Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

УО БГУИР

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

на тему:

«Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры»

МИНСК, 2008

Культура периода с пятого по пятнадцатый век обозначается как средневековая. Первоначально термин использовался для обозначения этапа развития европейской культуры, впоследствии стал применяться в исследовании культур других регионов. Основу средневековой культуры составляет мировоззренческая парадигма теоцентризма, основанная на идее Бога как первопричины и смысла всего сущего.

В V в. н.э. в культуре Западной Европы возникает новое видение мира, основанное на теоцентрической мировоззренческой парадигмы, которая будет доминировать в историческом самосознании на протяжении более тысячелетия. Основной идеологией средневековой культуры является идея единого Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Начало средневекового этапа становления общечеловеческой культуры принято разделять на 3 периода: V-XI вв. – раннее средневековье, зарождение и становление феодализма; XII-XV вв. – классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века – позднее средневековье, период упадка и разложения феодализма.

Средневековая культура – особая ступень в мировом духовном процессе. Её доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном понимании действительности, в силу чего сама культура носила сакральный характер. Ведущее положение религии в духовной жизни и церкви как института в социально-политической сфере обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты в художественной культуре. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство, независимо от специфики его развития в западных и восточных странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так и исламу).

Однако господство сакральных элементов в средневековой культуре не означало отсутствие в ней альтернативных по своим началам исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражало это завуалировано, своим условным языком.

Каковы же были закономерности и особенности становления средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учитывать тот фактор, что духовно-культурные универсалии и мировоззренческая парадигма эпохи формировались в процессе зарождения распространения и превращения в мировую религию христианства.

Трансформация христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христианские историки насчитывают десять крупных гонений на свою религию) в государственную религию завершается к 4-му веку н.э Император Константин предоставил христианству равные права с другими религиями, император Феодосий возвел в ранг государственной, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. н.э. в г. Никея объявил её мировой.

Процесс формирования христианства сопровождается изменением как социального и этического состава приверженцев первых общин, так и появлением должностных лиц, или клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). Постепенно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что в свою очередь обусловливает отрыв, обособление клира от верующих. Внутри самих общин намечается противостояние между иудейскими и неиудейскими элементами в вероучении, отражавшее борьбу иудейских и языческих группировок в христианстве. Проникновение языческих, восточных и греко-римских групп в состав раннехристианских общин вызвало резкое обострение теоретических разногласий, и в конечном итоге привело к вытеснению иудейского населения из христианства.

Внутри христианства также шла острая борьба по вопросам понимания и трактовки основных вероучительных положений. Уже в I –II в.в. н.э. появляются различные течения, которые впоследствии будут объявлены еретическими: гностицизм, манихейство, монтонизм и другие. Но самые принципиальные разногласия в понимании троичности Бога и Иисуса Христа связаны в раннем христианстве с арианством, несторианством и монофизитством.

Арианство – получило своё название от имени римского священника Ария, считавшего, что Иисус Христос не был рождён Богом, а создан им, поэтому не “единосущен” Богу-отцу, а “подобосущен” ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим широкое распространение в восточных провинциях Римской империи, осудил это направление как ересь на Никейском соборе, где было начато формирование основы догматики христианской церкви – символа веры. Окончательно символ веры был утверждён на соборе 381 г. в Царьграде, поэтому и называется Никео-царьградским (принимается без доказательств и исполняется во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены Иисусу Христу.)

Не успела церковь осудить христианство, как его сменяет появившееся в V в. учение константинопольского епископа Нестория – несторианство, утверждавшее, что Христос был человеком и после вознесения лишь внешним образом соединился со второй ипостасью троицы – Богом- сыном, поэтому и дева Мария не богородица, а человекородица или христородица. Несмотря на то, что это учение было осуждено как ересь, несторианство сохранилось как одно из направлений в христианстве вплоть до наших дней.

Позднее, в V веке возникает монофизитство, по вопросу о природе Христа противоположное арианству. Его представители полагали, что Иисус вообще не был человеком, а является Богом, в нём не две природы, а одна, божеская, отсюда и этимология названия (моно - один, физис - природа). Официальная церковь также осудила монофизитство как ересь (Собор в Халкедоне, 451 г.) однако это направление и сегодня существует в христианстве (его придерживаются армянская, коптская, абиссинская и другие церкви).

В борьбе с инакомыслием в своих собственных рядах христианство не только оформилось организационно, распространилось среди всё большего числа народов, но и вырабатывало единое мнение по вопросам вероучения, догматики и культа, глубоко усваивая и приспосабливая наследие античности в своих собственных интересах. Так, если в античном мировоззрении, человек – игрушка судьбы, забава богов, но одновременно и “мера всех вещей”, достойный объект искусства, то христианство, придерживаясь строго моноцентризма, совершенно с иных позиций рассматривает природу, роль и предназначение человека.

Специфические черты средневековой культуры: а) определяющая роль религиозной культуры как «базовой», доминирующей; б) амбивалетный, двойственный характер, что обусловлено делением мира надвое и двойственным пониманием человека; в) наличием в структурах средневековой культуры ряда субкультур (например, городской, рыцарской и т.д.), г) иерархия форм культуры, отражавшая иерархию и корпоративность социальных отношений.

К особенностям культуры средневекового Запада следует также отнести противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взгляд на средневековье как на эпоху мракобесия, «темные века», период безусловного господства римско-католической церкви. Исследования М.М. Бахтина и французской «Школы Анналов» выявили наличие, наряду с клерикальной, культуры, противостоящей ей – народной смеховой или карнавальной. Элементами народной смеховой культуры, этнографической по происхождению и еретической по существу являлись: 1) обрядово-зрелищные формы (карнавалы, праздники, площадные смеховые действа); 2) словесные устные и письменные смеховые произведения, в том числе и пародийные; 3) жанры и формы фамильярно-площадной речи (ругательства, ненормированная лексика, божбы и т.д.). Все они переплетены друг с другом, противостоят доминирующей культуре, как в понимании мира, так и в понимании человека. Поэтому карнавальная культура носила еретический характер, осмеивала то, что в клерикальной культуре носило обязательный, священный характер.

В культуре западноевропейского средневековья выделяют следующие этапы.

1) Раннее средневековье (с пятого по девятый век) – время формирования парадигмы теоцентризма, распространения христианства среди варварских племен, когда единственным объединяющим началом выступала религия, что детерминировало приоритет духовных властей (римско-католической церкви и папской власти) над светскими, государственными. Для этого этапа характерно негативное отношение к античному наследию. В философии господствуют апологетика и схоластика, в искусстве – «варварский» стиль, в котором сочетались элементы раннехристианской художественной культуры с элементами языческими, фольклорными. В литературе преобладают произведения патристики и рассказы о житиях святых, формируются эпические сказания, такие как «Беовульф», «Эдда», кельтские и ирландские саги.

2) Классическое средневековье (с десятого по двенадцатый век) – период закрепления теоцентризма, формирования и распада государственных объединений, расцвета культуры. Наряду с теологической все большее значение получает светская литература, возникают такие жанры, как городской роман, рыцарская поэзия, распространяемая трубадурами и менестрелями, фольклорные и студенческие песни и стихи. В структуре культуры наряду с клерикальной культурой возникают и формируются субкультуры: рыцарская, основанная на собственной системе ценностей, включая культ Прекрасной дамы и кодекс чести. С появлением первых университетов начинается процесс генезиса студенческой субкультуры, включавшей традиции, обряды, нормы поведения, внешние атрибуты одежды и собственный фольклор. С ростом городов и численности городского населения развивается городская субкультура.

В художественной культуре возникает единое направление – романское искусство. Его формирование связано с возвращением интереса к достижениям греко-римской культуры, синтезом античных и местных традиций, в первую очередь с традициями кельтских, германских и других северных племен. Поскольку основное количество сохранившихся памятников романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого времени различают по архитектурным школам. Так, собор в Равенне, имеет черты несомненного влияния византийской архитектурной школы. Здания часто создавались или декорировались элементами, изъятыми из старых римских построек. Внутри соборы и церковные комплексы украшались скульптурными композициями, чаще рельефами и барельефами, так как скульптура здесь еще не отделена от стены (аббатство Клюни во Франции). Особую роль играли изображения сцен Страшного Суда и адских мук.

На смену романскому искусству приходит готика – подлинное завершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все население. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но образы несут духовную энергию. Многочисленные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером раннего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого – Собор в Реймсе.

Основу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент в разновидностях церковного песнопения постепенно изживается с помощью контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения раннего христианства сменяются канонизированным григорианских хоралом.

Воплощением вершины развития средневековой художественной культуры стала готика (термин возник в эпоху Возрождения, когда утвердился взгляд на средние века как “темные”, ”варварские”). В формировании готического стиля значимую роль сыграли городское строительство и городская культура. Появляются городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не только религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру называют “музыкой в камне”, т.к. соборы украшались скульптурой (она отделяется от стены), ее образы несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в движениях, вытянуты и столпообразны, приобретают округлость и выражают экспрессию образов. Наряду с пластическими искусствами развивались театр (средневековые мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особое место в литературе занимала поэзия вагантов – (лат. ”бродячие”) ее расцвет совпал с развитием школ и средневековых университетов, ее авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма официальной клерикальной культуры.

В XI-XII вв. формируются и другие элементы (наряду с литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим кодексом (широко отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).

В период классического средневековья центрами образования и науки стали университеты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, появляются переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.

Позднее средневековье в Западной Европе характеризуется как противоречивый социокультурный процесс: наряду с эпидемиями, голодом, тенденциями сепаратизма развиваются городская культура, торговля, формируются условия для подъема духовной культуры (особенно на Севере Италии).

Культура западноевропейского средневековья активно взаимодействовала с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, государств и языков. В средние века возникли предпосылки и элементы современной цивилизации и культуры.

Культура Византии и Древней Руси.

Культура Восточной Римской империи, получившей уже после ее распада название Византия, характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Как и в западноевропейском средневековье ее основу составляло христианство в форме греко-православия. Особенности византийской культуры: 1) синтез эллинизированного христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) постоянные столкновения и борьба за политическую власть между этническими группами и социальными слоями. Поскольку территория Византии неоднократно изменялась, среди её многонационально населения существовало соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии чрезвычайно обостряло борьбу за императорскую власть, что в свою очередь вело к взаимопроникновению элементов культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез государства и церкви в Византии предполагал подчиненность духовных властей светским, что обусловило особенности развития культуры.

Византизм как тип культуры оформлялся под воздействием античности, сохраняя и развивая её традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и основные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань между позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тематика, жанры и формы художественного творчества.

В истории Византийской культуры принято выделять ряд этапов. Ранний византизм охватывает период с V по VII века, когда складываются традиции имперской жизни, осуществляется переход от античности к средневековью, при сохранении античной научной мысли развивается христианское богословие и художественный идеал. В Восточной Римской империи господствовала частная, индивидуальная собственность. Власть императора была основана на суверенных правах государства, где сохранились римские традиции гражданства, права, государства (примером чего служит процедура выборов императора). В мировосприятии господствует оптимизм, идея богоизбранности византийцев, что привело к появлению тезиса, что Константинополь – град божий.

В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” - единства императорской, светской и духовной, церковной властей. Между дворцом и храмом, императорским портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и там и там доминирует определённая официальность и директивность, торжественная монументальность. В философии того времени наряду с развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).

Как определённый специфический протест против образа жизни общества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие впоследствии значительное воздействие на духовное мировидение греко-православия.

Важным достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в себя начальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень строилась первоначально на изучении мифологии греко-римского мира, то позднее она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под руководством грамотеев-учителей (или риторов). В IV-VI- веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а затем и в Константинополе.

Второй этап развития византийской культуры длился с середины 7-го века до середины 9-го, когда наметился спад в области культуры, связанный с общим экономическим кризисом, потерей восточных провинций и крупных центров, сокращение населения городов. Византия становится аграрной страной, на смену колонату приходит специфический фемный строй (фемы – военно-административные округа, возглавляемые полководцами-стратигами). Сохраняется централизованно-политическая власть, самым крупным центром остаётся Константинополь (его население насчитывает в это время 200-250 тыс. человек).

Основные события духовной культуры того времени связано с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью пользовалась теория “синергизма” (создатель – Матвей Исповедник), в основе которой лежала идея, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.

В 762 году император Лев III обнародовал эдикт, объявляющий почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эпоха иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.

В разгар иконоборчества возникает павликианство – движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению которого мир разделён на 2 враждебных царства – духовное, исходящее от Бога, и материальное – царство зла, исходящее от сатаны. Отвергало культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских общин, активно проповедовало аскетизм.

Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице своих лучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от государства, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. в Нике VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал возможным использование и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815 годах, но затем было окончательно осуждено).

В середине 9–го века Византия становится одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Вплоть до конца 12 века длится своеобразный “ренессанс” византизма, в основе которого лежало возрождение античных традиций. В XI веке были открыты высшие юридические и философские школы, где готовили государственных и духовных сановников. В них преподавали виднейшие мыслители византийского средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С 12 века высшая школа попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. С 1204 года система просвещения перемещена в монастыри.

Развитие сельского хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению городов. К 12 в. Константинополь – центр бюрократии сложилась иерархия чинов и должностей.

В конце IX века на основе традиции пустынножительства возникает знаменитый Афонский комплекс монастырей, ставший международным центром православного монашества. Расширяется миссионерская деятельность византийской церкви, её крупнейшим центром стала Фессалоника, из которой происходили основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их знаменитая моравская миссия, после которой появились христианские службы на славянских языках.

В период “македонского возрождения” происходит подъём раннесредневековой культуры – это новое обращение к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы семейного права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная идея соотношения духовного и телесного, идея гармонии (красота телесная есть отражение, проявление красоты духовной, подтверждение совершенства духовного начала). Возрождается иконопись, храмовое искусство в целом, в убранстве храмов воплощена теология примирения. В архитектуре широкое распространение получает первоначально базилика, затем византийский крестово-купольный тип. Вырабатывается единый монастырский комплекс, включавший иконографическую программу внутреннего оформления храма, в основе которой лежало единство монументальности и живописного оформления, освещения, литургии и её вокально-хорового сопровождения. Помимо архитектурных памятников мастера Византии оставили непревзойдённые по красоте мозаики, иконы и книжную миниатюру.

В 1054 году окончательно оформляется раскол в христианстве – «великая схизма», разделение церквей на западную, римско-католическую и восточную, православную. В процессе размежевания сложились различия в догматике, вероучении, культе и обрядности между православием и католицизмом. Ряд этих различий сохраняется до наших дней.

Четвёртый период в истории византийской культуры с 13 по 15 века – период позднесредневековый, обусловленный экономическим и политическим упадком. В это время предпринимается попытка преодолеть средневековое мировоззрение и политические принципы, не получившие развития, но оказавшие значительное влияние на культуру славянских народов.

Таким образом, культура Византии явилась своеобразным духовным образованием, отличным от западноевропейской средневековой культуры. К этим отличиям можно отнести: 1) устойчивое сохранение античных традиций в науке, просвещении, литературе, изобразительном искусстве; 2) индивидуализм (вера в возможность индивидуального спасения, неразвитость корпоративности); 3) культ императора как земного божества (сакральной фигуры), требующего особых церемоний поклонения; 4) традиционализм и унификация научного и художественного творчества, чему способствовала бюрократизация всей жизнедеятельности византийского государства. Однако это культура создала свою собственную систему ценностей и вошла в историю человечества.

Формирование славянских культур, в том числе русской и белоруской, во многом связано с византийскими традициями. Первоначально культура Руси складывается в процессе становления государственности, испытывая как внутриплеменные культурные воздействия, так и впитывая культурные заимствования. Воздействие византизма явилось результатом культурной деформации, когда чужие влияния применялись к собственным традициям, этническим особенностям, сложившемуся укладу жизнедеятельности (особенно в сельской местности).

До Крещения Руси культура развивалась под влиянием языческих религиозно-мифологических представлений, которые позднее синтезировались с православно-церковными элементами. Аскетизм византийского христианства дополнился языческими культами природы, жизнерадостностью и жизнелюбием, открытостью народной культуры. (“Слово о полку Игореве” все пронизано языческими мотивами).

Традиционно Крещение Руси связывают с событиями 988 г. н.э., летом которого при князе Владимире византийские священники крестили население Киева. На самом деле этот процесс осуществлялся в несколько этапов, а двоеверие сохранялось в течение столетий. Крещение Руси было вызвано необходимостью расширения государственных и территориальных связей, потребностью в духовном единстве, объединении раздробленных княжеств. Культурно-историческое значение крещения Руси:

    Объединение славянских племён, формирование самой молодой культуры в Европейском регионе.

    Включение этой культуры в европейский христианский круг.

    Появление каменного и храмового зодчества, строительство монастырских комплексов. Храмы и соборы одновременно становятся центрами образования и городской культуры.

    Завершение процесса формирования письменности. Христианизация Руси способствовала распространению “кириллицы” (до 13 века существовала и “глаголица”); грамотности, появлению переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания, в XI в. распространяются переводные византийские сочинения.

    Формирование системы образования происходит первоначально при церквях и монастырях.

    Появление летописей как памятников культуры и литературы (“Слово о законе и Благодати” Иллариона, ”Повесть временных лет” Нестора и т.д.)

    Развитие художественной культуры и христианизация изобразительного искусства.

Каноническое византийское искусство в синтезе с народными традициями лежит в основе русской иконописи, в которой условность и суровость, аскетизм “греческой” манеры сочетается с живописностью и натуралистичностью. Возникают фресковая живопись и мозаика (Софийский Собор в Киеве, Полоцке).

Фольклорные мотивы наполняли декоративно-прикладное искусство и музыкально-певческое творчество, сохранившиеся в былинах и сказаниях.

Таким образом, под воздействием процессов взаимовлияния и взаимопроникновения культур формируется самобытная русская культура как целостность, со своей собственной системой ценностей и исторической судьбой.

Культура Возрождения

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». В Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Подобное уже происходило в мировой истории (например, в эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм). В этот раз произошло иное. Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось.

В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к зем-ной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия -Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан «Даная» (Эрмитаж).

Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры -пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

—Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV века;

—Высокий Ренессанс (чинквеченто) — конец XV — вторая треть XVI века;

—Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первые десятилетия XVII веков.

Период Проторенессанса — предвестника Возрождения, которым именуют первую половину XIV века, — это появление «Божественной комедии» великого Данте, лирического гения Петрарки, считающихся родоначальниками итальянского гуманизма, это полный народного юмора и вольнодумства «Декамерон» Боккаччо, это творения живописца Джотто, в чьих картинах появились реалистические, живые, объемные, пластически выразительные изображения людей.

В XV веке новая культура вступила в пору бурного расцвета. Во Флоренции, ставшей важнейшим культурным центром эпохи Возрождения, создаются знаменитые художественные коллекции дома Медичи, Платоновская академия, Лукрецианская библиотека. В Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах появляются школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых обсуждаются идеи античной философии, проблемы морали, общественной жизни, научного познания природы. Художники изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу. Скульпторы Донателло и Вероккьо, архитекторы Брунеллески и Альберти, живописцы Мазаччо, Липпи, Боттичелли, Мантенья, Беллини и, наконец, универсальный гений Леонардо да Винчи — целое созвездие великих имен характеризует облик кватроченто.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII угасает цветение рожденной под небом Италии возрожденческой культуры. Чинквеченто — время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и других замечательных художников, картины которых являются украшением нашего Эрмитажа. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии. Они получают воплощение в творчестве художников Нидерландов (Ян ван Эйк, уже в XV веке проложивший им дорогу в Северную Европу, Иероним Босх, Брейгель Старший, прозванный Мужицким, и др.), Германии (Дюрер), Испании (Эль Греко) и др. Визуальная культура — архитектура, живопись, скульптура — становится главным достижением Высокого Возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Новая философия эпохи Возрождения была представлена трудами таких выдающихся мыслителей, как Томас Мор в Англии, Боден, Монтень, Рабле во Франции, Макиавелли в Италии, Эразм Роттердамский в Голландии и др.

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал. Эпоха с одной стороны дала миру образцы художественного гения, науки и философии, а с другой выразилась в широком социокультурном кризисе, связанном с разрушением средневековой идеологии и социума. Эпоха Возрождения сформировала новый идеал человека, самодостаточного в своей деятельности и не зависящего от коллективных образований (города, род, сословие).

ЛИТЕРАТУРА

    Алпеева Т.М. Введение в культурологию. Мн., 1998.

    Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, ску-льптура / Ред.: Чеботарева А.П.,Петропавлова О.А.- Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2006

    Викторов В.В. Культурология. М., 2002.

    Гуревич П.С. Культурология. М., 2005.

    Кравченко И.С. Культурология. М., 2007.

    Культура и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2007.

    Культурология для технических вузов / Под ред. М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.

    Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.

    Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.

    Культурология / Под ред. Г.В.Драча. М., 2003.

    Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007.

    Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2000.