Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Глава 2. Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе

2.1. Проблема лидерства в художественных коллективах

2.2. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности

2.3. Проблема соответствия эстетического восприятия и художественного развития личности

2.4.Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в следующем: в настоящее время многие художественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, в следствии чего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций; личность в условиях художественного коллектива не может развиваться из-за появления лидеров, причиной чему в наши дни является социальное неравенство.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом.

Цель курсовой работы – выявить существующие проблемы воспитания и развития личности в художественных коллективах.

Задачи курсовой работы – раскрытие сути проблем и поиск пути их решения.

Предметом исследования является изучение особенностей развития личности в условиях художественного коллектива.

В написании курсовой работы использована следующая литература: Шведова М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.; Якрушев В.М. Объятья тишины: как создать благоприятную атмосферу в коллективе. – М.: АСТ-Пресс, 2005.; Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.и др.

Глава 1. Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность – это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид – конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных –идей:

1. О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности. Например: в раннем возрасте для развития психики характерна система познавательных и эмоциональных функций. В которой ведущее значение имеет восприятие. В дошкольном возрасте – другая система, где ведущее место память, в младшем школьном возрасте – мышление.

2. О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими. –они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным 9серсорные функции: обоняние и т.д.) ВПФ – высшие психические функции имеют свое строение. Свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, апосредованы. ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения. механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она изменяет свое содержание и строение по средством знака (слова), вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и «вращивается» становится достижением человека. таким образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия.[5]

2 важных понятия «социальная система развития» (ССР) и «психического новообразования». ССР – это является характерным для каждого периода развития, своеобразное неповторимое отношение человека к действительности, которая определяет развитие психики, развитие личности на возрастном этапе и является источником психологических новообразований. Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослый человек, именно он является носителем определенных норм, функций, правил. Овладение правилами и нормами через игру. В младшем школьном возрасте – взаимодействие с учителем, который является носителем умственной деятельности. «Возрастная ПС новообразований является системой образования, психологические свойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкой развития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такие новообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальным нормам.

Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:

- при изучении теоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия – как направление мышления на самого себя.

- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы).

- при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения «я» и «не я», умение «вписываться», умение координировать свое автономное действие с действиями других людей.

Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.

Он подчинил единство двух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие – продукт исторического развития. Наследственные задатки – только предпосылки развития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняется отношение к ней. [8]

На основе его научных трудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из них деятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:

    Процесса общения со взрослым,

    Активность самого человека,

    Адекватная деятельность.

Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функция является результатом перехода первоначальных практических «высших» человеческих форм деятельности.

Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, как деятельность, специально организованная и управляемая.

Изучение мотивов становления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Она обобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека). она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию в взаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, как обращение его субъектом собственной деятельности.

Личность (по Бажович) – высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того, чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека. [11]

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. его психоаналитическая теория.

Теория Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ИД, ЭГО, СУПЕР ЭГО.

ИД – от латинского слова «оно». По Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности – это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни. одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив – осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личностными потребностями или интересами, в третьих – на основе чувств. При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания сущности личности.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека к активности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитие определяется характером социального производства и общественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным определяет как форму. Так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека. в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства или иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой доминируют в данное время может подавлять все основные и может определять основное направление деятельности.

Широта потребности зависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребности регулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумно удовлетворяют свои потребности.

Виды потребностей:

    Материальные,

    Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).

    Общественные (в основу такой классификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).

    На основании потребности в сознании формируется потребность в творчестве.

    Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личную приязнь какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Интерес может появляться стихийно и неосознанно, в следствии эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение. Которое определяется многими причинами.

Одни объекты отвечают общечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи – социально-групповым особенностям, четвертые – индивидуальным. Различают в отношении к объекту зависимость от личного опыта образованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д. [3]

Виды интересов: они различаются по содержанию и направленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам, необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы к общественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.

Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями.

Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы – интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует , овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересы различают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокими интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких многосторонних интересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основное направление деятельности. [9]

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смысле слова Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.

Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.

Импульс к действию, возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств соотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.

Убежденность – это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых невозможен поступок, противоречащий принципам. Это целеустремленный человек, способный отстаивать свои взгляды, свои дела, готовый на жертвы во имя долга. Идеал – это образ. Которым руководствуется личность в настоящем и который определяет ее будущее. На основе мировоззрения складывается нравственный идеал. В нравственном идеале отражается убежденность человека, его жизненная позиция. наличие высокого нравственного идеала определяет высокое развитие личности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, может быть конкретный человек или собирательный образ. [7]

Выделяют 2 типа отношения к идеалу: созерцательный (человек ограничивается восхищением своим идеалом) и деятельное (превращение созерцательного в реальные черты собственного характера, построения плана собственной жизни).

Идеал – тот образец, который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

Глава 2. Проблемы воспитания и развития личности в художественном коллективе

2.1. Проблема лидерства в художественных коллективах

Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.

Лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.

Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, в следствии чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона.

Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.

Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.

Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить на самотек.

Лишь применение современных методик позволит руководителю художественного коллектива найти наиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.

Если рассматривать проблему лидерства обособленно от коллектива, то можно сказать, что лидер сам по себе одинок, у него нет поддержки в коллективе, а значит любая маленькая неудача приведет его либо к агрессии, либо к пассивному отношению к своим достижениям и в итоге к разрушению личности.[8]

2.2. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личности, теп нервной деятельности или темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.

В личности выделяется несколько сфер:

    потребностно-мотивационная;

    познавательная;

    эмоционально-волевая.

Потребностно-мотивационная представляет ядро личности. Потребности – источники всякой активности личности.

Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления наличествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие и обучение, в том числе и несформированность потребностей в занятиях хореографическим искусством.

Познавательные потребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения. [10]

Необходимо помочь участникам развить у себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятием танцевальным искусством, а потом опираться на них в процессе воспитания и обучения.

Проблема воспитания разносторонне-познавательных интересов у участников весьма важна, этому могут содействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимают заинтересованность учващихся, дают им радость в познания принципиально сложных элементов классического танца.

Стремления, познавательная потребность – это важнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).

Действие их на участников следует обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

Следует сформировать необходимые познавательные потребности и связанные с ними мотивы.

2.3. Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности

Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники художественного коллектива обязательно должны получать информацию эстетического характера для развития положительных личностно-моральных установок.

Восприятие данной информации может проходить как целенаправленно, так и стихийно в процессе овладения участниками коллектива основ профессионального мастерства.

Каждый участник в силу своих индивидуальных особенностей воспринимает данную информацию по-разному, но в том или ином случае он становится эстетически развитым.

Народно-художественное творчество в своем арсенале накопило множество произведений, средств и методов передачи информации эстетического характера. Каждый из методов рассматриваться в обособленности не может, так как только комплексный подход к данной проблеме позволит воспитать в сердцах участников художественных коллективов чувство прекрасного. [11]

Еще в Древней Греции пытались связать воедино такие понятие, как эстетика, эстетическое развитие и искусство, художественное развитие личности.

Эстетическое восприятие, т.е. умение воспринимать из всего потока информации ту, которая составляет ценность, несет то необходимое, что делает личность каждого человека более гуманной.

Ценностное восприятие действительности не возможно без правильно подобранных методик преподавания мастерства руководителем коллектива своим участникам. Ориентация на ценность, в настоящее время наиболее актуализируется, т.к. за множеством информации не несущей ни положительного, ни отрицательного теряются истинные ценности, которые способен отыскать только эстетически развитый человек.

Невозможно винить в неправильности обучения руководителей художественных коллективов в том случае, если раньше (до вступления в коллектив) индивид попросту не имел понятия о прекрасном, прекрасное, ценностное видения действительности воспитывается в каждом человеке с детства до старости.

Данной проблемой занимаются в настоящее время не только педагоги конкретных коллективов, а искусствоведы, литературоведы, музыковеды и т.д. пытаясь найти наиболее оптимальный путь развития в личности эстетического видения искусства.

2.4. Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ

Восприятие личностью культурно-досуговой программы – это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия личностью всего происходящего.

В психологии различаются: восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Преобладание эмоционально-оценочных моментов в культурно-досуговой программе вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преобладанием заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими.

Интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферу познания во многом определяется степенью и характером как самого воздействия, так и присутствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией.

Уровни восприятия культурно-досуговых программ зависят от личностных представлений и осуществляются при различных фазах протекаемого процесса. Каждая такая фаза характерна своими особенностями взаимодействия личностных представлений, восприятием и мышлением. Выделяются три фазы формирования представлений. Первая фаза характеризуется недостаточной расчлененностью и схематичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы ее можно охарактеризовать как психологическое состояние, когда имеющиеся знания и возможности восприятия не позволяют понимать информации в полном объеме, а улавливать лишь ее часть, без достаточного понимания сущности. Представления второй фазы могут быть адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематичными для целостной ситуации и ее элементов. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. Взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеют место в каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков объекта и его конкретных элементов.

В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия культурно-досуговой программы участники коллектива воспринимают идеи в виде образов и понятий, осуществляют мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различными группами участников художественных коллективов является необходимым первичным условием воспитания и развития личности. [11]

Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у участников, которые являются носителями и распространителями художественной культуры.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования художественного коллектива.

Существует два типа интересов – социальные и коллективные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через коллективные (групповые) интересы. Специалисты и руководители художественных коллективов без овладения мастерством работы с коллективом не могут выполнить своей основной задачи – влиять на сознание участников.

Отношения художественного коллектива с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для участников художественного коллектива ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Коллектив, следовательно, не может рассматриваться как сумма разобщенных индивидов. Он живет своей жизнью, и, чтобы управлять им, нужно знать, какими качествами он характеризуется, каковы его отличительные черты.

Личность воспринимает информацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию.

Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для коллектива определенную ценность, затрагивать личные, порой эгоистичные интересы каждого. Коллектив охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно. Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение коллектива к подаче информации, как она будет затем оценена залом, аудиторией.

В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомленности коллектива. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к глубокому пониманию. Информация приобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагивает интересы данного коллектива. Личность сознательно или несознательно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности – это ее активность. Она проявляется в волевых качествах коллектива, обладает определенной самостоятельностью, своим поведением коллектив выражает свою волю. Коллектив, таким образом, характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью, активностью. [16]

Коллектив может быть спокойным и возбужденным, заинтересованным и равнодушным, благожелательным и неприветливым, доверчивым и настороженным. Нет состояния вообще – вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя говорить о равнодушии участников художественных коллективов безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема спектакля сегодня, завтра может привлечь к себе внимание коллектива. Переменчивость состояния коллектива обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание коллектива, каким бы оно полным не было.

Состояние коллектива можно классифицировать по следующим типам:

    состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность участников; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

    состояние заинтересованности, которые связаны прежде всего с характером предрасположений коллектива, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее актуальности, способам ее подачи;

    состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов коллектива.

Умение руководителей художественных коллективов не только учитывать состояние коллектива, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в процессе воспитания и развития личности в условиях художественного коллектива.

Естественно, что различные коллективы требуют от руководителей и специалистов выбора различных тактических и стратегических приемов.

Таким образом, оптимизация процесса восприятия культурно-досуговых программ возможна при условии углубленного анализа содержания всех направлений культурно-досуговой деятельности с учетом психологии восприятия их коллективом. Лишь в этом случае механизм восприятия культурно-досуговой информации участниками художественного коллектива можно будет рассматривать как единый коммуникативный процесс, составляющий основу воспитания личности в условиях художественного коллектива.

Заключение

Проблемы воспитания и развития личности в творческих коллективах настолько актуальны, что их изучению посвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговой деятельности, но а также в психологии и педагогике.

Многие зарубежные и отечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собирая то необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальные особенности развития личности.

Существующие проблемы воспитания и развития личности в художественных коллективах настолько многочисленны, что следует выделить лишь те, которые были отражены в данной курсовой работе:

    проблема индивидуально-психологических особенностей личности;

    проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности;

    проблема лидерства и др.

Решение данных проблем позволит руководителям художественных коллективов добиваться высоких результатов, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности.

Список использованной литературы

    Багданов Г.Т. Искусству жить… - СПб., 2004

    Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.

    Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005

    Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.

    Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.

    Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004.

    Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.

    Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002.

    Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.

    Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.

    Немов М.Л. Общая психология. – М., 1999

    Островский И.К. Личность и коллектив. – М.: Просвещение, 2000

    Петровский Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.

    Прохоров Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.

    Сергеев Л.В. Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000.

    Шведова М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.

    Якрушев В.М. Объятья тишины: как создать благоприятную атмосферу в коллективе. – М.: АСТ-Пресс, 2005.

    Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.