Эволюция образа лошади в анималистическом жанре

Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Омский Художественно-промышленный колледж»

Эволюция анималистического жанра в искусстве на примере образа лошади

Выполнила

Школьникова Татьяна Дмитриевна

Преподаватель

Семёнова Елена Игоревна

Омск 2009

Содержание

Введение

Глава первая. История образа лошади

Глава вторая. Изменение образа лошади в XX веке

Глава третья. Образ лошади в модернестическом направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

Заключение

Приложение

Использованная литература

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению эволюции анималистического направления в искусстве от древних времён до наших дней на примере образа лошади. Цель работы — познакомится с репродукциями картин и текстовым материалом об истории образа лошади, о многих художниках, о художественных стилях, влиявших на эти изображения, провести сравнительный анализ изображений и изменений данного образа под влиянием времени и традиций разных эпох.

Анималистический жанр или анималистка, а иногда также анимализм (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного, например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе, рассмотрим эти и другие задачи в искусстве на примере изображения лошади.

Среди животных — лошадь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет более прекрасного животного. Образ лошади традиционен для искусства многих стран. Лошадь постоянно рядом с человеком, во всей его мирной и военной истории, в работе и на отдыхе. Лошадь была приручена человеком в древнейшие времена, ее обожествляли, ей поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи.

О ней накоплена богатая иппическая литература. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Красивая, быстрая лошадь всегда стоила дорого.

Многие и многие произведения искусства посвящены воплощению образов лошади и всадника. Их можно видеть в произведениях разных жанров: парадного портрета, исторического, батального, пейзажного, бытового и конечно анималистического. Многообразие изображений лошади, распространенные по всему миру, имеют свою историю, не менее глубокую, интересную, чем у любого другого подробно исследованного жанра искусства. Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и фронтоны зданий, и крыши деревенских изб.

Среди художников, рисовавших, писавших, ваявших лошадь, великие имена Фидия, Донателло, Леонардо, Дюрера, Веласкеса и других мастеров.

Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства, в своем трактате «Анализ красоты» писал: «... животные, сложенные наиболее изящно, всегда выигрывают в скорости. Из этих последних самыми прекрасными примерами являются лошади... Это благородное создание занимает первое место среди животных, и это лишь согласуется с закономерностью природы, отметившей наиболее полезное из всех животных также и наибольшей красотой».

Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Как верно заметил Гейне: «Век иной — иные кони...». В наши дни за образом свободно скачущей лошади прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени, времени безвозвратного, того самого, которого всем не хватает. Изображения животных в некоторых видах искусств, можно сказать, переживают настоящий бум. Все больше появляется произведений искусства анималистического жанра, красочных фотоальбомов, книг, фильмов о жизни животных, создаются музеи, организации, изучающие и охраняющие природный мир.

Изображение животного — довольно сложная задача даже для художника. Лошадь, как может показаться, это просто: голова, шея, грива, тело, ноги, копыта и все остальное, как обычно. Легкий набросок, даже с использованием фотографий, потребует определенных навыков, знаний. Арабская, английская, орловская, американская, першерон, клейдесдаль, финская, пони... Семейство лошадей насчитывает более двухсот пород, имеет множество мастей. Изображая лошадь, необходимо знать особенности ее поведения и движений, экстерьера, строения тела и анатомии, устройства седла, сбруи, упряжи, многих других вещей. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Процесс создания художником изображения человека, природы, животного мира есть процесс познания.

Стили, господствовавшие в искусстве, влияли и на внешний вид, одежду, снаряжение всадника, и на убранство, сбрую коня и, конечно же, на их пластическое отображение в произведениях изобразительного искусства. Над этими произведениями искусства работали живописцы, скульпторы, графики на разных континентах, в разных странах, в разные времена и эпохи, зрелые мастера и самодеятельные художники, мастера народных промыслов. Разные по воплощению, они имеют общие черты, созданы по общим законам и правилам изобразительного искусства. Художники, изображавшие лошадь, основное внимание уделяли художественно-образной характеристике животного, ее повадкам, среде, в которой она существует. Часто они наделяют животное поведением и переживаниями, свойственными людям. Образ изображаемого животного на протяжении времени меняется: от незатейливой копии внешнего облика, представления о животном, как части дикой, подчас суровой природы, до дружеского, с ярким внутренним миром, очеловеченного отображения, когда значение животного для человека выросло до уровня спутника, друга, делящего с ним и радость, и невзгоды.

Сегодня, в начале нового века и нового тысячелетия, во времена машин и новейших технологий, без изобразительной информации невозможно представить нашу жизнь. Классические приемы и правила работы над изображением — карандаш, кисть и краски, бумага и холст — все чаще сменяются на особенные приемы, новейшие материалы, инструменты, например клавиши компьютера, на экранное, электронное или иное изображение. В поисках выразительности художник, независимо от творческого метода, принципов работы с натуры или по представлению, непременно обращается к истории изобразительного искусства, произведениям своих предшественников, к их опыту, знанию и умению в изображении аналогичного объекта.

Глава первая. История образа лошади в искусстве

Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок — черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта — в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки изобразить шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. (2; с. 83 ) [Приложение 1]

В палеолите лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, — живая картина повседневно наблюдаемого художником-охотником мира. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь «мясо», готовое к употреблению. Древние изображения, например такие, как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников, мы видим в этих изображениях первобытных лошадей. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. (1; с. 145-146) [Приложение 2]

С наступлением неолита — более поздней эпоха приручения животных — изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация. Но лошадь остается одним из главных персонажей. (1; с. 146-147)

Железо, открытое в начале I тысячелетия до н.э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Образ лошади продолжает играть важную роль в видах искусства. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, в которых обильно представлены роскошные украшения с изображением лошадей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Изображения лошади часто встречаются в изделиях скифов из золота, серебра, бронзы — украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов — символы власти. (1; с. 148) [Приложение 3]

Древний Египет имеет историю культуры длительностью несколько тысяч лет. Древнеегипетская цивилизация считается одной из древнейших и развитых на Востоке. Больших достижений египтяне добились в области изобразительного искусства, наряду с архитектурой развивались и скульптура, и живопись, и декоративное искусство. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории в подавляющем большинстве имели культовое значение. Обилие погребений и характер их оснащения говорят о развитии культа мертвых, верований в вечную жизнь в загробном мире. Гробницы богато оформлялись. Стены были расписаны многофигурными ритуальными сценами, эпизодами сражений, сценами охоты, прогонами перед вельможей стад животных, табунов лошадей, жертвенными пирами, сельскохозяйственными работами. Вот фараон в ярких одеждах с натянутым луком на колеснице, запряженной парой стремительных стройных лошадей. Сейчас полетит стрела, поражая просящих пощады врагов или убегающего зверя. Рядом — шеренга колесниц меньшего размера. Лошади изображены в украшенной сбруе, их торсы покрыты расшитыми покрывалами. На головах — уборы из перьев. Крупы лошадей нарисованы изящно, они будто замерли в прыжке, легко касаясь земли задними копытами. Силуэт второго животного едва виден из-за первого, веерообразно расположены их головы, ноги. Сцены сложных фризообразных композиций развертывались на нейтральном желто-охристом фоне, они симметричны и уравновешены. Такие сценки часто окружались разнообразными геометрическими и растительными орнаментами. Использовались локальные цвета и контурная обводка. Все эти элементы образовывали древнеегипетский канон — свод художественных правил: цветовой, иконографический. Пропорциональное соотношение, также входившее в канон, составляло его главную сущность, применялось правило «золотого сечения». В оформлении скульптурных рельефов применялась раскраска, нередко использовались золото, серебро, инкрустация ценными материалами. Для расцвечивания применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю — из лазурита, белую — из известняка, черную — из сажи. Лошадь оставалась роскошью и символом власти, которую позволить себе могли лишь фараоны. (23; с. 45) [Приложение 4]

Древняя Греция, ее изобразительное искусство знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. Расцвело замечательное искусство декоративной чернофигурной и краснофигурной вазописи [Приложение 5]. Скульптурой украшались фронтоны и фризы храмов, создавались статуи, монументальная живопись.

Изображения лошадей чрезвычайно популярны в античном искусстве. Это лошадь-бог, лошадь — участник различных перипетий Олимпа и его обитателей, военных сражений и спортивных состязаний. О важной роли чудесных животных рассказывают немало легенд и мифов, сложенных греками. Можно вспомнить и крылатого коня Пегаса, в Греции разъезжал на лошадях сам Зевс, а в Риме — Юпитер. Богато был украшен рельефными изображениями лошадей Парфенон Афинского Акрополя [приложение 6].

Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. Общую композицию скульптурного ансамбля создал великий художник-мыслитель Фидий. Среди скульптурных образов восточного фронтона — изображение бога солнца Гелиоса, поднимающегося на небо в колеснице. Над морскими волнами показались головы его коней, жадно вдыхающих воздух широко раскрытыми ноздрями. Греческий скульптор хорошо разбирался в лошадях, и скульптуры, которые он создавал и которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант. Предполагается, что они были созданы в 447 г. до н.э. и представляют собой греческий идеал совершенства. И снова лошадь — символ власти и возвышенности. На лошадях также изображены юноши, которые сидят без седла, а сами лошади демонстрируют различные фазы движения. Живо играют мускулы, создается впечатление пробуждающейся энергии. Видно, как всадники готовятся к процессии, седлают и спокойно ведут лошадей, успокаивают горячих скакунов. Фриз выполнен в технике низкого рельефа, но богат живописной моделировкой тел, фигур, одежд. Среди изображений фриза около 250 лошадей и других животных, ни одно из них не повторяет другое. (23; с. 56) [Приложение 7]

Древний Рим создал искусство отличное от искусства Древней Греции. Римляне, как и греки, были язычниками, но их религия и художественная фантазия были прозаичнее, их мировосприятие — более практичным и трезвым. Стены домов и общественных зданий нередко сплошь покрывались фресками. Из мелких кубиков разноцветных камней или стекла составлялись целые мозаичные картины, коврами покрывавшие интерьеры богатых домов. В изображаемых сценах нередко присутствуют всадники на украшенных лошадях, в память военных побед, в честь императоров. Римский скульптор стремился передать торжество победителей, несущих богатые трофеи. С особой тщательностью и достоверностью передавались детали предметов, оружия, одежда, конская упряжь. Лошадь несёт образ величественного прекрасного война, она словно единое целое с человеком. Она — символ власти над миром, императорская лошадь. Мощь и грацию, которые можно также увидеть в скульптуре того времени, прекрасно отображает например конная статуя, которая была отлита около 170 года II века — мужественный образ императора Марка Аврелия и его верного коня, послужившая образцом для последующего скульптурного изображения лошадей. (8; с. 28) [Приложение 8]

Индия, как и другие древние страны, является колыбелью культуры человечества. Культурная история Древней Индии насчитывает более трех с половиной тысяч лет. До наших дней сохранились сооружения из камня — пещерные храмы, мемориальные колонны, украшенные фигурами различных животных, а так же фигурами лошадей. И снова образ лошади подчеркивает власть и силу, и в основном лошадь изображали в военных сюжетах. (35; с. 34) [Приложение 9]

Древний Китай. Лошади были очень важной составляющей жизни китайцев и символизировали собой богатство и власть. И нет лучшего подтверждения этому, чем гробница правителя Цинь Шихуанди (3-й век до н.э.). Он был погребен вместе с приблизительно 7 тысячами скульптур воинов, выполненных в натуральную величину, 600-ми терракотовыми скульптурами лошадей, также в натуральную величину, и с множеством колесниц и оружия. Скульптуры лошадей выполнены очень тщательно, с большой достоверностью, причем каждая наделена индивидуальными чертами.

Китайские художники всегда изображали природу и животных, как например Чжао Юн (кит. трад. 趙雍, упр. 赵雍, пиньинь Zhao Yong, почетное имя Чжунму), около 1360 — китайский придворный художник эпохи династии Юань, знаменитый своими изображениями лошадей. Китайские живописцы внимательно изучали жизнь, всматривались в поведение этих грациозных существ, их нравы и характеры, изображая их с присущей аллегоричностью. Так же китайские мастера украшали погребальные склепы и нередко вмещали все то, что необходимо было умершему при жизни: оружие, посуду, курильницы, зеркала, другие предметы. Здесь были и фигурки всадников, лошадей, многие из которых выполнялись очень искусно, с вниманием к мельчайшим подробностям. Стены склепов покрывали разнообразные рельефы, расположенные горизонтальными рядами, изображающие сцены из жизни героев и императоров, битвы, жатву и охоту. Искусство обработки каменных плит достигало большой виртуозности. На рельефе «Битва на мосту» изображены десятки всадников на породистых лошадях и кони, мчащие легкие колесницы с бойцами и командирами. В образах, полных динамики, чувствуется уверенная рука художника, хорошо прочитываются силуэты, правдиво переданы движения, жесты. Лошадь-воин играла важную роль в китайском искусстве. (12; с. 21) [Приложение 10]

Ассирия — крупное государство Древнего Востока. Известными памятниками ее искусства являются раскрашенные рельефы на плитах, облицовывавших внутренние помещения дворцов ассирийских царей. Рельефы должны были возвеличивать неограниченную власть ассирийского царя. Четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, рельефы повествовали о подвигах легендарного героя, побеждающего льва, о военных походах царей. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец царя Ашшурбанипала. Мастерство ваятеля проявилось здесь в особой динамике, чеканной лепке фигур. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, силы. На некоторых древних рельефах, фресках изображены цари, держащие ритоны — сосуды в форме конской головы. Это говорит о том, что лошади так же как и в Греции и в Риме считались признаком власти и превосходства. (5; с. 89) [Приложение 11]

Средневековый мир особым положением церкви предопределил господство религиозного мировоззрения. Новые, значительные перемены в жизни принесло христианство, возникшее в I веке, и с 313 года ставшая официальной религией на всей территории Европы. Все явления и поступки человека сопоставляются художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Но также были и исключения из правил, художники, стремящиеся показать красоту лошади.

Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке братья художники Поль, Эрманн и Жеаннекен Лимбурги, создавшие на пергаменте «Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Встреча трех волхвов», 1385-1416. Черты позднеготической условности и хрупкой изысканности сочетаются со смелыми жизненными наблюдениями, изображением конкретной, реальной природной среды. Лошади изображены старательно, прорисована каждая деталь их украшений, хоть и нарушены пропорции, и масштабность, что подчеркивает силу и превосходство над другими изображенными на картине животными.

Еще одно известное произведение средневековья — «Проводник трех королей», 1459, художник Бенозза Гоззолиго. Картина выполнена в готическом стиле и очень тщательно проработана, возможно, ее рисовали с использованием лупы. На ней удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие. И в движениях чувствуется некоторая скованность и неестественность, хотя все это отнюдь не умаляет ценности картины. (30; с. 56-58) [Приложение 12]

Большим разнообразием отличались миниатюры, иллюстрирующие хроники и часословы — средневековые книги. Часты конные изображения, сцены сражений, охоты. Средневековое изображение всадника, воина — воплощение мужества и энергии. В средневековой Европе возникло рыцарство — привилегированный социальный слой. Рыцари несли военную службу, каждый рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогие и довольно тяжелые, зачастую виртуозно орнаментированные доспехи, оружие. Жизнь рыцарей, поединки, турниры, нашли отражение во многих произведениях искусства.

Арабы имеют свое особое отношение к лошади. Их кочевую жизнь нельзя представить без резвых чистокровных скакунов. Арабские породы лошадей ценятся во всем мире. В VII веке средством объединения арабского мира стала новая религия — ислам. Ислам запрещал изображать живые существа, запрещал изображать человека, животных. Хотя это ограничение соблюдалось далеко не всегда, все же оно наложило отпечаток на развитие искусства. [Приложение 13] (18; с. 65)

Возрождение — значительный этап в истории Европы XIV — нач. XVII вв., в основе культуры этой эпохи лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, творческих сил. Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому осмысленное античное наследие. Сложилась реалистическая система в искусстве. Культура Возрождения в основном носила светский характер. Новая концепция мира потребовала от художников освоения анатомии и знания пропорций человеческого тела и животных, поиска гармонии композиции, использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому предмету. Все виды искусства переживали бурный подъем. Расцветает живопись, которая раскрывает большие возможности в изображении жизненных явлений, окружающей среды, животных и птиц. Широкое распространение получает гравюра, фреска, развивается станковая картина, где используются масляные краски. Зарождаются историческая и пейзажная живопись. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции. Именно в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Создаются конные статуи, украшающие площади городов. Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Присутствует лошадь в произведениях таких крупнейших художников и скульпторов как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Донателло, Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья.

Вот одна из работ Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», копия работы Рубенса. Это утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 — 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса, сейчас находится в собрании Лувра. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя. Выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя. Чтобы появился этот шедевр, Леонардо да Винчи создал больше сотни эскизов и набросков, он тсчательно изучал лошадей, долгое время наблюдал и зарисовывал их движения. В это время образ лошади несколько меняет свою роль в искусстве — теперь это не только воин и символ власти, который подчеркивал могущество человека. Сама лошадь становиться центром композиции. Животному намного больше, чем в средневековье, уделяется внимание художника и зрителя, оно прорисовывается до мелочей, вплоть до каждой мышцы, наделяется эмоциями. (19; с. 98-99) [Приложение 14]

Барокко, художественный стиль, возник в Италии в конце XVI века и оставался преобладающим стилем в искусстве Европы до середины XVIII века. В это время популярны парадные портреты, в том числе конные. Красавцы кони присутствуют и в сложных, динамичных, жизнелюбивых живописных композициях, выполненных с исключительным мастерством, виртуозным фламандцем Питером Паулем Рубенсом, и в великолепных парадных портретах кисти испанца Диего Веласкеса. (23; с. 158) [Приложение 15]

Рококо был завершающей стадией искусства барокко. Наибольшее распространение этот стиль получил в резьбе, лепке, керамике, ювелирных изделиях, мебели, декоративной живописи, скульптуре и графике. Во всех видах искусства так же большой популярностью пользовался образ лошади. (12; с. 19) [Приложение 16]

Классицизм характерен для искусства Европы XVII — начала XIX века. В искусстве утверждается простота, ясность и логичность. Художники ориентируются на наследие античной культуры, как на норму и идеальный образец, совершенный по своей конструктивной логике и прекрасный по форме. Для искусства классицизма показательна тяга к выражению большого общественного содержания. Появляются изображения воинов в доспехах с оружием, нередко на колесницах, верхом на лошадях. Один из великих портретистов XVII века, сэр Энтони Вандайк, также не обошел вниманием в своем творчестве образ лошади. Например, на полотнах «Верховой портрет Карла I» (1638) и «Карл I Английский на охоте» (1635). «Верховой портрет» — необычайно красивая картина, центральным образом ее является великолепный конь, на фоне мощи и красоты которого фигура короля кажется бледной и невыразительной. Конь не изображен с анатомической точностью: у него мощный корпус, стройные длинные конечности и непропорциональная по сравнению с туловищем изящная голова, что, тем не менее, не лишает его красоты. Со второго портрета на нас смотрит король, который только что спешился со своего коня. Хотя на картине изображен всего лишь фрагмент животного, тем не менее, можно заметить, что это красивый, мускулистый и ухоженный конь, который стоит опустив голову, как будто хочет поклониться великому государю.

Еще одним великим портретистом XXVII века, изображавшим лошадей, был Диего Веласкес. Он был приверженцем натурализма в искусстве и стремился изображать природу такой, какая она есть на самом деле, во всех подробностях и деталях. Поскольку Веласкес был придворным портретистом, его основной задачей было рисовать короля и его семью. Одним из известных портретов кисти Веласкеса является «Верховой портрет Филиппа IV» (1636) На нем изображен король, сидящий верхом на гнедом коне, который приподнялся на дыбы. Образы короля и его коня очень выразительны, красочны, детально прорисованы. Богатое убранство короля изображено с такой точностью, что отвлекает взгляд от некоторых анатомических недостатков в изображении лошади.

В первой трети XIX века высокий классицизм, также называемый ампир, достиг наивысшего подъема. Сложившийся во Франции в годы империи Наполеона I, он отличался великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую славу. Примером могут служить полотна французских живописцев Никола Пуссена, Жака Луи Давида, памятник Петру I скульптора Этьена Мориса Фальконе.

С XVII века постепенно анималистические изображения, вначале связанные во многом с пейзажем, натюрмортом, батальным и бытовым жанром, выделяются в самостоятельный жанр. (23; с. 73) [Приложение 17]

Романтизм — художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века, выдвинул концепцию бессмертия зла и вечности борьбы с ним. Во многих произведениях художников присутствуют изображения всадников в красивых военных мундирах, на резвых скакунах. Замечательны, стремительны, волнующи и прекрасны лошади на полотнах лидер французской романтической школы Теодора Жерико. Известный живописец Эжен Делакруа писал лошадей, даря им бури эмоций, которые, при взгляде на его картины не дают оторваться ни на минуту. Лошади запечатлены в движении, как например на его картине «Поединок Гяура с Хасаном» (1826). Два коня, вцепившихся друг в друга зубами, каждый из которых пытается доказать свою силу. Люди, изображенные на картине, теперь имеют второстепенное значение. Композиционный центр сосредоточен на великолепных арабских жеребцах в конюшне. Так образ этого животного окончательно закрепился в искусстве. (15; с. 84-85) [Приложение 18]

Реализм искусства XIX века в Европе, Америке, выражая передовые идеи времени, утверждал эстетические ценности действительности, показывал красоту реальной природы, животных и человеческого труда. Значительный вклад в развитие критического реализма в изобразительном искусстве внесло творчество русских художников-передвижников, обращавшихся и к крестьянской тематике. Популярны изображения животных, они массово тиражируются в виде фарфоровых статуэток, украшений, игрушек, посуды, на почтовых открытках и т. д., становятся объектом коллекционирования. Наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства. Анималисты уделяли внимание элементам натуры, которым прежде в живописи не предавали значения. Подробно изучались анатомия, поведение, подчеркивались особенности цвета, фактуры шерсти, художники ставили своих героев в самые острые ракурсы, соревнуясь с фотографией в реализме. Изображение лошади часто встречается на рекламной продукции конца XIX — начала XX века. Наряду с романтическим восхищением красотой, силой и ловкостью животного, определяется стремление к точному изучению животных, нередко в естественной среде их обитания. Многие художники разных стран были сторонниками реализма и создали немало интересных, полных правды жизни произведений.

Замечательные реалистические полотна с изображением лошади есть у русских художников Николая Егоровича Сверчкова, Валентина Александровича Серова, Василия Ивановича Сурикова, американского живописца Фредерика Ремингтона. Образ лошади достигает пика популярности в искусстве. (8; с. 153-159) [Приложение 19]

Представители импрессионизма, зародившегося во Франции (термин происходит от французского слова, означающего впечатление), стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Ряд интересных произведений с изображением лошадей, скачек выполнил французский художник Эдгар Дега. Интересна его работа «Скаковые лошади перед трибунами» 1869-1872 г. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований, после чего умело передавал эмоции в своих работах. (25; с. 75) [Приложение 20]

Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы — построению пространства, объема, к декоративной стилизации. Как и Дега, любящий изображать сцены скачек и просто обыденную жизнь лошади, его соотечественник и коллега, представитель постимпрессионизма Анри де Тулуз-Лотрек тоже обращался к этой теме в своем творчестве. Например на картине «Укрощение лошади» животное является центром композиции, большими грубыми мазками изображено событие, показаны эмоции как самого коня, так и людей, пытающихся его удержать, кажется, страхом заполнено пространство, как будто вот сейчас конь вырвется из рук людей, и мы больше никогда не увидим его. Сопротивляющееся из всех сил животное показывает нрав, не желая мириться со своей участью. (7; с. 56)

Глава вторая. Изменение образа лошади в XX веке

XX век — век острых противоречий, революций, мировых войн, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем, век исканий, надежд всего человечества.

Катастрофические события ХХ века показали, как мало значит жизнь человека и жизнь на земле вообще. Зарождается новый этап в развитии реализма, связанного с социалистическими идеями. В этих условиях оказались востребованными опыт и мудрость народа, гонимого, живущего постоянно под угрозой полного истребления, что подтолкнуло Анри Матисса, Марка Шагала и других художников того времени на создание нового.

Фовизм, от французского «fauve» — дикий, был первым из модернистских течений. Его художники выступили против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Протест выразился в остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии. Яркие, запоминающиеся композиции, силуэты фигур, не вписывающиеся в формат, бесконечная вязь узоров, игра цветов и эмоций. Образ лошади и здесь нашел свое место. Например, картина Матисса «Лошадь, всадник и клоун». В этой работе художник выразил праздничную красочность и радость бытия, показав мир танцев, музыки, пестрых тканей, и конечно же лошадь. Центр композиции выражает отрешенность и безудержность. Композиция строго продумана и уравновешена. Все посвящено единой цели — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. (5; с. 203)

Кубизм зародился в Париже в 1907 году. Художники-кубисты исходили из мысли, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы. Интересные изображения лошади в стиле кубизма можно увидеть в некоторых работах французов — художника Пабло Пикассо (1881-1973) и скульптора Раймонда Дюшана-Вийона. Скульптура последнего — это причудливое построение, созданное при помощи различных стереометрических форм, прекрасно передающее эмоции. (17; с. 76, 86)

Футуризм как художественное течение, отрицал традиционную культуру и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, энергии, силы. Футуризм родился в Италии. (14; с. 92)

Экспрессионизм — отклик на острейшие противоречия эпохи, мировые войны, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Технический прогресс прогрессивные художники экспрессионизма восприняли как бич, ужас, историческое наваждение. Их композиции полны резких контрастов света и тени, форма упрощена, насколько возможно, интенсивный цвет, судорожные ритмы.

Один из лидеров экспрессионизма, немецкий живописец Франц Марк многие свои произведения посвятил изображению лошади. Главная тема, которой он придавал мистико-символическое значение, — изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряженным колоритом из-за присутствия нескольких основных цветов, отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений, это можно наблюдать на его картине «Башня синих лошадей» (5; с. 28)

Модерн — стилевое направление в европейском и американском искусстве. Его отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Конный рыцарь в полотне «Золотой всадник» австрийского живописца Густава Климта (1862—1918), представителя стиля модерн, — это декоративно-плоскостная силуэтная символическая композиция, подчиненная орнаментальному ритму мозаичных цветовых пятен. (9; с. 78)

Появляется абстракционизм, он становится одним из основных модернистских течений в искусстве. Художники-абстракционисты принципиально отказались от изображения реальных предметов. Согласно философии абстракционизма, духовная энергия космоса, являющаяся основой мироздания, рождает порядок из хаоса и не может проявиться в устойчивых вещественных предметах. Теперь от предмета остаются только абстрактные свойства — форма, цвет и т.п. — которые могут комбинироваться с аналогичными свойствами других предметов. В результате на смену реальному предмету, существующему в пространстве и времени, приходит комбинация чистых линий, форм и цветовых пятен, не соответствующая, вообще говоря, никакому реальному объекту. Из этого следует, что беспредметность в абстракционизме не означает неизобразительности: все графические и цветовые элементы, в конечном счете, заимствуются из каких-то реальных объектов, у которых они отражают какие-то свойства. Таким образом, речь идет об отказе от изображения предметов, но не свойств. Символом этой энергии у Василия Васильевича Кандинского стала синяя лошадь. (15; с. 67, 69)

Сюрреализм, как художественное направление, сложился во Франции к середине 1920-х годов. Сюрреалисты апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств, проповедовали иррационализм художественного творчества, призывая художника довериться стихии сокровенных грез, интуитивных «озарений». Лошади в работах Сальвадора Дали (1904—1989), испанского художника, крупнейшего представителя сюрреализма, удивительные, запоминающиеся, переданы то предельно реалистично, в сильном ракурсе, летящими на зрителя, то фантастически, словно выросшими из облака, на неимоверно длинных ногах-ходулях.

Абстракционизм и сюрреализм получили широкое распространение в Европе и США. (38; с. 167)

В 1960-70-х годах в США, а затем и в других странах, распространилось множество художественных течений, вышедших в основном из поп-арта и объединенных нигилистическим отношением к традициям мирового изобразительного искусства. Крупным течением в искусстве США стал трансавангард 1970-80-х годов, называемый также постмодерн, провозгласивший возвращение к традиции и традиционной изобразительности, настаивающий на своей близости к массовому сознанию и вкусам толпы (14; с. 5)

Глава третья. Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.

Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины,

а также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен как бы обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Все полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено 3 коня и 3 мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведет под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает вглубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчеркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был шокирован.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Заключение

Итак, в заключение данной курсовой работы, следует сделать вывод об эволюции изменения образа лошади в искусстве, проследив ее последовательность от древнего времени до наших дней.

Лошадь с древних времен привлекала к себе внимание человека, конечно же первые изображения были созданы только лишь для передачи информации. Лошадь изображалась на стенах пещер, и для древних людей имела значение лишь как пища, мясо. На нее активно вели охоту.

Со временем, уже во время палеолита, люди начали относиться к лошади не как к мясу, и рисунки в пещере Ласко тому подтверждение, эти изображения уже передают эмоции и чувства.

Начиная с железного века человек видел в образе лошади силу, которая помогала ему возвышаться над другими людьми, придавала власть и могущество. Такое положение дел сохранялось и в эпоху Средневековья — этот образ всего лишь дополнял человека, служил ему, но не был предметом в искусстве, не играл главных ролей. Тем не менее человек не переставал восхищаться этим животным, награждал его всяческими украшениями, восхваляя, поощряя в своем творчестве.

С приходом эпохи Возрождения, с трудами выдающегося гения Леонардо да Винчи, отношение к образу лошади в искусстве совершенно поменялось. Лошадь как никогда раньше стала пользоваться популярностью в изображениях, ее изучали, ее писали, ею восхищались. Теперь она «шла с человеком в ногу», не занимая главенствующих мест, но и уже не служа человеку, как это было в искусстве древних времен.

Но с приходом классицизма образ лошади в искусстве лошадь вновь отошла на второй план, хотя были и те, кто не отказывался изображать снова и снова на своих полотнах, в своих скульптурах, этих прекрасных существ.

Настает время реализма, и лошадь становиться центром внимания в искусстве, теперь ею не просто восхищаются и интересуются, ее пишут известнейшие художники того времени, стараются передать каждую деталь, каждую шерстинку, все, от блеска копыт до иллюзии дыхания этого существа. Образ лошади «восходит на пьедестал почета» в искусстве. Он занимает главные места, отодвигая человека на задний план.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Художники этого времени стараются поместить образ лошади в повседневную жизнь и лошадь снова становиться всего лишь частью картин. Но образ не утрачивает возможность передачи эмоций и чувств.

В модернестских направлениях образ лошади так же не утратил своей значимости и популярности, это можно видеть на примере картины «Купание красного коня».

Творчество многих современных художников-анималистов, работающих в рамках той или иной эпохи, того или иного художественного направления живописи, скульптуры, графики, создающих иллюстрации к научным и детским книгам, в мультипликации, рекламе или чем-либо другом, использующем образ лошади, отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и пластической выразительностью образов. Наряду с произведениями художников других жанров, оно неизменно привлекает и будет привлекать внимание многих зрителей. [Приложение 29]

Приложения

Приложение 1

«Лошадь». Верхнем палеолите. живопись. Франция.

Приложение 2

Приложение 3

«Борьба скифов». Конец V — начало IV века B.C. Золото. декор. Скифы.

Приложение 4

«Охота на льва». VIII век B.C. живопись. Древний Египет.

Приложение 5

«Ваза». VI век B.C. декор. Древняя Греция.

Приложение 6

детали убранства Парфенона на афинском Акрополе

Приложение 7

«Голова лошади с колесницей богини Селены» Мрамор. Восточный фронтон Парфенона. скульптура. Древняя Греция.

Приложение 8

«Конная статуя Марка Аврелия». II в.

Приложение 9

Рельеф. Камень. скульптура. Индия.

Приложение 10

«Погребальный рисунок лошади». Тан. декор. Фарфор.

Приложение 11

«Охота на львов».. Камень. Скульптура.

Приложение 12

«Апокалипсис» стиле из Сен-Север. графика. Франция.

Приложение 13

«Борис и Глеб». XIV век. Икона. живопись. Древняя Россия.

Приложение 14

Уччелло Паоло (1397-1475). «Святой Георгий выиграл дракона». Фрагмент. живопись. Флоренция.

Приложение 15

Питера Пауля Рубенса (1577-1640) «Персей и Андромеда» Фрагмент. 1620-1621. живопись. Бельгия»

Приложение 16

«Святой Антуан» (1640-1720) Слава. 1700-1702 Мрамор. скульптура. Франция.

Приложение 17

«Пуссен Никола» (1594-1665) Танкред и Эрминия. 1630-х годах живопись. Франция

Приложение 18

«Борьба арабских лошадей в конюшне» 1860 Холст, масло. живопись

Приложение 19

Серов Валентин Александрович (1865-1911) «Купание коня». 1905. живопись. Россия

Приложение 20

Эдгар Дега (1834-1917) «Гимнастика скаковых лошадей». 1860. Пастель на бумаге. Графика. Франция

Использованная литература

    Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Москва. 1962-1981. Т. 1-5.

    Малая история искусств. Энциклопедия. Москва. 1972-1991.

    История искусства зарубежных стран. Энциклопедия. Москва. 1981-1982.

    История белорусского искусства. Минск.. 1987-1994 годы. Т. 1-6.

    Русская анималистическая скульптура VIII — начала XX века. Энциклопедия. Государственный русский музей. Каталог выставки. Ленинград. 1985.

    Садовень В. Русские художники баталисты ХVIII — XIX веков. Москва. 1955.

    Музей коневодства. Москва. Путеводитель. 1974.

    Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. Москва. 1957.

    Маркшисван Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. Москва. 1986.

    Лаптев А. Как рисовать лошадь. Москва. 1953.

    Каганович А. Медный всадник. Ленинград. 1982.

    Разумовская С. В. А. Ватагин. Москва. 1956.

    Воронова Б. Кацусика Хокусай. Графика. Москва. 1975.

    Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. Москва. 1969.

    Прокофьев В. Жерико. Москва. 1963.

    Турчин В. Теодор Жерико. Москва. 1982.

    Либман М. Донателло. Москва. 1962.

    Бобылев И. Ветер в гриве. Москва. 1975.

    Леонардо да Винчи. Энциклопедия. Москва. 1960.

    Нессельштраус Ц. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Ленинград-Москва. 1961.

    Заянчковский И. Памятники животным. Киев. 1983.

    Флеминг Дж., Честь История. Ростов — на — Дону 1984.

    Янсон H. История искусства. Москва. 1969.

    Аластер Дункан. Американской ар-деко. Москва. 1986.

    Сэм Хантер, Джон Якоб. Американское искусство 20-го века. Москва. 1973.

    Уэйн Крейвен. Скульптура в Америке. Москва. 1983.

    Дембера С,. Рисование и живопись Мир животных. 1-2. Индианаполис. 1977.

    Квятковский М. Кони. Москва. 1991.

    Пайпер П. Энциклопедия. Лошадь. Москва. 1921.

    Бергер К. Лошади и их роль в искусстве. 1971.

    Баскет Джон. Разведение лошади. 1980.

    Мария Кунст. Американский бестиарий. Москва. 1979.

    Мария Зверь. Современные художники и животного царства. Москва. 1993.

    Джеймс К. Фредерик Ремингтон. Москва 1989.

    Уильям Гонта. История лошади. Москва 1977.

    Франц Марк. Москва. 1950.

    Клод Ч. Энциклопедия. 1977.

    Джон Ф. Искусство Лошади.

    Сэм Свитт. Ничья лошадей с Сэмом Свитом. 1993

    Энциклопедия Британская лошадь. Москва. 1992