"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Кафедра гуманитарных основ государственной службы
Факультет Государственное и муниципальное управление
Контрольная работа по дисциплине культурология
На тему: «Переходные эпохи» и феномен массовой культуры»
Выполнила: Студентка 1 курса гр.10111
Дерендяева Ирина Сергеевна
Проверила: Отургашева Наталья Вадимовна
Новосибирск 2010г.
Цель работы: изучить феномен массовой культуры
Задачи:
узнать историю возникновения массовой культуры;
найти различные подходы к определению массовой культуры;
рассмотреть массовую культуру с разных точек зрения: как положительное и отрицательное явление.
Актуальность темы: тема актуальна в настоящее время, так как массовая культура всё больше становится популярной и вокруг неё не утихают споры
Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.
Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.
1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной.
Этническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней – традиция.
Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений – письменность.
Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура – совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры:
а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;
б) особенности языка как средства общения (арго);
в) стиль жизни;
г) имидж и др.
К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.
3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.
Элитарная - культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на высокие образы.
Маргинальная(от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».[7]
Массовая (от лат. massa – ком, кусок), которая является предметом моего изучения и темой реферта.
По мнению значительного, числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровное оформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте. Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации, прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVII в., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это было невозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткой прагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такую точку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1, с.36]
А само понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляются первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более широких слоев населения.[1, c.37]
В сфере материальной массовой культуры начало XX в. значительно активизирует возникшее уже в предыдущие годы мастерство технической эстетики, впоследствии нареченное понятием “дизайн”.
Всё более быстрое насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.
В сфере массового спроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов предлагаемых товаров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается. Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного и демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.
Таким образом, культ потребления – звено в основании массовой культуры. Как отмечают западные маркетологи, ко второй половине XX в. понятия «покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». При этом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов и развлечений зачастую становятся смыслом их жизни.
В таких условиях зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного, писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки массовой культуры в области «свободных искусств».
Подавляющее число деятелей искусства попадает в зависимость от рыночных запросов массового потребления. А эти запросы, как правило, не отличаются особой оригинальностью. Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Как отклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее на глубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо – занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника до безграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.
Еще одним элементом массовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», и характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в современном социуме, считает Моль.
С утверждением телевидения (середина XX в.) внедрение массовых эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинства телекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативные последствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и его круглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколько десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому «затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не «болельщика») и т.п.
Не может не вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей. Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и на способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.
В связи с этим можно говорить не только о проектировании предметного и духовного мира применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.
Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед за многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следует отметить следующее:
продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание по стандартизированным конструктивным схемам;
изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;
происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. [1, c.51]
Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
отличие массовой культуры от народной;
влияние технологической революции;
фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
социальные и психологические механизмы массовой культуры;
роль мифологем.
Рассматривать различные точки зрения и подходы к проблеме.
Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.
В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
индустрия «субкультуры детства»;
массовая общеобразовательная школа;
система национальной (государственной) идеологи
массовые политические движения;
массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
индустрия оздоровительного досуга;
система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);
разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации, как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средств меняет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальном исследовании.
Только перечень направлений, сформировавшихся в рамках массовой культуры, свидетельствует о том, что она – структурная, органичная часть всего культурного пространства, что наводит на вывод о реализации универсального принципа дополнительности: общество не может ограничиться культурой элитарной уже потому, что оно разнородно, и потому, что жизнь людей динамична, и потому, что люди как социальные существа выполняют одновременно множество ролей, и потому, что массовая культура уже давно пустила корни в архетипичность коллективного бессозгательного, базируясь на мифологемных структурах сознания и в то же время порождая современную мифологию.
Таким образом, массовая культура – многофункциональнок, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема, заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспектиыных её направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдоценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация маскультуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Справедливо полагать, что решающую роль в такой позитивной трансформации маскультуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
Список литературы
Учёнова Виктория Васильевна. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Реклама» В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 248с.: цв. ил.
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции С.Г.Кара-Мурза. – М.: Академический Проект, 2007. – 384 с. – (Социальнополитические технологии).
Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИРПРЕСС, 2001. – 576 с.