Культура древнего Рима (работа 7)
Реферат
Культура древнего Рима
Содержание:
Введение.
Ранний Рим.
Ранняя Римская республика.
Расцвет Римской культуры.
литература;
архитектура.
Эпоха ранней Империи.
литература.
архитектура.
Культура упадка Римской империи.
Послесловие.
Введение.
Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории “вечного Рима”- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим”- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы…
В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. “Римская драма… вообще подражательна и тесно связанна с греческой, но как и все цветы греческой культуры, пересаженные в почву другой страны, другого языка, другой эпохи, и этот ее цветок, приспособляясь к новой среде, изменил свою окраску, приобрел другой аромат” (Античная драма /Сост. С.Апт.-М., 1970.-С.30).
В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:
1.Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.).
2.Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.).
3.Римская республика (III-I вв. до н.э.).
4.Расцвет Римской империи (I-II вв. н.э.).
5.Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.).
РАННИЙ РИМ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)
В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим).
Кроме италиков, на Апеннинском полуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.
Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам.
Из племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой — в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.
Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.
Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII—V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.
Особенно сильным было культурное влияние на Рим в VI в. до н.э .- в период правления трех последних римских царей. Но в целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.
Рим эпохи царей.
Центр будущей великой державы — город Рим - возник в Лации. в средней Италии, в нижнем течении р. Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов - Палатине (еще, по-видимому, в Х в, до н.э.,), затем постепенно были заселены остальные — Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум — будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.
Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский) и поэтами ("Энеида" Вергилия), приписывает основание г. Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754/3 г. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым шнеком. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.
По преданию, в Риме в VIII-VI вв., до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.
Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был, воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе – Тарквинии Гордом — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака, которая служит “вечному городу” и поныне.
Согласно античной традиции, в 510 г, до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено "общенародным делом" (по-латыни – res publica).
РАННЯЯ РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.
Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного (собственного), родового имен и фамильного (прозвища). Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.
РАСЦВЕТ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ (III-I ВВ. ДО Н.Э.)
В III-II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством
Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р. Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа".
Одушевленную медь пусть куют другие нежнее.
Так же из мрамора пусть живые лики выводят,
Тяжбы лучше ведут, а так же неба движенья
Тростию лучше чертят и восход светил извещают.
Ты же народами править, о Римлянин, властию помни-
Вот искусства твои- утверждать обычаи мира;
Покоренных щадить и сражать непокорных.
(Публий Вергилий Марон).
Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.
На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы — повествования о богах — не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских воин.
Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римский культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.
Литература.
В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами — масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э. ). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.
Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона
полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).
С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”. Вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем великого исторического факта, на его глазах весь мир подчинился римскому господству и сфере политической и греческому — в сфере духовной. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия.
В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в числе других историков) лучше отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей. Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру - Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.
Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике латинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат “О сельском хозяйстве” содержит практические советы земледельцу.
Во II—I вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков.
Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист, Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.
В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.
Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н.э.).
Архитектура.
От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V—IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-
Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов — храм Весты (или Геркулеса, находившийся на Форуме, в III в. до н.э., он был обнесен колоннадой.
Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным злементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н.э.).
Театр был объявлен частью святилища Венеры и сооружен как составная деталь большого архитектурного ансамбля. Это было типично римское сооружение : создается двухэтажное полукружие на мощных сводчатых крнструкциях.
Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город .
Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров — оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены.
Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
В середине I в. до н.э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум достойный столицы великой державы. Так была сооружена базилика Цезаря —трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви). На Форуме также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы Юлиев).
Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
Странички из хрестоматии.
1. Отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара “О природе вещей”.
Тит Лукреций Кар (oк.98 — ок.54. г.г. до н.э.) — римский философ, поэт, наиболее выдающийся представитель теории атомов в древнеримской философии. В своей поэме Лукреций Кар изложил основные положения системы Эпикура и попытался дать материалистическое объяснение происхождения всего сущего в т.ч. человеческого общества и культуры.
Книга I (149-158; 262-264):
...За основанье тут мы берем положенье такое:
Из ничего не творится ничто по божественной воле.
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят явлений они на земле и на небе нередко, ккоих причины никак усмотреть и понять не умеют.
И полагают, что все это Божьим веленьем творится.
Если же будем мы знать, что ничего
не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее
увидим заданный предмет и откуда являются вещи,
и каким о6разом все происходит без помощи свыше.
Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,
так как, природа всегда возрождает один из другого.
И ничего не дает без смерти другого родиться.
ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ (27 г. до н.э. - II в. н.э.)
Культура “века Августа”.
В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о “доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский миф” сливался с “мифом Августа” — миротворца, избавителя от страдания, — оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.
В “век Августа” завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.
Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами . Пправда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура “века Августа” создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в. н.э.
Культура Румской Империи в I-II—вв.
Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.
Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал : “Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”.
Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели — Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые — Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.
Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.
Литература.
Уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравнительных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.
Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один— “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).
Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.
Архитектура и изобразительное искусство.
Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме “Тиберий” построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона, император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.
После гражданской воины 63—69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).
Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена;
А он- пронзенный в грудь,- безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.
М.Ю. Лермонтов.
В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры, В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это — трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея, высотой около 50 м., состояла из трех ярусов арок — входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах. В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дорического ордера, во втором — ионического, а в третьем — коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.
В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.
К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тата- монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.) Септимия Севера (III в.) и Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.
Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в., под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые “рынки”. Траян, служивший для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине форума высилось еще одно грандиозное сооружение —“базилика Ульпия” — здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки - латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота почти 37 м, ствол ее сложен из 37 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших различные эпизоды войн Трояна с даками (длина рельефа — 200 м).
При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников античности.
Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.
Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.
В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохранились следы античной, греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.
КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)
События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III века”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
Языческая историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески — Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую историю” в 80-ти книгах — исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.
В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.
В конце III в. вступивший не императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.
Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV—V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима.
Искусство.
Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта — она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.
В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому — сначала от готов, а затем — от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи.
Что карается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Империи погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от раннеклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гармонией и совершенством культур античного мира,
Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древне месопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающиеся астрономы средневековья — Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер — опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.
Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией.
Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.
Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.
Послесловие.
Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.
Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.
Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.
Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью.
Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.
Использованная литература:
Мировая художественная культура: Учебное издание/ Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко.-М.: Центр АЗ, 1996 г.
Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В..-Обнинск.: Титул, 1996г.
Древние цивилизации.- М.: Мысль, 1989 г.
История культуры Древней Греции и Рима: Куманецкий К., М., 1990 г.