Чарльз Спенсер Чаплин
Чарльз Спенсер Чаплин
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин
(16.04.1889 - 25.12.1977), американский актер,
режиссер, сценарист, продюсер, композитор.
Чарльз Чплин родился в Лондоне, в
семье актеров варьете. С 1897 выступал в
мюзик-холле, в 1907-1912 - в театре Ф. Карно,
где в совершенстве овладел искусством
пантомимы, пластики, выразительности
движений. Дар импровизации и меткие
бытовые зарисовки предопределили успех
Чаплина в Англии и во время американских
гастролей 1910-1912 годов.
В декабре
1913 он подписал контракт с американской
кинокомпанией "Кистоун", где стал
сниматься у М. Сеннета. В 1914 дебютировал
в эксцентрической комедии "Зарабатывая
на жизнь" (Making A Living). Исполняя роли
хлыщеватых мерзавцев в лентах с участием
Ф. Стерлинга, Ч. Конклина, М. Норман и
Фатти, он присматривался к работе
сеннетовских режиссеров, анализируя
характерные черты американской комической
школы и системы комедийных масок,
основанных на несоответствии жизненной
роли персонажа и его внешности.
Появившись в 12 лентах, снятых под
руководством М. Сеннета или Сеннетом и
Мейбл Норман, Чаплин снимает самостоятельно
комедию "Застигнутый дождем"
(Caught In The Rain, 1914), но до конца года остается
в "Кистоун", работая то в одиночку,
то с М. Норман. Он все еще играет подонка
Чэза, и даже его лучшая работа в комедии
Сеннета "Прерванный роман Тилли"
(Tillie's Punctured Romance, 1914) не устраивает
актера.
В 1915 Чарльз Чаплин
уходит в фирму "Эссеней", где в
поставленных им по собственным сценариям
фильмах постепенно возникает образ
бродяги Чарли.
Завоевав в
комедиях Сеннета невиданную популярность,
Чаплин не сразу преодолевает инерцию
бездумной эксцентриады. Все же материал
его лент приближается к реальной жизни,
а условные персонажи приобретают черты
реальных людей, переживающих подлинные
радости и горести. В фильмах "Бродяга"
(The Tramp, 1915), "Завербованный" (His New
Job, 1915), "Банк" (The Bank, 1915) новый внешний
облик героя-оборванца соответствует
его человеческой сущности и социальному
положению - одинокого и беззащитного
аутсайдера, отвергнутого миром.
В 1916 Чарльз Чаплин подписывает
контракт с фирмой "Мьючуэл",
обеспечив себе творческий контроль и
право снимать не более 12 фильмов в год.
В лучших фильмах "Мьючуэл", таких
как "Тихая улица" (Easy Street, 1917),
"Иммигрант" (The Immigrant, 1917) и новой
фирмы "Ферст нэшнел" "Собачья
жизнь" (A Dog's Life, 1918), "На плечо"
(Shoulder Arms, 1918) завершается эволюция образа
маленького человека, олицетворяющего
бесправный мир обездоленных, которому
противостоят богатство, насилие и
лицемерие современной цивилизации.
С каждой новой работой Чрльза Чаплина
требования комедии положений приводились
во все большее соответствие с требованиями
драматического конфликта добра и зла,
бедности и богатства, справедливости
и "общественного порядка" - драматизм
уравновешивал эксцентриаду, смеху
сопутствовали слезы, например в фильмах
"Малыш" (The Kid, 1921), "Пилигрим"
(The Pilgrim, 1923).
Один из учредителей
прокатной компании "Юнайтед Артистс"
(1919), Чаплин стремился к полной независимости
и в 1923 году основал "Чарльз С. Чаплин
Филм Корпорейшен". Необходимость
этого шага подтвердили проблемы с
прокатом драмы "Парижанка" (A Woman
Of Paris, 1923), направленной против ханжества
и аморальности консервативного
общества.
Последующие фильмы
Чарльза Чаплина 20-х годов, такие как
"Золотая лихорадка" (The Gold Rush 1925),
"Цирк" (The Circus, 1928), специальная
премия "Оскар" за "многогранность
и гений в написании", актерском
исполнении, постановке и производстве
фильма демонстрируют зрелый талант
художника, подчинившего свой комедийный
дар и выразительные возможности жанра
высокой цели осмысления и выражения
трагических конфликтов века материального
прогресса и духовного одичания.
В 30-е годы осознание бесплодности
усилий "одинокого искателя" в
фильмах "Огни большого города"
(City Lights, 1931) и "Новые времена" (Modern
Times, 1936) стало кульминацией темы маленького
человека, прологом к неизбежному протесту
и эволюции героя, который вырос из своей
маски Чарли. Эта эволюция составляет
смысл сатирической комедии "Великий
диктатор" (The Great Dictator, 1940), где Чаплин
появляется в ролях двух полярных
персонажей - еврея-парикмахера и диктатора
Хинкеля и завершает картину прямым
призывом к простым людям не подчиняться
насилию.
В годы маккартизма
Чарльз Чаплин снял пессимистический
философский этюд "Мсье Верду"
(Monsieur Verdoux,1947), впервые показав поражение
маленького человека.
Изгнанный
из США после завершения работы над
лирической драмой "Огни рампы" (
Limelight, 1952), Чаплин отвечает сатирой на
Америку в годы Маккарти "Король в
Нью-Йорке" ( A King In New York, 1957). Последний
фильм Чаплина "Графиня из Гонконга"
(A Countess From Hong Kong, 1967) разочаровывает его
поклонников. В 1972 посетил США, чтобы
получить еще одну специальную премию
"Оскар" - "за неоценимое влияние,
оказанное им на превращение кино в
искусство 20 века". В 1975 королевой
Великобритании Елизаветой II возведен
в рыцарское достоинство.