирового изобразительного искусства. М Савицкий лауреат Государственной премии СССР 1973 г. За цикл «Героическая Беларусь» и настенную роспись «Отечественная война 1944 год», Государственной премии БССР 1970 и 1980 гг. (картины «Наказание смертью», «Хлебы», «Рабочие», и цикл «Цифры на сердце») . Ему присвоено звание народного художника БССР в 1972 году и народного художника СССР в 1978 году.
В 70-х - 80-х гг. мы наблюдаем небывалую, по сравнению с 50-60 – ми гг., свободу выбора сюжетов, пластичных поисков, колористических возможностей, разнообразие манер письма. Живописный язык каждого художника легко узнаваем. Надолго запоминаются произведения Щемилева, Ващенко, Горячего, Скрипниченко, Товстика, Марочкина.
Демократизация общественной и культурной жизни конца 80-х - начала 90 –х гг. сделала реальностью открытый диалог со зрителем художников, заявивших о своей независимости от традиционной иерархии материальных и духовных ценностей. Одно за одним возникают неформальные объединения «Галiна», «Форма», «Плюралис», «Квадрат». Экспонируются выставки нетрадиционного искусства, открываются галереи.
Произведения многих современных художников (Залазного, Задорина, Ксензова, Кузнецова и др.) напоминают об искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров «серебряного века». В противоречивом нашем времени художники снова обращаются к аллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянность воспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.
Из многообразия современной живописи выделись два имени: Н.И. Счастной, и Н. Селещука.
Нинель Ивановна Счастная – автор многих известных монументальных произведений. Живописным работам художницы свойственна высокая поэзия и глубина. Бытовая картина «В бане» воспринимается как философский взгляд на необратимость и круговорот человеческой жизни. Девчушка, девушка, цветущая молодая женщина, зрелая женщина и сгорбленная старуха – это жизнь в ее вечном и неуловимом движении и обновлении. Композиция и удивительная светящаяся техника живописи тоже работает на эту идею.
Счастная создала целую галерею портретов выдающихся белорусских писателей, артистов, художников. Произведения Счастной всегда неоднозначны, им свойственна символическая многоплановость, метафорическая образность. И при этом они понятны и доступны зрителю.
Творчество Николая Селещука – яркое и самобытное явление в культуре Беларуси. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в музеях Греции, Финляндии, Германии, Канады, Польши, Болгарии, в лучших западно-европейских коллекциях.
Его талант в живописи раскрылся особенно ярко. Оригинальные, отмеченные глубоким чувством и своеобразной красотой, картины Селещука волнуют и зачаровывают.
Долгое время Селещук был едва ли не единственным в Беларуси «авангардистом», «сюр» и «гиперреалистом» одновременно.
В гиперреализме или фотореализме с удачным сочетанием экспрессивного романтизма написан «Портрет киноактрисы С. Суховей». Фигура актрисы дана в движении, которое подчеркивается стремительными, темпераментно положенными мазками.
Большое место в творчестве Селещука занимает урбанистическая тема. «Метро» - взгляд в людской сутолоке сумел схватить только несколько лиц.
К сожалению художник погиб в 1996 году, не достигнув своего 50 –летия.
Заключение
В заключение подведем итоги, резюмируем этапы развития советской живописи.
Для живописцев 1920 - 1930 гг. характерна тематическая картина, стремление по-новому отразить предметность, разработкой темы революции и гражданской войны. Опираясь на реалистические традиции искусства второй половины XIX – нач. XX вв. художники создают полотна в духе, так называемого, социалистического реализма, ведущего направления в советском социалистическом искусстве с 1930 – х г. Социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты.
В годы «хрущевской оттепели» появился «суровый стиль», для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины.
В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события.
Современные художники напоминают нам об искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров «серебряного века». Художники снова обращаются к аллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянность воспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.
Итак, живопись представляла собой сложный и огромный путь. Отличительными чертами живописи всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.
Литература
1. Гiсторыя Беларусi: Падручнiк: у 2 ч. ч. 2. Люты 1917 г. - 2004 г. / Я.К. Новiк [i iнш.]/ пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. - 2 выд. - Мн.: Вышэйшая школа - 2006 - 471 с.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник / Т.В. Ильина - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Высшая школа, 2005 - 407 с.
3. Культурология: Учеб. пособие. / З.А. Неверова [и др.]/ под научн. редакт. А.С. Неверова. 2-е изд. исправл. - Мн.: Высшая школа, 2005 - 368 с.
4. Парашнiкаý С.А. Гiстoрыя культуры Беларусi. / С.А. Парашнiкаý. - 2 выд. - Мн.: Беларуская навука, 2004 - 444 с.
5. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учебн. пособие / П.Г. Чигринов. 2-е изд. перераб. и доп. Мн.: Высшая школа, 2004 - 463 с.