Париж - столица искусства начала XX века

«Праздник, который всегда с тобой», - так написал в прошлом веке о Париже Хемингуей. Вряд ли кому-нибудь в обозримом будущем удастся найти лучшее определение. Париж – город, в который, побывав однажды, влюбляешься навсегда.

Париж – столица искусства начала ХХ века

Древняя слава города

Существует множество вещей, которые с каждым восходом солнца меняют облик Парижа, делая его то строгим и величественным, то загадочным, но всегда притягательным и праздничным городом, который у всех на устах. По некоему священному праву не было ни одной другой столицы, имевшей такое всеобъемлющее влияние на остальную часть страны и на всю Европу, как Париж. С VI в., когда Хлодвиг выбрал его столицей Галлии, Париж никогда не сходил с этого освящённого пути. Он всегда обладал особым талантом постоянно быть привлекательным. Париж всё время умел поддерживать свою созидательную энергию в бесконечном торжестве своего мифа и мастерки находил способы заставить говорить о себе посредством музыки, театра, живописи, кино, литературы и архитектуры. Эйфелева башня была построена в честь столетия Французской революции; Помпиду решился связать своё имя с самым противоречивым проектом городской архитектуры, эксцентричным Бобуром. Миттеран, в свою очередь, поддержал проект сооружения Большой Арки комплекса Дефанс и отметил двухсотлетие основания Лувра открытием в музее нового крыла и стеклянной питамиды, пропускающей дневной свет в подземный лабиринт Двора Наполеона. Он также дал согласие на строительство Большой национальной библиотеки – четырёх небоскрёбов в виде огромных книг из бетона и стекла.

Париж – город постоянно меняющийся и не боящийся вызовов, смело навязывающий всем вокруг заразительную молодость самых дерзких авангардистских проектов и в то же время похожий на гранд-даму, всегда способную на провокацию и обольщение. Но прежде всего Париж – это состояние души, воображаемый мир, великая незамутнённая мечта, живая легенда, которая привлекает, захватывая власть над сознанием. Это столица мира и духа.

Большинство людей приезжают в Париж, говоря, что хотят выяснить, что там нового, а на самом деле – удостовериться, что ничего не изменилось. Именно в такой неуловимой грани между прошлым и настоящим они и видят уникальность этой столицы. В отличие от других крупных городов, в Париже перемешаны прошлое и будущее: кварталы XVII в. и Дефанс, сокровищница Лувра и дерзкая стеклянная пирамида, широкие бульвары и нещадно критикуемое здание Оперы на площади Бастилии. Если есть в мире город, претендующий на роль колыбели авангарда, то это именно Париж. Здесь начинались самые яростные политические, культурные, художественные и социальные перевороты: от Реформации до канкана, от кубизма до волнений 1968 г., от моды до архитектуры и кинематографа. Почти все выдающиеся писатели и художники, начиная с середины XIX в., жили и мечтали в Париже – ни один другой город в мире не может таким похвастать.

На каждой улице, в мансардах богемы и в роскошных дворцах обитали блестящие и смелые люди. Они плакали, смеялись, любили, страдали, но прежде всего писали тысячи страниц текста, снимали километры плёнки, ваяли и рисовали. Все их труды стали страницами истории самого города. Именно здесь всего за 52 дня написал свою «Пармскую обитель» Стендаль; жил и работал Пикассо; нашёл себе дом сначала на улице Дельта на Монмартре, а затем на Монпарнасе Модильяни. Александро Мандзони увидел свет и вновь обрёл веру в церкви Сен-Рош, Казанова жил на улице Турнон (рю де Туртон), Гольдони умер на улице Дюссу (рю Дюссу), а Шопен скончался в белом дворце около Вандомской площади (пляс Вандом).

Париж – город, где реальность и литература всегда переплетались, как в некоем мире грёз. По его улицам ходят привидения писателей и призраки героев, вышедших из-под пера этих авторов,– призраки, воплощающие мир чистого воображения. Они входят и выходят из домов, бродят вдоль набережных Сены, задерживаются в жёлтом свете фонарей парижской ночи и шепчутся под липами Сен-Жермен-де-Пре. Они – такая же неотъемлемая часть атмосферы Парижа, как и ощущение, что город держит для вас наготове ещё какое-нибудь приключение, сюрприз или, может быть, услугу. В выцветших крышах, увенчанных трубами, в романтической тени парков, в вершине Эйфелевой башни, в прогулке вдоль мостов через Сену Париж раскрывает бесчисленные стороны своей притягательности и дарит её всю и приезжим, и своим жителям. Хотя Париж сохраняет свою таинственность и представляет порой городом чистого безрассудства, это ещё и город самых передовых телекоммуникационных технологий, город, живущий в безумном ритме и использующий каждый квадратный сантиметр полезной площади, город невероятно низких и невообразимо высоких цен. Впрочем, в конце концов, в каком современном мегаполисе нет этих вечных противоречий?

Отличие же Парижа в том, что он обладает уникальным даром всепоглощающей привлекательности и заражает нас своей вечной и непреодолимой радостью жизни.

Вечное величие

В конце века в Париже процветали живопись, музыка, театр. В городе появлялось все самое современное: начиналась Прекрасная Эпоха, возник стиль модерн, были проложены первые линии метро, стало использоваться газовое освещение. В небо взметнулся неповторимый силуэт Эйфелевой башни. В первое десятилетие нового века Брак и Пикассо произвели переворот в канонах живописи с помощью кубизма, открыв тем самым период необычайной творческой активности, когда творили такие художники, как Фернан Леже и Марсель Дюшан. И в это же время Европа приближалась к одному из самых трагических периодов своей истории.

Во время Первой мировой войны город избежал нападения немецких войск, но во Вторую мировую они прошли маршем под Триумфальной Аркой. После капитуляции Парижа генерал Шарль де Голль из студии Би-би-си обратился к французскому народу с призывом продолжать борьбу против немцев. Знаменитая высадка союзников из Нормандии приблизила разгром нацистской Германии.

Правительства Четвёртой республики были крайне не прочны, что мешало восстановлению экономики страны. Война в Индокитае закончилась поражением Франции, а на горизонте уже маячила трагическая перспектива войны с Алжиром. Пятая республика была основана в 1958 г., после избрания президентом генерала де Голля. Благодаря этому Франция вернулась на международную арену. В 1962 г. де Голль подписал Эвианские соглашения, положившие конец войне в Алжире.

В мае 1968 г. недовольство студентов и рабочих выплеснулось на площади, покрывшиеся баррикадами. Это был один из значительных моментов истории города. После восстановления порядка власти пошли на ряд уступок, реформировав, в частности, систему образования. На президентских выборах 1969 г. де Голля победил Жорж Помпиду, которого в 1974 г. сменил Валери Жискар д`Эстен, уступивший, в свою очередь, пост президента Франсуа Миттерану в 1981 г. Лидер социалистической партии Миттеран был затем переизбран на второй срок, а в 1995 г. новым президентом Франции стал Жак Ширак.

Последние президенты много сделали для дальнейшего развития Парижа. Помпиду дал своё имя причудливому Бобуру, прозванному его противниками «голубым нефтеперегонным заводом». Жискар д`Эстен утвердил планы музея Орсэ, Городка науки и техники в Ла-Вилетт и Института арабского мира. Однако самые амбициозные проекты связаны с именем Франсуа Миттерана. Это и Большой Лувр, и Арка Дефанс, и Опере на площади Бастилии, и Большая национальная библиотека, созданная «дабы сохранить историческую память Франции» и, прежде всего, чтобы увидеть весь мир и снова заявить о вечном величии Парижа.

Вечный соблазн

У Парижа множество лиц; история, искусство, развлечения, безумные ночи, уютные бистро, торговцы, интеллектуалы, сверкающие витрины магазинов, длинные бульвары и самые невероятные новинки. В сокровищнице истории этого города, а также среди своих грез и фантазий каждый приехавший сюда найлет свой собственный любимый и незабываемый Париж.

На набережных Сены, увековеченный поэтами и художниками и разделяющей город буквально на два мира, букинисты с левого берега с ХШШв. продают книги. Ночью они запирают свой товар в зеленые деревянные ящики – эта традиция, ставшая сюжетом бесчисленного множества открыток, существует веками. В хмуром полумраке собора Парижской Богоматери, куда через витражи с трудом проникают солнечные лучи, нас обступают тени прошлого. Здесь венчалась Мария Стюарт, была причислена к лику святых Жанна д Арк, встретил застенчивую Элоизу Абеляр и короновал себя император французов, одетый в парчовую мантию с вышитыми золотыми пчелами Наполеон.

Маленькие магазинчики и небольшие рестораны, а также «бертильон» - знаменитый магазин мороженного, где делают самое лучшее мороженное в Париже, располагается на близлежащей улице Сен-Луи-Анл`Иль, не широкой и спокойной, далеко ушедшей от Парижа широких пространств и кричащей современности. В двух шагах, на левом берегу Сены, находится район Сен-Жермен-де-Пре, где располагаются кафе «флор» и «Ле Дё Марго» и пивная «Липп». Именно здесь родились идеи, волновавшие сердца и души целого поколения. Именно здесь цвела буйным цветом могучая и мятежная атмосфера шестидесятых. В кафе «Флор» постоянно встречались Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, как и их последователи из числа экзистенциалистов, небритые и предпочитавшие буржуазным пальто куртки и черные свитера.

В этом же районе делали первые шаги на славном пути своих блестящих карьер Ив Монтан и Жюльет Греко. Славные улицы со стильными магазинами расположены по обе стороны бульвара Сен-Жермен. Мода, роскошь и богема затопили улицы Бак (рю де Бак), Гренель (рю де Гренель) и Севрскую (рю де Севр).

Музей под открытым небом

Париж зародился на двух небольших островах на Сене, совершенно обособленных от остального города. На них находятся некоторые из самых значительных памятников столицы. Именно в Сите уходит корнями галльская Лютеция – поселение, основанное группой рыбаков из племени паризиев около 200 г. до н. э. Остров кажется замороженным в «великом веке» – эпохе элегантных зданий и тихих улиц, оазисе мира и строгой аристократичности. Новый мост (Пон-Нёф), старейший мост в Париже, заложенный Генрихом III в конце XVI в. и открытый в 1606 г. Генрихом IV, чья конная статуя XIX в. отделяет заостренную оконечность острова от площади Дофин (пляс Дофин), открывает дорогу к живой политической и религиозной истории Парижа.

На Дворце правосудия находятся старейшие городские часы, отбивающие время на протяжении уже шести веков. Создал их немецкий часовой мастер Генрих Вик в 1370 г. В этом здании располагался Парижский парламент, когда Карл V перевел королевскую резиденцию в Лувр, а Дворцом правосудия оно стало во время Французской революции. Лишенные всяких украшений стены Консьержери и примыкающая к ней зловещая тюрьма до сих пор будят воспоминания о трагических моментах французской истории, когда приговоренные к смерти в эпоху якобинского террора покидали это место, одетые в белые рубашки, чтобы быть казненными на гильотине на площади Согласия (Пляс де ля Конкорд).

Великолепная Сент-Шапель, окруженная стенами Дворца правосудия, – настоящий шедевр готического искусства. Эта часовня была выстроена в начале XIII в. по приказанию канонизированного французского короля Людовика IX, чтобы разместить в ней бесценные реликвии: Терновый венец и Святой Крест из Святой земли. Огромные витражи часовни, между которыми почти нет каменной кладки, – это самое настоящее пиршество ярко-красного и синего цветов. На них изображены сцены из Книги Бытия, Ветхого и Нового Заветов.

Самый ценный памятник острова Сите – это величественный собор Парижской Богоматери, возвышающийся над площадью Паперти собора Парижской Богоматери (пляс дю Парви-Нотр-Дам), расчищенной Османном в эпоху Наполеона III, чтобы открыть для всеобщего обозрения знаменитый фасад собора и окончательно скрыть следы древней галльской Лютеции. «Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства, – писал Виктор Гюго. – Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди главных церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми… Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень… Великие здания, как и высокие горы, – создания веков».

В 1163 г., в эпоху правления Людовика VII, епископ Мориц Сюллийский пригласил папу Александра III заложить первый камень в основание собора. Новая базилика была выстроена на останках более ранней церкви Святого Стефана. Сооружение собора Парижской Богоматери заняло около 200 лет и было закончено в середине XIV в.

Почти каждое событие французской истории накладывало на собор свой отпечаток, в том числе и Французская революция «посвятившая» собор культу божества Разума, заодно захламив его и разворовав его сокровища. Прогулка вокруг собора позволяет увидеть взаимодействие составляющих его архитектурных элементов: ползучих арок, остроконечных шпилей, окон, дверей, розеток – и населяющих его чудищ и демонов, появляющихся в дверных проемах или выскакивающих из-за пилястров, украшенных гирляндами аканфа.

С башен собора открывается панорама Парижа и острова Святого Людовика, связанного с Сите мостом Святого Людовика (пон Сен-Луи). На этом острове, представляющем собой полоску земли, вытянутую вниз по течению Сены, бывает мало туристов, здесь царят тишина и покой и находятся дома многих известных жителей столицы. Также на этом острове располагается ряд аристократических особняков XVII в., в этом числе особняк Лозен, где жил поэт Шарль Бодлер и другие представители артистических и литературных кругов той эпохи.

Пти-Пон – это самый короткий мост в Париже, и в свое время за проезд по нему с каждого взималась пошлина. За противоположным от Сите концом этого моста лежит легендарный левый берег: предместье Сен-Жермен, которое было районом церквей и монастырей до того, как превратиться в район баров и бистро, и Латинский квартал.

Над крышами и мансардами солидных особняков этой части Парижа возвышаются купола исторических зданий. Некоторые из них весьма высоки, как купол Института Франции. Это самый красивый купол во Франции. В здании под ним каждый октябрь собираются на свои сессии пять национальных академий республики. Другие величественны, как купол церкви Валь де Грас, построенной в XVI в. во исполнение обета после рождения наследника французского престола, будущего Людовика XIV. Третьи внушительны, как купол Пантеона, памятника героям нации. С 1791 г. многие знаменитые исторические личности, ученые, литераторы: Мирабо, Вольтер, Руссо, Марат, Виктор Гюго, Эмиль Золя – нашли свое последнее пристанище под сводами этого здания. Мария Кюри, скончавшаяся в 1934 г., – единственная женщина в этой компании знаменитостей. Из-под купола Пантеона свисает (возможно, настолько же враменно, как и ранее в других местах) знаменитый маятник Фуко, с помощью которого в 1851 г. знаменитый французский физик демонстрировал факт вращения Земли.

«Купол знаний» высится над Сорбонной – знаменитым парижским университетом, основанным Робером де Сорбоном, первым его ректором и наперсником короля. В 1257 г. де Сорбону было дано разрешение основать колледж своего имени для бедных студентов и преподавателей, желающих углубить свои знания в области технологии. Кардинал Ришелье (похороненный в самой Сорбонне в мраморной гробнице) распорядился построить для университета новое здание. От этого творения архитектора Ле Мерсье сегодня осталась только часовня. В 1885–1901 гг. весь комплекс зданий университета был полностью перенесен. Сегодня он занимает немалую часть Латинского квартала. Совсем рядом с ним находится Люксембургский сад. «Нет места более прелестного, – писал Леон Доде, – более призывающего к праздности и мечтательности и более привлекательного для юных влюбленных, которые чудесным весенним утром или прекрасной летней ночью исчезают в тени столетних деревьев».

Люксембургский сад окружает Люксембургский дворец (где сейчас располагается Сенат Франции) – островок Флоренции посреди Парижа, построенный для Марии Медичи по образцу Палаццо Питти во Флоренции. В любое время здесь можно увидеть студентов – в барах, открытых кафе или бистро Латинского квартала. Этот район получил такое название из-за того, что в Средние века официальным языком общения профессоров и студентов университета была латынь, а также потому, что он расположен между Люксембургским садом, Сеной и бульваром Сен-Мишель, то есть на месте древней галльской Лютеции. Тень Цезаря еще лежит на расположенных неподалеку отсюда Арене Лютеции – амфитеатре, построенном в центре древнего города приблизительно в I веке до н.э. и обнаруженном в 1869 г. при работах на улице Монж (рю Монж), а также на банях Клюни, где среди зеленых полей и густых лесов отдыхали пришедшие в эту землю римляне.

В Национальном музее средневековое искусство, частью которого являются бани Клюни, можно увидеть то, что осталось от трех больших залов бань: фригидария, тепидария и кальдария. К баням примыкает построенный в конце XV века особняк аббатов Клюни (отель дез-Аббе де Клюни), где хранится коллекция редчайших шедевров средневекового искусства. Среди них – шесть гобеленов «Дама с единорогом», шедевры фламандского текстильного искусства.

На левом берегу также находится целый ряд знаменитых церквей: Сен-Северен во фламандском готическом стиле, куда якобы приходил молиться во время своей предполагаемой поездки в Париж Данте, описанная Хёйсмансом как «маленькая и изящная на невзрачном парижском углу»; Сен-Жюльен-ле-Повр в самом центре университетской жизни города, окруженная узкими переулками (рядом с ней, на площади Вивиани (пляс Вивиани), растет старейшее в Париже дерево – лжеакация, или робиния, посаженная в 1601 г. ботаником Ж.Робином, от имени которого происходит название этого вида); наконец, Сент-Этьен-дю-Мон, до которой рукой подать от Пантеона, известная благодаря своему великолепному амвону в стиле Возрождения, а также благодаря тому, что в часовне при этом храме неподалеку от могил Паскаля и Росина покоятся останки святой Женевьевы, покровительницы Парижа. Здесь же находится старейшая и известнейшая церковь города – Сен-Жермен-де-Пре. Одноименное аббатство было создано в 543 г. королем Хильдевертом в открытом поле, на той равнине, где паризиев разбирали римские легионеры. Внутри пространство храма делится на три нефа, хоры украшены капителями, а стены – фресками. Острый шпиль его романской колокольни возвышается над одной из самых оживленных площадей Парижа, расположенной недалеко от Сен-Сюльпиз - самой большой церкви Парижа после собора Парижской Богоматери.

В конце бульвара Сен-Жермен на набережной Сен-Бернар (ке Сен-Бернар) сверкает изогнутый фасад Института арабского мира, построенного в 1987 г. архитектором Жаном Нувелем. В стеклянные стены десятиэтажного здания вделаны светочувствительные алюминиевые перегородки, идея которых заимствована из гранадской Альгамбры. Они открываются и закрываются по мере перемещения солнечных лучей, как бы в постоянном диалоге между арабской архитектурой и современными технологиями. За институтом расположен оазис спокойствия – Ботанический сад, внутри которого находится Национальный музей естествознания. Сначала, при ЛюдовикеXIII, это был королевский сад, где выращивались лекарственные растения, а в 1640 г. он был открыт для публики. В наши дни, по распоряжению Миттерана, была проведена реставрация здания, в том числе металлических конструкций Галереи эволюции. В обновленном саду можно увидеть многочисленные чучела жирафов, носорогов, бегемотов, зебр, антилоп и слонов. Улица Ренн (рю де Ренн) ведет от Сен-Жермен-де-Пре к Монпарнасу и его самому поразительному символу – башне Монпарнас (тур Монпарнас), гигантскому строению из стекла и металла, высящемуся в парижском небе с 1973 г. В здании высотой более 200 метров 59 этажей, которые преодолеваются за считанные мгновения на невероятно быстром лифте. С последнего этажа башни открывается захватывающий вид Парижа.

Кажется почти невозможным связать воедино все нити истории этого невысокого холма, мифы, вплетенные в нее Аполлинером и художниками начала ХХ века, избравшими, этот район «пупом земли», и нынешнюю городскую суету у его подножия. Здесь остается лишь Музей Бурделя на улице Антуана Бурделя (рю Антуан Бурдель), хранящей атмосферу того Монпарнаса начала ХХ века. В студии знаменитого скульптора, любимого ученика Родена можно увидеть более 500 его работ, создававшихся в этих стенах с 1884 г. до самой смерти художника в 1929 г.

1