Место науки и религии в развитии общества

Контрольная работа

Оглавление

1. Буддизм………………………………………………………………………….3

2. Наука эпохи Просвещения……………………………....……………………..8

3. Возникновения книгопечатания……………………………………………...12

Литература…………………………………………………..……………………15

1. Буддизм

Буддизм – древнейшая из мировых религий, сыгравшая важную роль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации. До настоящего времени он оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни значительной части населения стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В мире насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. По существу, буддизм – это грандиозный социо-культурный комплекс, мощная культурная традиция.

Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамы относится к 6 в. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас письменных источников, повествующих о нем, датируются 1 в. до н.э. Поэтому неудивительно, что описание жизни Будды дополнено легендами и мифами, и отделить фактическое от легендарного сложно. За многие сотни лет своего существования буддизм разделился на множество школ, течений и направлений. Одни из них делают упор на практические аспекты учения, другие – на психологические, метафизические, этические и т.д. но всегда остается нечто, присущее всем направлениям, что позволяет говорить о буддизме вообще, реконструировать его в качестве единого социо-культурного комплекса.

Жизнь Будды – исходный пункт вероучения буддизма

Не следует видеть истоки мировой религии в одной только деятельности выдающейся личности. Однако большинство ученых не сомневаются в том, что проповеди и личный пример Будды сыграли здесь значительную роль.

Будда родился в семье индийского царя (раджи) в Северной Индии. Он получил имя Сиддхартха (выполнивший свое предназначение). Детство, юность и молодость Гаутама провел в имении отца во дворцах и садах. Не имея ни в чем отказа, он не задумывался о трудностях и печальных сторонах человеческой жизни. Женился на прекрасной девушке, у них родился сын. Но счастливое стечение его жизни однажды было нарушено. Оказавшись за пределами дворца, Гаутама повстречал похоронную процессию, а затем убеленного сединами, покрытого язвами больного старца. Это буквально перевернуло его внутренний мир, заставило задуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силе зла, царящего в мире, и подвигло к действиям, повлекшим за собой, как считают буддисты, кардинальное изменение судеб мира. Следуя широко распространенному в Индии обычаю, оставив дом и семью, Гаутама становится аскетом, надеясь изнурением плоти достичь духовного совершенства и найти выход из той суровой и непривлекательной ситуации, в которой, как оказалось, находится мир. Но семь долгих лет следования монашеским обетам не привели его к желаемому результату. Отвергнув как аскетизм, так и бездумное подчинение чувственным желаниям, Гаутама пытается идти срединным путем, который приводит его к событию, которое буддисты считают ключевым в нашей кальпе, равной 8640000000 годам. Находясь в состоянии медитации под священным деревом бодхи, Гаутама был осенен истиной. В этот момент он и стал Буддой («просветленным», дословно – «пробужденным»).

Демон Мара подвергает его искушениям, предлагает все блага мира – золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего произнес в лесу у города Бенарес свою первую проповедь. Его слушателями были пять монахов и две газели. Прежде всего, Будда сказал о «четырех благородных истинах», с постижением которых начинаются для человека спасение и освобождение.

В течение 40 лет Будда Шакья-Муни проповедовал свое учение. Множество людей благодаря этому освободились от страданий, органически присущих миру смертей-рождений. Затем пришел его срок и Будда умер, чтобы никогда больше не рождаться. По существу, это была смерть не в обычном смысле слова, а великий переход в нирвану (высшее состояние духа). Но семена учения были брошены на благодатную почву. Оно широко распространилось в Индии и вышло за ее пределы.

В 3 в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. При нем состоялся 3 Буддийский Собор: два первых – легендарны, один был собран, по преданию, сразу после смерти Будды, а другой – 100 лет после этого события. 4 Собор прошел при царе Канишка (78-123 гг.). На нем было закреплено деление буддизма на два больших направления: хинаяну («малая колесница» - узкий путь спасения) и махаяну («великая колесница» - широкий путь спасения).

Распространившись на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии, Тибете, Средней Азии, Китае, а оттуда – В Корее, Японии, буддизм постепенно утратил влияние на своей родине, в Индии, где был вытеснен родственной религией – необрахманизмом (индуизмом).

Нравственные воззрения буддизма

Согласно Палийскому канону, движение по пути спасения начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточение, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для достижения состояния сосредоточения необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль. Без этого невозможно даже вступить на путь, ведущий к бесконечной цели – нирване.

Пять начальных заповедей: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков. Заповеди обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Сверх того для послушника и монаха обязательны еще пять заповедей: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.

Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т.д. В круг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр. Как видим, нравственный кодекс буддизма близок к моральным заповедям других религий, в нем отражается глубокая общность исходных этических взглядов разных народов.

Мифология и вероучение буддизма

Буддийская мифология имеет целый ряд оригинальных и своеобразных черт. От мифологии других мировых религий ее отличает политеистичность – в ней присутствует огромное количество богов и небожителей разных рангов. Вместе с тем человек занимает исключительное место среди всех существ, населяющих нашу Вселенную, так как только он может вырваться из цепей безначальной и бесконечной сансары и стать буддой, т.е. достичь нирваны. Всем другим существам, даже богам, чтобы достичь нирваны, необходимо родиться человеком.

Своеобразно и весьма противоречиво здесь представление о месте и роли Будды, точнее будд. По определению, как уже сказано, будда – существо, достигшее нирваны – наивысшего состояния, противоположного сансаре, когда отсутствует перерождение.

В буддийский пантеон вошли боги брахманизма и индуизма, мифологические существа из религий тех стран, где буддизм распространился впоследствии, а также некоторые реальные исторические деятели: Шакья-Муни, его ученик Шарипутра, знаменитые учителя и реформаторы буддизма Падмасамбхава, Бодхидхарма, Цзонкава и даже настоятели крупных монастырей.

Подробно в буддийских мифах дается устройство мироздания. В Космосе находится неисчислимое количество миров. Центр мира и Земли – гора Меру (Сумеру). Вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Меру окружена семью горными хребтами, за которыми расположены четыре континента (по числу сторон света), населенные людьми и животными. Континенты омываются Мировым океаном и окружены островами.

Основные направления буддизма

Из главных направлений буддизма обычно выделяют хинаяну («малая колесница»), махаяну («великая колесница»), и ваджраяну («алмазная колесница»). Немалую роль в современном буддизме играют ламаизм, а также дзэн-буддизм. Хинаяна, вероятно, наиболее близка к первоначальному учению Шакья-Муни, а махаяна – это дальнейшее развитие и усложнение вероучения и культа. Однако не исключено, что все основные направления буддизма развивались одновременно. Буддизму внутренне присущи толерантность, веротерпимость и плюрализм. Ему неведомы конфликты из-за расхождений в вероучении, а тем более религиозные войны, столь нередкие в истории христианской Европы и мусульманского мира.

Для хинаяны характерен особенно строгий, не каждому доступный монашеский образ жизни, довольно сложный и пышный культ, паломничества к святым местам и т.п. Гаутама считается здесь великой личностью, Учителем, примером достижения нирваны.

Махаяна исходит из того, что спастись может не только монах, но и мирянин, следующий заповедям Будды, совершающий молитвы и иные обряды, одаривающий монахов и прибегающий к их помощи. Махаяна содержит неведомое иным течениям буддизма течение об аде и рае.

Ваджраяна, или буддийский тантризм, сложилась к середине 1 в. до н.э. Здесь признаются основные принципы буддизма и считается, что состояния Будды можно достичь уже при жизни. Для этого применяются йогические упражнения, медитация, магические заклинания (мантры). Важное место принадлежит духовным наставникам (гуру). Сложные и запутанные тантрийские обряды обильно окрашены эротическими символами и восходят к древней магической практике, направленной на повышение урожайности. По учению ваджраяны, Будда достигает просветления, сливаясь со своей шакти (женское божество). В пантеон входят многочисленные женские божества, жены бодхисатв. Правда, сексуальная практика находилась в резком противоречии с моральными принципами буддизма, поэтому первоначальное ритуальное общение полов с целью приобретения энергии постепенно заменялось имитациями, символическими действиями, заклинаниями, магическими графическими изображениями.

Особое направление буддизма, распространенное в Тибете, Монголии, Бурятии, называется ламаизмом. Считают, что основу этого направления заложил Падмасамбхава в 8 в. до н.э., а окончательно оформил его религиозный реформатор Цзонкава (15 в. до н.э.). Он основал несколько монастырей, ввел безбрачие духовенства и жестокую монастырскую дисциплину, ограничил практику магическо-эротических обрядов, используя вместо них имитационно-символические приемы. Цзонкава высоко поднял авторитет буддийского монаха – ламы. Лама – духовный наставник мирян.

Одна из разновидностей дальневосточного буддизма – дзэн-буддизм – в последние десятилетия приобрела популярность среди образованных слоев западного общества. Японскому дзэн соответствует китайское чань и санскритское дхьяна, т.е. медитация (созерцание). Это одно из звеньев восьмеричного пути спасения. По преданию, история дзэн-буддизма началась с приходом в Китай с Запада в 520 г. до н.э. индийского монаха Бодхидхармы. Именно ему приписываются основные принципы вероучения дзэн.

В потоке новых религий, проникающих в Россию в настоящее время, особое место занимают так называемые «восточные культы». В том числе течения традиционного и модернизированного буддизма. По большей части они представляют собой самодеятельные общины, имеющие мало общего с аутентичным буддизмом. Нередко они эксплуатируют буддийскую терминологию, символику и обрядность в нерелигиозных целях, используя естественный интерес интеллигенции и молодежи к ориентальным феноменам.

2. Наука эпохи Просвещения

Понятие и функции науки

В числе различных видов человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция – познавательная – состоит в том, чтобы вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Наука включает деятельность по получению нового знания, а также накоплению научных знаний, приобретенных прежде. Другие функции науки – хранение и распространение знаний. Полученные в предшествующие эпохи и новые знания и образуют в совокупности научную картину мира.

В отличие от научной может быть вненаучная и донаучная картина мира. Научная картина мира формируется на основе достижений отдельных наук, например физики, астрономии, биологии, философии и др. может формироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементом для представления картины мира будет та область познания, которая занимает лидирующее положение.

В современном естественно - научном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.

Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука – способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности и отличается от других видов деятельности, как в сфере материального производства, так и в духовной сфере.

Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной. Она включает формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы знаний высшей ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий. Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия.

Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать ее сопоставлением с другими видами деятельности. Так, сравнивая науку с искусством, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание знания объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию.

Если сравнить науку и религию, то обнаружится, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, аргументируя и практически подтверждая получаемые ею знания.

Наука входит в более широкое понятие культуры, которая подразделяется на духовную и материальную. Наука является элементом культуры, одной из ее подсистем и одновременно феноменом культуры.

Эпоха Просвещения

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Восемнадцатое столетие имеет немало метаморфических обозначений – «фарфоровый век», «галантный век», «философский век», но наиболее известно определение этой эпохи как века разума и просвещения. Облик этого периода складывался под мощным воздействием идеологического общеевропейского движения просветителей, которые видели главную причину человеческих бедствий и общественных зол в предрассудках, невежестве, суевериях. Образование, свобода мысли – вот, с их точки зрения, путь культурного и социального прогресса. Главное – навести порядок в головах людей, и тогда они преобразуют свою жизнь на разумных, рациональных началах.

В эпоху Просвещения произошло немало научных открытий.

В 18 в. революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом и П. Лапласом, а также в химии – ее начало связано с именем А.Л.Лавуазье. К этому периоду относится и деятельность М.В. Ломоносова, предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

Несмотря на научную революцию 17 в., наука в 18 в. имела репутацию «служанки производства». Открытия Э.Торричелли, Р.А Реомюра, Д. Бернулли, Э. Мариотта и др. во многом способствовали этому.

Предшествующее научно-техническое творчество математиков, механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для создания машинного производства. Изобретение Дж. Уаттом паровой машины явилось не только конструкторстко-технической деятельности, но «плодом науки».

Достойное место в истории мировой науки занимают ученые и изобретатели России. В числе технических достижений 18 в. должна быть названа постройка под руководством изобретателя К.Д. Фролова уникального гидротехнического сооружения для откачки воды, подъема руды из шахт и привода в действие лесопилки на серебряных рудниках Алтая.

Конструктором и создателем первого универсального двигателя, не нашедшего применения в оРррррррРоссии, был изобретатель И.И. Ползунов. Если бы машина, предложенная Ползуновым в виде проекта, была построена, она могла бы производить работу непрерывно. Кроме того, Ползунов разработал специальное автоматическое устройство для распределения пара и воды.

В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знаний.

3. Возникновение книгопечатания

По словам Ключевского, типография и книжная лавка – это еще не само просвещение, но его действенные и могущественные орудия. И в самом деле – книгоиздательство в огромной мере способствует распространению грамотности и культуры. Поэтому справедливо мнение тех, кто смотрит на издателей как на просветителей народа и считает их благое дело достойным самой высокой оценки. Среди русских «мастеров книг» особой известностью пользуются трое: первопечатник Иван Федоров, знаменитый книгоиздатель 18 в. Николай Новиков и один из крупнейших отечественных книгоиздателей рубежа 19 и 20 вв. Иван Сытин. С каждым из них связана целая эпоха в истории просвещения.

Иван Федоров

Сведения о раннем периоде жизни русского первопечатника Ивана Федорова очень скудны. Родился он, по всей вероятности, в начале 20-х гг. 16 в. в Москве и происходил из среды посадских людей – ремесленников. Еще в детстве Федоров обучился грамоте, а впоследствии стал очень образованным человеком. В молодости он числился диаконом кремлевской Гостунской церкви. Впоследствии, овдовев, он должен был для сохранения сана постричься в монахи, но вместо того женился вторично, поэтому церковный сан с него был снят.

Известно, что начало книгопечатанию на Руси было положено в царствование Ивана Грозного, который в первые годы своего правления очень заботился о заведении в Москве типографии и для этого решил вызвать знающих мастеров-печатников из Германии и Дании. Когда это не удалось, он начал «изыскивати мастеров печатных книг» в собственном государстве.

Имя Ивана Федорова впервые упомянуто под 1564 г., когда он выпустил свой «Апостол». Но едва ли это была его первая печатная книга, поскольку качество этого издания стоит на очень высоком уровне. Из послесловия Ивана Федорова к «Апостолу» известно, что типография в Москве была создана по приказу Ивана Грозного, с одобрения митрополита Макария. В день открытия типографии 19 апреля 1563 г. царь лично посетил ее. В тот же день Федоров и его помощник Петр Мстиславец приступили к набору. Первый тираж «Апостола» был закончен в марте следующего года. Рукописный текст предварительно был выверен и отредактирован. Устаревшие старославянские слова были заменены более понятными, что приблизило язык федоровского «Апостола» к живому московскому языку 16 в. За основу печатного шрифта был взят крупный полуустав с небольшим наклоном влево, который широко применялся тогда в рукописных книгах. Он отличается четкостью, простотой и изящным начертанием букв, но в тоже время был стилизован под рукописный. Изготовление литер и печатание происходило с большой тщательностью. Строго выдержано одинаковое расстояние между буквами. Начальные буквы всех глав выполнены в виде больших красочных инициалов. Оглавление книги напечатано нарядной вязью. Книга была богато украшена. «Апостол» по своему совершенству нисколько не уступал лучшим зарубежным образцам печатной продукции.

Вслед за «Апостолом» Федоров взялся печатать «Часовник», представлявший собой в то время не только богослужебную книгу, но и учебник, по которому учились читать. Книга была закончена в сентябре 1565 г., а в конце октября было выпущено второе ее издание.

Но в следующем году положение Федорова ухудшилось. Умер Макарий, а последующие митрополиты не оказывали никакой поддержки. Сам Грозный, увлеченный опричниной, тоже перестал интересоваться делом, которому положил начало. В 1566 г. Федоров вместе со своим помощник отправился в Литву, где нашел приют у покровительствующего гетмана Григория Ходкевича. В июле 1568 г. в имении Ходкевича Заблудове Федоров и Мстиславец приступили к печатанию «Евангелие»; оно было закончено в марте следующего года. После этого Федоров печатает вторую книгу – «Псалтырь» с «Часословцем» (закончена в марте 1570 г.).

В 1572 г. из Белоруссии через охваченные чумным поветрием земли Федоров отправился во Львов. С большим трудом ему удалось здесь собрать сумму на устройство новой типографии. В феврале 1574 г. вышло второе издание «Апостола», но коммерческих надежд эта книга не оправдала. Федоров влез в долги и был вынужден заложить типографию. Однако ему оказал помощь местный князь Константин Острожский – предложил устроить типографию в одном из своих имений. Федоров стал готовиться к изданию православной Библии. В 1580 вышли из печати две первые части Библии – «Новый завет» и «Псалтырь». А в 1581 г. была напечатана собственно Библия.

По окончании работы Федоров покинул Острог и вернулся во Львов. Снова его преследовали долги.

В 1583 г. Федоров тяжело заболел. Его последние дни были омрачены притязаниями ростовщиков. На его имущество был наложен арест. Умер Федоров в декабре 1583 г. и был погребен во Львове.

Литература

    Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/А. Н. Маркова, Л.А. Никитич и др.; Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.:Культура и спорт. ЮНИТИ. 1995.

    Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. проф. М.Г. Писманика.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    Рыжов К.В. 100 великих россиян. - М.:Вече, 2000.

1