Пабло Пикассо (работа 1)
Пабло Пикассо
Официальные
биографы называют Пабло Пикассо самым
знаменитым художником ХХ века. Но сказать
так, значит не сказать ничего. Это титан,
арт-карьера которого длилась 80 лет!
Кроме картин, из-под его рук вышли тысячи
скульптур, графических работ, керамических
изделий, литографий, поэтических
произведений и поделок из самых разных
отбросов цивилизации. Он трансформировал
искусство так, как никто другой в этом
веке. И по ходу Пикассо изменил жизнь
семи неординарных женщин. Он брал их
души, впихивал их в свои немыслимые
произведения, а своих муз превращал в
сумасшедших, разбитых и мертвых...
СТАРТ. Пикассо родился 25 октября
1881 года в испанской Малаге, его отцом
был профессор рисования Хосе Руиз. Уже
в 10 лет Пабло был маньяком рисования,
чем несказанно радовал родителей,
которые видели его доктором академического
искусства. Честолюбивый отец устроил
первую выставку Пабло, когда тому было
13 лет. С самого детства рядовая фамилия
отца не нравилась Пабло, и он использовал
девичью фамилию матери, Марии Пикассо.
Через несколько лет это имя знала уже
вся Испания - картина "Милосердие"
получила премию Мадридской выставки.
Семейная мечта о профессоре
классического рисунка разбилась в
сопли, когда поступивший в Мадридскую
королевскую академию Сан-Фернандо Пабло
обозвал всех преподавателей тупыми и
стал проводить время не на лекциях, а в
кафе и борделях города, изучая настоящую
жизнь. Единственной культурной Меккой
юного Пикассо стал музей Прадо, где
парень открыл для себя Веласкеса, Эль
Греко, Мурильо, Гойу, чьи работы он еще
тысячу раз трансформирует в своей
длинной жизни. Вскоре вместе с дружком
Карлосом Касагемасом Пикассо отправился
завоевывать Париж...
Там родился
гениальный "голубой период",
названный так по преобладанию в его
работах того времени голубого и серого
цветов. Темы работ - люди в дэнс-холлах
и кафе, столичная жизнь, любовники...
Любовь пока ходит вокруг да около
Пикассо, не попадая в его сердце. А друг
Карлос сходит с ума по женщине, болеет,
пытается убить ее и стреляется сам.
Пабло горюет по другу и окончательно
переселяется в Париж, в обшарпанное
здание, именуемое "прачечной
баржей"...
ЖЕНЩИНА ПЕРВАЯ. В
"барже" он и встретил ФЕРНАНДУ
ОЛИВЬЕ - свою первую натурщицу и музу.
Начинается "розовый период". Тона
- розовый и красный, темы - цирк, в который
он таскается каждый день, арлекины,
коломбины, бродячие фургоны. На матрасе,
брошенном на пол, будущий мэтр и его
натурщица бешено занимались любовью,
но Фернанда мечтала о ребенке, о семейном
очаге, и Пикассо все реже стал приходить
домой...
ЖЕНЩИНА ВТОРАЯ. В 1911
году Пабло отвязывался в кафе "Эрмитаж"
с польским художником Маркуссисом и
его подружкой Евой Гуэль. Ева сразу же
поразила воображение Пикассо, и он за
рекордно короткий срок создал картину
"Моя красавица", выполненную уже
в стиле кубизма. Ева ответила взаимностью
на скрытое признание в любви. У Пикассо
был суперрецепт завоевания женских
сердец - он их рисовал... Ева и Пабло
отправились путешествовать по Европе
и весной 1915 года решили пожениться, но
здесь Пабло пережил свое самое серьезное
любовное разочарование за всю жизнь -
Ева заболела раком и умерла.
ЖЕНЩИНА ТРЕТЬЯ. Он увидел ее танцующей
и счел верхом совершенства. 26-летнюю
русскую балерину Ольгу Хохлову он
покоряет так же, как и других своих
женщин - рисует ее. Они поженились 12 июля
1918 года. Однако Пикассо недолго пребывал
в эйфории - аристократке Ольге очень
хотелось, чтобы он забросил своих
сомнительных дружков и вел светскую
жизнь, а Пикассо такой жизни чурался.
Ольга забеременела и родила 40-летнему
мастеру его единственного законного
сына Пауло.
ЖЕНЩИНА ЧЕТВЕРТАЯ.
В январе 1927 года неподалеку от парижского
магазина "Галерея Лафайет" он
встретил 17-летнюю девушку, за которой
долго шел, а потом остановил и сказал:
"Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы
сумеем многое сделать". Ее звали
МАРИЯ-ТЕРЕЗА УОЛТЕР. Но она была
несовершеннолетней, и Пабло приходилось
скрывать от всех свою связь с ней. Он
приобрел для Марии-Терезы замок Буагелу,
устроил там мастерскую, и она стала его
единственной моделью. Одна из скульптур,
сделанных с нее, - "Женщина с вазой"
- сегодня стоит на могиле мастера,
похороненного в местечке Вовенарг.
В начале 1935 года Мария сообщила, что
ждет ребенка. Пабло и рад бы жениться,
но для этого он должен был окончательно
порвать с Ольгой и лишиться части
имущества, да и не желает художник, чтобы
его двойная жизнь вскрылась. На его
картинах жена Ольга того времени всегда
изображена настоящей фурией...
ЖЕНЩИНА ПЯТАЯ. В 1936 году Пикассо официально
расстался с Ольгой, с Марией-Терезой
лишь поддерживает отношения, обеспечивает
обеих женщин деньгами и начинает
появляться на людях с югославской
художницей и фотографом ДОРОЙ МААР,
которая стала главным источником его
вдохновения в предвоенные годы. Она же
сфотографировала различные этапы
создания "Герники". Его связь с
Дорой длилась до 1946 года.
ЖЕНЩИНА ШЕСТАЯ. В 1943 году Пикассо в
парижском ресторане, находившемся
напротив его мастерской, познакомился
с молоденькой художницей ФРАНСУАЗОЙ
ЖИЛО. Живая, энергичная, она покорила
Пикассо и очень быстро появилась на его
полотнах. Знаменитый художник действительно
влюбился в нее. Символом их союза стало
создание картины "Женщина-цветок".
Пикассо устроил мастерскую в замке
Гримальди и обрел вторую молодость.
Франсуаза весьма скоро забеременела и
в мае 1947 года подарила любимому сына
Клода, а через два года - дочь Палому. В
своей скандальной книге "Жизнь с
Пикассо" она пишет, что художник
постоянно издевался над ней, и когда
она заболела, продолжал добивать ее,
повторяя: "Ненавижу больных женщин".
ЖЕНЩИНА ПОСЛЕДНЯЯ. ЖАКЛИН РОК
обладала изящным профилем, напоминающим
сфинкса, в чем можно убедиться, глядя
на ее портреты работы Пикассо. Он покупает
для нее и для себя виллу в Каннах. А в
марте 1961 года почти 80-летний художник
тайно женится на 34-летней Жаклин. Она
запретила всем его детям и бывшим
женщинам видиться с маэстро - лишь
Марии-Терезе было дозволено с ним
переписываться. Он был болен, не слышал,
не видел, а Жаклин мыла и кормила его...
Пикассо умер 7 апреля 1973 года в возрасте
92 лет, оставив после себя около 80 тысяч
работ.
Он не обладал выразительной
внешностью, но его "взгляд палача"
буквально завораживал. Думал ли он о
тех, кого любил, мучил и обессмертил в
своих шедеврах? Фернанда тронулась
умом, Еву забрал рак, Ольга сошла с ума
и умерла, Мария-Тереза повесилась через
4 года после смерти художника, Дора
помешалась, а его последняя жена Жаклин
застрелилась через 13 лет после похорон
Пикассо. Его законный сын Паоло спился
и умер от цирроза, его другой сын покончил
жизнь самоубийством... Уцелела лишь
Франсуаза, успевшая вовремя сбежать, а
ее дочь Палома вовсю тиражирует отцовскую
фамилию на украшениях и духах. Фамилия,
сделавшая несчастными многих женщин,
приносит ей баснословные деньги...