Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Содержание
Введение
1 Художественная культура в работе библиотек
1.1 Понятие и структура художественной культуры
1.2 Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки
2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
2.1 Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры
2.2 Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и с другими сторонами и сферами культуры. Она, как и вообще культура, реализуется не абстрактно, а в конкретных условиях, в разной мере, на разных читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Библиотеки собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточением накопленной человечеством информации. Именно поэтому библиотеки – насущнейший фактор культуры, а их состояние – символ состояния нации.
Мир современной художественной культуры – место, с которым взаимодействует детская библиотека, - чрезвычайно сложен и многообразен. Библиотечная работа строится на организации познавательного чтения через индивидуальные и массовые формы работы, в результате происходит формирование духовной культуры, развитие интеллекта, творческих способностей личности.
Цель: изучение и обобщение материалов по формированию художественной культуры у детей младшего школьного возраста;
Задачи:
Рассмотреть понятие и структуру художественной культуры;
Рассмотреть развитие личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки;
Рассмотреть особенности интереса и потребностей младших школьников в понимании художественной культуры;
Рассмотреть библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры;
Рассмотреть формы обслуживания детей в библиотеке № 4 МУК ЦБС г. Кунгура.
Объект: вопросы формирования художественной культуры у детей библиотечно-библиографическими средствами.
Предмет: вопросы формирования художественной культуры у детей младшего школьного возраста в детской библиотеке.
Методы – обобщение и анализ литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы. Во введении обозначены цель, задачи, предмет и объект работы. Первая глава рассматривает понятие и структуру художественной культуры и развитие личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки, вторая глава анализирует особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры, и библиотечные формы обслуживания читателей – детей в этой области. В заключении подведены итоги работы и предложены выводы по формированию художественной культуры у детей младшего школьного возраста в библиотеке.
1 Художественная культура в работе библиотек
1.1 Понятие и структура художественной культуры
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8, с.70].
В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.
Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с.28].
А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [30, с.339].
М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности [9, с.115].
Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.
Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры [16].
Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.
Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [6].
Как эстетический, так и искусствоведческий аспекты имеют свою специфику. Эти области научного знания, развиваясь практически из одного корня, к настоящему времени выросли в самостоятельные области науки, каждая из которых имеет свой понятийный аппарат и специфический способ мышления. Как в той, так и в другой науке сложились исследовательские традиции.
Эстетика как философская наука исследует с помощью специфического понятийно-категориального аппарата искусство и действительность. Главным и исходным принципом традиционного эстетического анализа является категория прекрасного. Эстетический анализ, как правило, анализ гносеологический, умозрительный. Отдельные явления действительности рассматриваются сквозь призму соотношения понятий и категорий: прекрасного - безобразного, низменного — возвышенного, трагического - комического и т.п.
Искусствознание, включающее в себя три сферы — теорию искусства, историю искусства и художественную критику, соответственно изучает, как возникали те или иные виды искусства, каковы характерные для того или иного периода изобразительные и выразительные средства, изучает индивидуальное творчество отдельных мастеров, школ и направлений и другое.
В жизни эти формы познания художественной практики общества тесно связаны между собой. Эстетика служит методологической основой искусствознания, а последняя дает конкретный фактический материал для методологических обобщений, для философского осмысления художественной деятельности [2].
Вместе с тем художественная жизнь общества представляет собой сегодня крайне пестрое явление по разнообразию форм проявления в искусстве или с помощью искусства. Многие из процессов, происходящие сегодня в художественной жизни общества, выпадают из компетенции эстетики или искусствознания. Сегодня художественная культура уже не может быть сведена к искусству, ее границы значительно расширились.
Этот неизбежный процесс усложнения духовно-художественной жизни общества, особенно на современных этапах развития, требует не только разных подходов к изучению одних и тех же явлений, к изучению разных сторон одного явления. Он требует также обобщения всего того, что сделано в разных областях художественной практики, в науках, изучающих художественные процессы. Генерализация многих форм художественной деятельности и деятельности, связанной с ней необходима и по другим причинам. В частности, обществу важно выяснить, сколь многообразна художественная сфера, насколько распространены отдельные ее формы и в каком они находятся состоянии; степень их изученности; каков социальный эффект тех или иных форм; каковы тенденции их развития [16].
Современный уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания: искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др. Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей различных художественно-социальных явлений [22].
Художественная культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения и др.). Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т.д.) [23].
Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Определив понятие и структуру художественной культуры, в следующей главе остановимся на вопросах развития личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки.
1.2 Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки
Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей [12].
Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии.
Важное место по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину (образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная, информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации, развивает творческие способности детей.
Младший школьный возраст – время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение ее – обязательный компонент формирования личности [11].
Именно в это время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности в библиотеке.
В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование – одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [20, с.42].
Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности, поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо [16].
Искусство по своей природе вызывает эстетическое чувство – удивления и восхищения его, искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном произведении. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевные состояния [9]. Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством, созданным художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром [15].
Приобщение к искусству в контексте библиотеки формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.
Детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка. Для этого в библиотеке проводятся различные мероприятия, организуются творческие встречи, оформляются выставки. При составлении сценария библиотекари стараются максимально использовать книгу, иллюстрацию, портрет, мультфильмы, диафильмы, музыкальные фонограммы, грим, элементы костюмов, маски литературных героев.
Используя в комплексе и интегрируя один вид искусства в другой, библиотекарь формирует литературный, музыкальный, эстетический вкус, развивает многогранно личность ребенка, воспитывая с детства настоящего ценителя литературы, музыки, театра. Этому способствуют выставки: «Ура! Карнавал!!! (карнавальные маски), «Парад алле» (арена цирка в работах детей), «Русская изба» (избы сделаны из разных материалов), «Я – художник-иллюстратор» (рисунки детей по литературным произведениям), «Искусство в нашем городе. Фонари. Ажурные ограды» (макеты ажурных оград и фонарей города), «Вселенная в четырех стенах» (выставка-панно), «Маска, маска…» (театральные маски). Информация о театре, музыке, живописи способствует формированию художественного вкуса детей.
Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая в свою очередь определяется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств. Не все стороны жизни подвластны изображению в каком-то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть выражено средствами живописи. Иными словами, для воспроизведения той или грани действительности в искусстве достаточно средств художественной выразительности того или иного вида искусства, но для создания в нашем восприятии целостного образа мира или обобщенного образа эпохи недостаточно какой-либо одной формы их отражения. Для этого необходим синтез различных видов искусства. Синтез в данном случае надо понимать как неделимый сплав, как многообразие в единстве представлений, как само искусство, которое является единой формой отражения действительности, но делится внутри себя на виды [12].
Следовательно, искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и настоящего. Его широкое вовлечение в школьную практику дает учащимся возможность составить более целостное представление о мире, об особенностях мировой, русской и родной культур, специфике их взаимодействия и взаимовлияния, создать благоприятные условия для эстетического развития учащихся.
Одним из важных условий развития художественного вкуса является своевременное формирование изобразительных способностей и графических знаний, умений, навыков художественно-графической культуры у детей младшего школьного возраста, т.к. именно художественно- графическая культура является одним из важнейших компонентов общей визуальной культуры человека [4].
Работа библиотеки по изодеятельности должна соответствовать следующим принципам:
формирование у детей представлений о том, что любое изображение – это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности – предметной, игровой, учебной, трудовой и общения;
эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений;
воспитание у детей эстетической культуры;
развитие речи как составной части процесса формирования изобразительной деятельности.
Вся система занятий строится на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Посредством различных форм и методов работы в библиотеке можно понять особенности эстетического освоения мира писателем, художником, композитором. Кроме того, через искусство можно определить уровень и характер эстетических запросов современного человека, который пропускает произведение искусства через призму своего восприятия.
Процесс художественного воспитания, представляет собой сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с художественными произведениями (потребление искусства), приобретение искусствоведческих знаний и собственно художественное творчество. Успешность развития креативности в процессе художественного воспитания будет зависеть кроме прочего и от сбалансированного сочетания этих трех видов художественно-творческой деятельности [13].
Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, дает ребенку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, возможность освоения мира не только через его постижение, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, а с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств самого творящего ребенка. При этом художественно-творческая деятельность ребенка предполагает все этапы познания мира, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическую реализацию замысла [8].
Детская библиотека открывает ребенку культуру, одновременно является пространством «между» ребенком и культурой, обеспечивающим их взаимодействие – пространством, аккумулирующем последствия деятельности ребенка в культуре, и пространством, открывающим для ребенка его ценность как деятеля культуры, так как он генерирует идеи о себе, продуцирует новые смыслы [19].
Сопровождая ребенка в культуре от постижения уникальности своего «Я» до осмысления «Я» в масштабах мира, детская библиотека открывает вместе со своим читателем феномен бытия в культуре как личностную ценность. Мир библиотеки гармонично сочетает в себе все сферы согласия, предлагает формы и средства свободного общения трансляции культуры от человека к человеку [19].
Специфика библиотеки такова, что при желании можно увидеть, услышать и понять другого человека. В условиях библиотеки есть возможность выбора тех форм деятельности, которые более всего будут соответствовать интересам и индивидуальности читателя. Библиотеки стремятся определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты, а также создание комфортной библиотечной среды.
Рассмотрев вопросы развития личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки, в следующей главе обратим внимание на психолого-педагогические особенности младших школьников в отношении художественной культуры.
2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
2.1 Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры
В развитии ребенка одно из важных мест наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием занимает чтение. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение. Книги в чтении детей выполняют следующие функции:
Детская книга как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.
Книга для детей - важный ресурс самопознания и психокоррекции. Читая о разных трудных жизнях и судьбах, сопереживая героям, то сравнивая, то отождествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки. Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: противоречивые порой эмоции детей приобретают определенную форму и смысл под воздействием художественной реальности.
Эстетическая и креативная функции чтения. Книга способна пробудить в ребенке чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение творческих реакций очень важно для ощущения детьми жизненной перспективы в собственных глазах [24].
Обозначим психолого-педагогические основы литературно-творческих способностей младших школьников. Художественно-творческая деятельность проявляется как одаренность в музыкальных способностях ребенка, и в способности к актерскому мастерству, к изобразительной деятельности, и литературному творчеству и т.д. Художественно-творческая одаренность проявляется, прежде всего, как подчеркивают психологи, в нестандартном видении мира, нешаблонном мышлении.
Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Под литературно-творческими способностями детей большинство ученых понимают формирование способности мыслить словесно-художественными фразами. Если читатель не представляет себе то, о чем читает, если у него не возникает никаких ассоциаций с собственным жизненным или читательским опытом, у него не возникает чувства эмоционального отношения к читаемому, то тогда такое чтение не является полноценным, и при таком чтении не может быть никакого литературного и общего развития [20].
Психолог Л. Выготский выделяет следующие характерные черты детского творчества. Ими являются: комбинированная фантазия; эмоциональный подход, искренность чувств; отражение переживаний, вызванных жизненными ситуациями, переработка впечатлений; несовершенство, вызванное отставанием письменной речи от устной [20, с.46].
Литературное творчество детей традиционно воспринимается и оценивается взрослыми, главным образом, с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка. Оно неразрывно связано с духовным развитием личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации [12].
Побуждение ребенка к литературному творчеству ведет к развитию читательских способностей ребенка. «От маленького писателя к большому читателю» - так многие представляют себе этот путь.
Многие специалисты утверждают, что литературное творчество – яркое непосредственное вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создавать особые психолого-педагогические условия для его развития [16]. Опыт экспериментально-педагогической работы показывает, что все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей, но уровень этих способностей и умений неодинаков. Дети, у которых обнаруживаются склонности к литературному творчеству, нуждаются в психологической поддержке и одобрении со стороны родителей, руководителей детским чтением, друзей и сверстников. Эта мысль, многократно акцентируемая в литературе, требует к себе внимания библиотекарей.
Внимательным родителям и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и направлениях, активизирующих литературное творчество: развитие жизненных впечатлений, познание окружающего мира, познание людей, себя, развитие дара слова, в том числе развитие речи путем систематических упражнений, основанных на принципах последовательности, сознательности, самостоятельности, наглядности; помочь ребенку самореализоваться в литературном творчестве, и обеспечить успех в его творческих начинаниях [13].
Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость заниматься развитием разнообразных литературно-творческих, читательских и сочинительских способностей, при этом отметим, что роль книги и чтения в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста трудно переоценить. Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти юного читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.
Чтение побуждает личность к творчеству, независимо от того, в чем это творчество будет в дальнейшем проявляться. Проходя школу сотворчества вместе с авторами книг, у человека появляется потребность в самовыражении. Не случайно, что желание писать, рисовать, импровизировать, познавать, созидать рождается у человека в процессе детского чтения [1].
Все достоинства детского чтения исходят из первоосновы литературы – языка. Читая, человек погружается в речевую стихию. Именно из слова, из его образности, он черпает духовную жизнь. Слово с его смысловыми и чувственными оттенками, богатством интонаций и значений раскрывает читателю богатство мира и его собственной души, учит речевому самовыражению в письменной и в устной форме.
Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей, в особенности юных, огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.
Художественная литература развивает эмоционально-чувственную сферу детей и их познавательную активность, мотивирует осмысление жизни, содействует рефлексии, формирует ценностные ориентации младших школьников, их речевую культуру [1].
Считая чтение основным способом вхождения в культуру, необходимо выстраивать работу по повышению качества чтения. Исследовательская деятельность учащихся, участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, играх, создание комфортной для чтения среды в библиотеке – все способствует погружению детей в мир научных, художественных, публицистических текстов. Текст играет системообразующую роль в формировании гуманистических установок растущей личности.
Детское чтение как ценность культуры – явление неоднозначное и переменчивое. Оно зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия, - с другой, тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя. Читая, человек получает из книги новые знания и новые впечатления, но, получая, он не просто складирует их в свою память, а отвечает на них – отдает книге свои мысли, свои чувства, свои образы. Субъективный элемент получения-отдачи, называемый иногда читательской рефлексией, и определяет ценность чтения. Чем значительнее он, тем и сильнее влияние книги на читателя. В нем, очевидно, и скрыта та духовная сила чтения, которая является зерном национальной культуры [1].
Отметим, что детям очень не хватает внимания со стороны взрослых к их читательским интересам. Авторитет родителей и педагогов, библиотекарей в этом возрасте еще достаточно высок, чтобы повлиять на увлечения ребят, помочь им в выборе книг. Вот почему значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим. Расположив к себе ребенка улыбкой, добрым отношением, библиотекарь создает атмосферу доверительного отношения с ним и, следовательно, получает возможность влиять на него, развивать.
Несмотря на то, что читатели семи – десяти лет отличаются по технике чтения, уровню начитанности, кругу чтения, интересам, их объединяет особый «детский» этап читательского развития [11].
Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И научно-познавательная, и художественная книга воспринимаются без выделения специфических функций. Нет заметной дифференциации в чтении девочек и мальчиков. И те, и другие одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка – литературная и народная, приключения, рассказы русских писателей, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом самостоятельно [12].
Задача библиотекаря – развивать диалектичность мышления ребенка, избегать прямолинейных оценок персонажей, побуждать детей к объемному видению прочитанного. Не следует бояться того, что сердце юного читателя отдано озорному персонажу, а не умному. По отношению к отрицательному персонажу у ребенка тоже срабатывает неосознанная диалектика. Отрицательные образы рождают в душе читателя положительный эффект. Библиотекарю надо лишь помочь правильно почувствовать отношение писателя к персонажу. Оценку же ему дает сам читатель.
И еще одна особенность восприятия младшими школьниками обращает на себя внимание – способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития.
Специфика восприятия 8-9-летних читателей такова, что все многообразие переживаний ребенок выражает одним словом «нравится».
Так в совместных поисках детей и взрослых совершаются нравственные и эстетические открытия.
Для успешного привлечения детей к чтению необходимо знать их читательские интересы: какие книги пользуются среди них наибольшим успехом, что именно привлекает детей в книгах, как воспринимается ими литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает.
Анализ чтения помогает обнаружить, что требует изменения, что надо поддержать и развить, что мешает росту читателей. Библиотекарю важно знать, как сами младшие школьники начинают сознавать мотивы чтения – для чего они читают книги, что от них ждут, какие духовные потребности оно удовлетворяет. Мотив – это важное связующее звено между потребностью в чтении, удовлетворяющими эту потребность книгами. Если формированию мотивов не уделяется должного внимания, то не происходит развития и усложнения потребностей. Не происходит формирования читательского интереса [15].
Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, которые нуждаются не только в получении конкретного документа, но и в организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора.
Взаимодействие библиотеки и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития.
В последнее время изменилась среда взаимодействия ребенка с культурой и чтением, условия ее восприятия и воспроизводства. Для ребенка необходима особая сфера, специальный институт, где возможно моделирование, свободное и безопасное, собственного бытия в культуре как в органичной среде природосообразной деятельности. Детская библиотека может стать той средой, которая поддержит ребенка как субъекта диалога в отношении художественной культуры.
Тем самым, определив особенности интереса и потребностей младших школьников в восприятии художественной культуры, в следующей главе мы остановимся на библиотечном обслуживании читателей – детей в области художественной культуры и проанализируем формы работы с детьми младшего школьного возраста на примере библиотеки № 4 МУК ЦБС г. Кунгура.
2.2 Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры
Формированию у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул приобщения к высокому искусству, получение эстетического удовольствия, наслаждение от встреч с прекрасным.
Моральный стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности.
Задача эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке должна сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального начал и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей [19].
Участие школьников в художественно-творческой деятельности предполагает развитие активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом формирования у детей потребности проявления способности самостоятельно решать творческие задачи, что активизирует развитие креативности [23].
Массовые формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества. Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода – развить навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска; ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].
Самое широкое применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы. Игра – основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б. Эльконин). Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся содержанием [8].
Рассмотрим, как игра взаимодействует с книгой и чтением. Сначала выделим то, что оказывает положительное влияние на приобщение ребенка к книге, на формирование устойчивой потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отраженный в литературных произведениях.
Во-первых, это огромные возможности игры в эстетическом воспитании, поскольку игра как самоценность и игра как средство связаны генетически с эстетической деятельностью. Творческое чтение предполагает наслаждение чтением, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанный на художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы.
Во-вторых, очень важен эмоциональный компонент в полноценном восприятии литературного произведения. Именно игра является эмоционально насыщенной. В игре все события как бы пропускаются через переживания. Игра развивает эстетические чувства ребенка, его способность радоваться упорядоченности, организованности, гармоничности движения, пластики, слова, звука, цвета – в собственных действиях и действиях других. К осознанию идеи произведения ребенок идет через искусство, а сопереживание неотделимо от мысленного содействия. Оно возникает у детей младшего школьного возраста чаще и легче всего тогда, когда в произведении есть внешнее действие, которое ребенок может воспроизвести мысленно или в игре.
Импровизированный детский театр, детская самодеятельность в большинстве случаев возникают под влиянием прочитанной книги и наиболее ярко проявляются в играх-беседах с персонажами книг и в играх-драматизациях. Дети, разыгрывая сценки из любимых сказок, рассказов, глубже познают мотивы поведения героев, у них развиваются творческие способности, умение общаться друг с другом, обогащается словарный запас, совершенствуется речь [4].
В библиотечной практике нашли широкое применение ролевые и познавательно-развлекательные игры, моделирующие определенные ситуации, игры-соревнования и комплексные массовые мероприятия (например, конкурсы знатоков различных жанров литературы, читательские конференции в форме деловой игры, литературные турниры, театрализованные представления). Также часто используются в библиотеке, дидактические литературные игры, - разновидность игр с правилами, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы, углубления восприятия прочитанного, приобщения к самостоятельному чтению, формированию культуры чтения. Дидактические игры тренируют память, мышление, воображение; повышают интерес к тексту произведения, дают возможность лучше запомнить их названия, авторов, имена героев.
Популярными формами и методами игровой досуговой деятельности, направленных на формирование читательского интереса и культуры чтения стали следующие:
литературный театр (синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений);
литературная композиция по произведениям детских поэтов и писателей;
литературные - эстафета; гостиная; маскарад; вернисаж; подиум; карнавал;
музей литературных героев;
сказочные турниры;
праздники книги и др.
Большинство библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты. Открываются литературные гостиные, литературно-музыкальные салоны, проходят бенефисы местных авторов, слайд-вечера, пресс-конференции, презентации книг.
Приобщение школьников к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художественно-творческой деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания главным образом потому, что в процессе художественной деятельности:
развивается креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для успешной реализации любой продуктивной деятельности;
постигается сущность процесса создания художественного произведения и происходит познание его глубинных идей, адекватное восприятие;
углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла; углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла;
повышается уровень духовной культуры младших школьников;
совершенствуются нравственно-эстетические качества личности, обогащенной общением с шедеврами мирового искусства;
эффективнее и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и самоактуализации личности детей. Эта задача реализовывается путем проведения различных циклов мероприятий, направленных на развитие у детей художественного вкуса и духовной культуры [12].
Таким образом, союз литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального действия в большей степени содействует возвышенному восприятию художественной культуры. Чем глубже сила эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства, тем эффективнее процесс превращения нравственно-эстетических понятий в личную убежденность [23].
Формы библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста рассмотрим на примере библиотеки №4 МУК ЦБС г. Кунгура. Вот уже несколько лет библиотека работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства». Цель программы: формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность, ориентирующуюся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства. Основные задачи:
Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства (с упором на коллекцию Государственной Третьяковской галереи), при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.
Формировать художественный вкус.
Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.
Воспитывать начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.
Для того, чтобы дети усвоили содержание программы, необходимо комплексное воздействие при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности таких смежных видов искусств, как художественное слово, музыка, пластическое движение, драматизация (при возможности и театрализация).
Методика работы нацелена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи. Поэтому ведущий метод – игровой. В начале занятий, в гости к ребятам проходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка – этакий непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто общаются с обоими персонажами, при этом библиотекарь корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут. Занятия с куклами позволяют не просто закреплять материал, но и способствуют повышению культуры общения.
В процессе каждого занятия библиотекарь применяет не только вопросно-ответный метод, но и путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельным открытиям и ответам.
Все занятия годового курса разделены на блоки.
Блок 1. Общее знакомство с главными видами изобразительного искусства и различными типами музея как «обители муз».
Театрализованная встреча «Волшебная сила искусства» - общее знакомство с основными видами изобразительного искусства через «подарки фей», которые они прислали детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.
Детский спектакль «Музей – дом, в котором живут музы». Архитектурные прообразы музея – «храм», «дворец», «замок». Типология музеев – общая и «неожиданная»: «музей-монастырь», «музей-парк», «музей-остров».
Блок 2. Знакомство с искусством скульптуры.
Беседа «Пластический язык скульптуры». Как смотреть скульптуру, как научиться «слушать» ее и разговаривать с ней.
Слайд-шоу «О наших братьях меньших» (занятие проводится на слайдах, репродукциях, открытках).
Блок 3. Знакомство с искусством графики.
Игра-путешествие «Муза Дибира». О материалах по технике графики и ее изобразительных возможностях (занятие проводится в форме сказочного повествования).
Час искусства «Что умеет графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт, пятно).
Блок 4. Знакомство с русским фольклором посредством сказочной живописи В.М. Васнецова.
Театрализованная программа «Богатырское» сердце и «богатырская» музыка. Занятие-театрализация, построенное на слайдах (репродукциях) с картин В. Васнецова М. Врубеля, сказочных и былинных сюжетах, на музыке А. Бородина, использовании элементов былинной речи и драматизации (обряда посвящения в богатыри, встречи богатырей народом).
Игровое занятие. «Тайна славянских узоров», или «Как красну девицу Марьюшку замуж выдавали». Тема занятия – символика славянского орнамента: заключенный в нем образ мироздания.
Путешествие в галерею «Как художники смеются и плачут». Занятие проводится на экспозиции Третьяковской галереи и посвящено бытовой картине.
Час изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник». Тема занятия – пейзажная живопись И. Шишкина, А. Куинджи.
Интеллектуальная итоговая игра «В мире искусства».
Также в библиотеке был проведен курс занятий художественной грамотности «Искусство и художественный труд», целью которого является саморазвитие и развитие личности ребенка младшего школьного возраста в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Выделим основные задачи:
1. расширение общекультурного кругозора детей;
2. развитие качеств творческой личности, умеющей:
- ставить цель,
- искать и находить решение в жизни ребенка проблемах,
- осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,
- находить речевое соответствие эстетическому контексту;
знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации творческого замысла.
Задачи реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программа курса состоит из трех блоков:
Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетический контекст, в котором раскрываются данные понятия.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии. Материал этого блока направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. Входящие в него основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых является овладение основами технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – таким как эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность и целесообразность.
Предлагаемые в курсе виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы; иллюстрации и аппликации- иллюстрации к тем произведениям, которые дети изучают на библиотечных занятиях; образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов; театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы; рисунки на заданные и свободные темы.
Данные занятия с детьми, построенные в контексте искусства, направлены на развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
За познанием следует творческая деятельность по освоению эстетических представлений и основ искусства через продуктивную деятельность в виде работ по изобразительному искусству, художественному труду, театрализации и музицированию.
Таким образом, главная задача библиотекаря детской библиотеки – воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать «в ткань» художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями (особенностями жанров, средствами выразительности и т.д.), необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только работа в отношении художественной культуры с младшими школьниками, в полной мере способствует воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы, читателя, который может получать непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным, оценивать прочитанное с разных точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения).
Заключение
Подведем итоги. Особое место в деятельности библиотек занимает художественная культура, которая представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Структура художественной культуры включает в себя много разнородных элементов, но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют определенную целостность.
Интегративным компонентом художественной культуры является искусство, которое включает литературу, живопись, музыку, театр и т.д. В контексте библиотеки приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, осознания его особенностей, понимание его непреходящей ценности.
Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, и к организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора. Внимательным родителям и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и направлениях, активизирующих литературное творчество младших школьников. Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость использования форм и методов библиотечного обслуживания.
По формированию художественной культуры, в библиотеке № 4 используются разные формы работы, наиболее эффективные из них часы искусства, литературные салоны, сказочные театры, литературно-музыкальные композиции, слайд-вечера, и др., которые создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Работа по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства» помогает целенаправленно развивать художественную культуру, через систему развивающих заданий, направленных на формирование навыков восприятия и анализа произведений искусства.
Таким образом, детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, и является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
Список литературы
Варганова, Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности : сб. статей международного науч.-практ. семинара / Г.В. Варганова. – М. : РШБА, 2007. – 256 с.
Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 345 с.
Голдырева, Е. Читаем классику вслух / Е. Голдырева // Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 17–18.
Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е.В. Домаренко. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 80 с.
Дорогова, Л.Н. Художественная культура и формирование творческих способностей воина. - М. : ВПА, 1981. – 347 с.
Желонкина, Д. Спасибо, музыка, тебе : эстетическое воспитание в библиотеке / Д. Желонкина // Библиотека. – 2005. - № 11. – С. 41.
Збаровская, Н.В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2002. – 117 с.
История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф.С. Капица. – М. : Слово, 1998. – 610 с.
Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 386 с.
Крылова, Н.Б.Формирование художественной культуры : чтение и библиотеки / Н.Б. Крылова // Библиотековедение. – 2007. - № 3. – С. 69-72.
Любителям чтения о книгах и библиотеках : хрестоматия. – М. : Академия, 1993. – 290 с.
Малахова, И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск : Белорусская наука, 2003. – 139 с.
Мартынова, В.Б. Тихо! Рисуют и музицируют дети : эстетическое воспитание / В.Б. Мартынова // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 83-85.
Матлина, С. Возрождая утраченное / С. Матлина // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 67-68.
Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах : Теория. История : словарь / М.И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2002. – 257 с.
Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросса. – М. : Высш. шк., 2001. – 767 с.
Михайлова, Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. – М. : Гранд Фаир-Пресс, 1999. – 420 с.
Молодцова, А. Давайте встречаться друг с другом / А. Молодцова // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 64-66.
Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособ. / Г.К. Олзоева. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 с.
Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О.К. Тихомиров. – М. : Центр, 1995. – 215 с.
Радугин, А.А. Культурология : учеб. пособие / А.А. Радугин. – М. : Центр, 2000. – 304 с.
Текст. Книга. Культура. Смена поколений // Библиотека в эпоху перемен : философско-культурологические и информационные аспекты : дайджест. Вып. 2 (38). – М., 2008. – С. 8-33.
Теория культуры : учеб. пособие / под ред.С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб. : Петрополис, 2008. – 420 с.
Тихомирова, И. Школа творческого мышления / И. Тихомирова. – М. : ВЦХТ, 2003. – 230 с.
Флиер, А.Я. Художественная культура / А.Я. Флиер // Культурология XX век : энциклопедия. – СПб. : Профессия, 1998. – 390 с.
Формирование единого культурного пространства России в условиях глобализации : науч. конференция в Рос. гос. биб-ке // Библиотековедение. – 2007. - № 6. – С. 13-25.