Основы культурологии (работа 1)
Творческая личность
«Художник» в науке о культуре применяется в более широком смысле значения и подразумевает любую творческую личность независимо от её рода деятельности.
Круг проблем связанных с художником:
проблема несовпадения характера как творца в искусстве и художника как личности в обыденной жизни. (М. Зощенко и С. Есенин): произведения весёлые, склонен к алкоголю, сам грустный, депрессивный.
проблема таланта:
является ли талант наградой и счастьем или наказанием и мучением?
является ли талант врождённой чертой или приобретённым качеством, можно ли его формировать?
Предполагается, что талант даётся от природы, но тем не менее наблюдаются отдельные факты, когда дарование возникало у ничем не примечательных людей путём направленной интеллектуального труда. (Зинаида Райх)
проблема «гений и злодейство» (В. Э. Меёерхольд)
Точка зрения Пушкина: Гений и злодейство – 2 вещи несовместимые.
Сегодняшняя точка зрения: гениальный человек содержит в себе и величественное добро и величественное зло, он умеет находить между этими крайностями равновесие доказывает его гениальность.
проблема «гений и безумие»
А. П. Чехов и Пастернак имели некие странности. Лермонтов на Кавказе, он всегда там, где опасность. Достоевский – стремление к игре. Толстой велел жене переписать «Войну и МИр» 12 раз, был жестоким.
Точка зрения Чезаре Лолебросо: «Талант – это разновидность душевной болезни, всякий гениальный человек безумен».
Современная точка зрения: Причудливое поведение гениальных творцов – это не показатель их сумасшествия, а доказательство их оригинальности, уникальности. (М. Цветаева, 2года-размышляет о смерти, в 16 лет молится на Наполеона)
проблема искренности и фальши.
Каждый художник по роду своей деятельности обязан притворяться. Он живёт в мире иллюзий, однако его притворство не имеет ничего общего с лицемерием, оно является показателем не фальши или лжи, а мастерства, умения жить в творческой реальности. (Г. Вишневская - потушила горящий парик, Г. Волчек – во время отчаяния думает о фильме)
Некоторые художники бывают настолько поглощены иллюзией и притворством, что превращают всю свою жизнь в игру после чего им бывает трудно вернуться к себе «настоящему», отделить «творческую маску от лица» (С. Дали: биография для публики сильно отличается от его собственной биографии)
проблема творческого кризиса. Для каждого художника нет ничего страшнее, чем потеря таланта. Невозможно творить, утрата вдохновения для него всё равно что смерть, т.к. вся его жизнь является творчеством.
Классификация художников.
По Карлу Густаву Юнгу:
Психологический тип художника – знает жизненную реальность, умеет точно отражать её в своих произведениях, знаток психологии людей.
Визионерский тип – богатая фантазия, творит интуицией, отражает в произведениях придуманное.
По Фридриху Ницше
Апполонический тип - художник гармоничный, уравновешенный, поддерживающий традиции, стремящийся отражать мир.
Дионистический – лишён гармонии, неуправляемый, склонен к новаторству, отражает своё Я.
Феномен культуры
Строение культурологи как науки:
Теория культуры – общие принципы и законы.
история культуры – описание периодов культуры, развивающихся в порядке хронологии.
междисциплинарные связи – отношения между культурой и политикой, экономикой, религией, образованием и воспитанием, моралью.
Актуальные проблемы культурологи:
Культура?
Какое общество можно встречать культурным?
Как культура зарождается и развивается?
Вопрос о древних цивилизациях и о переоценки их роли в мировом культурном процессе.
Определении культуры:
«Культура – это создание того, чего нет в природе» -
«Культура – это совокупность духовных ценностей» -
Ж. Бенуа: «Культура – это специфическая человеческая деятельность, характеризующая человека как вид».
Д. С. Лихачёв: «Культура – это активная память человечества, активно же включённая им в современность». (То что ценно)
Ю. Малюга: «Культура – это уникальный общественный организм, имеющий свои законы существования, которые базируются на преобладающих ценностях морали».
П. Гуревич: «Культура – совокупность знаний, смыслов и ценностей, рождённых творчеством человека».
Черты, необходимые для формирования культуры в обществе:
осмысленная речь
переход от конкретного мышления к абстрактному
наличие моральной системы (ряд запретов)
расслоение общества, разбивка его на племена, классы, нации, партии.
умение изготовлять орудия труда и пользоваться или им на практике.
Теории происхождения культуры.
Орудийно – трудовая. К.Маркс и Ф. Энгельс.
Подобно тому как «труд превратил обезьяну в человека» овладение орудиями труда превращает примитивное общество в культурное.
Теория магии. Т. РОззак.
Культура возникает из первобытных шаманских обрядов, когда колдовской ритуал сопровождается изображением людей и животных, пением, танцем. С течением времени религиозные моменты отходят на задней план, а художественные усиливаются.
психологическая теория. Л. Мэмфорд.
Для того, чтобы возникла культура в каждом отдельном человеке и в обществе в целом должны быть развиты такие качества, как абстрактное мышление, умение анализировать, память, воображение. Всё это необходимо чтобы воспринемать явления культуры не только буквально, но и символически.
Определение культуры по Л. Мэмфорду: «Культура – это производство символов».
Ментальность (менталитет) как основа национальной культуры
Ментальность (менталитет) имеет варианта определения:
В быт понимании – национальный характер
в понимании психолога – бессознательная предрасположенность к определённому типу действий или мышления.
в понимании культуролога – совокупность идей, представлений и навыков, которые образуют картину мира и скрепляют единство какой – либо культурной традиции или сообщества.
Менталитет – национальное свойство выделяет и закрепляет те черты характера, которые наиболее присущи конкретному народу (немецкая аккуратность, кавказское гостеприимство, русское милосердие, японская верность клятве).
Менталитет характерен для эпохи, тоже обладает набором психологических черт (первобытный менталитет – преобладание физического начала над духовным, преобладание интуиции над интеллектом).
Менталитет средних веков наделён такими качествами как: крайней степени религиозность в их сочетании с приземлённом, примитивном понимании веры. Человек считался личностью только тогда, когда был похож на какой-либо заранее установленный образ.
Сегодня: чел является личностью, если он ни на кого не похож, уникален.
Сравнение западных и восточных менталитетов:
чел запада постоянно ищет смысл жизни, а если не может его найти-разочаровывается.
Люди востока полагают, что незачем искать смысл жизни потому что всё на свете обладает смыслом, ценностью и значимостью. (торговец янтарём)
Люди запада нацелены на то, чтобы бороться , сопротивляться, побеждать судьбу, любым путём доказывать своё лидерство. Полагают, что жизненный путь можно изменить.
Люди востока считают, что у каждого есть своя линия судьбы и менять её предназначение бесполезно.
Для запад и вост менталитетов совершенно по-разному выглядят такие категории как честь, клятва, долг, милосердие и жестокость. (пьеса – гробница холеати 1000дней стоять у балкона).
западные чел – конкретность, вост – туманность.
чел запада- самолюбие, гордость, унижение и оскорбление болезненно. Люди востока не понимают, что такое унижение.
Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог:
потребность в общении
потребность в познании
потребность найти свои нац. Корни
потребность найти образец для подражания.
потребность в творчестве.
Структура культурной идентификации:
итноидентичность – определение собственной нации.
религиозная идентичность
собственно – культурная идентичность (по крови – русская, по вере – буддизм, культура - шведка)
личностная идентичность – выбор кумира.
Реализуется по 3 направлениям:
выбор кумира (подражание)
выбор идеала (понимание образца для подражания и приукрашивание его качеств)
выбор эталона (- и +качества чел видит в эталоне)
восприятие времени у народов связано с 2 временными моделями:
монохронная – прямая линия=время, каждая точка на ней должна быть занята конкретным делом. В таких культурах ненавидят опоздание (джентльмены ждут 10 мин): англичане, немцы, голландцы, испанцы, шведы, норвежцы, США.
полихронная – спираль, любая точка которой может быть занята чем угодно. Опоздание на 50 мин. Бразилия, аргентина, или на 1,5 часа – народы африки
Художественная информация
Отличия художественной информации (ХИ) от научной:
ХИ неисчерпаема
ХИ имеет глубокую личностную окраску
ХИ не обязана быть достоверной
ХИ связана с соотношением правды и истинны: правда – документ, точный факт; истина – высшие духовные ценности, вечны и могут быть не связаны с конкретными фактами.
В науке есть правда, в искусстве её может и не быть, но истинна есть всегда.
4. ХИ даёт факты и предоставляет нам моральные ценности, впечатления, эмоции и удовольствие.
5. ХИ более устойчива к серьёзным повреждениям и менее – к небольшим.
ХИ тесно связана с конкретной эпохой и бывает, что спустя 50 лет она воспринимается не точно, даже ошибочно из-за того, что многие слова поменяли своё значение.
Теории ХИ:
Карл Густав Юнг. (юнганшество)
Теория базируется на понятии архетип - образец личности или ситуации, которые всегда были и всегда будут. Архетипы проходят неизменно через все произведения мирового искусства, поэтому ХИ, по мнению Юнга, очень стабильна. В ней меняются только отдельные штрихи, а в целом она повествует о вечных категориях (всего в мире насчитывают не более 30 сюжетов).
Архетипы: герой, злодей, мудрец, авантюрист, верная жена, роковая женщина, двойник, младший брат, мать, образ смерти.
Архетипы ситуаций: подвиг, предательство, запрет, нарушение запрета, встреча, расставание, соперничество, война, измен, путешествие.
2. Роман Ингарден (феноменология)
Теория показывает нам безграничную широту понимания художественного произведения. По мнению ингарда, ни одно восприятие не имеет право считаться неверным.
Восприятие зависит от множества факторов:
- эпохи
- нации
- менталитета
- образования
- воспитания
- темперамента
- характера
- возраста
- моды и настроения
В феноменологии многое базируется на понятии «интенция» (-намерение, замысел). Произведения, на которые устр интенция считается «живым». То произведение, которое не воспринемается, по мнению учёных, как бы даже не существует, а только является мёртвой, шаблонной заготовкой.
3. Структурализм. В. Шкловский и Роман Барт.
Теория настаивает на том, что главное в произведении – это его знаковая система, определённая шифровка, при которой автор кодирует дополнительную информацию, а наша задача её найти и расшифровать.
игровая концепция. Йохан Кейзинг.
Между культурой и игрой данная теория нах. много общего.
Культура и мораль
Центральное понятие морали следует воспринимать с учётом субъективности эпохи и народа.
Круг проблем, связанных с отношениями между культурой и моралью:
проблема морального долга культуры.
можно ли человеку, обладающим громадным дарованием всё простить за его талант?
как оценивать изображение зла в искусстве?
каким путём возможно реформировать культуру в сторону морали?
почему великая культура может не спасти нацию от потрясений, бед, катастроф?
Строение культуры
Деление культуры на типы:
I классификация выделяет:
материальная культура
духовная культура
промежуточная стадия – материальный носитель духовной культуры
II классификация
Тип и признак |
Элитарная культура |
Массовая культура |
Фольклор или народная культура |
||||
автор |
Автор есть и обладает яркой индивидуальностью |
Автор есть, но его индивидуальность выражена не четко |
Предполагается, что автора нет, что произведение творит народ |
||||
Отношение к моде |
Нет связи с модой, это культура на века |
Прямая зависимость от моды, поэтому данный тип культуры переменчив |
Нет связи с модой |
||||
уровень |
Очень высокий, профессиональный |
Средний или ниже среднего, может быть не профессиональным |
Непрофессиональный, но при этом какой угодно, от высочайшего до примитивного |
||||
аудитория |
Интеллектуальная часть населения |
Подразумевает, что всё население на самом деле – менее требовательная его часть. |
Всё население |
Возможны переходы культуры из одного типа в другой (джаз появился как народная негритянская музыка, потом стал массовой культурой, а в наши дни считается элитарный; возможен обратный процесс)
III классификация: ступенчатая
Ступени располагаются по мере уменьшения масштаба: от наиболее всеохватной к наиболее конкретной.
1-ая ступень мировая культура
2-ая ступень национальная культура
3-ая ступень субкультура и контркультура
4-ая ступень личностная культура
Субкультура – культура определённой части населения внутри одного народа.
Выделяется по следующим признакам:
по классовой принадлежности
по профессии
по возрасту
по этническим признакам
у каждой субкультуры имеется свой жаргон, мировоззрение, убеждения, привычки и стиль жизни. Тем не менее все субкультуры входят в один и тот же народ, обладают общим менталитетом.
Признаки субкультуры интеллегенции:
уважение и знание, куль книги, культура переписки
убеждённость, умение в любых условиях отстаивать свои идеалы и ценности.
деликатность, нежелание строить своё счастье на чужой беде
идеализм, т.е. убеждение в том, что идеалы есть, что они святы, что ради них ничем не жалко пожертвовать.
Контркультура – понятие впервые произносит Т. Роззак в 1960г., подразумавает оно систему молодёжных движений, возникших в середине XXв., как форма протеста на общественный уклад того времени.
Основные компоненты культуры:
хиппи
панки
байкеры
металлисты
готы
эмо
у каждой из ветвей контркультуры есть своя идеология, система ценностей и очень яркий внешний имидж.
В наше дня понятие контркультура приобрело ещё 2 значения:
субкультура любой группы, которая преднамеренно нарушает традиционные нормы, законы и принципы.
любое направление в культуре, которая выглядит очень непривычным, странным
Гуманизм
- в современном понимании – чел.
В трактовке эпохи возрождения мировоззрению основ на увеличение к челу на подчёркивание его духовной нации и свободы.
Временные рамки эпохи возрождения 26 апр 1335г, VIв.
Основные концепции культурологи (культура и цивилизация)
Понятие цивилизация имеет несколько значений. Наиболее традиционное из них подразумевает развитую культуру, ограниченную локальными и территориальными рамками.
По определению В. Де Мирабо, цивилизация – то, что противоположно дикости.
Совершенно новую концепцию цивилизации предлагает Освальд Шпенглер. По его мнению, цивилизация не только не подобна культуре, но и даже противоположна ей.
Цивилизация – старческий возраст культуры наиболее поздний этап её развития, характеризующийся техническим прогрессом , но одновременно деградацией нравов.
Отличия культуры от цивилизации
культура |
цивилизация |
||
Ценится добро, истина и красота |
Ценится выгода и польза |
||
Общение происходит на личностном уровне |
Общение идёт на уровне информации |
||
Развитие идёт в глубь |
Развитие идёт в ширь |
||
Эмоциональность |
Безчувстввенность |
||
Оригинальность, уникальность |
Стандарт |
||
творчество |
производство |
||
Цель человека: духовное саморазвитие |
Цель человека: потребление |
||
Внимание к людям и образам |
Внимание к вещам и предметам (объектное поведение) |
||
Преобладание животного человеческого начала |
Пробладание машинного технического начала |
Шпенглер настаивает на том, что каждая культура обладает своей душой, ценностями, имеющие прочную психологическую основу. Полагает, что все элементы культуры очень тесно связаны до такой степени, что одни из них можно обменять через другие.
Он чрезвычайно понимает понятие культурного кризиса - это катастрофа, за которой следует только гибель общества.
В отличии от Шпенглера карл Ясперс полагает, что кризис – это не трагедия, а переломный момент, откр людям выход на новые пути развития. В концепции Ясперса акцент переносится с политики и экономики, как культурообразующих факторов на духовность, религию и менталитет, которые он считает показателями нац самобытности.
Центральная идея – осевое время – период с VIII – II вв до н. э. когда были созданы великие культ ценности, до сих пор непревзойдённые никем.
Достижения осевого времени:
создание всех концепций философии
формирование мировых религий (кроме христианства 1в н. э. и ислама 7в)
великолепные достижения искусства в древней Греции, Индии и Китае
формирование современного психологического типа человека.
Концепция Н.Я.Данилевского: авторы делят все народы на 3 категории:
положительные творцы культуры
отрицат. творцы культуры
этнографический материал или «сырьё»- народ, податливый чужому влиянию.
Концепция Арнольда Тойнби. Концепция вызова и ответа настраивает на том, что культуру формирует препятствие.