Культура западноевропейского Средневековья (работа 2)
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Содержание:
Введение.
Романский и готический стили в архитектуре.
Внутреннее убранство романского и готического собора.
Описание собора Парижской богоматери.
Собор Парижской богоматери в литературе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Введение
Средние века (Средневековье) - это исторический период, который отделял античность (т.е. греко-римскую древность) от её «возрождения» в XV-XVI вв. Политическая карта Средневековья представляла собой государства вестготов, лангобардов, франков, остготов и др.
Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за своё несоответствие нормам идеальной классической формы, культура - примитивной. Доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.
Западноевропейская культура - это тесная связь с религией; это близость к народному творчеству; символика; живопись и скульптуры, украшающие средневековые храмы, а также архитектура.
Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три этапа: дороманский (VI-Х вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). В данной контрольной работе речь пойдёт о романском и готическом стилях, а именно об архитектуре.
В эпоху готики было сооружено множество соборов - высоких, с вытянутыми окнами, украшенными витражами. Таков был и собор Notre Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери) во Франции. И не только был, он и сейчас действующий и он является духовным сердцем Парижа. Более подробно об этом замечательном соборе речь пойдёт в четвёртом пункте.
«Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» - писал В. Гюго в предисловии к одноимённому роману «Notre Dame de Paris». Кого ещё из литераторов вдохновил этот прекрасный Парижский собор, мы узнаем в пятом пункте.
Романский и готический стили в архитектуре
Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно, и римской архитектуре.
В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, чётко выявленных объёмов, подчёркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются: собор Notre Dame в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Луиде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия). Памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и др. странах.
К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итальянского слова gotico - готский, по названию германского племени готов).
Готический стиль отличается от предшествовавшего; это стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объёмную композицию. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. 1). Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики - устремлённость ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяжённость и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.
Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).
В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).
Внутреннее убранство романского и готического собора
Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то позже, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива.
Существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".
Внутри готических соборов было сумрачно и холодно. В дождливый день полумрак кажется ещё суровее; в солнечный - яркие лучи, проникающие сквозь стёкла, кажутся кровавыми. Настроение таинственности создавали бесконечно переплетающиеся аркады и своды. Внутри - бесконечный ряд колонн, переходов, статуй и гробниц, окутанный кружевом изящного орнамента.
Художники разрисовывали пилястры, прибавляя декоративный цоколь и фриз, а когда живопись находилась на потолке, покрывали его архитектурные части орнаментом.
В XII в. художники стали стремиться к естественности рисунка и правдивой передаче содержания. Любимой темой для потолочной росписи служило грехопадение.
Когда в XV в. получили распространение «гроттеско», декорация сводов и стен получила другой характер. Грациозные игривые композиции - гении, качающиеся на листьях, венки вместо балок, щиты и доски, обвитые цветами и вьющимися растениями, совпали с настроением века. Разрисованные пространства разделяла лепная работа, которую позже стали оставлять белой и оживлять только золотыми линиями.
Мотивами для архивольта и капители являлись буковый, дубовый, виноградный листья, репейник, цикорий и клевер. Стремление к новым идеалам нашло отражение и в скульптуре. Все выступы, консоли, галереи стали покрывать статуэтками, мотивы которых были заимствованы из легенд. Статуи расписывали, раскрашивая их одежды в красный или голубой цвет с золотой отделкой. На консолях и капителях нередко появлялись изображения чертей и фантастических драконов.
Раки и ковчеги, которые ставили над алтарём, обычно имели форму продолговатого металлического ящика с двухскатной крышкой. Их украшали драгоценными камнями, филигранью, фигурами и орнаментами с эмалью.
Огромные внутренние пространства готических соборов, под сводами которых в своё время могло разместиться всё население города, приведены к замечательному единству.
Описание собора Парижской богоматери
Собор Парижской богоматери (Рис. 2) расположен на острове Сите и является классическим воплощением строгой и зрелой французской готики. Главными создателями собора являются два архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, хотя в ходе строительства собора принимало участие множество других архитекторов.
Собор представляет собой пятинефную базилику. Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, чей диаметр достигает 13 метров. Фасады собора богато украшены скульптурами, среди которых фигуры Христа, апостолов и Девы Марии. Однако чаще с собором ассоциируются другие его декоративные элементы - многочисленные скульптуры химер, расположенные на верхней площадке собора в основании башен. В Средние века химер на соборе не было, их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк.
Внутри Парижского собора: прекрасные, приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими чёткими окнами, над которыми парит легкий крестовый свод. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. В сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, снабжённая мощным каменным каркасом, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой, в соответствии с общим характером фасада.
Большой колокол (звучащий в тоне F#) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя. В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Собор Парижской богоматери в литературе
Естественно, самым знаменитым литературным произведением о соборе Парижской богоматери является одноимённый роман французского классика - писателя Виктора Гюго. О том, что фасад здания собора похож на букву «Н» от начальной буквы фамилии Гюго (Hugo - фр.) заметил Андре Моруа в своих очерках о родном городе (произведение «Париж»).
Роман Гюго является историческим, а также он имел немалое значение - его публикация во Франции развернуло движение за реставрацию и сохранение готических памятников (в то время собор Парижской богоматери собирались снести или модернизировать»).
Мы не будем, даже кратко говорить о сюжете, к тому же он небезызвестен (его главными героями являются цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо и священник Фролло). Скажем слово о самом соборе, о его состоянии и отношении автора к нему. Гюго можно бесконечно цитировать: «Время слепо, а человек невежествен». Не смотря на сумрачное состояние собора, на его дряхлость и разруху, Гюго называл его прекрасным! «…вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора» - писал Гюго.
Да, печально, что Гюго пришлось описывать это величественное здание, можно сказать, погибающим: «Следы грубого насилия, выбоины, проломы… Увечья, ампутации…». Но это был призыв, призыв спасти памятник архитектуры.
«Собор Парижской богоматери времён Гюго весьма отличался от того, каким вы его видите теперь» - писал Моруа, и это действительно так, ведь собор удалось спасти. Моруа, описывая Париж, написал и об острове Сите, а на нём, как нам уже известно, и находится Notre Dame.
О Notre Dame de Paris писал и Владимир Маяковский:
Читал письмена,
украшавшие храм,
про боговы блага
на небе.
Спускался в партер,
подымался к хорам,
смотрел удобства
и мебель.
Я вышел -
со мной
переводчица-дура,
щебечет
бантиком-ротиком:
"Ну, как вам
нравится архитектура?
Какая небесная готика!"
Я взвесил всё
и обдумал, -
ну вот:
он лучше Блаженного Васьки.
Конечно,
под клуб не пойдет -
темноват, -
об этом не думали
классики…
Можно предположить, что это далеко не все литературные произведения, где упоминается собор Парижской богоматери, так как его величие вряд ли могло оставить равнодушным кого-нибудь.
Заключение
Эпоха Средневековья, это эпоха становления нового типа культур. Романская архитектура сыграла важную прогрессивную роль в развитие западноевропейского искусства, после чего перешла к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем, выразительность романской архитектуры, определила неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.
Наступил перелом, связанный с преодолением религиозных рамок, сковавших развитие реализма; человек стал более одухотворённым, поэтичным и искренним. Это определило ценность и эстетическое своеобразие искусства готики. Собор Парижской богоматери - яркий пример готической культуры Франции, который не остался без внимания литераторов разных времён.
Список использованных источников
1. Вёрман К. Европейское искусство средних веков. (История искусства всех времён и народов, т. 2). - М.: АСТ; Спб.: Полигон, 2000.
2. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2002.
3. Гюго В. Notre dame de Paris. (Собор Парижской богоматери в переводе с фр.) - М.: Правда, 1988.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой, 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах, т. 1. Сост. Ал. Михайлов. - М.: Правда, 1987.
4. Моруа А. Париж. Перевод с фр. Э. Леонидовой. - М.: БСГ-ПРЕСС, 2006.
5. www.arhitekto.ru (Сайт истории архитектуры.)
6. www.cathedraledeparis.com (Официальный сайт Собора Парижской богоматери.)
Приложения
Рис. 1 (Форма латинского креста в основе готических соборов.)