Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота
Оглавление
Введение
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность
1.1. Роль выставки в жизни музея
1.2. Музей «Истории Морского Флота России»
школы №127
1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127
ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки
2.1.Научная концепция «Ветераны войны – листая страницы памяти»
2.2.Тематико-эскпозиционный план выставки «Ветераны войны – листая страницы памяти»
2.3. Макет выставки «Ветераны войны – листая страницы памяти»
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность заявленной темы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.
Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.
Экспозиция – это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы.
Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическое воспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юных лет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности, ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому и послужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.[1]
Одну из главных ролей в нравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен играть именно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующее учреждение.
На Алтае живут люди, которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером во всем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макет экспозиции «Ветераны войны – листая страницы памяти», где в окружении вещей прошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листать страницы памяти.
Цель исследования: проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127,
Задачи исследования.
Выявить роль выставки в музее, ее значение.
Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России».
Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. Барнаула.
Разработать виртуальную выставку «Ветераны войны – листая страницы памяти» на основе фондов музея.
Создать научную концепцию виртуальной выставки Ветераны войны – листая страницы памяти»
Создать Тематико-экспозиционный план выставки
Разработать макет выставки
Хронологические рамки. Работа охватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня. Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы. Верхняя рамка – последним годовым отчетом (2006г.), где представлена расширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьного музея.
Объект исследования: музей школы № 127 г. Барнаула - «История морского флота России».
Предмет исследования: экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России».
Научная значимость. Курсовая работа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголков истории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделиться оформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади.
Практическая значимость. Курсовая работа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможет воплотиться в реальности.
Историография. В курсовой работе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовые отчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтены квартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок и проведенных на их основе мероприятий. [2.3.4]
Так, например, в апреле 2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, среди учащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков, посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помог определится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой, которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередь повлияло на предложенный проект выставки в этой работе.
Из книг поступлений, в курсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музей за последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложил создать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные одной тематикой.[2]
Так же в работе использована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. [34].
По Н.А. Никишину, исследующего музейного средства экспозиционно- выставочной деятельности, число выставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17]
Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.[23]
В учебнике “Основы музееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы ; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены ” в процессе изучения и приобретая новое значение , они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” а экспозицию – как “текст” ,составленный из этих знаков . В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система , которая без труда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27]
О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..[35]. В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также – с работой современных специалистов.[35]
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность.
1.1. Роль выставки в жизни музея.
Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоянно меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое сообщество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающейся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.[15.12]
Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема многогранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятельность как квинтэссенцию музейной коммуникации.[12]
XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед музеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социального института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с выбором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обратимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственном соприкосновении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник вопрос о представлении вещей в виртуальном информационном пространстве, это вызвало сомнение у ряда музейных деятелей.[15.12]
В российском музееведении одной из основных функций музея признавалась функция документирования общее шейных процессов и явлений посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предметами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выставлять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей превращался в лавку антиквариата.
В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт познания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значений, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.
Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской истории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является подлинность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.[21.15.]
Изменились и требования к музею российского общества. В условиях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций теории коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем реально представить последствия такой агрессии.
В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, которая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклорной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дезориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21]
В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отличает свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), ежегодная смена методик, введение тестовой системы не могут способствовать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно социологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.
Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом пространстве.
Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис самоидентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Московской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди столичных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.
Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных институтов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его позиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тесно связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реальности воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.
Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.
Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуникации и представления музейной экспозиции в качестве комплексной семиотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семиотический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.
В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использования вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гуманитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подходе, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры . Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]
В результате произошедших перемен в научном познании выяснилось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочтения тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.
Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необходимо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, которые они производят.
Сложные операции по извлечению и передаче информации могут иметь успешное воздействие в случае, когда они опираются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако очень часто эти условия не берутся во внимание.[15]
Современная маркетинговая стратегия, направленная на предоставление услуг и ориентацию на одиночного посетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана на разный уровень потенциальных посетителей
Ее создание возможно в случае сочетания объема информации и структуры экспозиции, предполагает использование скрытых планов, читабельности текстов, применения аудио-, видео-, компьютерной техники
Подводя итог можно сказать, что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационной системы, о которой говорилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы огромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов в образовании и воспитании.
1.2. Музей «Истории Морского Флота России» школы №127.
Школа №127 расположена на улице Балтийской. Она напоминает уголок морского порта с большим, красивым кораблем, на носу которого находится монумент — якорь, на корме» расположен символ Балтийского флота — корабль с Андреевским флагом, а палубой является площадь имени адмирала Кузнецова.
Именно поэтому на базе школы 127, 17 ноября 1998 года был открыт музей «История морского флота России», который не имеет аналогов в Алтайском крае.
За время существования музея в нем прошли встречи с интересными людьми, моряками-ветеранами, которыми гордится Барнаул.
Не только встречи проходят в музее, но и тематические конференции, семинары, экскурсии, уроки мужества, «круглые столы ». Постоянно ведется поисково-исследовательская работа по таким направлениям, как выдающиеся деятели и представители морского дела России, история создания и развития флота, его традиции, проблемы, боевые и трагические страницы.[3]
В 2003 году оформлена экспозиция об участии Военно-морского флота в Великой Отечественной войне. Большую помощь оказывают учащиеся школы и родители, которые передают в дар семейные реликвии, помогают в оформлении.
В 2002 году школьная краеведческая выставка «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны» заняла первое место среди музейных выставок Индустриального района.[1]
Новое направление в работе — дружба и сотрудничество с экипажем подводной лодки «Барнаул», которая появилась на Тихоокеанском флоте два года назад. Ребята уже наладили переписку с членами экипажа и очень надеются на помощь подводников в пополнении музейных экспонатов.[8.9]
25декабря 2001года Центром краеведения и туризма выдано свидетельство №7645 о присвоении звания «Школьный музей», «Музей истории Морского Флота России» №127 города Барнаула Алтайского края. В настоящее время музей стал центром воспитательной работы в школы. Он работает по составленному годовому плану, утвержденным педагогическим советом и директором школы. Курирует работу музея совет музея. В совет входят руководитель музея и восемь старшеклассников. На момент его создания, руководителем музея была Жаворонкова Алла Николаевна.
Они занимаются планированием деятельности музея по всем направлениям, а так же организуют работу музея через семинары, экскурсии, лекции. Совет школьного музея активно сотрудничает с Советом Ветеранов, возглавляемый Беспаловой И. Е. За прошлый учебный год поисковой группой музея был собран огромный материал по теме: «Великая Отечественная Война», «Наши земляки ветераны Великой Отечественной Войны», «Алтай в годы Великой Отечественной Войны». Ветераны войн частые гости нашего музея.[1.3]
В 2006 году в школе №127 на базе музея, впервые проводился круглый стол «Встреча 3-х поколений». За круглым столом встретились ветераны Великой Отечественной Войны, участники Локальных войн и курсанты военно-патриотического клуба «Перевал».[6.7]
В старших классах прошла конференция вопросов и ответов между учениками и ветеранами. Силами учащихся на основе архивных документов и личных вещей, переданных музею ветеранами и их родственниками. Была оформлена выставка «И память мне покоя не дает...» ряд экспонатов этой выставки был отобран на районную выставку. В школьном музее оформлены два стенда, посвященных двум участникам Великой Отечественной Войны, проживающим в Индустриальном районе.[6.7]
Так как основным направлением работы музея является история Военно-Морского Флота России», то обязательным сбором информации на протяжении вот уже нескольких лет стала тема: «Участие Военно-морского Флота страны в Великой Отечественной войне». Актив музея провел огромную работу подготовке экспозиции по данной тематике. Учащимися были собраны цифры и факты по каждому из флотов: Северному, Балтийскому, Тихому и Черноморскому. Сняты ксерокопии с архивных документов и фотографий. на основе полученной информации были оформлены три настенных стенда. В 2000г. учащимися была налажена связь с Центральным Военно-морским музеем в городе Санкт- Петербурге и с его филиалом — Крейсер «Аврора».
Практически не имеет своей истории, автор работы раскрыл в данной главе основные методы, направления и формы работы музея.[4.5]
Только за 2006 г. музей посетили 3000 человек, среди них - известные люди нашего края, а также делегации из США и Германии. При школьном музее действуют лекторская группа, кружок судомоделирования и клуб «Юнга».[8.9]
Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.[1]
Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы – школьные научные конференции, регулярно организуемые музеем.
Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации.
Формы культурно-образовательной деятельности школьного музея разнообразны - это экскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки, лектории, музыкальные вечера, музейные праздники, кружки и музейный клуб. [4.5.6.7.8.9]
Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.).[1]
Таким образом, музей школы №127 осуществляет работу сразу по нескольким отраслям; разнообразие программ для различных групп посетителей (ветераны, школьники, родители), разработка открытых уроков, вечеров, концертов, и тд. Музей полностью отвечает званию школьного, так как выполняет общеобразовательную и воспитательную функции.
1.3. Экспозиционно-выставочная деятельность музея
Экспозиции - это та сфера музейной работы, к которой тянутся все "живые и трепетные нити" музейной жизни. Школьный музей хранит бесценные богатства для того, чтобы приблизить их к живущим современникам, напомнить им о колоссальном культурном наследии, завещанном нам предками.
Экспозиционная деятельность музея в целом сочетает в себе проведение как камерных выставок, сосредоточенных вокруг локального события или отдельной персоны, так и выставок "эпических", посвященных поворотным моментам российской и мировой истории.
Важно отметить, что все создаваемые экспозиции, делались из подручных материалов и без участия специалистов. Но, тем не менее, надо отдать должное руководителю музея Мухину И.А и школьникам, которые внесли не посильный вклад в создание и развитие музея.[7.9] Исходя из этого, можно предположить примерный уровень музея и его потенциальные возможности. А именно, все экспозиции музея находятся в одном помещении учебного класса, до не давнего времени размещение предметов осуществляется на столах, выстроенных по периметру класса, а так же в трельяже, где на полках расположены наиболее ценные экспонаты. Лишь совсем недавно, благодаря усилиям ныне руководящего директора музея Мухина И.А, в музее появились витрины, которые отвечают всем нормам и правилам. Весь фактографический материал (фотографии, статьи, письма, грамоты и тд.) размещен на стенах по всему периметру помещения, в виде стенгазет.[1.8.9] Так как, школьный музей посвящен истории морского флота, общий вид стационарной экспозиции выполнен в оттенках сине-зеленого цветов, которые ассоциируются с цветом моря, воды. Центром экспозиции является раздел посвященный теме «Участие ВМФ в ВОВ (1941-1945 гг.)».
В музее существует одна постоянная экспозиций, которая делится на несколько разделов:
«Участие ВМФ в ВОВ (1941-1945 гг.)»- в этом разделе, посвященном событиям Великой Отечественной Войны, отражена история великих подвигов Военно-Морского Флота
«Наши земляки – ветераны войны». Этот раздел представлен в виде истории «в лицах». Краткая биография героев нашего края.
«Есть у Алтая морские границы» - Данный раздел включил информацию о речных и морских портах, каналах.
«Это начиналось так». Здесь представлена история формирования отечественного ВМФ.
«История русского флота» В данном разделе речь идет о значимых событиях в истории российского ВМФ.
«Командный состав дивизии» . Своего рода, доска почета с фотографиями и биографией героев ВМФ.
«Прошли войну и женщины» (о страницах дивизии). История подвигов русских женщин в годы войны.
«Подвиги героев-сибиряков». Описание трагических событий, в которых отличились наши земляки.
«Незабываемые встречи» - фото отчет о встречах с ветеранами за последние годы.
Так же в музее, параллельно с постоянной экспозицией, открывались и временные выставки:
«Я люблю свой город»
«Страницы школьной жизни»
«65 лет Алтайскому краю»
«300 лет Российскому флоту»
«Родина – мать зовет»
«Герой и подвиги»
«Ими гордится школа»
«К 100 – летию Русско–японской войны»
«День космонавтики» – (выставка рисунков)[6.9]
Итак, выше были рассмотрены стационарные и временные экспозиции за все время существования музея. Разнообразие тем и экспонатов является главным преимуществом школьного музея. Экспозиции интересны широкой аудитории, что свидетельствует об информативности и доступности экспонатов и разработанных программ.
ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки
Необходимость создания новых экспозиций, отвечающих современному уровню исторических, культурологических, музееведческих знаний, осознается сегодня все острее. В своей работе автор руководствуется тем, что духовной предпосылкой развития России как современного цивилизованного общества и демократического правового государства может быть только полноценное историческое сознание, основанное на всестороннем осмыслении обществом, гражданами своего культурного и исторического наследия, передача этого сознания новым поколениям. Школьный музей как раз и выступает в качестве одного из важнейших институтов гражданского общества.
В экспозиции на обсуждение общественности будут вынесены исторический опыт, причины, результаты, последствия небывалых по глубине и масштабности изменений, пережитых за этот период Россией и её людьми.
Посетители музея (школьники, ветераны войны, моряки) перелистывая страницы памяти, услышат рассказы ветеранов войны, моряков о страшных и кровавых событиях, которые потрясли нашу страну, потрясли нашу малую родину – Алтай, увидят подлинные предметы, которые хранит школьный музей.
Автор данной работы предлагает создать экспозицию, посвященную подвигу людей, которые несмотря ни на что, шли на борьбу с врагом. На этой экспозиции посетители (школьники, ветераны, моряки) вспомнят тех, кого уже нет рядом, кто пролил свою кровь за будущее своей Родины. Но школьникам и представится возможность и пообщаться с теми, кто все это прошел и остался жив, вспоминая эти страшные дни со слезами на глазах. Также на этих встречах пообщаются ветераны друг с другом, ведь им так редко выпадает такая возможность общения.
Так как экспозиция посвящена памяти, подвигу солдат, автор работы предлагает взглянуть на нее через мир вещей, которые окружали людей в те далекие страшные для России дни.
2.1. Научная концепция «Ветераны войны - листая страницы памяти!»
Причины создаваемой выставки связанны с тем что, накоплен большой материал в фондах музея по данной теме, а так же выставка четко впишется в общую структуру экспозиции, так как ее тема тесно переплетается с другими, что дополнит и углубит общую идею экспозиции. Так же на основе создаваемой выставки можно будет проводить работу со школьниками (лекции, беседы, встречи, уроки и т.д.) . Знакомство с ветеранами войны. Возможно, выставка послужит развитию интереса у школьников к истории прошлых лет.
Данная выставка будет выполнена в военно-морском стиле, продолжая общую тематику стационарной экспозиции. В цветовой гамме присутствуют голубые, сине-зеленые, коричневые оттенки – цвета символизирующие сушу и море, где служили наши земляки и защищали Родину. А так же оттенки красного- символ пролитой крови. Весь этикетаж выполнен в единой цветовом решении и геометрической форме.
Выставка условно делится на три раздела, но своих названий разделы не имеют, так как в выставке делается упор на целостное восприятие.
Первый раздел посвящен различным предметам принадлежавших героям войн. В центре главной экспозиционной стены расположена Витрина № 1. Деревянная витрина окрашена в красный цвет, символизирующий пролитую кровь солдат-моряков. Витрина покрыта толстым стеклом, это связано с защищенностью предмета от попадания на него пыли, воды и других веществ, которые могут повредить экспонат. Ниже под витриной на столе, покрытом скатертью цвета моря, стоит баян, как и много лет назад, напоминает посетителям о страшном времени войны, но в минуты отдыха солдаты поддерживали друг друга именно звуками этого музыкального инструмента и фронтовыми песнями, которые воодушевляли бойцов, призывали их на бой с врагом. Витрина № 2 представляет морской фотоколлаж, включающий фотографии крейсера «Свердлов», крейсеров ВМФ. Витрина выполнена из дерева, окрашена в синий цвет, символизирующий море. Витрина покрыта толстым стеклом, это связано с защищенностью предметов от попадания на них пыли и других веществ, которые могут повредить экспонаты.
Под витриной на полу лежат живые гвоздики, как символ памяти о погибших.
Второй раздел включил себя предметы, которые окружали людей в те далекие времена. Эти экспонаты могут многое рассказать о времени войны, о людях, отдававших свои жизни за мир на земле. Деревянная витрина окрашена в сине-зеленый цвет. (предметы оружия, обмундирование и тд.).
Завершается экспозиция витриной № 4, которая представляет собрание наград и медалей ветеранов. Все медали находятся на большом деревянном планшете, окрашенном в золотой цвет, что символизирует радость, победу, мир.
Главным экспозиционным центром всей экспозиции «Ветераны войны – листая страницы памяти» является морская тельняшка, символизирующая морскую стихию.
Цель выставки: Осветить историю ВМФ в годы ВОВ в лицах, со стороны непосредственных участников событий, а именно ветеранов.
Задачи выставки:
1.предоставить исторические сведения о боевых действиях ВМФ в годы Отечественной войны.
2. систематизировать наградную атрибутику с учетом повышения в статусе.
3. продемонстрировать подлинники предметов, которые принадлежали погибшим.
4. в связи с пополнением фонда музея новыми экспонатами по данной теме, ставится задачей сделать их доступными для посетителя.
Выставка направлена на широкую аудиторию посетителя (школьники, ветераны, родители, педагоги, гости города и тд.) Значимость данной выставки в объеме общей экспозиции заключается в том, что выставка «Ветераны войны - листая страницы памяти!» будет являться своего рода, уголком гордости, памяти и уважения уходящего поколения, чьими заслугами мы, по сути, живем сейчас в мирной стране.
Таким образом, был обобщен и систематизирован материал фондов по ветеранам нашего региона. Необходимость такой выставки вызвана тем, что современное подрастающее поколение порой забывают такие значительные факты из родной истории, а так же иногда не знают кому же они обязаны своей «мирной юностью».
2.2.Тематико-экспозиционный план выставки
«Ветераны войны – листая страницы памяти!»
Название раздела |
Экспозиционный материал |
Размер |
Инвентарный номер |
Примечание |
Раздел 1 Раздел 2 |
1.тельняшка матроса (подарена Ф.Е.Ненашевым 20.11.98) 2.баян русский Сапегина Игоря Павловича зам.председателя ветеранов индустриального района 3.фотография крейсера «Свердлов», 4.фотографии крейсеров ВМФ, 5.фотоэкспозиция «Морская авиация» 6.военно-морской флаг СССР 7.рубашка парадная 8.китель повседневный (черный) офицера ВМФ Ненашева Ф.Е. 9.плащ офицера ВМФ (черный) Ненашева Ф.Е. 10.ремень морской поясной старшего матроса Дегтярева В.М. 11.Андреевский флаг 12.фуражка парадная офицерская ВМФ 13.китель парадный офицера Красной Армии образца 1943 г. с наградным знаком «Гвардия» 14.орден отечественной войны II степени 15. отличительные знаки флота 16.форма матроса Тихоокеанского флота Мочанова Виктора Сергеевича 17. военный билет Мочанова В.С. |
48 разм. 40 х 50 10/15 (4шт) 15/22(3шт) Паспарту А-3 14шт. 10/15 20/50см 50х120см 50 разм.
52 разм.
(5х100) (70х110) 56 разм. (52 разм.) 4см. 2шт. 4/8см (50разм.) 8х5 |
О.ф.32 О.ф33 О.ф14(4) О.ф.15(3) О.ф.22 (14) О.ф.19 О.ф.17 О.ф.21 О.ф. 15 О.ф.23 О.ф.25 О.ф.26 О.ф.27 О.ф.29 О.ф.32 О.ф.34 О.Ф.37 |
Подарен военно-морским отделом краевого военкомата 17.01.97 Подарен военно- морским отделом краевого военкомата Подарен участником ВОВ С.М.Пахолковым Подарены мамой матроса Макаренко Н.В. |
Раздел 3 |
18.орден отечественной войны II степени 19.значок нагрудный «Слава советских подводников» 20.медаль «40 лет победы в ВОВ» 1941-1945 гг. 21.Медаль за освобождение Праги 22.медаль за освобождение Праги 23.медаль за боевые заслуги 24.медаль за отвагу 25.медаль за победу над Германией 26.медаль за взятие Берлина 27.медаль 30 лет победы в ВОВ |
4х4 4х4 5х5 (3х3) 3х3 4х4 4х4 4.5х 4.5 4х4 4х4 |
О.ф.48 О.ф49 О.ф50 О.ф51 О.ф52 О.ф.53 О.ф.54 О.ф.55 О.ф.56 О.ф. 57 |
Подарен ветераном ВОВ Провоторовым В.И.в98г. Подарен мичмоном запаса Реунковым Подарок от комитета ветеранов Подарок от комитета ветеранов Подарок от комитета ветеранов Подарок от комитета ветеранов Подарок от комитета ветеранов Подарок от комитета ветеранов |
Таким образом, была создана новая выставка «Ветераны войны – листая страницы памяти!». Данная экспозиция займет достойное место в системе экспозиций музея и привлечет к себе большое общественное внимание.
Заключение
Курсовая работа выполнена на основе информационных источников, непосредственно из самого музея. Был проанализирован материал по экспозиционно-выставочной деятельности музея школы №127. Выставка ориентирована на обширную аудиторию, но основным посетителем останется все, же школьник.
Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом музея.
В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее и его экспозиции, о том какая работа проводилась по комплектованию. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея.
В этой работе была предложена выставка, которую можно создать на основе фондов изучаемого музея. Выставка имеет вполне обоснованный характер, потому как сама специфика музея обусловлена общеобразовательной направленностью.
Более детальное рассмотрение экспозиции позволило выделить ряд проблем, связанных с нехваткой площади и штатных единиц, и как следствие отсутствие четкой структуры фондов и экспозиций. Исходя из данных условий, мы попытались создать новую экспозицию при этом учитывая основную функцию и возможности музея. В работе был разработан тематико-экспозиционный план, основанный на книге поступлений. Так же прилагается виртуальная модель выставки, сделанная с помощью компьютерной программы Corel Draw.
Новаторство работы заключается в предложенной разработке выставки.
В работу включена информация о традиционных методах проектирования выставок в России.
Таким образом, данная выставка оживит общую атмосферу экспозиции и станет дополнительным элементом стимулирования посетителя для похода в музей.
Список источников и литературы.
Список источников:
Выписка (работа ученика) из истории музея школы №127 «История морского флота России»
Книга поступлений за 2005-2006г.
Школьные музеи и военно-патриотические клубы Барнаула., Барнаул-2005г. Комитет по образованию.
Годовой отчет по экспозиционной работе за 2006г.
Квартальный отчет (по временным выставкам и проведенным мероприятиям) за 1-й квартал 2005г.
6. http://school-museums.narod.ru/photo/127-
7. Image1951_resize.jpghttp://school-
museums.narod.ru/photo/127-Image1955_resize.jpg.
http://budilnik.altai.ru/22/school-03-02.html.
Список литературы:
Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции/ Музееведение. На пути к музею XXI века.(Сб. научн тр. НИИ культуры). М., 1989;
Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;
Каулин М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
«Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
Музееведение. - М., 1988. -С. 197
Мансуров А.А. «Место научно-исследовательской работы в музеях» // Советский музей, 1931, № 3, с. 32),
«Музейные средства, знаки и символы» // Музейная экспозиция. - М., 1997. - С. 37-54.
Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система
Музейной деятельности // Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
19. Научно-просветительная работа в естественно-научных музеях. М., 2000;
20. Ольшевская Г.К. Проблемы комплектования материалов по современному периоду отечественной истории//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001;
21. Серебренников Г.Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев, М., 1945;
22. Труевцева О.Н. Проблемы исторических экспозиций школьных музеев Барнаула. Барнаул., 2002;
23. Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
24. Фарсова К.Р. Содержание фондовой работы.- М., 2005.
25. Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в СССР, М., 1975;
26. Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
27. Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
28. Шмит Ф.И. Музейная экспозиция. М., 1999;
29. Шмаров А.А. Мир музея. М., 2005;
30. Шляхтина Л.М., С.В.Фокин “Основы музейного дела”. -С-П. 2002г.
31 . Юшин Е.Е. Музейные экспозиции. М., 2006;
32. Юнин О.Р. Структура музейных фондов. М., 2004;
33. Юлаева Н.О. Научно-исследовательская работа 1музеев. СПб., 2005;
34. Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г
35. Юхневич М.Ю.“Я поведу тебя в музей”
36. Ялова Е.К. Школьные музеи сегодня. М., 2002;
37. Яновская Ф.С. Музейное дело в России. Самара., 2003.