Архитектура Новгорода XI-XV веков
Курсовая работа
Тема: Архитектура Новгорода (XI–XV вв.).
Содержание
Введение
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Зодчество XI –первой половины XII века
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
1.3 Церкви конца XIII, XIV и XV веков
Глава 2. Кремль
2.1 История кремля
2.2 Башни кремля
2.3 Грановитая палата.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В северо-западной части нашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит господин Великий Новгород. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. Именно с этим прекрасным городом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития экономики и русской культуры.
Предметом научных споров до сих пор остается месторасположение «старого» города, по отношению к которому более позднее поселение было названо градом новым. Преобладает точка зрения, что старый город—это так называемое Городище, находящееся на правом берегу Волхова, в двух километрах от современного города.1Считается, что именно там располагался со своей дружиной варяжский князь Рюрик.
Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Ильмень, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск. Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород.2
1 Каргер М.К. Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961, стр 10
2 Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982, стр 73
Новгородская земля прославлена воинской доблестью дружин Александра Невского, удалью былинного богатыря Василия Буслаева, бесстрашием и предприимчивостью купца Садко. Многие века Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России.
Новгород как политический и торговый центр стал известен за пределами славянского мира более тысячи лет назад. Уже в конце X - начале XI века здесь находился постоянный контингент скандинавов - воинов и купцов, способствовавших процветанию города как центра международной торговли.
Именно Новгороду Русь во многом обязана не только своими богатствами и индивидуальностью на фоне других русских земель. Но Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города, но он по-прежнему славится своими старинными памятниками, к которым не иссякает интерес многих людей.
Этот город интересен и мне, поэтому для написания работы я выбрала тему «Архитектура Новгорода XI-XV веков», чтобы более глубоко познакомится с архитектурой этого замечательного города.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть соборы, храмы и церкви XI–первой половины XII века, второй половины XII– начала XIII века, конца XIII, XIV и XV веков;
- рассмотреть кремль, историю кремля, башни кремля, Грановитую палату.
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились подчеркнуть этим свое господствующее положение в обществе, свое величие.
Софийский собор - одно из самых замечательных произведений древнерусского зодчества - возведен сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045-1050 годах. С 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София – тут и Новгород!»3. Этот собор являлся придворным княжеским храмом, в нем принимали иностранных послов, именитых гостей, иногда перед ним проходили бурные вече.
Завершается храм шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол в XV был позолочен, а его очертания напоминают шлем русского воина-богатыря.
Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время походов русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, в другой – клещи.
Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять объемов-нефов, три из которых заканчиваются алтарными полукруглыми выступами-апсидами, поражает размерами, величественностью пропорций и масштаба. Высота храма-30, 8 метра.
До 1570 года здесь находился Васильевские врата, изготовленные мастером Игнатием Устюжанином в 1366 году по заказу архиепископа новгородского Василия Калики, портрет которого изображен на вратах. Васильевские врата изготовлены из меди и «писаны золотом». Техника подобных произведений заключалась в том, что по зачерненным медным листам резцом наносился рисунок, и в его канавки вплавлялась золотая проволока. Затем лист выравнивался и полировался. Среди евангельских сюжетах на вратах имеется изображение Китовраса, легендарного кинтавра –излюбленный сюжет новгородских мастеров.
Интерьер Софийского собора в его современном виде весьма далек от первоначального. На месте современного иконостаса в древности была невысокая деревянная преграда – темплон, и интерьер собора выглядел более цельным.
Древнейшей сохранившейся иконой является «Петр и Павел», относящийся к XI веку. А в иконостасе уцелело несколько икон, написанных в 1341 году греческими или сербскими иконописцами. Перед Успенским (главным) иконостасом Софии находится известный во всем Мире чудотворный образ «Божия Матерь Знамение». В местном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественском приделе Софийского собора, находятся 2 чудотворные иконы. Слева от царских врат стоит образ Богоматери Тихвинской. Это одна из самых почитаемых святынь Софийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной иконы Тихвинской Богоматери, точно повторяющей размеры и изображение прототипа; называются такие списки „мера и подобие". Ее можно отнести к древнейшим: доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеру обработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV — начала XVI в.
Рядом с иконой Троицы стоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под ней открывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечках пробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительной силы и выразительности
На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, поцарапанные в XI-XIII веках. Среди них – молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственные автографы, шутливые надписи типа : «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».4
Долгое время в научной литературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской.5 Ныне этот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. В частности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые с восточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея – приделом Иоанна Богослова, а южная – приделом Рождества Богоматери. Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесь были похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленные новгородские архиереи.
Следующая постройка-собор Рождества Богородицы – основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином и находится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.
В древности собор был расписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи, исполненной в 1125 году. Росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.
До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Появились галереи – паперти, окружающие собор, уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.
Георгиевский собор-главное сооружение Юрьева монастыря - возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь – один из наиболее ранних в Новгороде - был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизни новгородцев.
Строительство Георгиевского собора начато в 1119 году. Здесь применена трехглавая ассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.
Фасады собора украшены выступами - лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство. Собор был расписан как внутри, так и снаружи, но древние фрески практически утрачены.
Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.
Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Так в 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав.
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это время появляется новый тип храма - почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре. Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннее пространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.
Церковь Благовещенья на Мячино, построенная в 1179 году, расположена на дороге в Юрьево. Это наиболее ранний образец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. Первоначально фасады завершались полуциркульными сводами – закомарами, а кровля была посводной.
В 1189 году внутренние поверхности стен были покрыты фресками. Сохранившиеся фрагменты росписи в алтарной части стали доступны для обозрения лишь после снятия более позднего наслоения штукатурки. Живопись относится к новгородской художественной школе, для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.
Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второй половины XII века. Это небольшое по размерам сооружение находится вблизи Городища и является самой малой княжеской постройкой.
Церковь, почти квадратная в плане, имеет внутри четыре столба, на которых покоится барабан, перекрытый куполом. На хоры теперь попадают не из башни, а по узкой лестнице, размещенной в толпе западной стены, хоры только в средней части не отделены от основного пространства церкви. В северо-западном и юго-западном углах хоров имеются небольшие закрытые помещения – приделы. Хоры и приделы, являясь как бы вторым этажом, опираются не на своды, как было ранее, а на специально сделанное деревянное перекрытие.
Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется просторной. Это достигается за счет замены крестчатых в плане столбов на квадратные, сокращения их числа с шести до четырех и отказа от устройства на стенах внутренних пилястр. Для церкви характерна чрезмерная толщина стен. Фасады украшены выступающими пилястрами, расположенными напротив внутренних столбов, и завершаются фронтонами полукруглого очертания – закомарами.
В 1199 церковь была расписана, но удалось восстановить только фрагменты живописи в восточной части.
Уцелевшие фрагменты фресок Нередицы можно сегодня видеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского – фреска сохраняет яркую цветовую насыщенность, такую характерную для фресок Нередицы в целом Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма - в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.
Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение», западную часть стены занимала фреска «страшный суд».
Среди росписей Нередицкой церкви был портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, изображения первых русских святых – князей Бориса и Глеба. Мастера, расписывающие храм – их было трое или четверо, -несомненно, были новгородцами, но принадлежали к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере, и , вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере.
Церковь Параскевы Пятницы построена в 1207 году на средства «заморских купцов». Храм 15 раз горел, в результате чего его первоначальный облик изменился.
Церковь во многом отличалась от существовавших в то время. Если все имели полукруглые апсиды, то здесь к сильно выдвинутой апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи. Фасады декорированы лопатками в виде уступов, что ранее здесь не применялось. Вообще церковь Параскевы Пятницы в известных пределах воспроизводит облик смоленской церкви Михаила Архангела на Смядыни.
С трех сторон к зданию примыкали три пристройки (притвора), которые были ниже основного объема. Сохранился только северный притвор.
1.3 Церковь конца XIII, XIV и XV веков
Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек осуществляет митрополит.
В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.
Церковь Спаса на Ковалеве - стоит неподалеку от реки Малый Волховец. Она была построена в 1345 боярином Онцифором Жабиным.
Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как и церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью церкви является наличие трех притворов - пристроек с западной, северной и южной сторон. Первоначальная роспись покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор.
В 1380 году храм Спаса на Ковалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 квадратных метров. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своим художественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразных явлений русского искусства 14-го столетия. О дате создания росписей сообщала настенная «Летопись храма»: «В лето 6888 (1380) подписан бысть храм Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа а при князе Великом Дмитрии Ивановиче и при всеосвященном архиепископе новгородском Алексии а повелением раба Божья Офанасия Степановича и подружи его Марии, а сверши се месяца августа»7. Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пять или шесть мастеров.
Церковь Федора Стратилата, построенная в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья, является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь – высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластинка фасадов, имеющих трехлопастное завершение – то есть три арки, соединенных друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.
Новый прием наблюдается и в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей..
Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века8, была расчищена. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно.
Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.
Отличительная черта внешнего облика церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году, - декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолапостной бровкой.
Церковь знаменита фресками. Она производит сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиций, отточенность форм, монументальность. Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. В 1378 году на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорока росписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней. Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своего мастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенно исключительное место среди памятников древнерусской живописи.
Феофан Грек был гениальным живописцем. «Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», — отзывался о нем его современник Епифаний Премудрый9. Феофан Грек был «подлинный артист, в совершенстве владевший мастерством монументалиста, и одновременно философ, восходивший умом и чувством к высочайшим вершинам человеческого духа»10, — пишут о нем искусствоведы В. А. Булкин и О. В. Овсянников. За время своей работы в России Феофан Грек настолько сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя, по словам В. Н. Лазарева, «в такой же мере неотделимо от русского искусства, как имена Растрелли, Кваренги и Росси».
На стенах Ильинской церкви оживает мир грозовой, тревожный, кипящий. Невозможно представить себе композиций более динамичных, более властно захватывающих зрителей в свой круговорот. Здесь и праотцы Ной, Иов, Мельхиседек, Макарий Египетский, подвижники и святые, и ангел, под чьими крыльями, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир. Суровы и страстны их лики, в них нет отрешенного спокойствия, они — само воплощение смятенного и ищущего духа.
Глава 2: Кремль
Ядром и сердцем Великого Новгорода всегда был кремль, или детинец, как его назвали в древности. На протяжении столетий он являлся административным, политическим, общественным, религиозным и культурным центром новгородской земли. Первое упоминание о кремле в летописи датируется 1044 годом. Основанный князем Ярославом Мудрым, новгородский кремль - "каменный город", как свидетельствуют летописи, - является древнейшим из сохранившихся в России кремлей.11
Крепость XI в. имела только двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны — Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к северным воротам, где позднее была проездная Федоровская башня, вторая—к южным воротам, которые находились, очевидно, в углу современных Митрополичьих покоев.
Новый этап строительства крепости — ее расширение — относится к началу XII в. Это происходит при князе Мстиславе, сыне Владимира Мономаха, о чем сообщает Новгородская летопись 1116 г.: "В то же лето Мстислав заложи Новгород болии перваго". 12Незадолго до этой даты, под 1097 г., имеется летописное сведение о том, что "погоре детинец город" — это, вероятно, ускорило строительство новой крепости. Деревянный Детинец XI—XII вв. был для своего времени надежной крепостью. За весь период его
существования только один раз он был захвачен врагом — полоцким князем Всеславом
Брячиславичем в 1065 г. Деревянные крепостные стены, стоящие на валу, не раз горели и вновь восстанавливались. На протяжении XII — XIII вв. в летописях нет сведений, имеющих отношение к истории строительства Детинца. В течение XIV – XV вв. происходит постепенная замена деревянных укреплений детинца каменными. Это время оживления строительства в Новгороде после многих лет затишья, вызванного нашествием орд Батыя.
Следующее грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Это произошло в 1478 г. при великом князе Иване III. Новгород вошел в Московское государство не только как важный экономический центр огромной территории, но и как могучая крепость на северо-западных рубежах Руси. Вскоре после падения независимости его оборонные сооружения были подвергнуты реконструкции, т.к. не вполне соответствовали военной технике того времени. Это обстоятельство и вызвало коренную перестройку. Реконструкция была предпринята на совместные средства Ивана III и новгородского архиепископа Геннадия. Окончание этого строительства Новгородская третья летопись XVII в. относит к 1490 г.
2.1 Башни кремля
Владимирская башня находится в северо-восточной части кремля и обращена к Волхову, свое название получила по несохранившейся надвратной Владимирской церкви. Башня отличается декоративностью: она имеет пять ярусов, в каждом из которых устроены бойницы, их четкий ритм подчеркивается кирпичными валиками – «бровками». Восточный фасад опоясывает декоративное «полотенце» из кирпичей. По обеим сторонам наружной стены башни расположены два вкладных каменных креста – большой и малый.
Пречистенская башня, через которую выходили к Волховскому мосту, не сохранилась, на ее месте соорудили проездную арку.
В южной части кремля стояла также не сохранившаяся до наших дней Борисоглебская башня.
Дворцовая башня, расположенная на юго-востоке кремля, была одной из красивейших, свое название она получила от находившегося вблизи житного двора (дворца).
Верхнюю часть стен башни украшают орнамент и три круглые розетки. Фундамент башни сложен в 1400 году из каменных блоков - валунов, скрепленных известковым раствором с примесью битого кирпича. Из башни можно было выйти на верхнюю часть стены. Внутри башни в нижних участках сводов существует орнамент, состоящий из сочетания треугольников, ромбов, кругов с лопястями, сеток и т.д, выполненный красно-коричневым цветом.
Спасская башня была проездной - соединяла кремль с Людиным концом Новгорода. Название башни идет от надвратной церкви Спаса, построенной в 1297 году. В древности в нижнем ярусе башни имелись водяные ворота, сохранился их пролет. Башню украшают три круглые кирпичные розетки и «полотенце». Над четырехгранным шатром башни высится маленькая смотровая беседка.
С западной стороны кремля не было естественной преграды, поэтому здесь сделали ров длиной более одного километра. Ширина верхней части рва – 40-50 метров, нижней – 18-20, глубина достигала12-14 метров.
Первая башня на этой стороне - Княжная, построенная в XV веке. По внешнему облику башня Княжная близка Дворцовой. Башня была шестиэтажной и так же как и Дворцовая, с двух сторон имеет выходы на стены.
Самая высокая башня кремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит от голландского слова «коке» - «смотри». Верхнее помещение башни служило наблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».
У Покровской башни много особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, более низкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трех метров.
Златоустовская башня в 16-м веке была тюрьмой и носила название Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в 17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковь Иоанна Златоуста
К северу от Златоустовской башни находится широкая проездная башня, сооруженная на месте проездной Воскресенской башни.
Башни Федоровская и Митрополичья отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до 17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древности Федоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.
2.2 Грановитая палата
С древних времен круглые башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».13Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.
Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров.
Это здание — свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост , сотских.
В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».14 В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.
В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме.
В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.
Заключение
По началу постройки Новгорода были сплошь деревянными - крепость, жилые и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра - Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной.
Внутри города и в его окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям пришли каменные, первым из которых стал собор Святой Софии - Премудрости Божьей. К сожалению, далеко не все из памятников средневековой архитектуры дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.
Археологическими раскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянных сооружений, которые позволяют составить некоторое представление о новгородской деревянной архитектуре. Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Но нередко и эти постройки рубились также из дерева
А из 200 с лишним церквей в черте города сохранились только 38, хотя по сравнению с другими русскими городами и это немало, и благодаря этим постройкам город называют "русской Флоренцией": ни один из древнерусских городов не сохранил такого множества архитектурных сооружений с древней настенной живописью.
Поэтому, в своей работе я стремилась отобразить все богатство и красоту архитектуры этого удивительного города этого периода на примере уникального Новгородского Кремля, самого древнего на Руси храма Святой Софии, многих церквей с уникальными иконостасами - тех памятников, без которых невозможно представить историю нашей страны.
Список используемой литературы
1. Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982
2. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура- Кристалл, 2002.
3. Рождественская Л.А. Новгородский кремль - Лениздат, 1980.
4. Каргер М.К. Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961
5. Губарева М.В., Низовский А.Ю. сто великих храмов мира, Москва «Вече», 2005.
1