Вольфганг Амадей Моцарт (работа 3)
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 года в Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке город считался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился с музыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами у зажиточных горожан и с миром народной музыки.
Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт,
был одним из наиболее образованных и
выдающихся педагогов своей эпохи и стал
первым учителем сына. В возрасте 4-х лет
мальчик уже отлично играет на фортепиано
и начинает сочинять музыку. По свидетельству
одной записи того времени, он буквально
за несколько дней освоил игру на скрипке
и вскоре поразил свою семью и друзей
отца рукописью "фортепианного
концерта".
В шесть лет он
впервые выступил перед широкой публикой,
а через короткое время вместе со своей
сестрой Анной, тоже незаурядной
исполнительницей, отправился в концертное
турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм,
Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья
отправляется в Лондон, где в то время
находились крупнейшие мастера оперной
сцены.
В 1763 году в Париже были
впервые изданы произведения Моцарта
(сонаты для фортепиано и скрипки).
История музыки свидетельствует о
целом ряде чудесных выступлений, которыми
Моцарт повергал своих слушателей в
изумление. Мальчику было всего 10 лет,
когда он принял участие в сочинении
коллективной оратории. Его целую неделю
держали в настоящем плену, открывая
запертую дверь лишь чтобы передать ему
пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще
выдержал испытание, и вскоре после
оратории, исполненной с большим успехом,
поражает публику оперой "Аполлон и
Гиацинт", а затем и ещё двумя операми
"Мнимая простушка" и "Бастьен и
Бастьенна".
В 1769 году Моцарт
отправляется в турне по Италии. Великие
итальянские музыканты сначала с
недоверием и даже с подозрением относятся
к легендам, окружающим имя Моцарта. Но
его гениальное дарование покоряет и
их. В Италии Моцарт учится у знаменитого
композитора и педагога Дж.Б. Мартини,
концертирует, пишет оперу "Митридат
- царь понтийский", которая имеет
большой успех.
В 14 лет он
становится членом прославленной
Болонской академии и Филармонической
академии в Вероне. Вершины славы Моцарт
достигает в Риме. Прослушав всего один
раз в соборе святого Петра "Мизерере"
Аллегри, он по памяти записывает его на
бумагу. Памятью о поездке в Италию
являются оперы "Митридат, царь
Понтийский" (1770), "Лючио Силла"
(1772), театрализованная серенада "Асканио
в Альбе".
После поездки в
Италию Моцарт создаёт квартеты для
струнных инструментов, симфонические
произведения, сонаты для фортепиано и
произведения для самых разных сочетаний
инструментов, оперы "Мнимая садовница"
(1775), "Король - пастух".
Молодой композитор , знавший до сих пор
только блестящую сторону жизни, познаёт
теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ
Иероним Колоредо не любит музыки, не
любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему
понять, что Моцарт лишь слуга, которому
полагается не больше уважения, чем
любому поварёнку или лакею. Оставив
Зальцбург и придворную службу, он
поселяется в Мангейме. Здесь он знакомится
с семьёй Веберов и приобретает несколько
верных и надёжных друзей среди любителей
искусства.
Но тяжелые материальные
заботы, унижения и ожидания в прихожих,
упрашивания и поиски протекции вынуждают
молодого композитора вернуться в
Зальцбург. По ходатайству Леопольда
Моцарта архиепископ принимает обратно
своего бывшего музыканта, но даёт строгое
указание : его слугам и лакеям (разумеется,
и Моцарту) публичные выступления
запрещены. Однако в 1781 году Моцарту
удаётся получить отпуск для постановки
в Мюнхене новой оперы "Идоменей".
После успешной премьеры, решив больше
не возвращаться в Зальцбург, Моцарт
подаёт заявление об увольнении и получает
в ответ поток ругательств и оскорблений.
Чаша терпения переполнена; композитор
окончательно порвал с зависимым
положением придворного музыканта и
поселился в Вене, где и прожил последние
10 лет жизни.
Однако перед
Моцартом встают новые трудности.
Аристократические круги отворачиваются
от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё
недавно платили ему золотом и овациями,
теперь считают творения музыканта
чрезмерно тяжёлыми, путаными и
абстрактными. А Моцарт тем временем
создаёт шедевры. В 1782 году исполняется
его первая зрелая опера "Похищение
из сераля"; летом того же года он
женится на Констанции Вебер.
Новый творческий этап в жизни Моцарта
связан с его дружбой с Иосифом Гайдном
(1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка
Моцарта обретает новые крылья. Рождаются
первые чудесные квартеты Моцарта. Но
кроме блеска, ставшего уже поговоркой,
в его сочинениях всё чаще проявляется
более трагическое, более серьёзное
начало, свойственное человеку, видящему
жизнь во всей её полноте.
Композитор всё дальше и дальше уходит
от требований общего вкуса, которые
ставят перед покорными сочинителями
музыки салоны вельмож и богачи-меценаты.
В этот период появляется опера "Свадьба
Фигаро" (1786). Моцарта начинают вытеснять
с оперных подмостков. По сравнению в
лёгкими творениями Сальери и Паэзиелло,
произведения Моцарта кажутся тяжёлыми
и проблематичными.
Бедствия
и лишения всё чаще заглядывают в дом
композитора, молодые супруги не умеют
экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых
условиях рождалась опера "Дон-Жуан"
(1787), которая принесла автору мировой
успех. Во время написания последних
страниц партитуры Моцарт получает
известие о смерти отца. Теперь композитор
действительно остался одиноким; он уже
не может надеяться, что отцовский совет,
умное письмо, а может быть и прямое
вмешательство помогут ему в трудную
минуту.
После премьеры
"Дон-Жуана" в Праге императорский
двор вынужден пойти на некоторые уступки.
Моцарту предлагают занять место
придворного музыканта, принадлежавшее
недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787).
Однако это почётное назначение приносит
композитору немного радости. Венский
двор относится к Моцарту как к заурядному
сочинителю танцевальной музыки и
заказывает ему менуэты, лендлеры,
контрдансы для придворных балов.
К последним годам жизни Моцарта
относятся 3 симфонии (ми-бемоль мажор,
соль минор и до мажор), оперы "Так
поступают все" (1790), "Милосердие
Тита"(1791), "Волшебная флейта"(1791).
Смерть застала Моцарта 5 декабря
1791 года в Вене во время работы над
"Реквиемом". История создания этого
произведения рассказывается всеми
биографами композитора. К Моцарту пришёл
немолодой незнакомец, прилично одетый
и приятный. Он заказал для своего друга
"Реквием" и заплатил щедрый аванс.
Мрачный тон и таинственность, с которыми
был сделан заказ, породили у мнительного
композитора мысль, что этот "Реквием"
он пишет для себя.
"Реквием"
был завершен учеником и другом композитора
Ф. Зюсмайером.
Моцарт был
похоронен в общей могиле для бедняков.
Его жена в день похорон лежала дома
больная; друзья композитора, вышедшие
проводить его в последний путь, из-за
ужасной непогоды были вынуждены вернуться
домой с полпути. Так случилось, что никто
точно не знает, где нашёл вечный покой
великий композитор...
Творческое
наследие Моцарта составляют более 600
произведений