Культура Европы в XIX веке
Культура Европы в XIX веке
Содержание
Введение
Европейская культура 19 века
Наука и техника
Политическая культура
Мораль и религия
Заключение
Список литературы
Введение
В культуре нового времени 19 век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества.
В данной работе будут рассмотрены главные тенденции социокультурного развития в различных областях. Будет рассмотрена культура в таких областях как наука, в техника, политическая культура, религия и мораль.
Предметом исследования является культура Европы в 19 столетии. Объектом исследования являются те изменения в культуре, те течения социально-культурной жизни Европы, который происходили на протяжении 19 столетия, и которые оказывали влияние на формирование общественного сознание людей.
1. Европейская культура 19 века
Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных вопросов она старается удержать себя в рамках культурной парадигмы нового времени. Однако к 19 веку мир становится иным по качеству, и культура встает на путь переоценки ценностей.
Произошел грандиозный культурный переворот, который можно сравнить по масштабам и по значимости с переходом от древности к средневековью, и от средневековья к Новому времени. По этому поводу известный философ Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком…Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь».
Эта ситуация является следствием трех эпохальных событий, значение которых очень велико для европейской культуры. Этими событиями являются: Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии, Война за независимость североамериканских колоний. Именно эти события сопровождали основные социокультурные процессы 19 века.
Промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети 19 столетия, стал важнейшим содержанием экономического развития стран Запада. В результате промышленной революции образовалось индустриальное общество, в котором производство и труд становятся идеалом. Вместе с демократией, образованием, и наукой превращаются в доминанты культурного процесса, по мнению Й. Хейзинга. Вся общественная жизнь теперь моделировалась по образу и подобию Машины. Например, А. де Сен-Симон метал об обществе, которое было бы организовано как большая фабрика во главе с учеными и промышленниками.
Отличительными чертами индустриальной цивилизации являются:
Фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности общественного труда. Внедрялось большое количество технических новшеств, что приводило к укрупнению предприятий и переходу к выпуску массовой стандартизованной продукции. В свою очередь массовое производство приводит к урбанизации и росту городов.
Существенно повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились телефон, телеграф, кинематограф, фотография, новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро.
Формируется средний класс по признаку устойчивого материального положения. Именно он придает устойчивость обществу, которое постепенно становиться массовым.
Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. В обществе доминируют такие ориентиры как комфорт, польза и достаток.
Технический прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, что неминуемо вело к противопоставлению передовой западной цивилизации отсталым странам.
Роль Войны за независимость североамериканских колоний также очень велика. Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, определив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма. Тем самым она стала образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а также и для конституций практически всех европейских государств (Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учеб. Пособие – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 65с. [1]).
Поражение в войне первой промышленной державы Европы способствовало развитию национального самосознания других народов. Таким образом, войны за независимость (1810-1826), прокатившись под влиянием американской революции по Латинской Америке, разрушили старейшую колониальную империю. Несмотря на то, что на протяжении всего 19 века происходил раздел мира, появлялись новые колониальные империи, и итоги национально-освободительной борьбы желали лучшего, все же судьба колониализма была предрешена.
Перспективу ускоренного развития по пути капитализма, минуя феодализм ранее зависимых народов, продемонстрировали США. Капитализм начал выходить за пределы Европы. Процесс образования мировой капиталистической системы, мирового рынка охватил оба полушария. Теперь он стал более однородным и всеохватывающим. Начинался процесс превращения истории в мировую историю, и формирование культуры как единства многообразия национальных культур. В этот процесс постепенно стали включаться и традиционные общества, придавая яркость проблеме диалога культур.
В то время как лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французского и английского Просвещения, то классическим политическим переворотом стала Французская буржуазная революция 1789-1793 годов. Непосредственно она обозначила кризис культуры Просвещения, который выражался в неспособности обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года провозглашала, что человек рождается свободным и все люди равны в правах. Важнейшими среди этих прав являются собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Однако. Вскоре обещанное царство разума сошло на нет, и равенство свелось к формальному равенству перед законом. Безопасность личности растоптала якобинская диктатура, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Революционное братство распалось, и враждующие классы разошли по разным сторонам.
Революционные события, а точнее их ход, опровергал рационалистический взгляд на мир. Теперь общественное сознание волнует не только проблема соотношения идеала и действительности, но и поиск исторической необходимости в происходящем. Именно это противопоставление идеала и действительности становится движущей силой культурного развития в 19 веке.
Франция превратилась в своего рода политический полигон Европы. Именно здесь опробовались самые разные формы политического устройства, начиная от классической буржуазной республики. Заканчивая революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии. Огромную роль Французская революция сыграла в формировании духовной и политической атмосферы в Европе. Все политические движения испытывали влияние ее идей. Случилась трансформация общественного сознания.
Несмотря на то, что формирование правового государства и индустриального общества шло по всему миру, Европа в 19 веке была неоднородна в социальном и политическом отношении. Наряду с Англией, обладавшей превосходством в индустриальном развитии, есть еще Франция и Германия, которые были обременены избытком крестьян и неэффективностью сельского хозяйства. Ни демократический, ни промышленный перевороты не коснулись Испании, которая превратилась в одну из отсталых стран Европы. И наоборот, благодаря преобразованиям вперед вырывается США и Германия. Европа от общества свободной конкуренции переходит к капитализму монополий и трестов. Возникает борьба за передел уже поделенного мира. В конце 19 века термин «империализм» стал применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма – монополистического
2. Наука и техника
Главной целью индустриальной цивилизации, которая установилась в Европе в 19 веке, стали считать научно-технический прогресс. И это неспроста. По подсчетам Сорокина П. за один только 19 век открытий было сделано больше, чем за все предшествующие столетия.
В 19 веке наука вступила в золотой век. Взлет естественных наук, который начался еще в 18 веке, уже в 19 столетии завершился революцией в естествознании. В связи с ошеломляющими открытиями в области физики, рухнула вся ньютоновская система с ее твердыми атомами. Бурный технический прогресс 19 века основывался на двух положениях западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение) и вера в активную роль его разума (Просвещение).
Одно за другим следовали открытия в области химии, физики, астрономии, биологии, геологии и медицине. М. Фарадей (1791-1868) открыл явление электромагнитной дуги, затем Д. Максвелл (1831-1879) исследует электромагнитные поля и разрабатывает электромагнитную теорию света. П. Кюри и А. Беккерель поставили под сомнение прежнее понимание закона сохранения энергии (Драч Г.В. Культурология [Текст]: учеб. Пособие – Ростов, 2006. – 54 c.[3]).
Также развиваются междисциплинарные исследования, такие как физическая химия, биохимия, химическая фармакология. В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами. А теперь с помощью междисциплинарных исследований, было открыто внутреннее строение атома, выявившее связь между порядковым номером элемента и числом электронов в слоях оболочки атома.
В биологии появились теории клеточного строения Т. Шванна, генетической наследственности Г. Менделя. Опираясь на них Т. Морган и А. Вейсман, создали основы генетики. Основываясь на исследованиях в области физиологии, И.П. Павлов разработал теорию условных рефлексов. Подлинную революцию в науке произвели книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», «Происхождение человека», которые опровергали божественное творение мира.
Достижения в области химии и биологии дали толчок развитию медицины. Бактериолог Л. Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства, а также механизм стерилизации, заложив основы учения об иммунитете. В арсенале врачей появились новые лекарственные препарат и инструменты. Стали применяться аспирин, пирамидон, был изобретен статоскоп и рентгеновские лучи.
Прогресс в естественных науках повлиял и на гуманитарные науки. Многие из них переходят на позиции редукционизма. Это коснулось этнологии и психологии. В философской полемике сталкивались различные теории и течения, такие как прагматизм, неокантианство, позитивизм, интуитивизм и другие. Стали широко распространяться оккультизм, мистика и восточные религии.
Помимо количественного роста научных открытий, в 19 веке в науке происходили и качественные изменения. Речь идет, прежде всего, об изменениях в соотношении функций науки – познавательной, прикладной и воспитательной. Если ранее была значительнее роль воспитательной функции, то теперь в 19веке значимость приобрели познавательная и прикладная функции. Техническое применение знаний и их объем растут, а воспитательная ценность их падает. Таким образом, связь научного и технического прогресса становится нераздельной. Современники называли 19 век и машинным веком, так как именно тогда началось производство машин. Также 19 век называют веком железных дорог. Так как протяженность железнодорожных путей увеличилась за столетие с 50 километров до 1090000 километров. Помимо революции транспортных средств, также развивались и морские сообщения. Благодаря пару, плавание перестало зависеть от силы ветра, и преодоление морского пространства совершалось в боле короткие сроки.
Также 19 век – это век электричества. После открытия Петровым явления электрической дуги, Морзе изобрел электрический телеграф, а Белл – телефон (1876). Появились радиоприемники А. Попова, появилось электрическое освещение городов, появились трамваи.
Вследствие сделанных открытий и изобретений, техническое господство значительно возросло. Начался рост цивилизации, духовный мир человека осваивал новые территории и пласты прошлого. Вместе с тем, возникли новые способы преодоления времени и пространства – новая техника, средства связи. Таким образом, мир качественно преобразился.
3. Политическая культура
Защита прав личности со времен американской Войны за независимость и Великой французской революции считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, которую осуществляли через своих представителей, образовала основу модели политической системы, которая утвердилась в большинстве стран Европы.
Высшим учреждением, выражающим волю народа, стали избираемые населением парламенты. Они чаще всего состояли из двух палат. Парламентский режим действовал как в республиках, так и в конституционных монархиях. Парламенты обладали законодательной властью, а исполнительная принадлежала правительству. Правительство возглавлялось президентом, канцлером, премьер-министром. Также действовала независимая судебная власть.
Неотъемлемой составляющей политической культуры Европы в 19 веке являются различные политические течения и партии, такие как либерализм, социализм и консерватизм. Принципы либеральной доктрины сформулированные Локком, находят широкое применение. С экономической точки зрения, это защита частной собственности, рынка, предпринимательства, с сочетанием проведения идеи невмешательства государства в экономику. С социальной точки зрения это принцип равенства возможностей, отстаивание самооценки индивидуума и его личной ответственности за принятие решений. В политике это принцип разделения властей и признание равенства в правах и свободах.
Консерваторы стремились к сохранению старых порядков и учреждений. Они стремились укрепить общественные устои семьи, монархии. Либеральной идее о том, что все люди рождаются свободными, ни противопоставляли принцип – все люди имеют равные права.
Развивается и социалистическое движение. Его представители стремились заменить буржуазное общество, обществом. Основанным на общественной собственности и справедливом распределении. Диапазон социалистических движений очень широк. К примеру, Марксизм видел миссию пролетариата в революционном свержении буржуазного строя, и построении бесклассового коммунистического общества.
Все эти течения были оформлены в политические партии. В Великобритании соперничали либералы и консерваторы. В Германии – католическая, консервативная и национально-либеральная. В результате соперничества этих партий идет совершенствование социального законодательства и парламентской системы (Розин В.М Культурология[Текст]: учебник – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003 – 23 c.[6]).
Таким образом, политическая культура в 19 веке достигла своих зрелых форм. Несмотря на то, что ведущей была либеральная доктрина, в целом был накоплен богатый опыт политической борьбы, были сформулированы важные принципы правового государства.
4. Мораль и религия
Великим авторитетом в области морали в 19 веке был И. Бентам. Даже сам император Александр 1 слушал его мнение, и предписывал всей созданной им комиссии советоваться с англичанином. В новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике противопоставляли идеал человека, который всем обязан только себе и своему труду. Который стремится к земному благополучию, а не занятию лучшего места в мире ином. В 19 веке эти ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде. Появляется новая форма буржуа, который в отличии от старого, поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством товара. Бережливость и умеренность перестают цениться. Чаще всего буржуа предпочитает жить в роскоши. На протяжении века происходят существенные изменения в этикете. Он становится более демократичным, но и более утилитарным. Еще якобинцы стремились пересмотреть этикетные нормы. Они предпочитали обращение на ты нежели на вы. От этих этикетных норм, отличается этикет буржуазии. В его основе лежат этикетные нормы регуляции дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара зависит от покупателя, находит отражение в том, что именно продавец должен быть вежливым, что не обязательно для покупателя.
Изменения, происходящие в моральной сфере, явились отражением дальнейшего упрочения принципов утилитаризма в западном мышлении. В своей книге «Основания этики» Г. Спенсер доказывал, что мораль основана на принципе пользы. То есть, будучи изученной мозгом и переданной по наследству, она превращается в механизм, обслуживающий сложноорганизованное общество.
При всем при этом гуманизм не является обязательным для утилитаризма, поэтому прогресс зачастую осуществляется ценой свободы отдельных людей. Эти же принципы нашли свое отражение и в марксизме. Место нравственности было определено в надстройке, которая зависит от социально экономических изменений (Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебник – Изд. 4-е – М.: Академический Проект, 2003 – 65c. [4]).
Падение нравственных ценностей связано не только с распространением философского имморализма, но и с изменением места и роли христианской религии и церкви в европейском обществе. Внешне мало что поменялось. Люди по-прежнему ходили в церковь и молились. Однако, общественное сознание покинула вера в сверхъестественное. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира. Эволюция теории Дарвина доказала возможность другого объяснения мироустройства, объяснения принципами естественного отбора и наследственности. Она опровергала библейские представления о сотворении мира, показав, что он является биологическим потомком человекообразных приматов. Внесла свой вклад в расшатывание христианского мировоззрения и историческая наука. Изучение библейских текстов привело к переоценке их исторической подлинности. Следует добавить, что полная поглощенность материальным прогрессом оставляла мало места для духовных ценностей. Религию зачастую сводят к соблюдению обрядов и не более.
Введение обязательного светского образования, лишение права надзора духовенства за начальными школами – все это ослабляло позиции церкви. В этой ситуации церковь часто предпринимала попытки восстановить свои позиции. Таким образом, кризис христианской космологии в 19 веке перерастает в кризис всего христианства. Общественное сознание все дальше движется по принципу – «Я не нуждаюсь в Боге».
Заключение
В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры. Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства придвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию.
В сфере духовного развития также произошли изменения. Если раньше человек верил и полностью полагался на то, что Бог существует и что именно он создал все живое, то теперь такая версия ставится учеными под сомнение. И хоть люди и продолжают посещать церковные служения и молиться, то теперь они делают это не из-за своей великой веры в Бога, а лишь для соблюдения обрядов как традиций народа.
По числу происшедших изменений и преобразований, 19 век можно смело назвать веком прогресса. Он заставил человека иначе посмотреть на мир, и на самого себя. Этот век принес много полезного и нового, до этого неизвестного человечеству. Он качественно изменил жизнь людей, в особенности жителей крупных городов.
Список литературы
1) Гуревич П.С. Культурология [Текст]: учеб.пособие.- М.: Проект, 2003 – 336 с.
2) Есин А.Б. Введение в культурологию [Текст]: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.
3) Драч Г.В. Культурология [Текст]: учеб. Пособие – Ростов, 2006. – 576 с.
4) Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебник – Изд. 4-е – М.: Академический Проект, 2003 – 496 с.
5) Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учеб. Пособие – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 607 с.
6) Розин В.М Культурология[Текст]: учебник – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003 – 462 с.