Античные традиции в мировой и европейской культурах
Содержание
Введение
Античные традиции в мировой и европейской культурах
Мифология и античный эпос, их отражение в постантичном искусстве
Традиции античной литературы в мировой и европейской литературе
Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарной мысли
Художественная культура античности и ее значение в искусстве других эпох
Архитектура
Скульптура
Живопись
Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох
Заключение
Список литературы
Введение
Античная культура и ее изучение
Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, а потому античность – это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских.
Античностью (от лат. Antiguus – «древний») принято считать особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого культурно-исторического явления совпадают со временем существования самих античных государств с XI -- IX вв. до нашей эры и до V века нашей эры (со времени становления античного общества в Греции до гибели Римской империи). Античная культура возникла в условиях рабовладения, когда мировоззрение человека укладывалось в мифологическое мышление. Толчком для развития культуры, особенно науки и искусства, стало наличие элементарных естественнонаучных знаний и письменности; все это есть особенности античной культуры.
В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры, поэтому неслучайно к античности стал возникать не только эстетический, но и научный интерес. Это имело место и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения, когда человечество повернулось лицом к науке, стали появляться научные работы частных лиц, где обобщался опыт греческих и римских открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков античным наследием стали заниматься уже государства (особенно европейские): разрабатывались и финансировались целые проекты по античным исследованиям. Проводились раскопки, организовывались музеи, создавались первые научные труды об античной культуре, особенно искусстве. Непрестанный интерес к вопросам античности, пронесенный через XIX век, сохранился и в веке XX: и сейчас продолжается всестороннее изучение античности. И все-таки до сих пор многие антиноведы полагают, что история античной культуры, в частности искусства, еще не написана.
Актуальность темы, цели и задачи ее раскрытия
В системе исследований античной культуры появляется и такой аспект изучения, как исследование античных традиций и их влияния на европейскую и мировую культуру в целом. Этот аспект будет рассмотрен и в данной работе. Освещение этой проблемы будет идти в русле следующей мысли: «во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная, то есть искусство.»1
Раскрыть влияние античной традиции в искусстве мировых и европейский (с уклоном к последнему) культур есть цель работы. Достигнуть ее возможно при решении следующих задач:
описать особенности разных видов искусств в античной культуре;
рассмотреть проявление этих особенностей в искусстве послеантичных эпох;
выявить характерные тенденции заимствования античных традиций в разные эпохи;
сделать заключение как обобщение изложенного материала по данной теме.
Такие аспекты, как быт и нравы античной жизни, наука и просвещение, образование, государственное устройство и права граждан античного периода не рассмотрены, так как это должно подлежать отдельному глубокому изучению.
Обзор литературы, использованной в реферате
Рассматривать особенности античного искусства, основные тенденции развития помогла монография Л. Любимова «Искусство древнего мира». Осветить вопросы влияния античных традиций на последующие культуры помогли отдельные главы следующих книг: «История Древней Греции» и «История Древнего Рима», написанные Н.Н. Труниной в доступной для неподготовленного читателя форме (на основе этих учебников были освещены вопросы мифологии и религии, живописи и архитектуры); авторы Н.В. Мирецкая и Е.А. Мирецкая, учителя литературы по образованию, в своих размышлениях «Прочтем, подумаем, поспорим» затрагивают вопросы о влиянии в живописи, скульптуры, архитектуре античной темы в послеантичные эпохи; проблемы литературных тенденций удачно раскрыты во введении к книге «Античная литература», написаной группой авторов в качестве учебного пособия; развитие общественно-политической и философской античной мысли, ее отражение в философиях других эпох раскрывалось на основе материала книг Э.Д. Фролова «Факел Прометея» и Н.В. Мотрошилова «Рождение и развитие философских идей». Теоретической базой для раскрытия данной темы послужили учебное пособие А.А. Радугина «Культурология» и отдельные статьи «Словаря античности», впервые переведенного на русский язык с немецкого, где освещаются культурологические, исторические и социально-экономические вопросы античного общества, начиная с рождения античной цивилизации и заканчивая ее закатом.
Античные традиции в мировой и европейской культурах
Античность, по «Словарю», есть совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин «античность» был принят в начале XVIII века. Вследствие огромных влияний античной культуры на все последующие. История античности занимает особое место, сохраняющееся на протяжении многих веков, в европейской и мировой науке и образовании.
Мифология и античный эпос, их отражение в постантичном искусстве
Религия древних греков и римлян, как у многих народов мира, представляла собой веру в многобожие. Первоначально боги-культы были общинно-местного характера, затем наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами (в Греции – богами-олимпийцами, в Риме – верховными богами, причем греческие традиции пантеона переселились в Рим). Несомненно, у древних греков и римлян была языческая вера, она подкреплялась мифологическими верованиями, а мифология стала отражением миропонимания древнего человека. Создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, поэтому неслучайно пласт мифов представлялет собой ценную часть мировой литературы.
Мифы положили начало развитию эпоса как в фольклоре, так и в художественной литературе. Греки и римляне, опираясь на мифологические сюжеты, создавали свои эпические произведения; к таким можно отнести греческие произведения «Иллиада» и «Одиссея» и римскую «Энеиду».
Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым эпосом:
в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);
форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;
образ героя – образ воина: победителя, героического человека;
обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);
язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;
автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).
Богатство мифологических сюжетов неисчерпаемо. Их глубокий символизм позволяет авторам послеантичных эпох, обращаясь к одному и тому же мифу, раскрывать его новый смысл. В качестве примера можно привести судьбу одного из самых популярных мифов – мифа об Антигоне. Наиболее яркое воплощение он нашел в трагедии древнегреческого драматурга Софокла; новую трактовку этот миф нашел в произведениях Расина и Альфьери. Особенно часто сюжет использовался в оперном искусстве XVIII века. В ХХ веке писатели особо подчеркивали гуманистическую направленность и пацифистские идеи мифа. Антивоенными получились пьеса Б. Брехта «Антигона» (1948 г) и новелла Р. Хоххута «Берлинская Антигона» (1966 г).
Если миф теряет свои свойства, он превращается в сказку. В подлинном мифе всегда отражена действительность, это позволяет писателям вплоть до современности использовать его для различного истолкования и нового осмысления в трактовке своих произведений.
Традиции античной литературы в мировой и европейской литературе
Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII веков до нашей эры до V века нашей эры. Первые античные произведения (греческие) появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения (и греческие, и римские) появились в период разложения рабовладельческого строя. Для понимания античной литературы и ее отличия от европейской не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы, - в этом ее первая особенность. Второй особенностью является органическая связь с мифологией: античные авторы черпали из нее свои сюжеты и образы. Античная литература значима своим влиянием на европейскую и мировую литературу в целом.
В эпоху феодально-христианской идеологии погибла огромная часть текстов античности в связи с их языческим характером.
В XIV-XV веках, в эпоху Ренессанса, вновь обратились к идеям античной литературы, потому что она стала близка новому классу, появившемуся в Европе -- буржуазии – своим человеколюбием, свободомыслием, жизнеутверждающей силой. Писатели использовали для своих сочинений латинский язык, античные темы, произведениям старались придать максимальное сходство с античными.
Эпоха Классицизма (XVII-XVIII века) также ориентировалась на образцы античной литературы, причем художников этого времени привлекал не столько дух античности, сколько интересовала форма, эстетические нормы, что привело к искажению литературоведческих теорий.
Сильное влияние оказывала античная литература и на писателей XIX века. Этот век, особенно его вторая половина, отмечены диалогом античности и современности, но это не прямое следование античным идеалам, а их «передразнивание», то есть в XX веке идет «диалог наоборот». Такая смещенность объясняется сменой ценностных ориентиров общества.
Античная литература, несомненно, повлияла на развитие всей мировой литературы, а именно:
все основные литературные жанры, как эпические, поэтические, так и драматические, были сформированы еще античными авторами;
античная тематика и проблематика произведений трансформируется в литературе последующих веков, изменяется лишь решение проблем (в зависимости от эпохи);
теория литературы развивалась еще в недрах греческой литературы; основные литературоведческие понятия возникли еще в эпоху античности (эпос, лирика, драма, трагедия и т.д.), разрабатывались учения о литературных жанрах и принципах изображения жизни, что до сих пор исследуют литературоведы;
все стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и поныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и т.д.; основопологающие понятия лирики: ритм, метр – тоже заимствованы из античного литературоведения.
В античные времена уже появилась филология, служащая на благо литературе и имеющая цели сохранять тексты в их оригинале, исправлять искажение, изучать всесторонне литературные произведения, давать им эстетическую оценку.
Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарной мысли
Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в ее русле родились и сформировались следующие науки.
Литературоведение, или теория литературы, о чем говорилось выше.
Историческая наука, зародившая в Греции в V веке до нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих пор сохранившаяся как научная и художественная дисциплина.
Филология начала развиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципы филологических исследований, заложенные ще в древние времена, остаются важными аспектами при изучении литературных произведений до сих пор.
Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частях речи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашей эры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов.
Риторика, или теория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитием ораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основу образования, а ориторская речь становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высоко развитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.
Философия, или наука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы и распространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители – принадлежностью к слою имущих людей. Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслждения и аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем.
Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческая концепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля. Все рациональное в учениях Платона и Аристотеля было критически использовано философией марксизма, в ХХ веке откликаются античные традиции в философии феноменологов. Влияние античной философии на становление последующей теоретической мысли огромно.
Художественная культура античности и ее значение в искусстве других эпох
Культура античных Греции и Рима представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. «В конкретные периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности, но во все века наиболее полно выражала свои тенденции античности культура художественная – искусство.»1
Прежде всего античная художественная культура (особенно греческая) космологична (космос выступает ее абсолютом), и в таком подходе к миру, природе, космосу античные люди разрабатывали эстетические категории, тесно связанные между собой: красота (в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность и единство в многообразии), мера (характеристика совершенства) и гармония (понимание всего между видимыми частями созерцаемого и «внутренней природой вещей»).
Греческое искусство определялось наличием канонов, совокупности правил, определяющих основные эстетические принципы, а культура Рима отличается от нее большим разнообразием и пестротой форм, так как римское искусство испытывало влияние греческого и других народов, покоренных Римом.
Архитектура
Античная архитектура определила основной принцип строительства: сочетание функционального назначения с эстетической архитектурной формой. Корни греческой архитектуры – древний способ строительства с применением кирпича и дерева, с помощью которого были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. Переход к монументальной архитектуре, которая занимала ведущее положение до заката античности, возник в момент политического и экономического роста и укрепления городов и оказал большое влияние на римскую архитектуру. В герческой архитектуре, наряду с дорическими и коническими сооружениями, ведущими в храмовом строительстве, присутствуют и бытовые, административные и жилые сооружения. Декоративное оформление зданий меняется за счет смещения элементов ордеров, во внешнем облике чаще проявляется коринфский ордер. Римская архитектура продолжила традиции этрусской и в первую очередь греческой. Римляне заложили основы строительства крупнообъемных сооружений (главными элементами были свод и арка, которые овечали стремлению римлян к великолепному блеску, что олицетворяло римское могущество и роскошь). Зодчие Рима продолжали развитие отдельных зданий (театры, рынки и т.д.) и создали новые архитектурные сооружения (свои формы храмов, домов, амфитеатры, термы и триумфальные арки). Особое значение приобрели технические сооружения (водопроводы, акведуки, мосты, маяки и т.д.).
Архитектура средних веков отзвуки античности имела только в Италии, когда здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек или декорировались ими.
Как и во всех пластах культуры, архитектура эпохи Возрождения ярко отразила обращение к античности. В архитектуре «классический ордер, круглый план, колонны служат опрой – все как в древности. И все-таки это всего лишь модель античного храма, его воспроизведениею. Но ему не хватает существенности.»1 Вид античности образовывал лишь архитектурную картину, которая существовала ради зрителя.
Ориентированная на античность эпоха Классицизма в архитектуре породила такой стиль, как ампир. Здания передавали могущество и роскошь новых государств, как когда-то было в Римской империи. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и тирумфальных побед. Мастера классицизма не копируют античные образы, а по-своему претворяют их.
XIX век античные тенденции в архитектурных сооружениях отражал менее, чем в другие века. В XX веке возрождается стиль ампир, имея также основой античную символику.
Античная архитектура в разные эпохи то являлась основой, примером, то легким заимствованием для зодчих, но прежде всего античная архитектура ценна своими памятниками.
Скульптура
С развитием архитектуры непрерывно шло развитие скульптуры. Для древнегреческой скульптуры характерны стремление к пластичности, пропорциональности и монументальности с обязательным выражением гражданского пафоса. В изображении человека всегда присутствовала идеализация и обобщение, отречение от случайности и конкретности. Для римской скульптуры, наоборот, характерно изображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности. Особенно развита в римской скульптуре портретная тенденция.
Средневековая скульптура, как и античная, часто являлась декором архитектурных сооружений: множество фигур размещалось на фасадах, использовались статуи на колоннах как подчеркивание вертикальных элементов. Однако сам характер скульптуры был изменен, так как она была интегрирована в церковно-христианскую архитектуру.
В эпоху Возрождения в скульптуре отражается «синтез античной физической красоты и христианской духовности».2
В более поздние периоды в скульптуре как виде искусства проявляются самобытные черты той или иной эпохи, однако основой всегда останутся открытия, принципы работы, найденные еще античными мастерами.
Живопись
Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы, когда начался общий процесс монументализации всего искусства. К достижениям греческой живописи следует отенести отказ от плоскостного изображения (особенно в декоративных росписях), развитие игры светотени, что лучше всего проявилось в творчестве Апеллеса, Эвфранора и др., создание теоретических книг по живописи как искусству (Апеллес изложил правила живописи, основопологающие по сей день). К достижениям римской живописи следует отнести применение художественных средств греческого искусства, в дальнейшем усовершенствовании настенной и пейзажной живописи.
От античности Средневековье позаимствовало мозаичную роспись, используемую при оформлении церквей.
По сравнению с архитектурой и скульптурой в эпоху Ренессанса на первый план выдвигается живопись. Это объясняется стремлением мастеров достигнуть высоты античных идеалов: максимальное приближение к реальности и ее изображение через познание мира и человека, их красоты, богатства и разнообразия. А у живописи в этом плане было больше возможностей. Опираясь на опыт античных художников, художники периода Ренессанса сделали свое великое открытие – перспективное изображение.
Эпоха Просвещения, вслед за Возрождением, ведущую роль отводила живописи, в которой отразился весь дух эпохи: сочетание античного, библейского и научного. Обращение к античности идет через обращение к ее истории, мифам, литературе и их отражение в полотнах художников XVII-XVIII веков, в основном истрического или героического содержания. Античная тема сыграла определяющую роль в творчестве многих художников этого периода, например, Пуссена, Рубенса, Веласкеса и др.
Художники-романтки XIX века часто в своих произведениях отталкивались от античности, выражая свои мысли и чувства через образы Греции и Рима. Особенно ярко это просматривается в творчестве Делакруа. Оживленность античности – особенность романтизма во всех видах искусства.
Влияние античной темы на художников XX века можно проследить на примере русской живописи. Русские живописцы создают картины на античные сюжеты, не продолжая уже имеющийся опыт в этом плане, не иллюстрируя эти сюжеты, а заявляя новое слово в изобразительном искусстве: «через античные образы художники создают новых контекст их прочтения, наполняют античную тему новым, непредвиденным содержанием»1 Это и Врубель, и Серов, и некоторые другие художники.
Живопись как искусство, несомненно, своей отправной точкой имеет античность: как античную живопись, мастерство античных художников, так и античный опыт в целом.
Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох
К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр – одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина тетара – Греция. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Дионисия. Песни, исполняемые людьми в козлиных шкурах, дали начало трагедии, шуточные породии – комедии. И в Греции, и в Риме театр носил характер массовых зрелищ, а потому играл огромную роль в воспитании граждан. В Греции театр носил состязательный характер (проводилось вывление лучшего драматурга, победитель становился почетным гражданином). Театральное ремесло в Риме считалось низким, им занимались простые бедные люди, и римский театр начался с перевода и постановки греческих пьес. Помимо комедий и трагедий, в Риме появились ателланы, а позже – мимы и пантомимы. Для постановок возводились специальные помещения, своего рода прототипы современных театров-зданий. Самое гигантское зреличное сооружение античности – Колизей в Древнем Риме.
Средневековый театр базировался на полномочиях церкви, которая приспосабливала языческие элементы античного театра к своим канонам, заимствовались и некоторые принципы античной сцены и зала.
Яркое выражение античных гуманистических идей воплотилось в театральном искусстве Возрождения. Драматургия появлялась под значительным влиянием античной драматургиии. Театр, как и в античные времена, обратился к внутреннему миру человека, особо воспевался человек-индивидуалист. Расцвет театра этой эпохи особо был наблюдаем в Италии, Испании и Англии.
На рубеже XVI-XVII веков флорентийские гуманисты, стремясь возвратить древнегреческую драму, создали новый театральный жанр – оперу. XVIII столетие часто называют «золотым веком» театра. Открывая все новые формы театрального искусства, известные деятели XVIII века вернули театру его еще античную сущность – воспитание гражданина; дидактический характер театра – вот особенность театра этой эпохи. Французский теоретик театра Никола Буало сформулировал законы драмы, опираясь на мысли Аристотеля.
Театр в XIX века, развивая черты национальной самобытности, тем не менее, являлся учеником театров предыдущих эпох, в том числе и античного.
ХХ век отводит театру особую роль в современном миропонимании. Театр ищет новые формы языка, подчас стремясь порвать со всеми традициями, вплоть до Аристотеля (например, «эпический театр» Брехта, «трагический театр» Крэга, «театр жестокости» Арто или «театр абсурда» Беккета и другие). Но в центре всех их поисков стоит человек, его индивидуальность. Именно эта направленность – антропоцентрическая – также характерна и для античного театра.
Одним из самых сильных пластов влияния античного театра на другие является сам драматургический материал античных авторов (Софокла, Еврипида, Аристофана, Плавта и др.), который не только ставился на театральных подмостках разных времен, но и является современным любой эпохе.
Заключение
Античность как культурное наследие Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу и искусство, на философские и юридические взгляды всех народов Европы и мира в целом. При этом в романских странах в основном получили развитие римские традиции, в Германии с конца Средневековья все больше влияния оказывала греческая культура, а народы Восточной Европы, Закавказья и некоторые области ближнего Востока испытали на себе влияние греческого и римского наследия через византийскую культуру. Гуманистическое начало античности стало идейным арсеналом почти всех эпох.
Эпоха Средневековья, отрицавшая языческий характер античного мировоззрения, в своей культуре отразила влияние античных традиций:
литература заимствовала формы литературных произведений, в основном римских;
философская система Средневековья – схоластика – выросла на базе мыслей философов Древней Греции, прежде всего Аристотеля;
научная культура основывалась на освоении «рациональной языческой науки», но были резкие границы, чтобы разум язычников не соперничал с христианством»;1
античные достижения в живописи, скульптуре и архитектуре удачно трансформировались в чисто средневековые стили: романский и готический.
Ренессанс стал временем возродения античности, идеалами были провозглашены гуманистические идеи античности. Гуманизм как принцип культуры эпохи Возрождения развивает антропоцентрическое направление во всех видах искусства. Литераторов, художников, скульпторов этой эпохи привлекают сюжеты античной мифологии, истории и литературы, философы и ученые чтут за образцы достижения научной мысли античности. Неслучайно люди Ренессанса – художники, философы и ученые в одном лице (например, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти, Альберт Дюрер и др.). Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры, взращенная античным наследием.
Эпоха Просвещения со своим классицизмом в искусстве стала «проповедником» античного наследия. В отличие от Ренессанса, Классицизм более стремился к познанию сути, содержания древней культуры, а не пытался достигнуть совершенства в формах, приближаясь к античным идеалам. Девизом классицизма можно взять слова И. Виккельмана, известного деятеля этой эпохи: «Единственный для нас способ быть великими, даже неподражаемыми - это подражание древним.»1
В истории известна лишь одна эпоха – европейский XIX век – когда искусство ищет свои истоки и цели в окружающей действительности и только в ней, ограждаясь от опыта прошлого. И тем не менее традиции античности имели место быть и в эту эпоху. Ярче всего это проявилось в таких направлениях искусства, как неоклассицизм, академизм и романтизм.
Первая половина ХХ века, заимствуя античные темы, переосмысливает их, наполняет новым содержанием и отражает в произведениях разных видов искусства. Вторая половина, особенно последние десятилетия ХХ века, «убегает от диалога в сторону передразнивания», отражение этих явлений особенно ярко и полно выражено в искусстве постмодернизма.
Вследствии огромного влияния античной культуры на общество всех времен следует подчеркнуть главное: античность пробудила мысль человечества и в этом, может быть, величайшее достижение и наиболее ценноое наследие античности.2
Список литературы
Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учебное пособие. – Л. – 1989.
Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 2007.
Любимов Л. Искусство древнего мира. – М. – 2001.
Мирецкая Н.В. Прочтем, подумаем, поспорим… Беседы и размышления об искусстве и культуре античности: Книга для учителя. – М. – 2006.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. – М. – 1991.
Словарь античности. Перевод с немецкого. – М. – 1989.
Трухина Н.Н. История Древней Греции: Экспер. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2006.
Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперем. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2007.
Фролов Э.Ю. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л. – 1991.
1 Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 144.
1 Культурология: Учебное пособие/ Составитель А.А. Радугин. М., 2007, С. 144.
1 Н.В. Мирецкая Прочтем, подумаем, поспорим: Книга для учителя. М., 2006. С. 281.
2 Культурология: Учебное пособие/ Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 188.
1 Н.В. Мирецкая Прочтем, подумаем, поспорим: Книга для учителя, -- М. – 2006, стр. 313.
1 Культурология: Учебное пособие/ Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 172.
1 Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989. С. 265.
2 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 433.