Минимализм в дизайне интерьера

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование учреждение высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Курсовая работа

«Минимализм в дизайне интерьера»

Н.Новгород

2010



Содержание

Введение

    История японского стиля

    Секрет ярких эмоций

    Философия пустоты

    Безусловность в интерьере

    Свет

    Цветы

    Аксессуары

    Минимализм в практике

Заключение

Библиография

Словарь



Введение

Современный интерьер – это архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. В современной Европе постоянно растёт интерес к восточной культуре. Более того, на Западе сейчас очень модно всё, что имеет отношение к Востоку. Особенно жителей современных мегаполисов привлекает Япония - самобытная, таинственная страна, многовековые традиции которой соседствуют с последним словом прогресса. Хорошо видны японские корни этого направления. Выполненные в строгой графической гамме стены, пол и потолок, отсутствие плавных линий, сдержанность и скупость меблировки, почти полное отсутствие декора и продуманное функциональное освещение напоминают традиционный японский интерьер.

Японский стиль оформления современного интерьера набирает популярность. Многим приходится по душе его простота, элегантность, функциональность, а также необычные решения привычных задач. Кроме того, японский интерьер защищает человека от невзгод внешнего мира: закроешь дверь - и все неприятности останутся снаружи. Минимализм – современная интерпретация древневосточного стиля. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Минимализм это вкус и заслуга Японской культуры с ее философией с ее гармонией и отрешенности от переполненного желудка.

Искусство стремится активизировать воображение, мысль, отойти от сентиментальной стандартизированности эмоций и банального истолкования художественного творчества, к максимальной практичности и эффективности как внутри, так и снаружи. Основная идея минимализма – координальное преобразование материала и способов его организации – намеренно акцентирует внимание на том, что предметом искусства должны служить явления, кажущиеся привычными, обыденными, повседневными.

Минимализм в дизайне сегодня распространился среди самых разных слоев общества во всем мире, в том числе и в России, особенно в крупных мегаполисах. Зародилось это направление в среде художников, интеллектуалов, ограниченных в средствах и имеющих определенную философию, а сейчас его исповедуют не только непризнанные бедные гении, но и те, кто может позволить себе самое роскошное убранство жилья.

По мнению дизайнеров, минимализм — самый востребованный стиль на сегодняшний день. Он ассоциируется с эксклюзивностью и богатством, отличаясь высоким качеством используемых материалов, тем не менее, этот стиль основан на принципе построения строгих, предельно простых форм, идеальной гладкости фактур и четкости композиций. Самая важная деталь этого стиля — грамотно организо-ванное пространство со спокойным освещением, игрой контрастных цветовых сочетаний. Это тяга к чистоте и совершенству, созданию иллюзии бесконечного открытого пространства и невесомости. Ничего лишнего — вот основной девиз минимализма.

Целью исследования является изучение японской культуры и традиций, от корней зарождения до современных интерпретаций стиля, сформулированных в самых разнообразных формах самовыражения.

Задачи исследования: - знакомство с историей возникновения традиций, духовная и материальная культуры Японии; - проследить, как материальная культура Марокко проявляется в дизайне интерьера кафе и ресторанов; - проследить перспективы применения марокканского стиля в дизайне интерьера общественных заведений.

Предметом исследования является японский стиль, со всеми его составляющими: от стен, потолка и пола, мебели, ткани, декора, света до ремесленных изделий, посуды и украшений в дизайне интерьера. Основная идея моего исследования: выяснить, почему японский стиль становится популярным в дизайне интерьера.

При исследовании этой темы я воспользовался следующими методами: сравнительно-исторический метод, анализ, моделирование, метод наблюдений.



История японского стиля

В связи с суровыми природными условиями, восточной философией и религией, как простым японским крестьянам, так и военному сословию мелких дворян не чужды были такие понятия, как «ваби» — осознанная простота, рациональность, бедность; «саби» — тень, грусть, душевная печаль; «дзими» — беспретенциозность, покорность судьбе. Сочетание этих важных факторов японской эстетики распространилось практически во все сферы жизни, в первую очередь, на организацию жизненного пространства. Даже японская знать, прекрасно ориентировавшаяся в предметах роскоши, прибывавших из Европы или других стран Востока, традиционно сохраняла верность простоте и сдержанности национального жилища.

Японский дом — это сплошной функционализм: ничего лишнего, отвлекающего, поэтому в оформлении помещения используется один, в крайнем случае, два цвета. Предпочтение отдается белому и коричневому тонам, а также светлым природным оттенкам: бежевому, кремовому, молочному. Белый — цвет чистоты, гармонии и безупречности. Он создает иллюзию бесконечного пространства и невесомости. Темно-коричневый подчеркивает строгость геометрических форм, подразумевает силу земли, надежду на процветание, стабильность.

Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхностей стен, потолка. Ткани — тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк.

Чтобы яснее понять, что такое японский интерьер, нужно иметь представление о некоторых особенностях японской культуры и мироощущения восточных жителей. Их отличает терпение и высокая духовность, философский подход к жизни и даже некоторое стремление к аскетизму. Поэтому японскому жилищу свойственны монохромность, четкость композиций, предельная простота оформления.

То же самое относится и к освещению. По восточному учению свет и тень — инь и ян — едины и неразлучны. В то же время именно в их противостоянии, в борьбе восточные люди видят истинную красоту и гармоничное равновесие естества. Игра света и тени в пространстве для дизайнеров стиля минимализм предпочтительней всяких украшений. Недаром Япония зовется Страной восходящего солнца! Робкие утренние лучи проснувшегося светила, роняющие первые блики на стены домов и белые цветы сакуры, — вот образ светового оформления пространства в японском стиле.

Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.

Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.

Своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Так, ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» около шестидесяти раз.

Разумеется, это обусловлено не только религиозными убеждениями (ведь считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Стало быть, не нужно искать способа борьбы с мраком – его нужно опоэтизировать и тщательно обозначить.

Кстати, с металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его использование сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, а влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.

Японцы фантастически тонко играют со светом и пространством. Многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться, оставаясь при этом в комнате. Для утонченных японцев это крайне важно, особенно если дом имеет один этаж почти ничем не разделенного пространства.

Тем не менее, все это касается Японии достаточно далекой от той, которая существует сейчас. Верность традициям была неотступной лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться заимствованиям, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, технологии с использованием кирпича и камня. Новые постройки быстро завоевали популярность, но вскоре свое слово сказала природа – Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.

К новым материалам вновь обратились после второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.

И, несмотря на мощный индустриальный прогресс, японцы остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия.

На мой взгляд, восхитительная идея. Даже при всей окончательности и неизбежности технического прогресса они прилагают максимум усилий для создания продуманного доступа к свету, природе и наслаждению от созерцания прекрасного.



Секрет ярких эмоций

"Меньше, значит больше" - Ван Дер Роэ .

По-настоящему открытая европейской цивилизацией сравнительно недавно, Япония все еще остается загадкой, несмотря на то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят и пишут. Этой страной восхищаются, ее изучают, ее уникальному опыту пытаются подражать, но считается, что европейцам, никогда не стоявшим на страже каждого сантиметра и не испытывавшим неудобств от излишества вещей, понять ее достаточно сложно.

Японская культура руководствуется принципом: «всё лишнее безобразно». Основа японского – пустота, подчёркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах

Минимализм – это, прежде всего, жизненная позиция и мировоззрение людей, ответивших обществу потребления, мещанству отказом от привычных вещей и жизненных установок, царивших в то время в обществе. Нездоровая страсть иметь все «как у всех» не приветствуется минимализмом и искореняется им, дисциплинирует людей и помогает избавиться от того, что им не нужно. Такой осознанный аскетизм противопоставляется излишествам, простые и грубоватые материалы и отделка – дорогим и оригинальным. Поэтому неудивительно, что минимализм по-прежнему остается антимодой, воззрением тех, кто не стремится быть как все, следовать за обществом преуспевающих и удачливых и занимается творчеством

Для минимализма характерны предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, ясность композиции, монохромность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями, графичность. Часто минимализм выбирают для оформления интерьера из-за ограниченности пространства. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью (ничего лишнего). В мебели минимализму свойственны современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.

Минимализм – это чистота, совершенство и комфорт, работа носит свой базис на трех незыблемых китах: воздух, объем и плоскость. Сопутствуя теории минимализма, в интерьере не должно быть сложных детализированных элементов – они отвлекают, не должно быть и ярких цветовых решений. Освещение ровное, спокойное, регулируемое. Гамма монохромная, помещение должно быть оформлено в единой цветовой гамме, основу которой составляют черный, коричневый и бежевый тона. Благодаря этому интерьер выглядит очень графично.

В архитектуре и дизайне слияние Востока с Западом выплеснулось в минимализм - самый яркий и самый спорный стиль второй половины ХХ в. Минимализм универсален. Пронзительная чистота линий и ясность пространства, уравновешенный, гармоничный интерьер - альтернатива безумному темпу современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить границы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений - и пространство, в котором живем, адаптируется, изменяется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться - отличительная черта минимализма. Все просто, четко, и в то же время - это постоянный поиск, возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент.

Здесь нет места лишним деталям. Одна яркая вещь, вроде бы небрежно брошенная в интерьер, а на самом деле четко уютная и максимально необходимая, способна рассказать больше, чем музейная экспозиция картин на стенах или иные, пусть милые сердцу безделушки (тяжело отказаться от так называемых семи слоников на комоде). Избавляясь от лишних вещей, освобождая себе жизненное пространство, мы одновременно раскрепощаем свой внутренний мир. Естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная стремлению к душевному покою, внутренней гармонии, - вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни творческому методу Тициана, который использовал три краски, создавая ими свою цветовую гамму.

Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает большую площадь: чем больше пространство, тем проще расставить акценты. При этом могут использоваться как дорогие, так и дешевые отделочные материалы, но сам интерьер всегда будет дорогим, и прежде всего по содержанию - внутренней, скрытой наполненности, где органично сочетаются рассудочная упорядоченность, утонченная чувственность и богемная легкость. Не случайно к этому стилю чаще склонны люди с богатой фантазией.

Философия пустоты

Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной крепостью, а микрокосмом - пространственным и свободным, не боящимся чуждых вторжений. Именно поэтому в последнее время минимализм размывается эклектичными вливаниями из других стилей. А это - свобода! Свобода от условностей.

Кому-то покажется, что минимализм скуп и по-спартански суров: вовсе нет, он по-своему роскошен, весел и беззаботен, он широк и космополитичен, как наше грядущее, как время Будущего

Основной целью минималистского дизайна - это увеличить пространство и как можно больше сократить количество предметов в доме. Простой пример азиатского дизайна, в частности, классического японского дизайна, который был источником вдохновения для минимализма. Известные дизайнеры, которые впервые включили идеи минимализма в дизайн - это Людвиг Мисс ванн дер Роэ и члены голландского De Stijl движения искусства. Мисс ванн дер Роэ сосредоточено изучал внешний образ здания, прежде чем приступить к планированию дизайна внутри помещения.

Дизайнеры и архитекторы в минималистском дизайне интерьера уделяют главное внимание пространству помещения. И задаются вопросами: как визуально будут восприниматься пересекающиеся плоскости, цвета, фигуры и т.д. Чтобы тонкий стиль минимализма не был обескуражен стилевой безвкусицей

Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в далеком XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гете, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу – эмблему мобильности, поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать Фортуну в виде «девочки на шаре» – непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности.

Безусловность в интерьере

Минимализм строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.

Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В стиле минимализм самое важное — грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света.

В минималистском интерьере это слово относится ко всему: мало предметов мебели, мало деталей, мало декора, но это не означает отсутствие вкуса, а напротив присутствия утонченности в выборе формы и расположения. Каждый из предметов должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера. Поверхности должны быть идеальными, цельными. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета, любимый из которых белый - наиболее подчеркивающий линии предметов. Оживляется интерьер за счёт немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном. Это может быть ваза, икебана, картина, инсталляция. Преодолевая "эклектизм" постмодерна выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использование новационных материалов, современных конструкций и форм. Вальтер Гропиус, Марсель Бреер и другие начали применять сталь и другие металлы в дизайне мебели. Финский архитектор Алвар Аалто экспериментировал с клееным деревом, создавая экстравагантно изогнутые формы, Мис вван де Роз создавал свои знаменитые кресла с кожаными ремнями вместо обивки.

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов.

Любимый цвет минимализма — белый. Поэтому в данном стиле приемлемо оформление светового пространства только в белой или бело-желтой цветовой гамме спектра. Белый цвет обычно выбирается и для абажуров осветительных приборов.

Так, например, светлые матовые светильники-призмы, выстроившиеся в линию, наполнят жизнью молочные или охристые тона стен. При этом фрагмент интерьера приобретает свой неповторимый нюанс света и тени.

Итак, комната, выполненная в японском стиле. Данный дизайнерский проект выглядит достаточно эстетичным и современным. Основными элементами в оформлении комнаты восходящего солнца, бесспорно, являются легкие прозрачные ширмы-перегородки из стекла и натурального дерева, выкрашенного в темно-коричневый цвет. Особый шарм перегородкам придают иероглифы — неизбежный атрибут украшения жилья в японском стиле.

Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Использование металла в интерьере придает ему острую современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу радости и легкости.

Такие интерьеры напоминают графику - жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты.

В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно отдыхать, они не раздражают и, несмотря на свою "нордическую" строгость, уютны и спокойны



Свет

И естественный, и искусственный свет в минимализме — это живые стихии, которые требуют соответствующего к себе отношения. Недостаточно просто эксплуатировать функциональные свойства света: он способен вдохнуть в дом жизнь лишь в том случае, если получит свободу самому оставаться живым — быть гибким, динамичным, иметь потенциал для развития. В то же время он должен подразумевать некую тайну, даже каприз, создавать волшебную игру бликов и теней.

Никаких сияющих люстр и громоздких светильников в комнате быть не должно. По сути, дизайн осветительных приборов в таком интерьере вторичен. Светильник в стиле минимализма должен быть незаметным, неброским. Поэтому для абажуров используются легкие, натуральные материалы: прозрачное и матовое стекло, пластик, шелк. В моделях светильников этого стиля применяются также фетр и бамбук.

Раньше японские светильники делались из специальной рисовой бумаги. Некоторые современные японские дизайнеры и сегодня используют старинные технологии в своей работе.

Однако к нам светильники из бумаги чаще приходят не с Востока, а с Запада. Европейские дизайнеры подхватили эту простую, но такую заманчивую идею и обогатили ее современными технологиями. Бумага для современных светильников подвергается специальной обработке — пропитке, в результате чего светильник обладает противопожарными, водоотталкивающими и пылеотталкивающими свойствами. Подобные световые приборы можно применять даже для освещения общественных мест. Тем не менее, главная функция бумажных светильников — освещать жилые помещения: гостиные, спальни, кабинеты. Они обладают мягким, успокаивающим светом, создают атмосферу интимности и уюта, необходимую для успокоения перенапряженных нервов современного человека. Останавливаясь на природных тонах — коричневом и белом, натуральных текстурах — бумаге и дереве, отдыхают глаза, уставшие от уличного бетона, неона и хромированной стали.

Таким экологически чистым светильником в вашей квартире может стать лампа на письменном столе или торшер в углу у дивана, а может, и плоский бумажный абажур с деревянной рамкой, прикрепленный к потолку и сочетающийся по стилю с японской перегородкой сёдзи. Особенно хорошо плоский потолочный светильник будет смотреться в небольшой по размеру комнате с невысоким потолком.

Его должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда особенно щепетильный подход к дневному свету и источникам освещения. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» – конструкция из бумаги и металлического каркаса, – на деле очень важный элемент интерьера. Эта лампа называется акари. Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и на самом деле служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не могло быть и речи: бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый свет и матовость. Свет должен быть мягким. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности. Лучше всего использовать бумажные абажуры.

На окна целесообразнее повесить жалюзи или короткие полупрозрачные шторы в виде ровного квадрата, прикрывающего стекло. Подобным образом японцы затягивали окна белой рисовой бумагой, которая служила своеобразным фильтром от ярких солнечных лучей, и тем самым получали мягкий рассеянный свет. Удачным дополнением служит встроенный потолочный фонарь, выполненный в том же стиле и в тех же прямоугольных геометрических пропорциях. Матовые полупрозрачные стекла пропускают через себя мягкий рассеивающий свет, создающий комфорт и гармонию, присущие японскому жилищу. Это — картина восточного утра, световая композиция проникающих сквозь молочную пелену солнечных лучей, озаряющих все пространство, которому нет границ. Все здесь открыто свету.

Неяркий рассеянный свет очень ценится японцами, и именно его игра оживляет незамысловатую простоту японской гостиной. В этой квартире по-иному ощущается время, оно вместе с пространством словно перетекает из одного помещения в другое. Потому в такой японской комнате чувствуешь себя легко и свободно.

Цветы

Философия японского дома тесно связана с природой, поэтому вполне уместно в квартире минималистского стиля украсить живыми цветами стену или пол.

Практика показала, что фитодизайн интерьера, оформление интерьеров цветами само по себе очень технологично. Поскольку цветы, как оформительский материал, применимы для украшения интерьера практически любого типа - от ресторана, гостиницы, офиса, до кабинета руководителя, квартиры, бизнес-центра.

А, во-вторых, цветы - это такой особый элемент интерьера, который не только очень органично сочетается с любыми дизайнерскими материалами и архитектурными решениями, но часто их объединяет в одно целое. То есть, интерьер и цветы, фитодизайн и дизайн стали сочетанием неразрывным.

Для минимализма применимы цветы живые в вазах или икебана. Миниатюрное деревце бонсай поможет проявить свои способности художника, ведь сначала надо создать желаемый образ в своём воображении. Однако пустота в японском стиле сочетается с красотой. А красота – это природа. Единение с природой могут подчеркнуть цветы. Это могут быть живые цветы в вазах, растения в горшках, а также икебаны из живых или сухих цветов



Аксессуары

Аксессуары - строго отобранные - несут главную смысловую нагрузку, играя акцентную роль, и служат полному завершению интерьера. Наличие ковра на одноуровневом, ничем не обыгранном полу необязательно, но если таковой присутствует, то он без рисунка, одной текстуры - или с плавным рисунком в противовес выверенной геометрии линий интерьера. Поверхность низкого журнального столика чаще ровная, открытая либо поделена на равные квадраты, которые вместе с витражом из матового стекла поддерживают пространственную композицию. Окна (как правило, с минимумом декора или без него), выполняя прямую функцию источника света, придают прозрачность интерьеру. Они же создают магическую игру полутонов и цветовых пятен.

Конечно, неожиданные элементы чрезвычайно оживляют и украшают интерьер любого дома. Так и комната, выдержанная в стиле минимализма, может быть дополнена деталями и предметами декора, отражающими ваше настроение и характер, ваши вкусы и увлечения. Если добавить в стиль минимализма немного африканских мотивов, моно увидеть, насколько хорошо они впишутся. Имеющий восточные корни минимализм, придя на Запад, смягчился, приобрел европейские черты, позволив себе плавность линий в деталях, что уравновешивает и гармонизирует интерьер.

Дополнительными аксессуарами в дизайне комнаты служат небольшие картины в выдержанных тонах, обрамленные темными деревянными рамками. Торшер с большим цилиндрическим плафоном из белого пластика ненавязчиво устроился у изголовья дивана, давая возможность хозяину квартиры отдохнуть с газетой или книгой в руках.

Смысловым центром интерьера, выдержанном в восточном стиле, могут стать и светильники. Например, подвес «Наna I», что в переводе с японского означает «цветок», сделан из традиционных японских бумажных вееров, в которых удивительным образом сочетается японская эстетика и европейская технология. А свет, наполняющий таинственным свечением бумажные фонарики, настолько красив, что не поддается никакому словесному описанию. Душевно и в то же время динамично будет смотреться в комнате в стиле «минимализма» светильник «Smile, smile, smile», или «Улыбнись, улыбнись, улыбнись». Он состоит из маленьких прозрачных колокольчиков, дрожащих от легких порывов ветерка и излучающих мягкий прозрачный свет.

Минимализм в практике

Вообще, в минимализме — стиле, основанном на принципе «чем меньше, тем лучше», не так-то просто прийти к гармонии своего внутреннего мира и интерьера, сделать выбор между привычными, устоявшимися традициями и «новым» восточным веянием. Так, например, человеку, живущему в центре большого города, трудно представить свою квартиру без карнизов, занавесок, глухих звуконепроницаемых стен и т.п.

Японское жилище — это, прежде всего обилие свободного пространства, заполненного светом и способного к трансформации, между тем как наши стандартные квартиры не всегда располагают достаточной площадью.

Еще одним важным моментом в интерьере японского стиля является подиум. В Стране восходящего солнца с давних времен принято делить пространство на зоны. Это достигалось не только установкой ширм-перегородок, но и частичным повышением уровня пола, который зрительно как бы увеличивал полезную площадь жилища.

В первую очередь следует думать об удобстве и практичности и только потом о модных тенденциях. Красиво декорированная квартира должна оставаться жильем, местом, где придется проводить большую часть своего времени. По - этому, оформляя свой дом в стиле минимализма, просто придерживайтесь определенного направления и цветовой палитры. На самом деле смешение стилей, если в интерьере помещения присутствует какое-то единое связывающее звено, не так страшно, как это обычно преподносят. Тем более что зачастую такое смешение видно только профессионалу.

Так, например, очистить квартиру от всего лишнего не значит избавиться от шкафов, ковров или приятных безделушек. Достаточно того, чтобы все эти предметы гармонично вписывались в обстановку, не привлекая к себе особого внимания.

Шкафы должны быть полностью закрытыми, ящики, мебель и подиум выполнены в строгом, с прямыми углами и линиями стиле. В качестве отделки желательно использовать только натуральные материалы, такие как дерево, кожа, камень, стекло и т. д.

Минималистский дизайн дома может носить современный характер, а может быть, и обустроен в стиле минимализма. Формы интерьера, цвет и текстуры - главные показатели стиля. Освещение, как правило, промышленного дизайна с акцентом путиведущего освещения в искусных светильниках. Современный минималистский дизайн вырисовывается в белых или нейтральных тонах. Обычно акцент делается на стены, где практически нет декора. Большое пространство голых стен в максимально естественных тонах или применение стекла в виде декора, используется для создания ощущения воздушности. Современный минималистский дизайн смело использует геометрические формы вместе с полированной отделкой. Одним из видов минимализма - это внедрение ассиметричного баланса. Текстура в холодном минимализме сведена к минимуму, а форма превосходит функциональное предназначение. Мебель имеет рационализированные формы и оббита тканью или кожей в нейтральный цвет или тон на тон с узорами. Металлические акценты в виде нержавеющей стали или хрома декорируют некоторые части мебели, оборудования и арматуру - тоже являются частью стиля минимализма. Деревянные поверхности шкафов полируют или лакируют в более белые света древесины. Полы, как правило, из: бетона, дерева, линолеума или плитки и несут легкий характер уборки.

С другой стороны современный минимализм может, отличается строгим характером в стиле дизайна, но с более мягкими формами, линиями, цветами. Плавные изгибы и округлые линии складываются в интерьере путем смещения плоскостей, мебели и аксессуаров. Стены нейтральны, но более с теплыми оттенками, к примеру, темно-серый цвет, коричневый, кремовый или бежевые тона. Смелые, яркие цвета, часто применяют в тех местах, где требуется роспись стен или красочная обивка ковров. Текстура является важным компонентов в придании тепла и уюта в современный минималистский дизайн дома. Микрофибер или велюр - это ткани, который добавляет мягкие штрихи в интерьер. Например, велюровые диван и кресла или плюшевые коврики вносят мягкость, уют и тепло в интерьер. Яркие насыщенные цвета наполняют пространство современной энергией.

Минимализм, является популярным стилем дизайнеров интерьера. Если взглянуть на европейский стиль, то иногда в нем можно увидеть проблески минимализма, а иногда бушующий минимализм в пространстве. Однако последняя тенденция минимализма в интерьере набирает свой оборот; не за счет моды, а за счет удобного интерьера.

Кроме философских воззрений и жизненных приоритетов минимализм – это еще и дешево, гораздо дешевле, чем многие думают. При этом вариантов обустройства жилья в духе минимализма существует не меньше, чем в традиционном стиле. И даже владельцы малогабаритных квартир смогут стильно обустроить свое жилье, проявив лишь немного смелости и фантазии. Если вы уже решили стать приверженцем минимализма и превратить свое жилье в образец этого направления, то вам будет полезно прочесть следующие рекомендации.

Минимализм требует, чтобы обои в комнате были однотонными, неважно холодные или теплые это будут тона, гладкая или шероховатая поверхность – это дело вкуса. На рынках, где спрос на них небольшой, такие обои стоят дешевле, чем обычные, с узорами и различными оттенками. В принципе, можно обойтись и вообще без обоев, покрасив стены валиком и обтянув их полотном, которое является хорошим декоративным материалом и может заменить ковер. Однородность стен можно разбавить фотографиями или картинами, а также рисунками на самих стенах. В любом случае, главное не переусердствовать и не перегрузить визуальный фон – какой уж тут тогда минимализм.

Окна в минимализме выполняют только свою основную функцию – пропускают свет и ничего больше: это не конструкции для занавесок и гардин. От яркого солнечного света можно спрятаться с помощью соломенных или металлических жалюзи. Оконные рамы, а с ними и двери, трубы, батареи можно выкрасить в яркие цвета: оранжевый, зеленый и т.д., причем в каждой комнате цвета должны быть разные.

Что касается пола и потолков, то последние чаще всего остаются белыми, синими, голубыми, с нарисованными звездами или облаками. А для пола подойдут любые материалы, хотя можно оставить их и в первоначальном виде или использовать подиумы, чтобы подчеркнуть какие-либо элементы помещения и акцентировать внимание на его неоднородности.

Вместо шкафов в минимализме используют стеллажи, полки, этажерки, которые хорошо подходят и для установки комнатных растений. Для размещения одежды обычно используются вешалки или платяные шкафы.

Простота – это главная черта минимализма. Простота убранства жилья отнюдь не свидетельствует о том, что у вас неправильный подход к его обустройству. Напротив – это позволят вам выразить себя, отбросив все лишнее.



Заключение

В целом, подводя итог, следует заметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, минимализм в интерьере оставляет большой простор для творчества. Возможность модификации интерьера в соответствии с индивидуальными предпочтениями – добавлять характерные детали, играть с цветовой гаммой, подбирать нестандартные формы и аксессуары.

Сказать, что культура уникальна и неповторима, как никакая другая – значит не сказать практически ничего. Именно её непохожесть и загадочность так привлекают нас. Чтобы создать японский интерьер, нужно понимание культуры этой загадочной страны, особое восприятие мира, которое и отражается в обустройстве. Для Востока, в том числе и для Японии, характерна интровертность, сосредоточение на внутреннем мире и ощущениях. И поэтому такой интерьер практически всегда минималистичен и в этом зачастую таится философский смысл. Иными словами, духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него. Лишь несколько предметов обстановки много свободного пространства – таков классический японский интерьер. Но каждая вещь имеет своё назначение – создавать и сохранять гармонию в доме



Библиография

1. В. Н. Хлопотникова – Минимализм: «История первичных структур»

2. Ларченко – Интерьер: дизайн и моделирование;; Питер, 2001 г.

3. Елисеев В., Елисеев Д., – Японская цивилизация, Екатеринбург, 2005 г.

4. Браиловская Л.В. – Дизайн интерьера в восточном стиле, М., издательство «Феникс», 2004 г.

5. Путешествие в историю интерьера. Путешествие шестое: Интерьеры эклектики. АрхиДом. – 2007 г.

6. Алексеева И.Ф. – Стили интерьера (2003), , Ниола 21-й век, 2004 г.

7. Хрусталева С. – Стили в интерьере. – Диля, 2006 г. – 192 с

8. Дизайн, Иллюстрированный словарь – справочник/Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов – М «Архитектура-С», 2004 г.

9. Алексеева И.Ф. – Стили интерьера. - Никола 21 век, 2003 г. - 94 с.

10. Энциклопедия. Искусство. – М.: Издательство «Русское энциклопедическое товарищество», 2002 г.

11. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

12. Крапивина И. В. – Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. Нсб., 2003 г.

13. Шепетис Л.К. – Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. – М.: Наука, 1993.

14. Власов В.Г. – Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995. – 540 с.

15. Кофман В.Л., Рысин Н.Г., Япония. Карманная энциклопедия,М., 2000 г.

16. Чхартишвили Г., Мир по-японски. Сборник статей, С-П., 2000 г.

17. www.designstory.ru

18. www.irk-stroy.ru

19. www.mebel-massiv.narod.ru

20. www.dekofasad.ru

21. www.rosdesign.com

22. www.deforum.ru

23. www.vashdom.ru

24. www.studiamebel.ru

25. www.djournal.com.ua

26. www.novate.ru



Словарь

Акари — световая скульптура (Akari Light Sculptures) - это название нового светильника, дизайнером которого является Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Японский термин "акари" обозначает легкость и свет. Это две характеристики светильника: он сделан из бумаги, и поэтому очень легкий и, с другой стороны, дает оптимальное освещение. Светильник находится в Музее Дизайна Витражей (Vitra Design Museum), который его и произвел.

Бонсай — (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.

Ваби — с японского языка, осознанная простота, рациональность, бедность.

Саби — с японского языка тень, грусть, душевная печаль.

Дзими — с японского языка, беспретенциозность, покорность судьбе.

Седзи — с японского языка, двери-перегородки из бумаги и бамбука