Писатели XIX века: Чарльз Диккенс (1812-1870)
Министерство образования и просвещения
Российской Федерации
Доклад на тему:
“Писатели XIX века: Чарльз Диккенс (1812-1870).”
Выполнила: Черенцова Катерина
студентка 2 курса Э. О.
ВМУ
г. Владивосток
2002 г.
Чарльз Диккенс ( 7 февраля 1812 – 9 июня 1870 ) - выдающийся английский писатель - реалист, крупнейший представитель блестящей школы романистов в Англии.
Диккенс родился в Портси в семье небогатого чиновника. В детстве, когда отец попал в долговую тюрьму, Диккенс работал на фабрике, выпускающей ваксу. В дальнейшем он изучил стенографию и стал репортёром - стенографом. Диккенс вступил в литературу в знаменательный для Англии период начала организованного рабочего движения-чартизма, представлявшего собой “первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски - революционное движение”. Выступление английского пролетариата оттеснило на задний план борьбу либералов (вигов) и консерваторов ( тори ), обнаружив главные противоречия английского общества, противоречия между трудом и капиталом, рабочими и буржуазией.
Первые творческие опыты Диккенса - “Очерки” капиталистического города, изданные под псевдонимом “Боз” ( 2 тт., 1836 ). Огромный успех выпал на долю знаменитых “Посмертных записок Пикквинского клуба” ( 1837 ). За подкупающим юмором того романа явственно ощутимы мотивы социальной критики, сатирическое обличение нравов буржуазной Англии и лицемерия буржуазной демократии. Расцвет реализма Диккенса относится к 40 – 50-м гг., когда были написаны романы “Жизнь и приключения Мартина Чезвилта“ ( 1844 ), “Домби и сын” (1848), “Давид Кеннерфильд” (1849 - 50), “Холодный дом” (1853), “Тяжёлые времена” ( 1854 ) и др. Главная тема этих произведений – жизнь большого капиталистического города с его острыми социальными противоречиями. Характеризуя английскую буржуазию, Ф. Энгельс писал, что она “старается порисоваться своей мнимой беспредельной гуманностью…, когда этого требуют её собственные интересы”. Диккенс срывал маску этого лицемерия, раскрывая жизнь буржуазного общества в её самых существенных проявлениях, показывая бесчеловечную сущность буржуазных учреждений и законов. В ярких эпизодах романа “Оливер Твист” ( 3 тт., 1838 ) изображены быт и нравы т. и. “ работных домов ”, где бедняки подвергались гнусным издевательствам и умирали медленной смертью от голода. В романе “ Жизнь и приключения Николаса Никкльби ” (1839) описаны йоркширские школы для бедных, в которых “ учителя ” нравственно и физически калечили детей. Во многих романах Диккенс фигурирует знаменитые долговые тюрьмы - одно из характерных порождений буржуазного закона. Не щадит Диккенс и буржуазные правительственные учреждения, вроде знаменитого “министерства околичностей” в романе “Крошка Доррита” (1857); это старая сатира на государственный аппарат и его “деятелей”, вся работа которых заключается только в том, чтобы “тормозить всё и повсюду”. В романе “ Холодный дом “ содержится сатира на английский буржуазный суд, дающий “богатству власть убить право, доведя его до изнеможения”. Буржуазное “ правосудие ” выступает в романах Диккенса как “ предмет презрения, негодования или ужаса ”.
Однако при всех противоречиях, присущих творчеству Диккенса, нравственные идеалы писателя пронизаны демократическими симпатиями: “ злых ” он находит, как правило, в среде господствующих классов, а носителей морального здоровья и силы –среди простых людей и бедняков, находящихся под гнётом капитализма, - всех тех, кто не заражён буржуазным собственничеством. Только им доступны подлинная человечность, великодушие.
В мировую литературу Диккенс вошёл как один из крупнейших юмористов. Используя смех в качестве могучего средства обличения и критики, он прибегал к нему также, пытаясь утвердить свои утопические идеи. Но основным содержанием юмора Диккенса оставался его глубокий гуманизм, вера в достоинство и моральные с илы простого человека.
Диккенс - большой мастер изображения социальных и психологических контрастов реальной жизни. В его творчестве не мало элементов романтизма, который возникает из стремления писателя к более совершенным условиям общественной жизни. Диккенс прибегает к драматически напряжённым обобщениям, широко использует гротеск, сказочно-фольклорные мотивы.
Диккенса высоко ценила русская революционно-демократическая критика. В 1844 в статье о “ Парижских тайнах ” Эжена Сю В. Г. Белинский писал о дышащих “ страшною истиною действительности и художественною жизнию ” картинах Диккенса, хотя и упрекал его в морализме. Диккенс - один из любимых иностранных авторов в Советском Союзе, где его сочинения издаются большими тиражами.
Используемая литература:
Музыкальная энциклопедия, 1 часть, Москва, 1973,
гл. ред. Ю. В. Келдыш;
Очерки гоголевского периода русской литературы,
Полное собрание сочинений, т.3, Москва, 1947,
Чернышевский Н. Г.;
Литературно-критические статьи, пер. с нем., т.2,
М.-Л.,1934, Меринг Ф.;
История английской литературы, пер. с франц.,
т.5, Москва, 1904, Тэн И.
Сочинения Диккенса:
Собрание сочинений, т. 1-35, СПБ, [ Г. Ф.
Пантелеев ], 1896-99;
Большие надежды, Л., 1941;
Жизнь Дэвида Копперфильда, т.1-2, Москва,
1952;
Домби и сын, т.1-2,3 изд., Москва, 1946;
Крошка Доррит, кн.1-2, Л., 1951;
Приключения Оливера Твиста, Москва, 1940;
Повесть о двух городах, Москва, 1926;
Посмертные записки Пикквинского клуба, т.1-3,
М.-Л., 1933-34;
Тяжёлые времена, Москва, 1936;
Холодный дом, Москва, 1936;
Жизнь и приключения Николаса Никльби, т.1-2, Москва, 1948.