Документальная драматургия и публицистика. Кинодраматургия
1
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Контрольная
Сценарное мастерство
Кемерово-2008
Содержание
Факт, документ. Виды документов
Документальная драматургия
Документальная литература
Понятие жанра. Документальные жанры
Список литературы
1. Факт, документ. Виды документов
Факт (от лат. factum) – сделанное, свершившееся:
1.) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, события, результат;
2.) знание, достоверность которого доказана;
3.) в логике и методологии науки форма особого рода предложения, фиксирующего эмпирическое знание.
В узком смысле документ - деловая бумага, подтверждающая какой - либо факт или право на что-то.
«Документ... – материальный носитель записи (бумага, кино - и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В узком смысле документ – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то».
Документы могут быть первичными и вторичными (реферат, аннотация, обзор и т. д.). Виды обработки документов делятся на семантические (перевод, реферирование, аннотирование) и несемантические (копирование, размножение, микрофильмирование). В информатике разрабатываются способы автоматизации обработки документов, использующие хранение документов в памяти ЭВМ.
Совокупность документов., посвящённых к.-л. вопросу, явлению, процессу, лицу, учреждению и т. п., называется документацией.
2. Документальная драматургия
Драматургия (греч. Dramaturgia).
1.) Совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи.
2.) Сюжетно-образная основа спектакля.
3.) Для киноискусства характерна драматургия в форме сценария.
Раскрытие специфики ценностных взаимоотношений открывает широкие возможности для типологической характеристики творческой деятельности. Эта идея позволяет рассматривать ценностные миры различных культур не только с точки зрения их особенности, специфичности, но и с точки зрения их вклада в общеисторическое развитие человека. Поэтому при осмыслении характера социально-исторической обоснованности идеалов и образцов, на которые ориентировано творчество, следует выделить степень соответствия их конкретной жизненной ситуации, но и характер, и направленность их влияния на развитие человека (общества).
Исходя из этого, мы приходим к пониманию творчества, как динамичной нормы реализации человеческой сущности, находящейся в противоречивых отношениях с имманентным общественным развитием, оказывающих друг на друга как адекватное так и не адекватное влияние.
Творчество в этой связи выступает как форма жизнедеятельности, в которой субъект действий, предопределяет развитие и становление социокультурных ценностей конкретного общества и конкретного человека. Поэтому, если чисто деятельный подход к оценке творчества, выделяя его принципиальные формы, выпускают из вида соответствующее им ценностно-смыловое содержание или, иначе говоря, упрощает сущность конкретных форм творчества, то социокультурный подход позволяет комплексно проанализировать не только ценностно-смысловые предпосылки творчества, но и рассмотреть его содержательные истоки, его сущностную основу.
В условиях определенного социокультурного пространства и времени (социально-исторической эпохи) содержательная ориентация творческой деятельности неизбежно приобретает или несет в себе, с необходимостью, в "снятом" или открытом виде значимые социокультурные ценности своего времени, отражающих в определенные идеи, интересы, идеалы через определенную образную картину мира. Отсюда художественное творчество индивида выступает связывающим звеном между познанием и отражением существующего или существовавшего бытия, аккумулируя в себе три взаимосвязанные сущностные творческие задачи: познание себя и мира, отражение себя и мира, развитие (обогащение, раскрытие) себя и мира. Эта сущностная основа художественного творчества базируется, как показывает история человеческих цивилизаций во все времена, на общечеловеческих ценностях Веры, Надежды, Любви. Естественно, что истолкование художественного творчества как формы реализации общечеловеческих ценностей, дает лишь самый общий смысловой контур, обогащению которого должны способствовать и отчетливое понимание, и разделение многообразных предпосылок этого творчества: биопсихологических, национально-этнических, культурно-антропологических, социально-политических и др.
Что касается социокультурного статуса художественного творчества, то он позволяет рассматривать это творчество как высшую форму проявления культуры, выступая ведущим и наиболее значимым ее элементом. Исходя из этого, следует выделить два аспекта рассмотрения художественного творчества. Во-первых, поскольку творчество находится в определенных рамках социокультурных форм и отношений, то типологические модификации творческого процесса могут быть рассмотрены исходя из особенностей его культурного контекста. Во-вторых, оно не однозначно предопределено системой наличных функций культуры, так как художественное творчество выражает изменившуюся социокультурную реальность и более чутко реагирует на проблемные, противоречивые моменты в ее развитии.
«Документальная драматургия» есть своего рода литературное произведение самых разных жанров (в том числе и короткое информационное сообщение – произведение документальной литературы для телевидения), содержанием которых «являются реальные и характерные явления, события, лица». Подобного рода литературные произведения «как правило, включают в себя публицистическую оценку автора».
3. Документальная литература
Документальная публикация отражает и фиксирует общественные и научные движения конкретного мгновения истории, типичные для конкретного времени. В конечном счете, любая документальная публикация становится историческим источником не только для периода, которому посвящены ее документы, но и того времени, когда она была создана.
Свойство документальной публикации состоит в том, что она является объектом конкретного исследовательского проекта, реализация которого предполагает выработку наиболее оправданной и обоснованной ее модели. В этом случае документальная публикация выступает в качестве цели.
Документальная публикация выступает в качестве системы взаимосвязанных и взаимодополняемых информационных элементов - собственно воспроизводимого документа (документов), его конвоя и сигнальной системы - поисковых средств (оглавления, различного рода указателей).
Важнейшим свойством документальной публикации является двуполярность: она призвана обеспечить наилучшее приближение к самому документу, с одной стороны, и документа к пользователю - с другой.
Документальная публикация - это система с ограниченным составом документов. Участвуя в трансформации документа в исторический источник, она приобретает вид упорядоченного массива информации о факте, событии, явлении, процессе прошлого. В публикации документы располагаются в определенной последовательности (хронологической, географической, тематической, видовой, предметно-хронологической и др.).
Характер взаимосвязей документальной среды с документальной публикацией и принципы выявления документов для издания.
Документальная среда может включать один или несколько документов, имеющих отношение к изучаемой проблеме.
Новое и новейшее время, современность примечательны массовым созданием и тщательным сохранением разнообразных видов документов (от печатных до аудиовизуальных и электронных), в которых прямо или косвенно отразились события, явления, факты, процессы прошлого и настоящего.
Эти массивы документов, взаимосвязанных и не взаимосвязанных, разобщенных и не разобщенных разломами, отразивших и не отразивших конкретный факт, событие, явление, процесс прошлого) представляют собой видимое и ненаблюдаемое множество.
Видимое множество документальных отложений - это организованная публичная совокупность документов, ненаблюдаемое множество - неорганизованная либо по разным причинам недоступная совокупность документов, имеющих отношение к теме документальной публикации.
4. Понятие жанра. Виды документальных жанров
Понятие жанра, аналогично понятию вида для биологии как классификационной единицы с наибольшим содержательным смыслом, но не столь четко применяемого.
Так, широко используемое название конкретного жанра с рекреативной функцией без драматургической композиции «зарисовка» на телеэкране обозначает генетически сборную группу, происхождением как от фотографии, так и от древнего восточного литературного направления так называемой «пейзажной лирики».
Термин «жанр» используется достаточно свободно. Формальная процедура идентификации жанров (кластеризация, типологическое описание) в ее научном понимании производится редко, обычно на нее только ссылаются.
Документальная информация, содержание документа; информация, закреплённая посредством какой-либо знаковой системы на материальном носителе (бумаге и др.). Процессы, связанные с преобразованием документальной информации являются важными направлениями научно-информационной деятельности.
Документальное кино - вид киноискусства, материалом для которого являются съёмки подлинных событий, в отличие от игрового (художественного) кино. Возникновение документального кино непосредственно связано с зарождением кинематографа. Первые фильмы братьев Люмьер ("Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота", "Выход рабочих с завода Люмьер", 1895, Франция) воспроизводили сцены, снятые с натуры. В фильмах использовался эффект зрительной фиксации действительности в её временном и пространственном движении. Кадры из жизни разных стран, снятые в 1896 помощниками братьев Люмьер, положили начало превращению хроники в средство массовой информации.
Кинодраматургия, литературно-кинематографический вид творчества.
Двойственность природы кинодраматургии - литературной, с одной стороны, и кинематография-с другой, вызывает появление 2 типов сценария: литературного произведения, представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельную художественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.
Кинодраматурги обращаются непосредственно к изображению событий действительности, используя выразительные средства кино, а также разных видов литературы, привлекают в качестве основы литературного произведения, адаптируя их для экрана.
Характер и способы, степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов.
Жанры кинодраматургии, относительно чётко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произведениях современной кинодраматургии.
В некоторых учебниках и учебных пособиях, особенно в тех, которые посвящены периодической печати, зарисовка, очерк, радиорассказ, композиция объединены в группу как художественно-публицистические жанры. Однако в последнее время все большее распространение получает термин «документально-художественные». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества – публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии группы жанров – излишне. Во-вторых, термин «документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности в составе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе.
В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувственная оценка и образное представление о человеке и о событии».
Добавим – и художественное проявление, раскрытие и воплощение всех этих важнейших компонентов, составляющих единое целое документально-художественного произведения.
Радиоочерк, радиофельетон, радиокомпозиция могут включать в себя непосредственно элементы художественных жанров: документальной драмы, сценки, разыгранной актерами, емких постановочных сюжетов, написанных на конкретном документальном материале. Они объемнее, ярче, эмоциональнее могут показать наиболее характерные эпизоды из жизни героя, полнее раскрыть тему.
Поэтому документально-художественные жанры не только граничат с жанрами литературно-художественного, театрального творчества, но и на этом «пограничье» представляют некую «полосу взаимодействия». А так как роль документа в современном искусстве постоянно возрастает, такой синтез важен и для радиоискусства.
Документ обогащает и художественную драму, завоевывая себе авторитетное место.
Список литературы
1. Большая Советская энциклопедия.
2. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие. Москва, 1997.
3. Документально-художественные жанры радиожурналистики. Москва, 2005.
4. Саруханов В.А. Азбука телевидения. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.