Семь чудес света (работа 4)
Реферат
Тема: Семь чудес света
Введение
Цель моей работы заключается в рассмотрении вопроса о древних чудесах света. Для рассмотрения этого вопроса я хочу рассказать о каждом из семи чудес света, в частности: о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды, храме для Артемиды в Эфесе, статуе Зевса Олимпийского, Мавзолее в Галикарнасе, колосс Родосском и маяке на острове Фарос.
Семью чудесами света, так почти дословно пишется во всех научных справочниках, - считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков.
О семи чудесах света писали разные ученые по-разному. Например, «отец истории» Гередот относит к чудесам света Вавилонскую башню – мост через реку Евфрат. А римский поэт Марциал считает первым чудом света Римский Колизей.
Чаще всего из перечисляемых чудес света встречаются лабиринт Миноса на острове Крит, гробница Адриана в Риме, римский Капитолий, Афинский Акрополь и алтарь Зевса в малоазийском городе Пергаме.
Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры.
Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей.
Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
Примерно четыре с половиной тысяч лет назад здесь были воздвигнуты выдающиеся сооружения эпохи древнего царства – пирамиды фараонов Хеопса, его сына Хефрена, внука Микерина и статуя Сфинкса.
До конца ХIХ века в мире не было более высокого сооружения, построенное руками людей, чем 146-метровая пирамида Хеопса. Пирамиды видны издалека, за многие километры.
С древних времен люди, посещавшие Каир и восхищавшиеся величием пирамид, задавались вопросами: Зачем их сооружали? Какую цель преследовали фараоны, собиравшие по всей стране десятки тысяч рабов и гнавшие их на тяжелейшее строительство гигантских каминных пирамид? Что они означали?
Созданием этих пирамид фараоны обеспечивали своему бессмертному духу вечное жилище. По верованиям того времени, смерть – это новая жизнь. Фараонам с детских лет внушали жрецы, что к своей последующей посмертной и вечной жизни они должны готовиться заранее. Они утверждали, что фараон – сын солнца и после своей земной жизни должен присоединиться к другим богам. Именно жрецы во время религиозных обрядов и посвящений напоминали, что тело человека смертно, а душа продолжает жить и бродить после смерти. Однако, бессмертной душа человека окажется лишь при условии, если тело человека будет забальзамировано и уложено в каменный саркофаг.
Усопший фараон должен был оставаться в полном покое и одиночестве. А таким местом, куда не мог проникнуть никто, могли служить неприступные каменные сооружения – подземные храмы.
До нашего времени о жизни фараона Хуфу, как называли его греки Хеопс, дошло мало сведений. Но, как известно, с первых дней правления он интересовался со строительством своего гробного дома. А место для его сооружения выбрали на левом берегу Нила, у границы с пустыней. Оно было гладкое, ровное и не требовало особого создания фундамента.
Работы не прекращались ни днем, ни ночью. Хеопс был очень безжалостным человеком. Когда у него не стало хватать денег на строительство, он продал свою дочь. Фараон Хеопс запретил совершать жертвоприношения и приказал всем египтянам работать исключительно на него. На стройке постоянно трудились сотни тысяч человек, которые сменялись каждые три месяца. Сама пирамида потребовала двадцать лет работы. Она квадратная, ее высота от земли составляет 146 м. Но, в настоящее время ее высота понизилась до 137 м, а на ее вершине образовалась площадка шириной 10 м.
Каждый из составляющих пирамиду камней весил примерно две с половиной тонны, но некоторые достигали нескольких десятков тонн.
Всего в пирамиду Хеопса было уложено свыше 2,5 миллиона каменных блоков. Ее общий вес составляет около 6 миллионов тонн.
Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.
Но Хеопс не дожил до окончания возведения своей пирамиды. Стройку завершил его сын Хефрен. Он начал рядом возводить свою пирамиду и Сфинкса, в котором запечатлен его облик. Сфинкс–по египетским представлениям «отец ужасов» - лежащий лев с человеческой головой, должен был охранять покой фараонов. Изначально он был покрыт гипсом и разрисован цветными красками.
Фараона после его смерти бальзамировали и готовили к вечному путешествию. «Солнечные лодки» с телом покойного прибывали к левому берегу Нила, и жрецы приступали к процессу погребения мумии. Они шествовали по закрытой галерее в сторону подземного храма. В конце пути, в центральном дворе при усопшем оставались только его наследник и Великий жрец. Перед статуями богов начинался обряд установления связи умершего с потусторонним миром. Отсюда мумию направляли по тайной дороге в специальную подземную камеру. Закрытый каменный саркофаг установили на постамент, вокруг раскладывали дорогие сокровища, нужные в дороге вещи.
После этого камеру замуровывали мраморными плитами и заваливали камнями все проходы, чтобы никто не мог потревожить фараона, душа которого ожидала восхождения к солнцу.
Только в IХ веке удалось впервые проникнуть в пирамиду Хеопса. От входа на северной стороне внутрь вел узкий коридор до Большой галереи, длина которой составляла 46 м. От нее начинался путь наверх к Большому склепу, находившемуся на высоте 43 м. Внутри него был обнаружен пустой каменный саркофаг. И никаких следов вскрытия или ограбления. Очевидно, саркофаг установили для «отдыха» души фараона при его восшествии к солнцу. Пирамиды свидетельствуют о непомерных амбициях фараонов, желавших оставить о себе вечную память.
Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах - строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.
От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось со временем. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.
Висячие сады Семирамиды
Когда царь Вавилона в VI веке до нашей эры Навуходоносор решил жениться, и он выбрал красавицу Нитокриде, дочь своего союзника-царя Мидии.
Царь Навуходоносор привез свою молодую жену в Вавилон. Но царица, выросшая среди лесов и растений, соскучится по своей стране. Наскучил ее однообразный пейзаж вокруг царского дворца – серые пески, такого же безжизненного цвета здания, пыльные улицы. И за воротами шумного Вавилона те же пустынные голые долины. Молодая царица затосковала. Навуходоносор заметил печаль любимой жены и спросил, чем развлечь ее. Нитокрида ответила, что ей хочется снова оказаться дома, среди любимых лесов и цветов, насладиться их запахом, услышать пение птиц. И тогда Навуходоносор приказал возвести посередине торгового Вавилона небывалый дворец и превратить его в сад.
Строительство велось быстро. Царица сама наблюдала за его ходом. На столбы высотой 25 м, служившие опорами, рабы уложили каменные плиты, с боков установили невысокие стенки. Сверху каменный пол залили горной смолой, битумом и положили листы свинца. Дворец создавался уступами, на огромные террасы, которые соединились между собой лестницами, сделанными из белого и розового камня, насыпали плодородную землю. Сколько предполагалось возвести ярусов, доподлинно неизвестно, до нашего времени дошли сведения о четырех.
Деревья, кусты и цветы для посадки по желанию царицы отбирали и везли из Мидии, высаживали в землю и поливали водой из Евфрата, которую доставляли рабы. На ярусах устроили специальные подъемные машины с кожаными ведрами, которые в нужнее время подавали воду для полива. На деревьях сделали гнезда, в которые посадили привезенных певчих птиц.
Необыкновенный дворец быстро возвысился над стенами Вавилона, его зеленые насаждения с яркими цветами были хорошо видны из голой долины Двуречья и казались чудом. Так свидетельствуют древние хроники. О дальнейшей судьбе царицы, ради которой были построены Висячие сады, ничего не известно. Имя Нитокриды исчезло, а вот имя другой царицы из Ассирии, Семирамиды, по-ассирийски Шаммурамат, правившей в IX веке до нашей эры, то есть гораздо ранее эпохи Навуходоносора, не только дошло до нашего времени, но и оказалось связанным с Висячими садами.
Согласно легенде, Семирамида, храбрая воительница, попросила одного ассирийского царя в награду за любовь… дать ей поцарствовать три дня. Царь согласился и уступил ей трон. Она тут же приказала страже схватить его и казнить. Что и было исполнено. Так она стала правительницей Ассирии. Царица в дальнейшем воевала с соседними странами, а в конце жизни превратилась в голубку и улетела из дворца. Эта легенда о царице Семирамиде каким-то странным образом из-за ошибок путешественников уже во времена древнегреческого историка Геродота переплелась с Висячими садами Навуходоносора и дала им название, дошедшее до нашего времени – Висячие сады Семирамиды.
После смерти Навуходоносора Вавилон захватили персы, позднее в него вошли войска Александра Македонского. Знаменитый полководец хотел сделать этот город столицей своей империи, но неожиданно заболел и умер. С того времени Вавилон постепенно приходил в упадок. Дворец Навуходоносора разрушали ветер и разливавшиеся воды Евфрата, он почти исчез из поверхности земли. И только благодаря упорству немецкого археолога Роберта Кольдвея, проведенным им археологическим раскопкам и записям древнегреческих историков удалось узнать историю и Вавилонской башни, и Висячих садов.
Храм для Артемиды
Турция, VI век до нашей эры.
В античные времена Эфес был одним из крупнейших портов на западном побережье Малой Азии. По Эгейскому морю к нему из разных городов Средиземноморья приплывали торговые суда. Но прославился Эфес не столько своей торговлей, сколько удивительным храмом, возведенным в честь Артемиды – богини плодородия, покровительницы семейного очага, домашнего скота и диких зверей.
Считается, что список «Семи чудес света» составил финикийский поэт и путешественник Антипар из Седона Левантийского. Семерка с незапамятных времен относилась к мистическим цифрам: семь видимых ярких планет на небе – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, семь цветов радуги. Поэт побывал в Вавилоне, Родосе, Александрии, Эфесе. «Я видел стены неприступного Вавилона… и Зевса на берегах Алфея, - писал он. – Я видел Висячие сады и гробницу Мавсола. Но когда я увидел священный храм Артемиды, все остальное потускнело, так как само солнце не видело ничего прекрасного».
Покровительницей города Эфеса была богиня Артемида – по греческой мифологии дочь могучего Зевса, сестра Аполлона. Греческие ваятели изображали ее в самых разных видах. Ей поклонялись, ей принесли дары. Чтобы возблагодарить богиню за плодородие земель и добиться ее благосклонности, жители Эфеса решили построить в ее честь храм. Первоначально он был деревянным. Но архитектор Харсифрон из Кносса обещал создать храм из мрамора и сделать его таким большим, какого не было, ни у одного народа. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз.
По проекту Харсифрона, стены храма должны были окружать два ряда гигантских колонн высотой до 20 м. Строительные работы велись тяжело и продолжались долгие годы. Харсифрон умер, когда только появилась колоннада. Дальнейшим возведением здания занимался его сын Метаген, но и он не смог закончить. Строительство продолжили другие архитекторы – Пеонит и Деметрий. Все было завершено в 550 году до нашей эры. На углах крыши храма стояли четыре мраморных быка, на фронтоне – скульптурная композиция из мрамора. Внутри храм также был облицован мраморными плитами, а в центральном зале возвышалась пятнадцатиметровая скульптура самой богини плодородия Артемиды, украшенная золотом и слоновой костью.
По преданию, двести лет спустя, в 356 году до нашей эры, храм Артемиды поджег житель Эфеса Герострат, который хотел таким образом прославиться. Храм сильно пострадал, сгорели все его деревянные конструкции. Однако существует и другая версия, согласно которой Герострат поджег не каменное здание, а прежнее деревянное сооружение. По странному совпадению каменный храм Артемиды был уничтожен в тот день, когда родился Александр Македонский. Спустя годы великий полководец посетил Эфес и предложил деньги на восстановление храма. Но жители города отказались от денег, ответив, что «Боги богам не сооружают храмов», и сами восстановили его.
Храм Артемиды просуществовал до III века. Город терял свое значение, жители покидали его. Храм разграбили, а землетрясения завершили его разрушение. До нашего времени сохранились немногие каменные блоки, которые установили в одну колонну.
Статуя Зевса Олимпийского
Греция, V век до нашей эры.
Греки преклонялись перед Зевсом. Они ставили ему памятники, возводили храмы и считали, что он единственный, кто вносит в мир закон и порядок, его почитали как покровителя наук, спорта, искусства и морали.
До нашего времени дошли многие культовые статуи Зевса, изображающие его на троне с атрибутами власти. В живописи XVI-XVIII веков особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. И везде главным героем выступал Зевс.
Считалось, что Зевс, как и другие боги, живет на горе Олимп, давшей название греческому городу – Олимпия. Этот город зародился в VII-IV веках до нашей эры и располагался в северо-западной части Пелопоннеса. В те времена он являлся не только религиозным центром Древней Греции, но и сосредоточием спортивной и культурной жизни страны. В Олимпии проводились знаменитые легкоатлетические состязания, названные впоследствии Олимпиадами. Поэтому именно в Олимпии было решено возвести храм самому почитаемому, самому любимому богу – Зевсу.
В начале V века до нашей эры жители Олимпии пригласили знаменитого афинского ваятеля Фидия, известного своими скульптурами, изготовленными для Парфенона, особенно грандиозной бронзовой статуей Афины Промахос, предводительницы в битвах, которую он воздвиг на афинском Акрополе. Фидию предложили возвести в Олимпии храм Зевса. Это сооружение должно было превзойти все прежде им созданное. Фидий согласился, и работа началась.
До нашего времени дошло только описание храма, который, по мнению современников, относился к лучшим образцам раннеклассического греческого стиля. К входу вели не традиционные ступени, а широкий гладкий пандус. Пол для центрального зала, где были установлены два ряда колонн, выложили черным мрамором. Свет поступал через вырез в крыше. Статую Зевса скрывал широкий расписной занавес. Когда его убирали, вошедшие люди могли видеть фигуру Зевса, сидевшего на троне. Его голову украшал оливковый венок. Густая волнистая борода прикрывала нижнюю часть лица. В правой руке он держал фигурку крылатой богини победы Нике, а в левой – скипетр со священным орлом. Высота статуи достигала 13 м.
Фидий вырезал бога из дерева и покрыл тело полированными пластинами из слоновой кости. В глаза вставил драгоценные камни. Чтобы слоновая кость не высушивалась и не коробилась, ее постоянно протирали оливковым маслом, от этого мрамор у пьедестала также блестел.
Приезжавшие из Афин и Рима высокие гости отмечали мастерство Фидия, создавшего настоящий шедевр. Римский политический деятель и искусный оратор Цицерон назвал статую Зевса Олимпийского воплощением мужской красоты. И позднее многие писатели, философы, побывавшие в Олимпии и видевшие творение Фидия, не могли не высказать своего восхищения и относили статую к лучшим творениям человечества, к одному из «Семи чудес света».
Многие римские императоры жаждали увезти статую в Рим, об этом мечтали и Калигула, и Нерон, но обстоятельства складывались не в их пользу.
Дальнейшая судьба этого произведения печальна. В конце IV века статую увезли в Константинополь. Там ее выставили в одном из дворцов. И снова восхищение, и восторг видевших ее людей. Но долго вне стен своего дворца фигура Зевса Олимпийского не простояла. Во время пожара в 475 году она сгорела.
Царь Мавсол и его мавзолей
Турция, 350 год до нашей эры.
Небольшой турецкий порт Бодрум основали греческие колонисты. В давние времена он был столицей Кари и назывался Галикарнас. В нем родился будущий греческий историк Геродот, который о своем родном городе почти ничего не писал. Но Галикарнас, тем не менее, остался в истории и в большей степени благодаря другому человеку, жестокому правителю Мавсолу, который еще при жизни велел строить себе необыкновенной красоты гробницу. Она и вошла в список «Семи чудес света».
В эпоху правления Мавсола (377-352 до нашей эры) столица Карии Галикарнас считался самым процветающим городом побережья Малой Азии. В нем были построены беломраморные храмы, посвященные богу войны Аресу и богине любви Афродите. В центре города бил фонтан Салмакина, в театре шли представления, кругом были дворцы и зеленые сады. В гавань прибывали торговые суда, которые привозили товары из разных городов Средиземноморья, и улицы наполнялись чужеземной речью. И хотя о царе Мавсоле сохранились как о деспоте, который притеснял своих подданных, собирал с них непомерные налоги, тем не менее, он очень радел о процветании Галикарнаса, возвеличивал его роль, способствовал распространению греческого искусства и философии. Но при этом не забывал и о себе.
Строить гробницу царю начали еще при жизни. С этой целью в Галикарнас пригласили лучших архитекторов того времени, Пифия и Сатира, они создавали само здание, а скульпторы Леохар и Скопас высекали из мрамора фигуры богов, всадников и зверей для его украшения. Усыпальницу возводили в самом центре города, так как своим великолепием она должна была затмить все местные дворцы и храмы. Но самому Мавсолу увидеть ее завершенной не довелось, он умер в 352 году, за два года до окончания строительства. Заканчивала строительство его жена Артимисия, не жалевшая денег для вечного дома любимого мужа.
У гробницы имелись три яруса: нижний – массивный прямоугольный цоколь-постамент, облицованный мраморными плитами и окруженный мраморными фигурами львов и всадников. Его размеры примерно 43 м в длину и 20 м в ширину. Второй ярус – это 36 колонн, установленных по периметру цоколя-постамента. Они поддерживали третий ярус – крышу, похожую на ступенчатую пирамиду. Верхушку гробницы завершала мраморная скульптура – колесница с четверкой лошадей, в ней «восседали» трехметровые статуи Артемиссии и ее мужа Мавсола. Высота всего сооружения достигала 46 м. Гробница с колоннами с одной стороны была похожа на пирамиду фараонов, с другой – на классический греческий храм-усыпальницу. Но и Артимисия не дождалась полного завершения работ над гробницей, умерла, как считали современники, от горя и печали по скончавшемуся мужу.
Согласно описаниям древних историков, стены гробницы украшали мраморные рельефы, отображавшие сюжеты из греческой мифологии, героические подвиги Тесея, битвы кентавров с лапифами.
Мавзолей Мавсола простоял почти девятнадцать веков. Казалось, время было не властно над ним, и он сохранится вечно. Даже землетрясение в XIII веке не разрушило его, а только повредило. Его можно было восстановить, однако пришедшие в Галикарнас в XV веке рыцары-иоаниты разрушили мавзолей полностью. Его каменные остатки они использовали для постройки своих храмов. И только в XIX веке, когда турки овладели городом и переименовали его в Бодрум, европейские археологи, в основном английские, нашли остатки странных мраморных плит с рельефами из мифологии, которые были вмонтированы в стены крепости. Их выломали, перевезли в Лондон и выставили в Британском музее. Так постепенно удалось узнать историю создания мавзолея царя Мавсола и воссоздать его внешний облик.
Колосс Родосский
Греция, 285 год до нашей эры.
Бронзовый колосс, воздвигнутый в 285 году до нашей эры на греческом острове Родос в Средиземном море и причисленный к «Семи чудесам света», в описаниях людей, видевших его, выглядел как человек гигантских размеров. Его высота составляла 70 локтей, или около 40 м, в голову обрамлял венец из «солнечных лучей», в поднятой правой руке он держал горевший факел. Сами жители называли его богом солнца Гелиосом.
Созданию статуи предшествовало одно историческое событие. В 302 году до нашей эры македонский царь, успешный полководец Деметрий Полиоркет напал на Родос, но взять штурмом город, окруженный крепостными стенами, ему не удалось. И он велел соорудить несколько осадных машин, а самую большую, подобную башне, поставить на колеса. Она была почти тридцатиметровой высоты. Ее тотчас прозвали «погубительницей городов». С помощью этого необычного осадного тарана Деметрий надеялся пробить в стене брешь. Осажденные, увидев приближавшуюся с грохотом высокую башню, поняли, что настал их последний час и стали усердно молиться богу солнца Гелиосу. Они просили у него защиты, обещая увековечить его облик. И бог их «услышал». Согласно преданию, перед башней неожиданно возникла огромная яма, куда башня свалилась и развалилась. Нападение было сорвано. Царь Деметрий, удивленный происшествием, согласился заключить с родосцами мир.
В знак благодарности своему богу и в память о радостном событии родосцы решили возвести статую бога солнца Гелиоса. Ее хотели создать необычайной величины, намного выше напугавшей их осаждавшей башни. Эту работу они поручили известному скульптору Харесу из Линдоса, считавшегося, учеником знаменитого Лисиппа. Родосцы продали остатки башни осадных машин, и собранные деньги отдали ваятелю. Почти сразу начались споры, где лучшее место для статуи – в центре города или на берегу.
В это время Харес начал создавать фигуру с ног. Когда металлический каркас для них был готов, он велел рабочим рядом возвести земляную насыпь. По мере «роста» фигуры росла и насыпь. Внутрь полых ног статуи для устойчивости бросали камни, глину, вокруг них также насыпали землю, чтобы они не раскачивались. Статуя поднималась, обретала черты человека, а отцы города все еще не могли договориться о том, где ее ставить и какая от нее польза.
Когда все было закончено и земляные насыпи убрали, то перед жителями возник «блестевший золотом гигантский человек». Он поражал своей мощной атлетической фигурой. Его хорошо было видно со всех точек города и с моря.
По дошедшим до нас противоречивым сведениям, фигура Колосса могла стоять в двух местах: либо на возвышении в центре города, либо в гавани, где ее могли видеть проплывавшие мимо иностранные моряки. По одной из версии, совершенно фантастической, статую с широко расставленными ногами установили над входом в гавань. И якобы между ногами, как между воротами, проплывали корабли. Именно таким Колосса изобразили многие западноевропейские художники XVI века. Именно таким он и остался в памяти людей. Однако никто тогда не учитывал, что расстояние между пирсами, которые могли служить опорами для ног, было, как минимум, 400 метров, а сама фигура едва достигла 40 метров. Статуя, скорее всего, стояла на берегу. Но у проплывавших мимо моряков, восхищенных небывалым зрелищем, вполне могла появиться иллюзия, что они двигаются у Колосса между ног.
Как бы там ни было, на сооружение Родосского колосса ушло 12 лет, потрачены были десятки тонн металла, в основном бронзы. Но статуя простояла недолго, примерно 60 лет. Землетрясение 220 года повергло ее ниц. У колосса подогнулись колени, и он развалился.
В таком состоянии статуя пролежала не одну сотню лет, пока в VII веке арабский наместник, правивший на острове, не продал сохранившиеся бронзовые ее части одному купцу. И остатки бога солнца Гелиоса на 900 верблюдах увезли в Сирию на переплавку.
Маяк Александрийский
Египет, 285-279 годы до нашей эры.
Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображениями – темными ночами торговые суда, направлявшиеся в гавань, нередко садились на мель.
Костры на берегу, которые традиционно зажигали на самых высоких местах для ориентации судов, не давали представления, с какой стороны находится гавань. И впервые прибывавшие в Александрию мореплаватели не сразу могли догадаться, какое это место, где мели, где фарватер. Река Нил за многие годы вынесла в Средиземное море огромное количество ила и песка. И в результате на побережье образовались многокилометровые песчаные отмели. Чем активнее развивалась торговля, тем острее ощущалась необходимость указывать путь судам в порт. Для этого требовалось возвести высокое здание, на вершине которого по вечерам зажигался бы костер, чтобы все мореплаватели издалека могли бы его видеть и двигаться в нужном направлении.
Александр Македонский хотел сделать Александрию столицей своего государства, хотел, чтобы она составила конкуренцию финикийским портовым городам и стала самым развитым среди них на всем средиземноморском побережье, но сделать этого он не успел. Его дело продолжили преемники – Птолемей I Сотер и Птолемей II Филадельф, которые решили возвести каменную башню со светильником, или маяк.
Местом для строительства башни избрали располагавшийся у входа в бухту небольшой скалистый остров, называемый Фарос. Сначала соорудили каменную дамбу для соединения острова с материком. Затем знаменитый архитектор того времени, богатый купец Сострат Книдский предложил необычный проект и выделил 800 талантов серебра на его постройку. Это было грандиозное, невиданное еще сооружение, составленное из нескольких башен, сужавшихся кверху. Высота маяка должна была достичь 140 метров, почти на уровне пирамиды Хеопса – самого высокого сооружения того времени (по некоторым данным еще выше, до 180 метров). Огонь, который должен был зажигаться на его верхушке, моряки могли бы видеть на большом расстоянии. Каменный исполин напоминал роскошный дворец, который должен был свидетельствовать о могуществе Александрии, о ее богатстве и процветании.
Проект одобрили, и рабочие приступили к строительству. Оно велось в очень высоком темпе и закончилось за пять лет.
Маяк стоял из пяти башен. На основной, 60 м в высоту, были установлены фигуры богов. По бокам второй башни, 40-метровой, также поставили фигуры людей и морских животных. Затем следовали третья, четвертая. На вершине пятой, которую обрамляли колонны, имелась площадка для разжигания костра. Чтобы свет не рассеивался, а был направлен в море, костер оградили бронзовыми отражателями. Теперь свет маяка был виден, как минимум, за 10 км, а моряки знали, что рядом с ним имеется проход в порт Александрия.
Этот маяк простоял многие века и послужил прототипом для создания подобных сооружений в разных странах. Название острова Фарос стало нарицательным, синонимом для маяка.
Александрийский маяк мог бы сохраниться до нашего времени, если бы не землетрясения в XI и XIV веках. Они разрушили его полностью, не оставив никаких следов. И только поиски аквалангистов-глубоководников позволили в 2005 году обнаружить на дне Средиземного моря рядом с бухтой 60-70 тонные каменные блоки, явно ручной работы, по своим очертаниям напоминавшие остатки каменной крепости. В настоящее время ведутся работы по их подъему. Власти современной Александрии, второго города в Египте, намереваются восстановить маяк в его первозданном виде.