Эволюционистская концепция культуры Э.Б. Тайлора
Содержание
Введение
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора
2.1 Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии
2.2 Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях
2.3 Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора
2.4 Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Первоначально он готовился к торгово-промышленной деятельности, но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в 1855 г. в Америке, он серьезно заинтересовался изучением древних культур этого континента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучению традиционных культур. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой эволюционистской научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э.Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Своё исследование Тайлор начинает с общих оснований антороплогии, касается антропометрии, рассматривает типы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит к существенной части своего труда - детальной истории умственного и нравственного развития человеческого рода до возникновения государственности. В частностях автор знакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мифическими и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями.
Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Цель работы – изучить и охарактеризовать эволюционистскую концепцию культуры Э.Тайлора.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 20 страниц.
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
Чтобы оценить вклад Э.Б.Тайлора в этнографию и смежные с ней области знания, надо прежде всего понять, чем стал для них эволюционизм.
Появление дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов и т.д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации, взаимодействие с природными условиями. Независимо от способа, метода, предметной области исследований все они опирались на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю и живущих на ней поныне (конкретно-этнографические исследования). Для систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных использовались различные методы, приемы, создавались теории культур, культурологические концепции, упорядочивающие разнообразные разрозненные сведения в единую целостную картину. Оформлению изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий. Среди них необходимо выделить по крайней мере три момента.
Первый - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй момент - это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи - продукты воздействия окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория "благородного дикаря", живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер).
И, наконец, последнее обстоятельство - это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И.Канта и П.Лапласа в астрономии, эволюционного подхода в геологии Ч.Лайелля и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж.Ламарком, К.Бэром и построение общеорганической теории эволюции Ч.Дарвином и А.Уоллесом. Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.
Формирование эволюционизма началось с середины в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу классического эволюционизма заложили такие мыслители как, Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган. Они же и определили и основные принципы изучения общества и культуры:
1. была обоснована возможность социальной науки, они считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, т.к. полагали, что она порождена естественными причинами;
2. они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция культурной эволюции. Можно выделить три основных источника:
- археологические данные, на основе которых разрабатываются общие гипотезы, которые определили динамику развития человеческой культуры от простой к более сложной с точки зрения как социальной организации, так и технологии;
- письменные источники, которые позволили обнаружить некоторые общие тенденции культурного развития;
- непосредственные наблюдения "примитивных обществ";
3. к этому времени в исследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнительный метод.
Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры.
Заслуга эволюционистов состояла в том, что они выдвинули довольно стройную концепцию развития человека и культуры, исходя из идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи состояли в следующем:
1. В природе существует единство человеческого рода, что и определяет единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.
2. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений.
3. Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних, при этом развитие культуры происходит в соответствии со ступенями, едиными для всех культур.
4. В соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
5. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
По мере развития и накопления новых знаний к концу в. все более заметнее стали слабые стороны эволюционизма, а именно:
1. Упрощение культурно-исторического процесса (подчеркивание постепенности, прямолинейности в развитии, перехода от простого к сложному, от низшего к высшему и пр.)
2. Идея единообразия в развитие всего человечества, т.е. одновариантность развития.
Культурная история человечества выступала как монолитная, лишенная географических, этнографических и временных характеристик.
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора
2.1 Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии
Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на деле превосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в целом.
Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях Э.Тайлор пытался применить естественно-научную систематику. Единицы изучения для него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).
Он понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. "Цивилизация – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само". Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.
Э.Б.Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как и они развиваются один из других (выработка эволюционистского метода расположения культурных явлений по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет проследить их прогресс).
Э.Тайлор не отрицая возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном".
Тайлор был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.
Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных. Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры.
Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования и обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны. Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных".
2.2 Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях
Вплоть до настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью исторического процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм – медленное количественное развитие, в тени остаётся качественное развитие и возникновение принципиально нового. Главная идея эволюционизма – развитие человеческого рода. Человеческая культура рассматривается как совокупность процесса адаптации людей, организованных в обществах. Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Тайлор выделяет два метода изучения культурных явлений:
1) сравнительно-исторический;
2) метод пережитков.
Первый основан на идее о том, что явления культуры повторяются во времени и пространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).
Пережитки появляются из-за того, что одни страны отстают от других. "Пережитки" помогают узнать процесс эволюции и познать себя. Существуют три типа эволюционных концепций: однолинейная; универсальная; многолинейная.
Однолинейная эволюция - наличие универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.
Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением.
Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом уровне системы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С их помощью объясняется феномен "специфичной эволюции".
Плюсы эволюционизма:
1) идея развития культуры, человечества, общества;
2) идея единства и прогресса человечества;
3) идея сравнимости человеческих обществ;
4) практика этнографических и культурных исследований.
Минусы эволюционизма:
1) упрощение культурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности и прямолинейности в развитии;
2) подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;
3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей.
Эволюционизм порождает науку антропологию. Общественное развитие определяется такими же законами эволюции как в биологии. Общество можно сравнить с живым организмом, а культурные явления и функции можно уподобить, явлениям и функциям живого организма.
2.3 Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора
Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и времени ("явления, имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться"), Э.Б.Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. В последствии этот прием получил название топологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода, он позволяет с большей или меньшей долей надежности моделировать по этнографическим данным явления первобытной культуры и привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Этот метод помогал Тайлору соотносить между собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определять направления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. "Удобно сравнивать средний уровень цивилизации двух народов или одного и того же народа, но в разные века, подводя нечто вроде двух общих итогов, которые затем сопоставляются между собой". "Сравнительно односторонний способ исследования развития культуры…обращает внимание преимущественно на знание, искусство и обычаи. Прогресс или упадок культуры измеряется здесь не по мерке идеального добра и зла, а по движению от одной ступени до другой по шкале дикого состояния, варварства и цивилизации, которые в основном берутся по их линейному характеру, …основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого состояния в цивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и что потому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основной принцип этнографического исследования".
Большие возможности открывал и другой прием, связанный с введенным Тайлором в науку понятием "пережитки". Концепция "пережитков" позволяла сохранить идею непрерывности эволюции. Согласно определению Тайлора, пережитки – это "процессы, обычаи, мнения, которые были насильно или по привычке перенесены в общество в его новом состоянии, отличном от того, в котором они родились, и они, таким образом, сохраняются как свидетельства и примеры прежнего состояния культуры, из которых развивалось новое".
В современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы Э.Б. Тайлор сравнивал с "живыми ископаемыми". Их роль играли те обряды, обычаи, воззрения и другие элементы культуры, которые были перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в более позднюю стадию и остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Немало таких пережитков Тайлор обнаруживает в быту народов современной ему Европы.
Таким образом, рассматривая такого рода явления, исследователь может по ним реконструировать прошлые состояния общества, понять смысл и значение тех культурных явлений, объектов и образований, существование которых иначе оставалось бы в современных обществах необъяснимым.
С помощью анализа методов сравнения и "пережитков" мы легко обнаруживаем возможности достаточно глубокого и полного изучения эволюционизирования различных этнографических традиций.
2.4 Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора
К числу важнейших закономерностей Э.Тайлор относил "общее сходство природы человека" и "общее сходство обстоятельств его жизни". Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо Тайлор подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.
Естественно-научный метод Э.Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или элементов культуры изучалась вне зависимости и связи их друг с другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. Однако Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явления культуры тесно связаны между собой. Он писал "о том молчаливом согласии, или единодушии, которое в такой сильной степени побуждает целые народы соединяться в употреблении общего языка, в исповедании общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания". Но эти положения никак не влияли на ход его же исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге "Первобытная культура". Тем не менее приемы естественно-научного изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения и стали составной частью сравнительно-исторического метода.
В процессе изучения культур Э.Тайлор применял также "метод пережитков". Под пережитком он понимал "живое свидетельство или памятник прошлого", "те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого".
Таких "пережитков", сохранившихся от древних времен, Э.Тайлор во множестве находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников и т. д. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. В своих исследованиях Э.Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники и материальной культуры.
Явный акцент в изучении культуры Э.Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Он являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры. В основе религиозных обрядов и верований дикарей, по мнению английского исследователя, лежит "вера в духовные существа", обозначенная им термином "анимизм". Причину появления анимизма он видел в необходимости для первобытных людей ответить на две группы вопросов. "Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях".
В результате размышлений над этими проблемами появляется понятие о личной душе или духе, содержание которых в примитивных обществах может быть определено следующим образом. "Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них".
Из первичной идеи души постепенно развились более сложные религиозные представления - о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Э.Тайлор подробнейшим образом рассматривал постепенное развитие религиозных представлений у различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных животных до сложившихся политеистических религиозных систем и современных мировых религий. Анимизм, таким образом, есть "минимум религии", первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Он представляет собой, согласно Тайлору, основу, первоисточник архаических и современных религий.
В книге "Первобытная культура" ученый сформулировал ряд проблем, впоследствии ставших существенными аспектами в изучении культур. Этим было положено начало их изучения. Например, о недостаточности разработки нашего языка в свете строгих эталонов естественных наук. "Язык, - писал Э.Тайлор, - одна из тех сфер, в которых мы мало поднялись над уровнем дикаря". Впоследствии проблема совершенствования языка стала основой целого направления в философии (неопозитивизм) и в логике науки.
Положение Тайлора об особом складе ума у дикарей предвосхитило бурные дискуссии о "первобытном мышлении", возникшие в науке о культурах в середине XX в. "У низших рас, - отмечал Э.Тайлор, - на всем земном шаре, воздействие внешних явлений на внутренний мир человека ведет не только к констатации фактов, но и к созданию мифов; и это повторяется с таким постоянством, что может быть признано психическим законом".
Серьезное развитие в XX в. получил анализ совокупности разнообразных сведений о мистических, экстатических состояниях и способах их достижения в культурах.
К сожалению, Э.Тайлор, описав в систематической форме различные виды подобных культурных явлений, не попытался вникнуть в назначение таких феноменов в этнокультурных общностях. Он лишь квалифицировал подобные ритуалы как патологические, "происходящие в ущерб нормальным отправлениям тела и духа", как болезненное проявление религиозных обрядов и традиций, вредных пережитков, не вписывающихся в просветительски-рационалистический образ цивилизованного общества, отстаиваемый им в книге "Первобытная культура" в противовес невежественному и примитивному архаическому типу культуры.
Заключение
На основании вышеизложенного сделаем краткие итоги.
Эдвард Бернетт Тайлор - выдающийся английский учёный, крупнейший исследователь первобытной культуры, один из основателей этнографии и антропологии. Всемирную известность Тайлору принесла его эволюционистская теория развития культур. Он впервые ввел в этнографию антропологический принцип исследования, который при объяснении культуры исходит из рассмотрения ее с точки зрения натуралистически или психологически интерпретируемой природы человека.
В своих трудах "Исследование в области древней истории человечества", "Первобытная культура" он изложил свои эволюционистские идеи:
идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации;
идею о том, что человек это часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями, поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, а значит, у них обнаруживается одинаковые черты культуры, а развитие идет схожим образом;
идею о том, что различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов;
идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов;
идею о том, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Тайлор не отрицая возможности регрессивных изменений в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, но при этом убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Тайлор не торопится на выводы, а тщательно исследует данные и факты.
Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX в. Выход книги "Первобытная культура" стал событием в мире науки, в первую очередь это касается исследований становления духовной культуры от первичных религиозных верований к мировым религиям.
Список используемой литературы
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие / А.А. Белик. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. – 241 с.
Орнатская Л.А.Понятие культуры в культурной антропологии: Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета / Л.А.Орнатская. - СПб.: СПб философское общество, 2001. - С.9-28.
Социальная и культурная антропология: (конспект лекций) / Сост. А.Д.Похилько. – Армавир, 2004. – 133 с.
Тайлор Э.Б. Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации) / Э.Б.Тайлор. - СПб: Изд-е И.И.Билибина и Ко, 2002. –445 с.