Графическая песнь Амвросия Ждаха

Реферат

по теме:

«ГРАФИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ АМВРОСИЯ ЖДАХА»

Он родился в городе Очакове, достиг вершин искусства. Он не был любимцем капризной судьбы, но стал вечным жителем в царстве мук. Его жизнь была внешне однообразной и бесцветной до трагизма, но его творчество стало золотой страницей нашего искусства. Имя его – Амвросий Ждаха.

Он родился в г. Очакове 20 декабря 1855 года. К сожалению, о Ждахе известно очень мало. Вырос он в бедной семье и, именно по этой причине, поступив в Одесскую художественную школу, вынужден был её бросить, так как нечем было оплачивать обучение. В 1881 году устроился на работу в Земский банк и 32 года служил в нём, пока не подкосила болезнь. Служба, большая семья, смерть жены, новая семья, ежедневные поиски побочных заработков, постоянная нужда – такова его нерадостная жизнь, которая иссушила его физически и духовно.

И всё-таки жажда творчества, любовь к обездоленному народу пересиливала всё. Мощный талант и трудолюбие преодолевали лёд жизненных неурядиц. Это был подвиг художника, подвиг во имя искусства, в которое он не мог не верить, подвиг во имя народа. Особую славу А. Ждаху принесли его новаторские акварели – своеобразные иллюстрации к украинским народным песням.

С 1893 по 1914 г.г. он создал несколько десятков утончённых акварелей, которые предназначались для печатания на почтовых открытках. Сюжетное изображение композиционно объединялось с орнаментом и глубоко отображало содержание и настроение песен. Первая серия этих открыток появилась в Киеве на Рождественские праздники 1911 года. Она вмещала такие жемчужины украинских песен, как «Засвистали козаченьки», «Гей, не дивуйтесь, добрі люди», « Ой, не світи, місяченьку», «За Сибіром сонце сходить». В это же время в Одессе вышел альбом акварелей Ждаха «Українське весілля». Он до сих пор остаётся уникальным, так как произведения знаменитого художника отличаются глубоким знанием народного быта и обычаев. И это не удивительно, поскольку А. Ждаха был ещё и выдающимся этнографом. Он собрал коллекцию казачьего оружия, создал два альбома зарисовок народной одежды, альбомы писанок и мебели, записал два тома присказок и историй. К сожалению, на сегодняшний день все следы этого бесценного сокровища утеряны.

Перед первой мировой войной Ждаха приготовил ещё один набор открыток-песен. Они печатались за границей и на Украину не попали. Также неизвестна судьба и четвёртой серии, которая вмещала иллюстрации к песням шуточного характера и оставалась в архиве художника.

В 1927 году великого мастера не стало. Его добила болезнь, начавшаяся ещё в 1913 году. Он завершил свой нелёгкий жизненный путь в Одессе.

Ждаха привлекала книжная графика. С тонкими акварелями Амвросия Андреевича, которые свидетельствовали про глубокомысленное прочтение текста, выпущено немало книг разных авторов. Среди них иллюстрации к серии исторических повестей и романов, к произведениям Г. Квитки-Основьяненко, С. Гребинки, П. Кулиша, к стихам и поэмам Т. Г. Шевченко. Бытует мнение, что Ждаха имел намерение иллюстрировать весь «Кобзарь», но не смог. Деятельность Амвросия Ждаха как иллюстратора «Кобзаря» Т. Г. Шевченко мало исследована. Иллюстрации к «Кобзарю» составляют отдельный альбом из 39 пронумерованных листков. В альбоме 31 рисунок карандашом, часть из них полностью закончена и пригодна для использования в печатных изданиях. Среди рисунков проект обложки, титульный лист к «Кобзарю», титульные страницы к произведениям «Думи мої, думи» (1900), «Перебедня», «Іван Підкова», «Утоплена», «Гамалія», «Чигирин», «Іван Гус», «Наймичка» (1900), «Чернець» (1901), «Сотник», «Неофіти», «Гайдамаки» (1896). Далее идут иллюстрации к работам «Тарасова ніч», «Гайдамаки» (3шт.), «Мар”яна-черниця» и др. Одни рисунки подписаны художником, на других стоят только его инициалы. На некоторых работах проставлены даты их создания. Это даёт возможность установить, что основные работы по иллюстрированию «Кобзаря» Ждаха производил с 1896 по 1901г.г.

К этому времени украинскими художниками уже были созданы иллюстрации к отдельным произведениям Т. Г. Шевченко. Это рисунки К. О. Трутовского, П. Д. Мартыновича, И.С.Ижакевича, М. Зиновьева и др. Они были помещены в иллюстрированных периодических изданиях, мало доступных широкому кругу. Замысел Ждаха состоял в том, чтобы проиллюстрировать весь сборник поэтических произведений гениального поэта, дать широкому кругу украинских читателей доступную иллюстрированную книгу, которой к тому времени практически не существовало. Рисунки к произведениям Т.Г.Шевченко Ждаха создавал в соответствии с заранее разработанным планом. Этот план свидетельствовал о том, что художник великолепно знал искусство книги и требования к её художественному оформлению. Согласно плану, Ждаха должен был изготовить 26 больших и 14 малых иллюстраций, 20 заставок, 10 инициалов и 5 концовок – всего 75 рисунков. Для заставок художник должен был использовать мотивы народного творчества. Про это также сказано в вышеупомянутом плане. В частности, Ждаха наметил использовать орнамент из таких предметов народного творчества: писанки – 6 шт., народное шитьё – 6, плахты – 2, народная резьба – 4, орнамент керамики – 4. Выполненные образцы к произведениям «Наймичка», «Мар”яна-черниця» находятся в альбоме рисунков под названием «Український стиль». Для печатания «Кобзаря» художник должен был разработать специальный шрифт на основе украинских старопечатных изданий. Его образцы также находятся в этом альбоме.

Ждаха также разработал план иллюстрирования биографии Т.Г. Шевченко, с которой дожжен был начинаться «Кобзарь». Он осуществил подбор материалов для этого. Основной целью Ждаха в этом направлении была широкая популяризация произведений Шевченко – художника, которые на тот момент были мало известны широкой общественности. Ждаха планировал включить в биографию автопортреты Шевченко, рисунок дома, в котором родился поэт, портреты В. Жуковского и К. Брюллова, рисунки Орского и Новопетровского фортов, казарменные сцены, иллюстрацию Шевченко к повести Г. Квитки-Основьяненко «Знахарь», фото похорон Шевченко, вид Тарасовой могилы и многое другое.

В сентябре 1894 года Ждаха совершил поездку на родину Шевченко. Во время поездки он сделал несколько акварельных зарисовок видов села Кириловки тех времён.

Вполне вероятно, что отдельные из них художник планировал поместить в иллюстрированное издание «Кобзаря». Это относится также к выполненному тушью рисунку «Мотринский монастырь Чигиринского уезда Киевской губернии, в котором начиналась гайдамаччина 1768г.».

Рисунки, входящие в альбом «Кобзарь», представляют собой иллюстрации к 18 произведениям Шевченко, 11 из которых написаны поэтом до ссылки, 5 – в ссылке, 2 – после ссылки. Бесспорно, что рисунки к произведениям Шевченко периода 1839 – 1845 г.г. обозначены чертами романтизма, присущими и произведениям раннего творчества и самого поэта. Художник пытался способами образотворческого искусства донести идеи и образы произведений Т. Г. Шевченко до широких масс, раскрыть замысел поэта и характеры его литературных образов. Учитывая то, что большинство украинских селян в то время были неграмотными, Ждаха считал, что, даже просто просмотрев рисунки, крестьянин поймет, о чём идёт речь в произведениях Шевченко. Именно поэтому он очень много работал над тем, чтобы его иллюстрации были понятны даже без прочтения текста, наиболее точно отображали основную мысль.

Альбом Ждаха открывается художественно оформленный титульным листом. В центре титульного листа в форме медальона портрет великого Кобзаря; по окружности медальона надпись: «Т.Г.Шевченко 1814 – 1861». Внизу: слева – кобза и палитра; справа – олицетворение Украины, обездоленная, грустная сельская женщина с ребёнком. Сверху и снизу титульный лист имеет орнаментальное оформление.

Сюжетная заставка к поэзии «Думи мої, думи» отображает романтические взгляды молодого Шевченко. Художник изображает поэта, склонившегося над книгой по истории Украины, в окружении героев его произведений. В воображении поэта предстаёт казачье войско, которое с поднятыми саблями и пиками атакует врага. Мысли автора – это скорбь о судьбе закрепощённой Украины, о судьбе родного народа.

Оригинальным художественным решением отмечена сюжетная заставка к «Гамалії». На фоне прибрежного турецкого моста – выщербленное блюдо, украшенное восточным орнаментом. По венцу блюда сделана надпись: «Гамалія». С левой стороны блюда – изображение часового янычара с винтовкой. Перед ним фонарь, который одновременно выполняет функцию инициальной буквы «О». В ночное время казачьи отряды на «чайках» организовывают нападение на столицу Турции с целью освобождения своих пленных собратьев. Иллюстрации к поэме «Гайдамаки» представлены сюжетной заставкой с тремя рисунками на всю страницу. Ждаха показывает конный отряд восставших сельчан, объединившихся для расправы над гнобителями. Центральный герой рисунка – народ могучий и отважный, непримиримый к врагу. Он несёт возмездие за издевательство и гнобительство, за грабежи и унижения. Возвеличивая организованную силу восставших, отображая революционный пафос гайдамаччины, Ждаха попытался донести до украинского крестьянства мысль поэта о том, что путь к освобождению из-под гнёта панов и царизма лежит через новые крестьянские восстания. Художник, как и поэт, стремится воспитать новое поколение на славных подвигах прошлого. Это своеобразный призыв к крестьянам наследовать пример своих отважных дедов.

Ждаха не случайно обратился к иллюстрированию революционной поэмы Шевченко «Іван Гус», главное действующее лицо которой – чешский национальный герой Иван Гус обнаруживает мракобесие, алчность и аморальность слова правды. Художник обращает внимание читателя и на те произведения Шевченко, в которых поэт изобличает те же самые пороки православного духовенства, предъявляет убийственные обвинения всем угнетателям.

Страдания бесправной, униженной женщины Ждаха правдиво отобразил в заставке к социально-бытовой поэме Шевченко «Наймичка». «Наймичка», которую создал Ждаха, это волнующий образ матери, которая вынуждена прятаться от людей со своими слезами и горем. Художник доносит до читателя воплощённую поэтом в произведении идею, что драматическое положение Ганы – это результат несправедливости, господствующей в мире, поделенном на богатых и бедных. В иллюстрации к произведению «Чернець» Ждаха создал художественный образ участника освободительной борьбы украинского народа против шляхтско-польского ига в конце 17-го – начале 18-го в.в., участника Полтавского сражения, фастовского полковника Семёна Палия. Старый монах в келье при свече читает священную книгу. Но старому воину не идут на ум образы святого писания, ему видятся сцены боевых походов, кровавых стычек с врагом.

О жертвах нашего народа, понесённых в освободительной борьбе против польских захватчиков в 1648 – 1654 г.г., рассказывает сюжетная заставка к стихотворению «Ой, чого ти почорніло, зеленеє поле?». Рисунок отличается высокой лаконичностью: в чистом поле над убитым казаком ржёт конь. Композиция обрамлена тонкой рамкой с орнаментальными украшениями. Значительным достижением в деле иллюстрирования «Кобзаря» в конце 19-го начале 20-го в.в. были рисунки Ждаха к революционной поэме Шевченко «Неофіти», в которой поэт в аллегорических образах, почерпнутых из римской истории, изобличает беззаконие в самодержавной России.

В образах первых христиан-нефитов показаны революционные борцы против царизма за социальную справедливость, за правду, такую, какой её представляет угнетённый.

По свидетельству архивных материалов, А. Ждаха принимал участие в первом конкурсе по созданию проекта памятника Т. Г. Шевченко в Киеве. Согласно записям, которые сделал сам Ждаха, удалось установить, что он выслал на конкурс графические проекты под девизом «Смаглий» и «Амвротос». Жюри конкурса, в состав которого входили С. Васильковский, И. Ижакевич, В. Кричевский, К. Тимоненко на своём заседании 15 мая 1910 года рассмотрело проекты, но сделало вывод, что рисунки без скульптурных моделей не дают возможности сделать выводы о пластических качествах присланных проектов.

К иллюстрированию произведений Шевченко Ждаха возвращается уже в годы Советской власти. Из его работ начала 20-х годов наиболее известен эскиз титульного листа «Кобзаря», который художник выполнил по заказу Одесского потребительского общества (10 апреля 1920г.).

Иллюстрации к «Кобзарю» экспонировались на двухнедельной выставке памяти Т. Г. Шевченко, которая состоялась в марте 1921г. в украинской государственной библиотеке имени Т. Г. Шевченко в г. Одессе. Анализ иллюстраций Ждаха к «Кобзарю» показывает, что в истории украинской книжной графики Ждаха одним из первых начал серьёзно работать над повышением художественной культуры украинской книги, стремился придать ей самобытный, национальный характер. От наследования старых академических форм в иллюстрациях Ждаха обратился к реализму, к отображению исторических событий, народного быта, народных типажей.

Обстоятельства сложились так, что иллюстрации Ждаха к «Кобзарю» Шевченко не увидели мир. Им не довелось украшать залы художественных музеев, красоваться на страницах иллюстрированных изданий, растиражироваться в репродукциях. Но, невзирая на это, рисунки Ждаха до наших дней остаются наилучшими образцами иллюстрирования произведений Шевченко. Они отличаются продуманностью, простотой и, главное, соответствием пламенному слову Шевченко. Каждый рисунок волнует своей щедростью, народностью, реализмом. Высокое профессиональное мастерство объединяет с глубоким знанием эпохи и народного быта, правдивая и реалистическая трактовка образов Шевченковских произведений делают их понятными широкому кругу читателей. Колоритным графическим языком они проносят сквозь время пламенное слово бессмертного Кобзаря Украины. В этом их неоспоримая ценность.

Таким образом, пришло время увековечить память выдающегося художника из народа, который в тяжелейших условиях дореволюционной деятельности, благодаря лишь собственному таланту и необыкновенному трудолюбию и самоотдаче художника, сумел-таки подняться к вершине человеческой души.