Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ВЕРНАДСКОГО

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

Отражение развития физической культуры

в искусстве древних от 15000лет до н.э до 400г н.э

Выполнила: Студентка IV курса

Левицкая Екатерина

Владимировна

Севастополь 2005

План

Введение

1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до IV века н.э.

1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до н.э.

1.2 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока

1.3 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры со II тысячелетия до н.э. в Античной Греции

1.4 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с VI века до н.э. в Древнем Риме

Заключение

Литература

Введение

Данный реферат посвящён изучению культуры человека далёкой древности. Общее определение культуры таково:

КУЛЬТУРА (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

История и происхождение человека начинается в далёком прошлом. Период первобытности длился много сотен тысяч лет. Самые древние орудия труда датируются 2,5 миллионами лет тому назад. Однако «…человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования человеческого тела, организма человека, как главной производительной силы.»1

Целью данного реферата является выявить среди археологических находок те вещественные источники, которые подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э.

1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э.

1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до н.э.

Рис.1.Наскальное изображение в пещере Труа Фрер.

При исследовании связи культуры и физической культуры по вещественным источникам сделан вывод, что создание физической культуры, как специфической формы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования произошло в период 80000-8000 гг. до н.э.[2] В это время главным источником существования стала охота на крупных животных. Человек обладал жизненно необходимыми навыками движения. Человек производил бег, прыжки, танцевальные и метательные движения. Большое значение приобретало изображение знаков, магическая деятельность абстрактного мышления. С этой целью рисовали раненых копьём и стрелой зубров.

Рис.2.Настенный рисунок в пещере Пеш-Мерль

Настенный рисунок в пещере Труа Фрер во Франции (рис.1) датируется временем около 15000 года до н.э. На нём изображён магический танец в маске животного.

Настенный рисунок в пещере Пеш-Мерль датируется 20-15000 гг. до н.э. На нём изображена дикая лошадь со следами от копья. Кисть руки означает завладение трофеем.

Наступивший в конце этой эпохи скачок в развитии человечества был вызван изобретение лука приблизительно в 12000г. до н.э. На пещерных рисунках, ранее изображавших только сцены охоты, стали появляться изображения борющихся между собой людей. В арсенал движений, которым обучалась молодёжь, стала входить военная подготовка. Смысл магии древних заключался в том, что если человек на рисунке или барельефе, изображающем схватку, связал и победил преследуемое животное или своего врага, то, значит, он якобы в действительности одержал над ним верх.

В эпоху мезолита и неолита (8000-3000гг до н.э.) – главным источником существования стали земледелие и животноводство. В физической культуре потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулись верховая езда и облавная охота верхом на лошадях, борьба и поднятие тяжестей, а также танцы и медитации типа йоги, основывавшиеся на верованиях, связанных с плодородием. Церемонии посвящения имели формы движений, характерные для боевой подготовки.

Рис.3.Бронзовое ведро из Куфферна около VI тысячелетия до н.э.

С появлением частной собственности большое значение приобрела военная подготовка. Возникли постоянные центры проведения церемоний посвящения (Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Рёггёй, Куфферн, Вас, Стоунхендж). Бронзовое ведро из Куфферна подтверждает, что там находился магический центр проведения состязаний посвящения у кельтов около VI тысячелетия до н.э.

В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделённого сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя.

Например, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев. Все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камня или копья.

Найденные в Васе и Куфферне медные изделия гончаров изображены на рисунке 4. На бронзовом котле и бронзовом ведре, относящимся к V тысячелетию до н.э., руками мастера изображены упражнения с отягощениями, состязания на колесницах и скачки.

Рис.4. Изображения упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек на бронзовом котле из васа и бронзовом ведре из Куфферна (V тысячелетие до н.э.)

1.2 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока

Первые известные нам следы физической культуры древнего мира были обнаружены в Месопотамии. Почти 5 тысяч лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилось искусство письма. Начиная с того времени, Месопотамия в течение почти половины тысячелетия была главным центром мировой культуры. В начале II тысячелетия до н.э. была изобретена лёгкая (с применением оси) и быстрая боевая повозка (колесница). На рисунке 5 приведён скальный рисунок, на котором изображены сцены конных соревнований и соревнований на колесницах. Массовое использование лошадей не только привело к преобразованию военного искусства и физической культуры, но и улучшило транспортное сообщение, ускорило обмен культурными ценностями. Об этом свидетельствует, например, «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. (До нас дошёл перевод на хеттский язык, датируемый 1360 г. до н.э.)

Рис.5. Скальный рисунок,II тысячелетие до н.э.

В Багдадском музее выставлен самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приёмы пленения противника,- бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (рисунок 6.)

Рис.6. Бронзовая скульптура из Месопотамии, увековечившая борьбу на поясах (начало II тысячелетия до н.э.)

Вавиловяне усвоили и расширили научные звания, выработанные жителями древнейших городов Междуречья. Археологами найдены 40 клинописных таблиц, на которых увековечен справочник по медицине. О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах.

Рис.7.Первое изображение плавания стилем кроль.

В VIII-VII веках до н.э. самым могущественным государством Передней Азии стала Ассирия. От ассирийского государства до нас дошло рельефное изображение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль «кроль» (приблизительно 1200 г. до н.э.) (рисунок7), а из более поздних времён - изображения властителей знати, охотящихся на колесницах Согласно другим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в «воспитательных домах», действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Дальнейшей подготовке юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло (чауган), возникшие на основе «игры в мяч с битой» и развивавшие скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность под названием «шатранг шахматнах» игра индийского происхождения, воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.

Рис.8.Изображение на стене гробницы, середина III тысячелетия до н.э.

С опозданием примерно на полтысячи лет в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. Наиболее ранний памятник с изображением борьбы, бега, игры в салки, акробатики и охоты относится к середине III тысячелетия до н.э. На рисунке 8 рисунок на стене гробницы фараона Фиоххотена в Саккаре.

Рис.9. Изображение древнеегипетских парных игр с мячом

Различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают игроков в мяч, в основном женщин.

До наших дней дошли рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изображения в гробницах фараонов и предметы, помещённые рядом с мумиями.

Рис.10.Самое древнее изображение йоги (III тысячелетие до н.э.) солнцестояния – свидетельствуют о магическом предназначении пластины

Коренное население древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны. Советы по снятию в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа. Проводимые в древности медитации и экстаз шаманских танцев приводили к органическим и психическим изменениям в организме, вызываемым путём регулирования дыхания. Это легло в основу йоги. В ходе археологических раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина- печатка, изготовленная в III тысячелетии до н.э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос».

1.3 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры со II тысячелетия до н.э. в Античной Греции

Рис.11.Настенная роспись (II тысячелетие до н.э.)

Общественным идеалом у греков была независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Со II тысячелетия до н.э. общие турниры в честь посвящения стали приобретать спортивно-зрелищный характер. Степень трудности образцов движений, изображённых древними художниками свидетельствует о специальной подготовке исполнителей. На рисунке11 фрагмент настенной росписи в Кносе, где изображены несколько фаз акробатической игры с быком. Важным историческим источником о далёком прошлом Греции являются древние мифы и песни. Древней Греции мы обязаны появлением гимнасий, театров, великолепных храмов. Скульптуры в храмах изображали и богов, и героев, и своих современников красивыми людьми со стройным телом. Скульпторы стремились передать не только красоту человека, но и его мужество, готовность к подвигу. Древнегреческие скульптуры изображали борцов (всемирно известна работа Мирона- «Дискобол», работа Поликлета «Копьеносец»). Из письменных источников известно, что упоминание об Олимпийских играх было намного раньше, чем общепринятые первые Oлимпийские игры. Уже 900 лет до н.э. некоторые города объединялись для проведения культовых игрищ, выбирая обычно какое-либо священное место. Согласно легенде представитель Элиды, Пизы и Спарты объявили Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний обязательным периодом мира. Олимпия давно была местом проведения обрядов и была связана с культом Зевса.

Греки вели счёт игр от первых Олимпийских игр, которые по преданию были в 776 году до н.э.

Из археологических раскопок известно, что в Олимпии было построено 5 стадионов. Наряду с Олимпийскими играми официальное признание получили - под знаком общегреческого самосознания и устремлений: Истмийские игры (586 год до н.э.) Пифийские игры(582 г. до н.э.) Немейские игры (473 г. до н.э.) панафинейские (565 г. до н.э.) делосские игры в честь Дионисия элефтерийские игры (отмечавшие изгнания персов). После победоносного завершения двух войн с персами в обстановке ликования, охватившего всю Грецию, был построен Олимпийский храм Зевса. Олимпиада классического периода была великим общегреческим съездом. Здесь зрители устраивали демонстрации протеста против олигархов, гордящихся своей роскошью, здесь заключались важные договора, торговцы вступали в сделки с прибывшими с дальних колоний, военачальники участием в олимпиадах поднимали свой престиж, богачи делали пожертвования и хвалились своей щедростью. Историки, философы, ораторы и драматурги считали главным показателем успеха в творчестве победу в «соревновании умов» на Олимпиаде.

1.4 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с VI века до н.э. в Древнем Риме

По преданию Рим был основан в середине 8 века до н.э. С превращением римского государства в огромную державу Рим стал крупнейшим город Средиземноморья. Римляне, не только богачи, но и народ, любили зрелища, особенно бои гладиаторов и гонки колесниц. Они имели огромные масштабы и пышность. На одном из праздников, который длился более 100 дней на арену было выпущено 11 тысяч зверей, 10тыс гладиаторов сражались друг с другом и с дикими зверями. Римский ипподром, на котором проводились скачки и соревнования колесниц, запряжённых 4-ками лошадей, вмещал десятки тысяч зрителей, здесь были роскошные ложи для императора и вельмож. Именно в Риме при рабовладельческом строе была лучшим образом подготовленная в физическом отношении армия. Подготовка юношей 16-17 лет т. е. до армии была задачей семьи. В Риме не было организовано школьного физвоспитания. Физически трудную работу выполняли рабы, а рабовладельцы считали позорным качать мышцы, считая главной своей привилегией умение грамотно мыслить и управлять. В период, когда Рим захватил Грецию, римлянам понравилось устраивать зрелища, подобные греческим Олимпийским играм. Они даже хотели перенести Олимпийские игры в Рим, но это не увенчалось успехом. Однако их не интересовали регулярные тренировки спортсменов, их нарастающие успехи, Римлянам нравился сиюминутный успех у зрителей, пышность и красочность проводимых мероприятий. Рабовладельцы, да и многие небогатые Римляне считали глупостью для образованного человека тренировать тело и мышцы. Возрос спрос на способных атлетов. Действовавшие при гимнасиях залы были превращены в институты по подготовке спортсменов. Игры всё больше стали приспосабливаться к условиям Римской империи. В их рамках стали проводиться бои зверей, состязания гладиаторов. В некоторых местах среди участников появились женщины. Отдельно надо сказать о представителях знати. В число этических норм у многих богачей входили тренировки по бегу, прыжкам, гантелям, плаванию и упражнения с мячом. Рядом с дворцами патрициев строились сферистериумы - специально для упражнений с мячом. Многие представители знати и известные граждане, например Цицерон посещали гимнасии и гимнастические залы, построенные о примеру греческих. В амфитеатрах проводились бои гладиаторов. Бои гладиаторов времён республики были намного более жестокими, чем в последующие времена империи. Когда власть консулов и сенаторов ослабла и уже не могла управлять народом, рабами и войском, то управление государством перешло в руки императоров. Самыми известными личностями являются Юлий Цезарь, Антоний, который женился на Клеопатре и жил в Египте, Октавиан, Траян. Рядом с ослепительной роскошью в Риме была жалкая нищета. Чтобы не допустить волнения голодной бедноты от имени императоров раздавался хлеб, работали бесплатные бани с бассейнами. Рабов было настолько много, что они делали практически всю работу. Не только рабовладельцы, но и бедняки считали труд делом рабов. Они требовали от императоров «хлеба и зрелищ». Получилось, что именно императоры стали заботится о развитии физкультуры. Они строили громадные купальни, посередине которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Помимо плавания здесь каждый выполнял приятные для него упражнения: танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, играли в мяч или настольные игры, делали массаж. Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях были построены огромные театры. Колизей вмещал 50тыс зрителей, цирк Максимус - 350тыс зрителей. Арены крупнейших амфитеатров переоборудовались в бассейны, которые можно было заполнять водой и устраивать всевозможные поединки на воде. Хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользовались огромной популярностью. Римляне, не только богачи, но и народ, любили зрелища, особенно бои гладиаторов и гонки колесниц. Они имели огромные масштабы и пышность. На одном из праздников, который длился более 100 дней, на арену было выпущено 11 тысяч зверей, 10тыс гладиаторов сражались друг с другом и с дикими зверями. Римский ипподром, на котором проводились скачки и соревнования колесниц, запряжённых 4-ками лошадей, вмещал десятки тысяч зрителей, здесь были роскошные ложи для императора и вельмож. Всадников и гладиаторов прославляли, их изображения были на мозаиках и вазах. Поэтому многие представители знати сами желали готовиться и участвовать не только в любительских гонках на колесницах, но и в гладиаторских боях. В смешанных парах вместе с мужчинами в поединках выступали и женщины-амазонки. Несмотря на всё это бои и скачки были очень бесчеловечны. Многие гибли под копытами лошадей и колёсами, раненых гладиаторов почти всегда убивали под крики и одобрение толпы. В конце эпохи римской империи обострилась классовая борьба. Стадионы и цирки были местом, где начинались народные восстания. На состязаниях наездников и колесниц болельщики разных городов одевали разноцветную одежду: белую, красную, синюю, зелёную, иногда случались массовые стычки болельщиков, которым не мешали представители императоров, боясь выступлений против властей. И всё-таки на стадионах началась целая серия восстаний против власти. Юстиниан, чтобы предотвратить дальнейшее распространение волнений закрыл все древние учреждения физкультуры, гимнасии (преподаватели были вынуждены бежать), оставил только византийский ипподром. Кроме того, повсеместно стало распространяться христианство, которое считало физкультуру греховной телесностью. В конце 4 века в Римской империи были запрещены все религии, кроме христианской. Император запретил даже Олимпийские игры, посвящённые Зевсу.

Заключение

КУЛЬТУРА - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах, в организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных благах.

В масштабах общей культуры мы трактуем физическую культуру как творческую деятельность человечества, находящуюся в тесной взаимосвязи с историей общества.

Физкультура зарождалась как ритуальные упражнения, служила средством организации сильного войска, средством сплочения народа. Народные зрелища помогали созданию культа императоров, но именно на стадионах люди подняли первые восстания, которые в конечном итоге привели к гибели рабовладельческого строя и установлению феодального, на то время более прогрессивного.

История рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовке их к трудовой и военной деятельности. Физическая культура оказывает влияние на многие стороны общественной жизни: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.

Физическая культура и спорт способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

Литература

1. Н.И. Пономарёв. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970.-220с.

2. Л. Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982-398с.

3. Коровкин В.П. История древнего мира: Учебн. - М.: Просвещение,1990.-254с.

1 Н.И. Пономарёв. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.:1970, Физкультура и спорт,стр90.