Технологии организации творческих коллективов
Содержание
1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества
2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества
3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества
4. Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества
Список использованной литературы
1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества
Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.
Признаки коллектива:
1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.
2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.
3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.
Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:
Функционирует в сфере свободного времени.
Деятельность добровольная.
Деятельность общедоступная.
Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.
Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.
Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.
2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества
Технология создания коллектива самодеятельного творчества состоит из нескольких блоков.
1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.
Для этого необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:
направленности интересов (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);
степени массовости распространения соответствующих интересов;
заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;
степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.
Необходимо выявить конкретных носителей данного интереса.
Методы выявления интересов:
социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.
беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.
В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:
провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных номеров или видеоматериалов;
пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;
использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;
провести выставку-презентацию;
проведение конкурсов, викторин, диспутов с устоявшейся клубной аудиторией.
2 блок. Информационный или рекламный.
Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы, которые можно разделить следующим образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.
Самым популярным и приоритетным средством рекламирования, безусловно, является СМИ. Каждое из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет) имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.
Реклама в прессе получила широкое распространение и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Она намного дешевле телевизионной, но качество воспроизведения рекламных объявлений обычно невысокое.
Следующий вид рекламирования - радио. Основные преимущества радио перед другими СМИ - 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают везде, поэтому рекламные объявления охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от их расположения. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.
Наиболее престижным средством размещения рекламы является телевидение, потому что телевизионная реклама включает в себя изображение, звук, движение, цвет, вследствие чего оказывает на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявление в других СМИ. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и, вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно, если основывается на компьютерной графике.
Еще один вид рекламы - это наружная реклама. Преимущество ее в том, что щиты с наружной рекламой размещаются вдоль оживленных мест. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью дать информацию о наборе в коллектив самодеятельного творчества. Наружная реклама подразделяется на четыре типа. Первый тип - это стационарные средства наружной рекламы, которые характеризуются постоянным местом размещения. К ним относятся: щитовые установки, тумбы, объёмно-пространственные конструкции, флаговые композиции, наземные панно.
Второй тип - временные средства наружной рекламы и информации. К ним относятся следующие виды: штендеры - выносимые щитовые конструкции, реклама на временных ограждениях, "ходячая реклама" (или "люди-сэндвичи") - носимые рекламные конструкции, реклама на подъёмных воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.
Третий тип наружной рекламы - реклама на транспорте (общественном, пассажирском, легковом, грузовом). У транспортной рекламы несколько преимуществ перед другими видами. Во-первых, она мобильна. Во-вторых, с помощью наземного городского транспорта можно сразу охватить различные группы населения. На красочные троллейбусы и автобусы обращают внимание не только пешеходы и пассажиры, но и водители автотранспорта.
Существует два вида транспортной рекламы - внутренняя и внешняя. К внутренней относится реклама в салонах городского транспорта - рекламные постеры, приклеенные внутри транспортных средств, красочные наклейки на окнах, яркие стикеры, звуковые сообщения. Это очень эффективное место для восприятия рекламной информации, т.к есть время и условия для её восприятия. Внешняя транзитная реклама размещается на боковых сторонах транспортных средств, сзади и на крышах. Внешние рекламные панели очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.
К четвёртому типу наружной рекламы относятся рекламно-зрелищные мероприятия. Это публичные акции, воздействующие как на их участников, так и на потребителей рекламы. Такие рекламные акции подразделяются по типу мероприятия - с перемещением или без перемещения по городу, в заявленном месте проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления, митинги и пикеты с использованием рекламы, распространением рекламных материалов в виде буклетов, брошюр и иной печатной продукции).
Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая - начале июня, перед каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается непосредственно перед началом учебного года - в середине августа.
3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.
Получив информацию о создании коллектива самодеятельного творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:
установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;
оборудовать и красиво оформить место встречи;
проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;
оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);
подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы и т.п.;
разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.
В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в обязательном порядке должна быть точная информация о первом сборе.
4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.
Существует несколько методик приема в коллектив художественной самодеятельности.
1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив самодеятельного художественного творчества связан с выработкой художественной продукции, такой подход вполне оправдан. Но в данном случае нарушается принцип самодеятельности и свободы выбора досуговых занятий.
2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.
Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).
При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:
ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;
объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;
выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;
составить расписание - дни и время репетиционных занятий.
права и обязанности участников коллектива;
уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.
Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.
По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.
3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества
Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии работы коллектива:
Стадия первичного синтеза.
Стадия дифференциации.
Стадия синтеза.
Стадия первичного синтеза - начальная стадия, когда коллектив только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.
Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.
На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.
Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.
Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.
При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.
С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.
Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.
Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.
Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.
Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.
На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.
Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.
Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов. Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.
Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.
Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.
Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.
Еще в начале ХХ века известным советским педагогом А.С. Макаренко были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и приемлемы для коллективов самодеятельного творчества.
1. Наличие большой общественно-значимой цели.
Цель, ради которой создается коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.
Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована на выход за свои рамки, в превращение своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.
2. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива - не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.
Для достижения коллективной цели требуется такая координация усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия - понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.
Нельзя достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает:
при выработке программы деятельности на продолжительный срок;
при распределении ролей и обязанностей.
Возникают конфликты, причинами которых могут быть:
неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях;
иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше;
ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется);
эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.
Нельзя дать универсальный рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа воспитательного воздействия и урегулирования конфликта определяют:
степень зрелости самодеятельного коллектива;
уровень действительных творческих возможностей участников;
престиж руководителя и авторитет общественного мнения;
индивидуальные психические особенности любителя;
степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д.
Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного мнения; исключение.
3. Наличие системы перспективных линий.
Помимо общих целей коллектив должен иметь перед собой конкретные задачи, решение которых и составляет реальное содержание его движения (развития). Такая совокупность согласованных взаимоподчиненных и закономерно распределенных во времени целей и задач называется перспективными линиями.
1. Ближняя перспектива. Ближайшие цели, легко достижимые задачи. Реализация их возможна обычными усилиями и находится в пределах сегодняшних возможностей участников самодеятельности.
Важна правильная организация ее на первых порах существования коллектива, когда преобладает непосредственный интерес и дальняя перспектива видится неотчетливо. К примеру, руководитель хора, разучивая на первых занятиях песню по просьбе большинства участников или организуя посещение концерта, начинает работу по сплочению коллектива именно с такого рода перспективы.
Необходимо умелое сочетание теоретических и практических занятий, специальных тренировочных упражнений и исполнительно-творческой деятельности. Ближняя перспектива сохраняет свое значение и на последующих этапах развития коллектива, но значение ее другое. Если в начале работы она - единственный стимул, то потом осознается ее связь со средней и дальней перспективами и подчиненность им. Наполнять близкие перспективы общественным содержанием, связанным с радостью, удовлетворением от общих трудовых напряжений в интересах коллектива - эта задача стоит перед руководителем беспрерывно.
2. Средняя перспектива.
Это цель или событие, которое несколько отодвинута во времени, требует значительных усилий, обладает большей значимостью. Она распадается на ряд мелких, поочередно сменяющихся перспектив, этапов, связана с выходом "на люди" - концерт, спектакль, выставка, участие в смотре и т.п. Средняя перспективная линия не должна обрываться на этом, она - важный этап, но не окончательный шаг по творческом пути коллектива. Ближняя и средняя перспективы вполне конкретны.
3. Дальняя перспектива.
Необходима для нормального развития коллектива, на ее достижение направлена вся деятельность кружка, студии, народного коллектива. Структура ее многогранна, в ней находят отражение представления коллектива:
об уровне мастерства, которого необходимо достичь;
о месте, какое должен занять коллектив среди других самодеятельных коллективов;
об общественном назначении коллектива в жизни своего учреждения культуры, района, города.
Дальняя перспектива воплощает в себе предел сегодняшних интересов и не может обладать четкой конкретизированностью. Но в силу своей значимости и привлекательности она становится мощным мобилизирующим средством.
Педагогический смысл перспективных линий заключается в единовременном их существовании и осознании ближайшей, промежуточной и отдаленной цели. Каждый результат, шаг воспринимается не сам по себе, а как необходимый этап на пути к значительным достижениям. И в тоже время далекие перспективы приобретают более реальные очертания. Все это способствует нормальному развитию коллектива самодеятельного творчества.
4. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива самодеятельного творчества.
Общественное мнение играет большую роль в развитии и становлении как коллектива, так и отдельной личности. В самодеятельном коллективе общественное мнение является своеобразной высшей инстанцией. Оно регулирует всю внутреннюю жизнь коллектива. И убеждение, и порицание, и поощрение всегда идет от имени и через общественное мнение. Общественное мнение, интегрируя суждения заинтересованных и хорошо информированных людей, как правило, компетентно и объективно.
Общественное мнение - это авторитет, образец для следования примеру, эталон правильности, что-то высокое. Санкции, к которым прибегают члены общностей (коллектива), поддерживают и подкрепляют это высокое положение общественного мнения. Как авторитет и образец общественное мнение ориентирует личности с тем, чтобы они не оказались в числе "изгоев", которые противопоставляют себя обществу.
С другой стороны, общественное мнение является инструментом для оказания давления на членов коллектива, соединений личностей, которые проявляют своеволие и своенравие. Оно определяет, какие поступки, мысли и т.п. должны подвергнуться санкциям со стороны большинства членов общностей, организаций.
Критерии общественного мнения обладают значимой устойчивостью. Они меньше подвержены колебаниям, чем настроения, чувства и суждения отдельного человека. На формирование общественного мнения большое внимание имеет оценка руководителя, оценка со стороны общественности. Оценка - высший инструмент управления. Любые действия отдельных людей или микрогрупп, промежуточные результаты и общие итоги должны оцениваться с позиции их значимости для коллектива в целом.
Огромную роль для развития коллектива имеет наличие в нем традиций. Традиция - не любые повторяющиеся элементы в жизни коллектива, а только те, которые характеризуют их как коллективы особенные, не похожие на других. А.С. Макаренко писал: "Традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает". В умении найти красивую, идейно и эмоционально емкую традицию заключается мастерство руководителя самодеятельного коллектива.
Формировать традиции необходимо на ранних этапах развития коллектива. Совместное посещение концертов, выставок, экскурсий, прогулки на природу позволяют строить в самодеятельном коллективе товарищеские взаимоотношения и являются ценными для развития личности. Различают несколько видов традиций.
1. Традиции, связанные с внутриколлективной деятельностью. К ним можно отнести, к примеру, начало репетиционных занятий с определенной распевки, действий; оригинальные формы проведения первой встречи в новом сезоне и последней встречи в учебном году; ритуал приема новичков в коллектив, включающий в себя рекомендации, представление самостоятельно выполненных работ, шуточную проверку качеств, торжественные обещания, вручение членского билета, письменного наказа и т.п.
2. Традиции, связанные с творческой деятельностью коллектива. Это могут быть традиционные встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами; ежегодные концерты для ветеранов, воспитанников детских домов, встречи с подобными коллективами из других учреждений культуры, городов, стран.
3. Традиции, связанные с репертуаром. Включение в репертуар самодеятельного коллектива произведений определенного автора, традиция начинать или заканчивать концерт одной и той же песней и т.д.
Утверждение традиций связано с развитием атрибутики, которая представляет своеобразную символизацию содержания при помощи внешнего выражения. Сюда можно отнести значки и эмблему коллектива, девиз, традиционную форму объявлений об очередных занятиях, заседаниях, репетиций, некоторые предметы-символы. Традиции легче воспринимаются и утверждаются, когда участники самодеятельности знают историю возникновения и развития коллектива. Каждому участнику должны быть известны вехи организационного и творческого пути своего коллектива. Правильно поступают там, где ведут летопись своей жизни, собирают и хранят вещественные реликвии и даже организуют небольшие музеи.
4. Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества
Планирование - это обоснованная разработка приемов и результатов деятельности на определенный период.
Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.
В зависимости от уровня принятия планового решения планы делятся на федеральные, региональные, областные, городские, районные, планы учреждений и организаций и их подразделений, индивидуальные.
В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные - выражающие некоторые ориентировочные представление о планируемом периоде; рекомендательные - содержащие установочные рекомендации; директивные - подлежащие обязательному выполнению.
В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием четких сроков выполнения. Показатели рекомендательных планов носит контрольный характер. Это означает, что учреждение свою деятельность должно построить так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы.
В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они делятся на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).
Долгосрочные планы разрабатываются на срок не менее 5 лет. В сфере культуры такие планы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях.
Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет и отличается обычно большей детализацией.
К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений (в том числе самодеятельных коллективов). Наиболее полно деятельность учреждений культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных, а также других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.
Следует различать стратегические и тактические планы.
В основе любого плана лежит выработка целей. Цели бывают близкие, достижимые, перспективные и далекие. Цели определяют задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели.
Существуют несколько методик разработки целей на планируемый период, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение следующей цепочки:
ЦЕЛИ - представление о желаемом результате
ЗАДАЧИ - которые необходимо решить для достижения каждой цели
ДЕЙСТВИЯ - которые необходимо выполнить для решения задач
ОБЕСПЕЧЕНИЕ - материальное, финансовое, кадровое и т.д., необходимое для выполнения плана.
Планирование организует и дисциплинирует деятельность коллектива самодеятельного творчества. Руководитель, планируя свою деятельность, может опираться на следующие источники:
планы предыдущего года;
планы учреждения культуры, в котором функционирует (как текущие, так и перспективные);
календари знаменательных дат (городского, федерального, мирового уровня);
социальные заказы;
положительный опыт аналогичного самодеятельного коллектива;
традиции коллектива или учреждения культуры;
информация о направленности досуговых интересов участников самодеятельности, и пожелания;
творческие планы самого руководителя.
Структура плана может варьироваться самим руководителем. Целесообразно всю творческо-производственную деятельность разделить на несколько блоков, такие, как организационно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеучебная работа, концертная деятельность. Каждый блок может наполняться, к примеру, таким содержанием:
Примерная структура плана коллектива художественной самодеятельности
Раздел I. Организационно-методическая работа
1. Дополнительный набор участников в коллектив
2. Подготовка помещений, аудитории (капитальный или косметический ремонт, оснащение, приобретение реквизита, учебных пособий, нотной литературы и т.д.)
3. Проведение собраний
4. Выбор нового актива, отчет актива о проделанной работе
5. Изменение устава
6. Изучение потребностей, запросов населения (проведение социологических исследований в этом направлении).
Раздел II. Учебно-воспитательная, творческая работа
1. Постоянное освоение разделов учебной программы от простого к сложному:
а) занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову в драматическом кружке
б) занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, по постановке голоса, вокальному мастерству в хоровых коллективах
в) классический и характерный тренаж, знакомство с теорией и историей хореографии в хореографических коллективах
г) тренаж по физическому развитию и технике циркового искусства в цирковых коллективах
д) обучение навыкам игры на музыкальных инструментах в оркестрах и вокально-инструментальных коллективах и т.д.
2. Постановочная (балетмейстерская, режиссерская, дирижерская работа)
3. Репетиционная работа (отработка поставленных номеров, спектаклей, этюдов, композиций, музыкальных произведений и т.п.)
Раздел III. Внеучебная работа
Посещение учреждение культуры и искусства (концертов, спектаклей, выставок)
Встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами, танцорами, музыкантами, профессиональными и самодеятельными творческими коллективами и т.п.
Проведение мероприятий внутри коллектива (празднование дней рождения участников, коллектива, встреча Нового года, посвящение новичков в участники коллектива и т.д.
Раздел IV. Концертная деятельность
Концерты на уровне учреждения культуры, района, города, области.
Гастрольная деятельность.
Участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах.
Список использованной литературы
Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М.: Просвещение, 1984.
Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: МГУКИ, 1999. - 250 с.
Тульчинский, Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры: учеб. пособие. - СПб., 1996. - 191 с.
Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
Соколовский, Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. - М.: Сов. Россия, 1979, с.38-46.