Роль музыки в формировании молодежных субкультур
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
факультет гражданской авиации
кафедра рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ
Роль музыки в формировании молодежных субкультур
Выполнила:
Проверила:
Красноярск 2007г.
Оглавление
1. Введение 3
2. Роль музыки в формировании молодежных субкультур 6
3. Развитие Готической Музыки 9
3.1 Постпанк 9
3.2 Готик Рок 9
3.3 Gothic Rock (Современный) 10
3.4 Gothic Ethereal 10
3.5 Dark wave 10
3.6 Synth Gothic 10
3.7 Gothic Folk (Dark Folk) 10
3.8 Gothic Metal 11
4. Появление новых субкультур. Их исчезание 12
5. Исследования молодежных субкультур 14
6. Подведем некоторые итоги 16
7. Влияние западных молодежных субкультур 17
7.1 скинхеды 17
7.2 Футбольные фанаты 18
7.3 Экологисты 19
7.4 Растаманы 20
7.5 Байкеры 21
7.6 Рейверы 22
8. Роль музыки в формировании личности 25
9. В заключении 27
Список используемых источников 29
1. Введение
В настоящее время довольно сложно найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала неотъемлемой частью не только радио, но и телевидения, его программ, фильмов, видео клипов, и даже рекламы. Более того, компьютерные игры так же содержат музыку в качестве фона, саундтреков. С недавних пор музыка стала более распространяться в массах: в магазинах, на улицах, в супермаркетах, в автобусах, такси, барах, ресторанах, очередях и в куче других мест. Почти у всех из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на учебу или работу, в метро в плейере или дома в свободное время. Есть песни, которые положительно влияют на наше состояние в периоды утомления или депрессии, они дают нам энергетику, силу противостоять трудностям. Есть песни, которые заставляют задуматься и пересмотреть своё отношение к тому или иному вопросу. Яркие, образные, эмоционально-насыщенные композиции способны вдохновить на написание стихов или прозы, либо на изобразительное творчество. Под некоторые песни, наоборот, не хочется ни думать, ни творить, но зато под них хорошо отдыхать или засыпать.
Музыка - это искусство, а, следовательно, это одна из форм общественного сознания. Как и всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах. Музыка - искусство звуковое. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека. Поэтому музыка называется искусством выразительным. Еще одна особенность музыки - исполнение.
Чтобы музыкальное произведение стало известно людям, оно должно быть исполнено.
Профессиональная музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни. Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическая музыка обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок-музыка. они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив требуют серьезного, подготовленного слушателя.
Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворенностью. Этот мир открывает людям главное - слушать музыку.
Музыка также одна из наистарейших форм коммуникации людей, которая существовала во все времена во всех культурах. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. К. Леви-Стросс в свою очередь считал, что музыка берет на себя функцию мифа в современный период западной цивилизации, облегчая систему миропонимания, формируя духовные запросы различных социальных групп, в силу своих онтологических и социально-функциональных свойств, способности передавать изменчивое и процессуальное в непосредственных переживаниях, музыка становится особенно созвучна духу молодости. Она - безусловный лидер в художественном кругозоре современной молодежи. Данная тенденция фиксировалась отечественными социологами в течение ряда лет. Было отмечено, что к 1975 году, по сравнению с шестидесятыми, она с четвертого места переместилась на второе. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между второй и первой, а к 90-м она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых на первом месте. Следовательно, целью моего реферата является отразить влияние музыки на молодежные субкультуры, а также немного углубиться в сами виды молодежных субкультур.
2. Роль музыки в формировании молодежных субкультур
Однако, музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений (молодежных субкультур). В группе конкретизируются общие музыкальные представления, приобретая ценностное значение, закладываются устойчивые модели поведения в отношении их - складывается определенный культурный стиль. Таким образом, посредством изучения музыкальных интересов, можно достаточно достоверно описать типичные культурные черты члена конкретного молодежного сообщества. Музыка, выступая идентификатором различных групп молодежи, способна конструировать определенный жизненный стиль, который во многом зависит от качественного отбора тех или иных музыкальных предпочтений.
В начале 50ых еще и не было понятий “молодежная культура, не было никаких ценностей, принадлежащих той или иной субкультуре, как не было и ”ярлыков”, присваиваемых ныне тому или иному человеку, отличающемуся по внешнему виду или музыкальным предпочтениям по первому впечатлению. Молодежь также собиралась отдельными группами, но никто не заявлял “я панк” или “я реппер”. Молодежная культура была открыта как факт после 50х годов в Англии. Однако даже после открытия никаких “особых мировоззрений” не существовало, все учились в школе, затем мужчины шли на заработки, а женщины выходили замуж. Другими словами тот узкий период между детством и взрослением выделялся не особо четко.
Настали другие времена, и этот самый период между детством и взрослением затянулся. Интересу к молодежным субкультурам подвержены люди в среднем от 14-25 лет. Это период уже не детскости, но еще не взрослости. Период учебы, когда так хочется и чего-нибудь помимо стандартных знаний. Хочется так же чего-то и помимо стандартных развлечений, таких как клубы и другие скопления обычных молодежных масс. Жизнь одна, каждый человек индивидуален, стоит заметить, что тема индивидуальности имеет не последнее место у современных представителей молодежных субкультур.
Проявление молодежных субкультур в целом бесспорно связано с характером протеста. Протеста чему, политике, измене окружающей среды или же стадному обществу, - каждый решает сам. Слоганом к действию служит фраза “Жизнь коротка. Лови момент” но не к тому действию, смысл которого гулять целыми днями, каждый раз с разными людьми, буянить, пить и пробовать все - что плохо лежит, а именно к действию осознавать мир, понимать его, принимать таким как он есть и не вредить ему. Можно считать это своеобразным протестом, или же особенностью. Так как ничтожную долю процента молодежи на самом деле волнует проблема окружающей среды. Поэтому стоит заметить, что среди неформалов довольно широко распространено вегетарианство. В своем большинстве представители молодежных субкультур народ довольно интересный и неординарный, это творческие люди с особым подходом к окружающему миру. Настоящие представители своей культуры люди не редко начитанные, являются интересными собеседниками и заслуживают лишь уважения. Существует ложно мнение, что у представителей молодежных субкультур наблюдаются сложности в учебе и их способности гораздо ниже, нежели даже простых дворовых ребят. Однако, все люди разные, и не стоит судить всех как какого-либо одного, среди всех людских сословий присутствуют злые, добрые, тупые, умные и так далее. Поэтому осуждать представителей молодежных сословий хотя бы за внешний вид как минимум глупо. Есть конечно индивидуумы, которые хотят лишь выделиться, обратить на себя внимание, однако изначальное назначение особого вида, лишь для себя, для своего собственного комфорта и для отражения своего мироощущения.
Рассмотрим готов, как самую комплексную из субкультур, а именно развитие готической музыки, так как реферат все же про музыку. Так вот, здесь наблюдается и музыка, и общественные мероприятия, и мировоззрение, и строго соблюденный стиль, и архитектура, и литература, и проза, и поэзия, и кино, и дизайн, и своя история. В отличии от других субкультур готике подвержены и взрослые люди, и существуют даже готические семьи.
Готика - это огромный жанр, по большей части причисляемый к альтернативной музыке, включающий такие абсолютно разные, как по звучанию, так и по общей концепции, стили как gothic rock, darkwave, ethereal.
3. Развитие Готической Музыки
3.1 Постпанк
В самом конце семидесятых/начале восьмидесятых часть постпанковых групп с довольно оригинальным звучанием уже перестали вписываться в рамки существовавших музыкальных течений, и, как следствие, журналисты стали придумывать для этого музыкального явления различные термины - так и было придумано название Gothic Rock. Следует заметить, что изначально под словом "Gothic" имелась в виду не "готический", а грубый, "варварский" или "готский" (от названия племен готов), так как вышеупомянутые группы звучали довольно грубо, агрессивно.
3.2 Готик Рок
Первой готик-рок группой считается BAUHAUS. Именно с них и началась готик-рок волна. Корни готик-рока лежат в Англии - точнее в английских андерграундных клубах (самый известный из которых Batcave, где выступали фактически все родоначальники готик-рока). Классический (старый - начало восьмидесятых - конец восьмидесятых) готик-рок можно разделить на две части - группы с постпанковым саундом появившиеся/или ставшие известными на готик-рок волне и группы с более оригинальным, уже трудно сопоставимым с постпанком звучанием. К первой группе с уверенностью можно отнести BAUHAUS, SOUTHERN DEATH CULT (позднее THE CULT), Specimen, The Virgin Prunes, Sex Gang Children, The Cure (ранний). Ко второй категории (ранние готик рок группы, отошедшие от постпанка) я бы отнес X-Mal Deutschland, The Sisters of Mercy, Mission, Fields of the Nephilim, Christian Death, All About Eve, etc.90-е годы отмечены возрождением готик-рока (и готики в целом). К сожалению, большинство талантливых групп сегодняшних дней еще мало известны.
3.3 Gothic Rock (Современный)
3.4 Gothic Ethereal
3.5 Dark wave
Если мы будем говорить о darkwave в изначальном понимании термина - то основателями darkwave без сомнения являются Alien Sex Fiend - именно они, находясь в сердце goth субкультуры играли оригинальную, диковатую электронную музыку. Может быть именно благодаря тому факту, что один из ранних, известных готических коллективов играл такую музыку, сейчас подобное (мрачное электронное) звучание крайне популярно.
3.6 Synth Gothic
Synth Gothic - это готическая музыка c элементами Synthpop и New Romantic звучания. Родоначальники направления это CLAN OF XYMOX (XYMOX) . Имея непосредственное отношение к готик-субкультуре на начальном этапе ее развития, CLAN OF XYMOX играли смесь готик-рока с потрясающими электронными фишками, атмосферными звуками и драм-машиной
3.7 Gothic Folk (Dark Folk)
В связи с "размытостью" термина не очень понятно что брать за основу, но если говорить о феномене dark folk или apocalyptic folk можно прийти к выводу, что основателями все же являются Death in June и Current'93, заложили стандарт того, что сейчас мы знаем как dark folk, именно для описания их музыки был впервые использован термин apocalyptic folk. Что касается самого термина folk - то, элементарно с английского языка, это жанр музыки в котором присутствуют вкрапления национальной музыки страны, национальных инструментов.
3.8 Gothic Metal
Общепринято первой gothic metal группой считаются Creaming Jesus, коллектив, и не оказали решающего влияния на развитие стиля. основная заслуга формирования стиля принадлежит преимущественно молодым коллективам, второй половины 90-х - Lacrimosa, Beyond Dawn, Dreadful Shadows и Into the Abyss. Не следует забывать, что являясь "пограничным стилем", gothic metal относится и к metal субкультуре - у металлистов происходит прорыв в сторону готики в районе 95 года - Crematory, Lake of Tears.
4. Появление новых субкультур. Их исчезание
Таким образом, музыка развивается и изменяется с каждым годом, это было, есть и будет. Так же и не стоят на месте виды молодежных субкультур, изменению подвергается все: от внешнего вида, до внутреннего мироощущения. Естественно, изменения не коренные, меняются лишь части, усовершенствуются. И это присутствует в любом из видов субкультур. Не исключен так же и факт появления новых субкультур из музыки уже существовавшей, но немного изменившейся.
Например, популярное сегодня в России движение эмо, раньше принято было считать разновидностью готов, а именно кибер-готами (готами, которые сочетали в себе черно-розовые, черно-фиолетовые цвета). Однако такие субкультуры явление приходящее, и не факт что новые виды приживутся и будут признаны. Как правило, новые появляющиеся виды субкультур находят признание у более молодого населения, так как оно более подвержено моде, чем уже закоренившиеся неформалы. Со стороны, которых в свою очередь наблюдается наоборот непонимание и непризнание нового вида. Вернемся к эмо, на западе данное движение уже давным-давно себя пережило, и на данный момент осталась только классика, то есть готы, панки, альтернативщики, металлисты. Явление “исчезания” видов молодежных субкультур встречается не редко. И большинство самых первых субкультур уже не может быть возобновлено, они остаются легендами.
The Teddy Boys, and The Teddy Girls 1953г. Были самой первой молодежной группировкой в Англии. Это были люди из рабочего класса, люди пропитанные энергетикой Элвиса Пресли.
Далее в 1960-ее года появились Хиппи, главными ценностями которых были мир и любовь. Даже сейчас многие молодые люди интересуются данной “субкультурой” того времени, мечтая испытать то, что чувствовали представители данной группировки. Но, опять же, увы, дух того времени уже невозможно пережить. И остается только читать и представлять все преимущества и недостатки поисков людей среднего класса, поисков гармонии с окружающей средой. Это что касается ныне не существующих субкультур, далее же за хиппи пошли байкеры, панки и те субкультуры, которые и в данный период времени достаточно активно развиваются.
5. Исследования молодежных субкультур
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С.И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В.Т. Лисовского параграф "Молодежная субкультура в современной России" написан З.В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов". Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что "существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению".
Основной интерес к молодежным субкультурам связан с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по мнению С. А Сергеева, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. А если учесть, что молодёжь как социально-демографическая группа (в возрастных границах от 14 до 30 лет) составляет около 20% социума, то стоит задуматься над важностью более глубокого осмысления молодежных субкультур.
6. Подведем некоторые итоги
1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие к западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности.
Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам.
3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
7. Влияние западных молодежных субкультур
По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.
В общем, имеются разные инверсии российских групп от западных образцов по мимо скинхедов, здесь и футбольные фанаты, и байкеры, и растаманы, и экологисты, и так далее.
7.1 скинхеды
В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. Рассмотрение скинхедов в рамках субкультурной проблематики должно изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности России. Более того, стоит добавить то, что русских скинхедов вряд ли можно вообще отнести к субкультурам. Так как это просто на просто оскверняет само слово “субкультура” и остальных принадлежащих к нему групп. На западе если и остались скины, то они, по крайней мере, более менее дружелюбны и тоже в свою очередь пытаются строить из себя какую то группу. А в России же такой факт как скинхеды не характеризуется ни музыкой ни стилем, а просто на просто тупым избиением членов других группировок, что, по мнению самих скинов, наверняка считается “особым мировоззрением”.
7.2 Футбольные фанаты
Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let's go Spartak Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!" и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, относиться к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.
Футбольные фаны это группы в основном основанные на эмоциях, и именно эмоции являются зачастую результатом всех побоев на стадионах и т.д. Основное отличие западных фанов от российских это то, что если на западе футбольные фанаты, это рабочие уважаемые люди, которые просто берут футбол за хобби, а посещение стадиона и матчей за адреналин, то в России же суть того, что ты такой крутой, ты футбольный фанат, состоит в том чтобы опять же устроить побои на стадионе, разбои в городе и так далее. Опять же, как было замечено выше, все люди разные, но судят по большинству, которое как ни печально ничего хорошего собой не представляет.
7.3 Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так далее), дух протеста, вегетарианства. В целом экологическое сознание российской молодежи не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе, но все, разумеется, впереди. Просто, как оно может быть развито, если все сами понимают, что все бесполезно. Что люди все равно дальше будут губить природу и истреблять животных. Этому не могут противостоять взрослые состоявшиеся организации, что тогда говорить о школьниках или студентах. В целом вообще по данным исследований среди студентов испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных. Это даже не столько удивительно, сколько ужасающе.
Экологически ориентированные группы создаются в небольших количествах и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Да, акции российского "Гринписа", в большей мере демонстративны, чем эффективны. Это не их вина, а человечества, это у человечества легкая душа, и закрытые глаза. Гринписовцы хоть что-то пытаются сделать. Здесь хочется привести фрагмент из песни одной довольно популярной в альтернативных кругах группы Люмен: “и если ты вдруг начал что-то понимать, и от прозрений захотелось заорать, давай, кричи, но тебя могут не понять, никто из них НЕ ХОЧЕТ ничего менять”. И ведь в действительности, каждый, всю жизнь “копошится” лишь в своих проблемах, в своем эгоизме, тупо не видя окружающего мира, не видя или не желая видеть. Так не удивительно, что мир отвечает катастрофами. Поэтому обвинять гринпис в неэффективности, уже простите, просто наглость.
7.4 Растаманы
Стоит отметить, что это движение, пришедшие с ямайки, прижилось в России довольно таки в интересном индивидуальном порядке. Т. е растаманы не так сильно характеризуются массовостью как другие виды субкультур. Растаманов чаще встречаешь по одиночке, так же и редки мероприятия, хотя и проводятся. Прошлой весной в одном из неформальных клубах города, прошел фестиваль памяти Боба Марли. Энергетика таких мероприятий всегда только позитивная, непринужденная, расслабляющая, запоминающаяся надолго. Так вот, очень радует тот факт, что “местные растаманы” стараются быть продолжателями культурных идей самой специфики этого направления культуры. Они отличаются большим набором ношения интересной атрибутики. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) - вот наиболее броские черты их внешнего облика. Например, что касается dreadlocks - их дред, которые, то эти локоны отгоняют от человека злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона (по "Книге Бытия" - один из титулов Хайле Селассие I - 225 царя Эфиопии, считающегося у растаманов живым воплощением бога Джа). Дреды также обладают для раста магическим свойством - они по преданию помогают улавливать позитивные вибрации Мира, обращенные к ним от бога и от братьев - растаманов. Атрибутика растаманов служит той же цели, она приближает к Джа и напоминает о Сионе. Мистическое единение с богом выражается и в языке раста:, местоимением "Ian'I" (я-да-я), которое может означать "я", "мы" или даже "ты" - что означает "Я в присутствии Бога" Джа. Особой мистикой обладает ритуальное травокурение, используемое с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями", оно расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание. Травокурение - спорный ритуал, ибо Эфиопская церковь порицает это занятие, но не отрицает, потому как по приданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля. Отсюда и большой объем символики, связанной с этим.
7.5 Байкеры
Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания (пример интервью с 19-летним участником одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете? " - "Никак. Мотоциклистами - как еще? " - "Не байкерами? " - "Нет! Только не байкерами! "). Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия от байкеров ("они тупые, пьянь").
7.6 Рейверы
Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения".
Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной.
В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.
В России рейв-культура
Или толкинисты. Их связь с иностранным источником очевидна - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.
Ролевики тоже представляют собой одну из более полных и интересных субкультур нашего времени. Песни под гитару, битвы на мечах в кольчугах, девушки-эльфийки, ролевые игры, старинные русские и зарубежные танцы, балы в лучших традициях. Такой же прикрасный отдельный мир. Особенность времяпрепровождения толкинистов соединение популярных ролевых игр с художественным миром Толкиена. Что касается мест сборов, то в Красноярске это поляна недалеко от Сопки. Так же уже не однократно проводились балы ролевиков, в Домах Культуры. Обычный человек, да и вообще никто кроме ролевиков там присутствовать не мог. Без костюмов и знаний старинных танцев вход был закрыт. Но можно догадаться, что зрелище и вообще событие это грандиозное. Может сравниться наверное только с готическими балами-вампиров, регулярно проходящих в Питере.
Что касается атрибутики наиболее характерна самодельная одежда: "по-эльфийски" (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями "Монавар", "Скорпионс" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде".
Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои - основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от сковороды), позже - специально изготовленные.
При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником". Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. Этикет общения - ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь? ").
Все объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртного духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько насчитают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода" ("Поэтому развод невыгодное дело").
Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и составления графика игр.
8. Роль музыки в формировании личности
Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности можно познакомится с историческими эпохами, личностями, усвоить лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке". Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
9. В заключении
Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.
По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации. Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.
Список используемых источников
www. gothic. ru
статья В. Сухомлинского “Роль музыки в формировании личности”
отчет о изучении субкультур и влияние на них музыкой с момента их зарождения (путем анализирования произведений таких как:
Brake, M. The sociology of youth and youth sub>cultures. London: 1980
Chambers, I. Urban rhythms. Pop music and popular culture. London: 1985.
Dembo, R. "Life style and media use among English working class
youths. "
Frith, S. The sociology of rock. London: 1978.
Hebdige, D. sub>culture. The meaning of style. London: 1979.
McRobbie, A., and J. Garber. "Girls and sub>cultures. " In: Hall,
S., and T. Jefferson (eds). Resistance through rituals. Youth
sub>cultures in postwar Britain. London: 1976.
Steele, J., and J. Brown (1995), "Adolescent room culture. Studying
media in the context of everyday life. "
Wallis, R., and Malm, K. Big sounds from small peoples. London: 1984) в статье “Музыка как средство коммуникации”. (Music as communication)
www. liveinternet. ru дневники. Высказывания представителей молодежных субкультур о роли музыки в их жизни.
журнальный зал Знамя, 2004 №9, эссе о музыке Валерия Афанасьева “Анатомия музыки”.
Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России Кофырин Я.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи