Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов (1870-1934гг.)
Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов (1870-1934гг.)
Просветитель, литератор, член 1 –й и 2-й Государственной Думы (1906-1907 гг.), Т. Эльдарханов – заметная фигура в истории Чечни на рубеже 19-20 столетия. Его деятельность отличало чувство ответственности перед своим народом и демократической Россией. Выступления Т. Эльдарханова на сессиях Думы и в периодической печати характеризуют его как человека, который рассматривал Чечню, Северный Кавказ и Россию, как единое политическое и экономическое пространство, в котором накопилось много общих проблем. Главнейшей он считал достижение народами «цивилизации, просвещения и гуманности».
Т. Эльдарханов родился 1 апреля 1870 года в селении Гехи, в Чечне, в семье крестьянина-середняка. Он закончил русскую школу в Грозном, ремесленное училище во Владикавказе, Тифлисский учительский институт. В институте на формирование Т. Эльдарханова оказали влияние контакты с грузинскими и русскими прогрессивными педагогами.
Своим призванием Т. Эльдарханов считал просветительство. Уже в студенческие годы он начал собирать в архивах Тифлиса и Владикавказа образцы устного творчества своего народа, и в 1900 году опубликовал в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» несколько чеченских легенд на русском языке. В 90-х годах 19 века Т. Эльдарханов работал учителем в Майкопе, в Грозном. В 1911 году в Тифлисе был издан подготовленный им первый чеченский букварь.
Активная просветительская деятельность Т. Эльдарханова принесла ему широкую известность на Северном Кавказе. В 1906 году он был избран депутатом первой Государственной Думы России. Речи Т.Эльдарханова, разоблачавшие политику царизма на Кавказе, безусловно, способствовали пробуждению самосознания горских народов. «Господа народные представители, - сказал Т.Эльдарханов на первой же сессии первой Государственной Думы. - Я - представитель маленьких народностей Терской области: ингушей, кабардинцев, чеченцев, осетин и кумыков. Прошло полстолетия с тех пор, как мы подпали под власть России. Мы надеялись под сенью великой державы отдохнуть, найти покой и счастье. Наши надежды не оправдались… Неудивительно, если на Кавказе имеют место разбои, грабежи и убийства, которые тяжелым бременем ложатся на самих же горцев и их соседей русских... А главная причина нежелательных явлений, - отсутствие образования, невыносимое экономическое положение». Озабоченностью о сохранении добрых отношений между горцами Северного Кавказа и русским народом проникнута речь Т. Эльдарханова на заседании 1-й Государственной Думы 23 июня 1906 года, в которой он изъявил волю чеченского ингушского, осетинского народов, не посылать в Россию контингент для подавления революционных выступлений.
Государственный масштаб мышления Т.Эльдарханова особенно заметен в его выступлениях на сессиях 2-й Государственной Думы. Его речи посвящены не только проблемам социально-экономической жизни горцев, Т.Эльдарханов говорил о земельном голоде трудящихся всей России.
После роспуска 2-й Государственной Думы, Т. Эльдарханов возвращается в Грозный, но власти запрещают ему преподавание в школах Терской области. Он уезжает в Баку, где работает в области просвещения вплоть до февральской революции 1917 года.
После окончания Гражданской войны на Северном Кавказе Т. Эльдарханов был избран председателем ревкома Чечни, затем Председателем Чеченского областного исполкома. Он также работал Председателем Национального Совета в краевом исполкоме в Ростове-на Дону. В 1929 году он вернулся в Чечню, где занимал ответственный пост в «Грознефти». Т. Эльдарханов был человеком благородных идей и, главное – делал все, чтобы претворить их в жизнь.