Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Сферы духовной культуры
Культурный взлет России в XIX веке
Выполнил:
Проверил:
Москва
2003
Сферы духовной культуры
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.
Можно выделить несколько основных (весьма условных) хронологических вех первоначального формирования сфер духовной культуры:
- 2,5 млн. лет тому назад;
40 тыс. лет тому назад;
5 тыс. лет тому назад.
Это рубежи, обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет к оформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и к становлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).
Этика —
это нормы морали, правила поведения,
нравственные отношения людей. Этика
отражает и закрепляет межличностные
отношения. Они могут быть представлены
формулой человек — человек,
в которой общепринятые в социуме нормы
поведения даны как модель общения, как
стереотип поступков не только по
отношению к конкретному
человеку, но и — в цивилизованных
обществах — к человеку воображаемому
или ко всему тому, что одушевлено,
очеловечено, на чем лежит образ человека,
что сохраняет память о нем.
Нормы
морали почерпнуты из житейского опыта
и зафиксированы в установлениях и
документах как светского, так и
религиозного содержания, иногда в форме
назидательных примеров и поучений, в
том числе иносказательного характера
(пословицы, поговорки, присказки, сказки,
басни, притчи), а также в форме актов
властных структур, в художественных,
научных и философских произведениях,
имеющих целью привить человеку понятия
добра и зла, обеспечить такого рода
поведение личности, которое бы не
нарушало целостности коллектива, его
стабильности.
Нравственность — исторически первая сфера духовности, освоение которой через ритуально-обрядовые действа и с помощью семейно-родственных отношений позволяло противопоставить животному инстинкту человека жить для себя потребность жить для окружающих людей.
Превосходство общего интереса над индивидуальным насаждается силой или прививается любовью — и воспринимается как абсолютный закон поведения во благо самосохранения всего коллектива и самого человека, чьи поступки ограничиваются запретами. По мере формирования личности поведение человека корректируется им самим — в результате осознания самоценности своего социума.
Эстетика — это художественное сознание и художественное творчество, восприятие и воспроизведение внешнего мира природы и общества и внутреннего мира человека в образах, представленных словами, жестами, мимикой, наглядными изображениями, в том числе нанесенными на орудия труда, предметы обихода и культа в качестве украшений или представленных в специально созданных произведениях, имеющих чисто художественное значение.
Эстетика как пласт духовности формируется параллельно и одновременно с этическим сознанием уже на ранних этапах истории человечества — прежде всего, как адекватное выражение представлений о добре в зримых образах прекрасного и о зле в зримых образах безобразного.
Коллективизм общественного бытия прививался системой воспитания не только в поучительно-назидательной форме, но и с помощью ритуально-обрядовых действий, которые со временем приобрели характер самостоятельных игр, праздников, зрелищ, театрализованных актов, в которых воплотились обычаи племен и народов. Самоотождествление человека с окружающей природой, подражание ей, ритмизация трудовой деятельности и быта позволили со временем создать живописные, пластические и музыкальные образы, не несущие непосредственной функциональной нагрузки, а опосредующие чувственно-эмоциональное отношение людей к миру и к самим себе.
Духовная культура,
сложившаяся еще в период родо-племенных
отношений как этико-эстетическое
сознание, пополнялась (по мере формирования
новых социальных общностей и по мере
вычленения человека из жестко
обусловленного коллективного окружения)
другими пластами коллективного сознания,
наслоение которых создавало единую
духовность того или иного исторически
сложившегося социума.
Этика, право,
наука определяют нормы, правила, законы,
которые, отражая объективные отношения,
сложившиеся в обществе, и объективные
отношения общества к природе, становятся
истинами. А
эстетика, религия, философия, отражая
субъективное, личностное отношение
человека к миру (соответственно на
чувственном, эмоциональном и рациональном
уровнях), определяют ценности,
на основе которых складываются идеалы.
Культурный взлет России в XIX веке
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д.
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.
Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783–1852).
Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841).
Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20–30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.
Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869).
Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, известные сегодня, в основном, как авторы романсов.
В отличие от других видов искусства в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – зрелый или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Главное творение Воронихина – Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М. И. Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г.
Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775–1849). Наследие его огромно. Он проектировал целыми ансамблями. городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.
В 1804–1818 гг. И. П. Мартос, скульптор, чья творческая карьера началась еще в XVIII столетии, создает памятник Минину и Пожарскому, средства для строительства которого были собраны по общественной подписке.
Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»), художник и педагог. Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799–1852). В жанре морского пейзажа (так называемой марины) работал И. К. Айвазовский (1817–1900).
Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.
К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, С.-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске.
В физике конец XIX–начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин – изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболее распространенным осветительным прибором. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов.
А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие ХХ в., когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи скромного преподавателя калужской гимназии К. Э. Циолковского (1857–1935) впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по праву считающегося отцом современной космонавтики.
Литература
Быстрова А. В. Мир культуры. М.: АСК, 2001.
Денисова И. Культурология. –Росто-на-Дону: Феникс, 2000.
История русской культуры. / Под ред. Т.И. Балакиной. –М: Просвещение, 1995.