Формирование информационной культуры
Формирование информационной культуры читателей
Информационная культура – многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.
Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.
Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.
Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.
Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:
– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;
– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;
– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;
– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);
– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);
– информационного (библиографического) обучения.
Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.
Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.
Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.
Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.
Методы и формы работы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку, приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональных потребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона. Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знаний и по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовых библиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой и массовой работы.
Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.
Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.
Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.
Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными. В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографические пособия.
Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.
Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).
Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.
Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.
Схема организации СБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.
Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.
Бюллетени, стенгазеты содержат главным образом всевозможные методические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографических пособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них также помещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.
Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.
Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.
Основными формами устной пропаганды библиографических знаний являются: беседы, обзоры библиографических пособий, лекции, семинары и читательские конференции.
Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающий скорректировать усилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информирование не только передаёт некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие которое для некоторых читательских групп представляется очень важным.
Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек, у стеллажей, где размещён СБФ. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Читателям разъясняются назначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографического описания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям. Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя, что способствует активизации библиографического обучения.
Групповые беседы целесообразно проводить по заранее намеченному плану. Чаще всего они посвящаются вопросам организации СБА, методики поиска нужной информации по алфавитному и систематическому каталогам и сопровождаются практическими заданиями для читателей.
Проводятся также консультации которые носят методический характер (содержат советы о том, как следить за новинками художественной литературы, как правильно выбирать книги по специальности и т.д.). В соответствии с интересами и запросами комплектуют группы читателей, подбирают библиографические пособия.
Обзоры библиографических пособий предназначаются, как правило, небольшим по численности группам читателей, которых объединяет общность интереса к теме, уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. При проведении обзора следует использовать достаточно широкий круг изданий. Как показывает опыт работы ЦБС, это обеспечивает их высокий качественный уровень и действенность.
Но для читателей, ещё не владеющих в достаточной мере навыками самостоятельного пользования библиографическими пособиями, проводятся обзоры иного рода, они носят обучающий характер. Библиотекарь предварительно подбирает библиографические пособия определённого назначения – в соответствии с потребностями группы читателей, что и обуславливает содержание каждого элемента обзора. Чтобы заинтересовать читателей библиографическими пособиями, рекомендуется начинать рассказ о них с характеристики отражаемых произведений. В заключительной части обязательно даются рекомендации практического характера.
Иногда подготавливаются тематические обзоры библиографических пособий или обзоры библиографических серий, интерес к которым был выявлен в предварительных беседах с читателями.
Читательская конференция проводятся обычно в конце года с целью подведения итогов работы по библиографическому обучению. На обсуждение выносятся вопросы: роль каталогов и картотек в много аспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы, значение справочных и библиографических изданий и библиографии в целом и другое. Важно, чтобы конференция отвечала наиболее типичным запросам читателей. Читательские конференции наиболее эффективно позволяют осуществлять обратную связь библиотеки с читателями. На читательской конференции сталкиваются и формируются читательские мнения о книге.
К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.
Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.
Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.
Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.
Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.
Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.
Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропаганды библиографических знаний.
При проведении занятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучения необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.
Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно с предприятиями, профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.
Устные журналы – традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятся и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.
При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.
В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.
Недели (месячники) пропаганды библиографических знаний охватывают практически всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников ЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являются абонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.
Если подготавливается месячник, то в ЦБС и вне библиотеки организуются открытые просмотры изданий из различных фондов (ЦБС, областной библиотеки и др.) дни библиографии, конкурсы и библиографические викторины. Основной объём работы (консультации, беседы, обзоры информационных и библиографических изданий и пр.) выполняет отдел обслуживания. Итоги месячника могут быть проведены на читательской конференции. В ходе месячника проверяется эффективность различных форм пропаганды библиографических знаний, наиболее действенные из которых используются в дальнейшей работе ЦБС.
Отличительная черта конкурсов, вечеров вопросов и ответов, КВН, викторин, информин – занимательность и достаточно высокая эффективность, поэтому их рекомендуется применять в библиографическом обучении молодёжи (студентов, школьников). Цели конкурса (знатоков книги, затоков библиографии) и библиографической викторины – проверить, на сколько читателями усвоен материал с которым они познакомились во время бесед, консультаций, библиотечно-библиографических уроков. Иногда эти мероприятия являются частью комплексного массового мероприятия (Дни библиографии, месячники или недели пропаганды знаний по библиографии).
Информина отличается от библиографической викторины тем, что она проводится в течении продолжительного периода и охватывает максимальное число участников (чаще всего студентов). Информина проводится в два этапа, один из которых – заочный. Его итогом становится конкурс письменных работ. На втором – соревнуются победители первого этапа.
Следует отметить, что любая из названных форм почти не применяется в библиотечной практике в «чистом виде», а используется в сочетании с другими. Так, любая форма наглядной пропаганды малоэффективна без пояснения библиотекаря, а успех многих форм устной и комплексной пропаганды библиографических знаний зависит от умелого использования наглядных средств библиографического обучения.
Список литературы
1. Диомидова. Г.Н. Библиографоведение: учеб. для средн. профессиональных учебных заведений. – Спб.: Профессия, 2003. – 288 с. – (Серия «Библиотека»).
2. Диомидова. Г.Н. Библиография: общий курс. – Книжная палата. – 1991. – 117 с.
3. Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина: Сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семёнова. – М.: Книга, 1985. – 303 с.
4. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб, 2002.
5. ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 01. 11. 04. – Мн.: БелГИСС: Госсандарт Беларуси, 2004. – 48 с.