Владимир Высоцкий (работа 1)
Владимир Высоцкий
Помните
старый анекдот про плохого ученика
Вовочку? Это когда родители ищут своего
отпрыска в школе в классе с надписью
“Отличники” и не находят, затем открывают
дверь с надписью “Ударники”, потом
“Троечники” и так далее. Пока за дверью
с надписью “Дебилы” не находят следующий
класс – “Вовочка”. В подобном же ранжире
от неженатых (незамужних) звезд российского
кино и эстрады до женатых (замужних), но
верных, женатых (замужних) и неверных,
откровенных плейбоев особняком надо
выделить биографию Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий родился 25 января
1938 года в Москве в семье военнослужащего.
На фронте отец Володи познакомился с
другой женщиной и ушел из семьи, затем
вышла замуж и его мать.
В
1941–1943 годах с матерью Ниной Максимовной
находится под г. Бузулук Оренбургской
области в эвакуации, а с 1947 по 1949 год –
в г. Эбервальде (Германия), где живет
в семье отца Семена Владимировича и его
жены Е. С. Лихалатовой.
Начиная с 13 лет Высоцкий стал прогуливать
уроки, собираться с компанией на квартире
друга Левона Кочаряна, играть в карты
и выпивать. В 1955 году он заканчивает
среднюю школу и поступает в Московский
инженерно-строительный институт, из
которого уходит, проучившись полгода.
Летом 1956 года Владимир подал документы
в Школу-студию МХАТа и поступил туда с
первого же захода.
На втором
курсе он познакомился с третьекурсницой
Школы-студии Изой Мешковой-Жуковой.
Осенью 1957 года она переехала из общежития
к нему на квартиру. В мае 1958 года сыграли
свадьбу, но молодой муж продолжал
посещать мальчишники, из-за чего у
молодых вскоре после свадьбы начались
первые ссоры.
Осенью 1961 года,
в Ленинграде на съемках в эпизодической
роли в фильме “713-й просит посадку”
актер познакомился с молодой киноактрисой
Людмилой Абрамовой. Позже она вспоминала:
“Я его совершенно не знала в лицо, не
знала, что он актер. Ничего не знала.
Увидела перед собой выпившего человека.
И пока я думала, как обойти его стороной,
он попросил у меня денег. У Володи была
ссадина на голове и, несмотря на холодный
дождливый ленинградский вечер, он был
в расстегнутой рубашке с оторванными
пуговицами. Я как-то сразу поняла, что
этому человеку надо помочь. Попросила
денег у администратора – та отказала.
Потом обошла несколько знакомых, которые
жили в гостинице, - безрезультатно.
И тогда я дала Володе свой золотой
перстень с аметистом – действительно
старинный, фамильный, доставшийся мне
от бабушки. С Володей что-то произошло
в ресторане, была какая-то бурная сцена,
он разбил посуду. Его собирались не то
сдавать в милицию, не то выселять из
гостиницы, не то сообщать на студию.
Володя отнес в ресторан перстень с
условием, что утром он его выкупит. После
этого он поднялся ко мне в номер, там мы
и
познакомились”.
http://mediapolis.com.ru/alphabet/v/vysotsky_vladimir/foto/vysotsky_smoke.htm
Через несколько дней после этой
встречи Высоцкий отбил телеграмму
другу: “Срочно приезжай. Женюсь на самой
красивой актрисе Советского Союза”. В
ноябре 1962 года у Абрамовой и Высоцкого
родился сын Аркадий. Когда через год
жена сообщила мужу, что у них будет еще
один ребенок, Высоцкий был против, потому
что сидел без работы и без денег. Однако
8 августа 1964 года у них родился сын
Никита.
Летом 1966 года актер
снимался в Приэльбрусье в фильме С.
Говорухина “Вертикаль”. Один из
участников съемок вспоминал: “Высоцкий
жил в 317-м номере гостиницы “Иткол”.
Всю ночь песни, гулянка. Утром солнце и
Говорухин зовет: работать пора. Но Володю
не поднять. А это уже свинство! В таких
нередких случаях отряжали на подвиг
Хусейна Залиханова (местный егерь и
инструктор-альпинист).
Тушканчики
(так в тех краях называли девушек) вокруг
Высоцкого бегали стаями. Но допускались
“к телу” лишь определенные Хусейном,
лично. Достойна ли? После съемок студентка
из Ленинграда прислала письмо: “Жду
ребенка. Жена Высоцкого об этом и слышать
не хочет. Рвет письма. Помоги, дорогой
Хусейн, до Володи добраться!..” Хусейн
не помог”.
О его любовных
похождениях жена знала и ревновала к
партнерше Высоцкого по съемкам в
“Вертикали” Л.Лужиной. На самом деле,
кроме “тушканчиков” у Высоцкого в те
дни был бурный роман с актрисой Театра
на Таганке Татьяной Иваненко, у которой
от Высоцкого впоследствии родится дочка
Настя. А через год актер уже лазил на
третий этаж общежития Школы-студии МХАТ
к молодой студентке.
Брак с
Абрамовой актера не удовлетворял. Своему
другу В.Золотухину Высоцкий говорил:
“Детей своих я не вижу. Да и не любят
они меня. Полчаса в неделю я на них
смотрю, одного в угол поставлю, другому
по затылку двину. А они орут. Разве это
воспитание? Да и с женой не лучше. Шесть
лет живем, а у меня ни обедов нормальных,
ни чистого белья, ни стираных носков…»
19 июля 1967 года, в дни работы Пятого
Московского кинофестиваля, Владимир
Высоцкий познакомился с французской
актрисой Мариной Влади. Она пришла на
спектакль Театра на Таганке “Пугачев”.
Затем французскую кинозвезду повели
за кулисы, и там она впервые встретилась
с актером. Дальше почетную гостью
кинофестиваля повезли в ресторан ВТО,
вслед за ней туда отправился и Высоцкий.
На следующий день в пресс-баре
гостиницы “Москва” на заключительном
банкете Высоцкий без конца приглашал
французскую гостью танцевать и на
протяжении всего вечера никому не
позволял отнять у него партнершу. Влади
не придала значения ухаживаниям русского
актера. И даже просила своих московских
знакомых: “Ребята, вы его уведите
подальше от гостиницы, а то он возвращается
и это... ломится в номер”. В те дни у Влади
был серьезный роман с молодым румынским
актером Кристоей Аврамом. К тому времени
Влади была уже дважды разведена.
Все изменилось через год. Летом 1968
года она приехала в Советский Союз для
участия в фильме и остановилась на
квартире друзей в Москве. Высоцкий нашел
ее и откровенно признался, что жить без
нее не может, и Влади ответила ему своим
согласием: “Всей ночи нам не хватило,
чтобы до конца понять глубину нашего
чувства. Мы тонем в бесконечном
пространстве, где нет ничего, кроме
любви. Наши дыхания стихают на мгновение,
чтобы слиться затем воедино в долгой
жалобе вырвавшейся на волю любви”.
У законной жены Высоцкого Л. Абрамовой,
естественно, были другие эмоции: “…с
грехом пополам, собрав силы и вещи, я
наконец ушла от Володи. Поступок был
нужный и умный, и я это понимала. Но в
голове стоял туман: ноги-то ушли, а душа
там осталась... Кроме всего прочего –
еще и куда уходить? Как сказать родителям?
Как сказать знакомым? Это же был ужас...
Я не просто должна была им сказать, что
буду жить одна, без мужа. Его уже все
любили, он уже был Высоцким... Я должна
была у всех его отнять. Но, если бы я
знала раньше все, я бы ушла раньше...”
Между тем, актер пил и неоднократно
ложился на лечение от алкоголизма. На
этой почве 24 января 1970 года Владимир
Высоцкий избил и чуть не задушил Марину
Влади, специально прилетевшую в Москву
выводить любимого из запоя. При этом он
разбил в своей квартире окна, сорвал с
петель дверь. Однако это не помешало им
1 декабря того же года официально
расписаться в ЗАГСе.
Через
полтора месяца Высоцкий вновь запил, а
Влади собрала вещи и улетела во Францию:
“Я застегнула чемоданы и уехала из
Москвы после долгого и тяжелого периода
твоего этилового безумия. В то время
терпения у меня было не так много, и,
смертельно устав, не зная еще никакого
средства, чтобы заставить тебя прекратить
весь этот кошмар, я сбежала, оставив
записку: “Не ищи меня”. Это, конечно,
было наивно. Я к тому времени недавно
стала твоей законной женой, и свидетельство
о браке, по твоему мнению, обязывало
меня безропотно терпеть все твои
выходки”.
К 1978 году Высоцкий
и Влади заметно устали от пьянства и
наркомании актера и были раздражены
друг на друга. В это время с Высоцким
познакомилась 17-летняя студентка
текстильного института Оксана Афанасьева.
23 июля 1980 года состоялся последний
телефонный разговор Высоцкого с Влади,
в котором он обещал прилететь в Париж
29 июля. В эти же дни Высоцкий сделал
предложение Оксане Афанасьевой. 25 июля
он умер.
Творческая биография
(А.Е.Крылов,
В.Ш.Юровский; Из сб. "50 российских
бардов". М., 2001)
В 1956-м поступает
в Школу-студию МХАТ на актерское
отделение, которое заканчивает в 1960-м.
В 1960–1964 годы работает (с перерывами) в
Московском драматическом театре им. А.
С. Пушкина, а в 1962 году – несколько
месяцев в Московском театре миниатюр;
снимается в эпизодических ролях в кино.
В 1960–1961 годах появляются его первые
песни.
В конце 1964-го В. Высоцкий
поступил в Московский театр драмы и
комедии на Таганке, где работал до 1980
года. Он играл в спектаклях “Антимиры”,
“Берегите ваши лица” (оба – по стихам
А. Вознесенского), “Десять дней,
которые потрясли мир” (по Дж. Риду),
“Послушайте” (по стихам В. Маяковского),
“Павшие и живые” (по стихам поэтов
военного поколения).
Им были
также были сыграны такие роли, как
Галилей и безработный летчик Янг Сун в
спектаклях по пьесам Б. Брехта “Жизнь
Галилея” и “Добрый человек из Сезуана”,
беглый каторжник Хлопуша в спектакле
“Пугачев” по драматической поэме
С. Есенина, Лопахин в “Вишневом саде”
А. Чехова.
Последней премьерой
Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова
в спектакле “Преступление и наказание”
по Ф. Достоевскому в инсценировке
Ю. Карякина (1979). Но самой значительной
работой Владимира Высоцкого в театре
осталась его заглавная роль в шекспировском
“Гамлете” (1971), которая была им сыграна
317 раз; спектакль был удостоен театральных
премий в Югославии, Франции, Польше.
Песни В. Высоцкого звучали во
многих спектаклях, как театра на Таганке,
так и Театра сатиры (“Последний парад”
А. Штейна), “Современник” (“Свой
остров” Р. Каугвера), Театра имени
М. Н. Ермоловой (“Звезды для
лейтенанта” Э. Володарского).
В 1965 году Владимир Высоцкий начал
петь свои песни со сцены. Сначала это
были выступления с группой его товарищей –
актеров театре драмы и комедии на
Таганке, затем – сольные. 18 января
1967 года в ленинградском клубе “Восток”
состоялось его первое официальное
выступление. С этого года его все чаще
стали приглашать на концерты с песнями
в институты, на заводы, в клубы.
Взлет его популярности приходится на
выход фильма “Вертикаль” с его песнями
летом 1967 года. Как актер, Высоцкий
участвовал в создании 30 художественных
и телевизионных кинофильмов. Известны
его работы в кинофильмах “Хозяин тайги”
(1968), “Четвертый” (1972), “Плохой хороший
человек” (1973), “Сказ про то, как царь
Петр арапа женил” (1976). Особую популярность
Высоцкому-киноактеру принесли две роли
в телевизионных фильмах – Жеглова
(“Место встречи изменить нельзя”, 1979)
и Дона Гуана (“Маленькие трагедии”,
1980).
Во многих фильмах звучат
его песни: “Я родом из детства” (1965),
“Опасные гастроли” (1969), “Война под
крышами”, “Сыновья уходят в бой”
(1971), “Ветер надежды” (1975) и других. В
1968 году вышла первая гибкая пластинка
с песнями из “Вертикали”, а в 1973–1976
еще четыре авторских миньона. В 1977 году
фирма “Мелодия” выпускает в виде
двойного альбома запись дискоспектакля
“Алиса в Стране Чудес” с песнями
Высоцкого. Песни, записанные там же для
дисков-гигантов при его жизни так и не
вышли.
В 1968–1969 годах автор
подвергался нападкам в прессе. Позднее
фигуру Высоцкого власти предпочитали
замалчивать. Множество ролей оказались
несыгранными, песни не входили в фильмы –
часто по причине запрета на само имя
поэта и артиста. Остались нереализованными
его драматургические опыты.
В 1979 году Высоцкий стал участником
неофициального альманаха “Метрополь”;
из-за чинимых ему препятствий вынужден
был отказаться от своего режиссерского
дебюта на Одесской киностудии. В то же
время, благодаря своему третьему браку
в 1970-м с французской актрисой М. Влади,
с 1972 года он получил возможность выезжать
за рубеж, выступал в Болгарии (во время
гастролей Театра), Венгрии (на киносъемках),
а также во Франции, Канаде, Германии,
США. Во Франции вышли три авторских
диска Высоцкого.
Всего им
написано более 600 стихотворений, более
половины из которых стали песнями;
сыграно более 20 ролей на сцене театра,
30 ролей в кинокартинах и телефильмах,
8 – в радиоспектаклях, из которых 5 –
записаны ныне на пластинки. Объездил с
полуофициальными концертами всю страну.
Последнее выступление Высоцкого с
песнями состоялось 16 июля 1980 году в
подмосковном Калининграде (ныне –
Королёв).
Умер 25 июля 1980 года,
похоронен на Ваганьковском кладбище в
Москве.