Античная культура средиземноморья

Содержание

Введение

    Представление о красоте у древних греков

    Воплощение эстетического идеала в скульптуре

    Формирование стиля в греческой архитектуре

    Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная культура средиземноморья считается величайшим творением человечеств. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, а так же эпической поэзии и драматургии, естественно научного и философского знания.

Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага. Но единство определялось так же и характерными для античной культуры особенностями, которые будут рассмотрены в работе. Прежде всего, античная культура космологична, греки утверждали следующие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века.

    Представление о красоте у древних греков

Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего – то определенного. «Она едина и неделима, она – характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», - полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» - рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» - учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводиться в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий»1.

Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков своей безбережностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, а в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе – полисе.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония – единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Как известно в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человека и наделяли высшей телесной красотой, потому, что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматичными причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально – политических задач.

Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда. Стоило знаменитой афинской красавицы Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Но тело, совершенно и прекрасное, само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. «Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение; кто - же хорош сам собой и прекрасным покажется» - выражаете эту мысль поэтесса Сапфо ( VII век до н.э.)»2.

Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени – «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» - все искусства (пение, музыка, танцы поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

    Воплощение эстетического идеала в скульптуре

Итак, человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры, Теория красоты и гармонии нашла свое прямое предназначение в скульптуре древних греков. Далее рассмотрим, как воплощали скульпторы эстетический идеал в своем искусстве.

Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций являются скульптор Поликле (2 –я половина V в. до н.э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлена выражена, прежде всего, в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»).

Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Замечательные фризы Парфенона, созданы несколькими художниками под руководством великого Фидия. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор замечателной, всемирно известной статуи «Дискобол» и автор уже упоминавшегося «Канона» Поликлет. Все они изображали людей такими, какими они должны быть, их герои идеальны.

«Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным»3.

Меняются и требования, предъявляемые к скульптурным произведениям. Они получают определенное выражение в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа.

Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают, прежде всего эстетическим потребностям, они являются носителями утонченной красоты и изящества. Совершенно иным было творчество Скопаса, архитектора и скульптора. Величавости фигур Фидия, гармоничности статуй Мирона и Поликлета, почти человеческой красоте богов и богинь Праксителя, он противоставляет образы динамические, страстные, полные неистового порыва. В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии. Человек стал остро ощущать трагические конфликты, подстерегающие его на каждом шагу. Теперь не гармония и радости земной жизни, а ее противоречия бросаются в глаза. И в этом мире утверждает поэт: «одно лишь из двух остаются нам смертным, на выбор: иль не родиться совсем, или скорей умереть».

«Широко известна вакханки, одна из самых значительных скульптур Скопаса. Пластический образ полон движения, жизненных стремлений, статуя – «ожившая страсть»: «камень паросский вакханка, но камню дал душу ваятель». Она олицетворяет собой одно из начал, борющихся между собой, на которые обращал внимание Ф. Ницше, увидевший в греческой культуре противостояние двух богов – Апполона и Диониса»4.

Гений Скопаса нашел наиболее приемлемую пластическую форму для выражения страсти и порыва.

Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV века к завоеванию их Македонией. Эпоха разгоревшихся жестоких войн было несозвучно и искусство Праксителя, и пафос Скопаса. Художники в это время начинали всецело зависеть от частных заказов крупных рабовладельцев, либо царского двора. При родным мастером Александра Македонского был Лисипп, разработавший новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот идеал красоты полнее всего воплотился в скульптуре «Апоксиомен». Новым в скульптуре Лисиппа были пропорции человеческого тела, но главное – не это. Апоксиомен не выступает в напряжении всех сил, как дискобол Мирона, он не находился в состоянии гармонического величия, как Доритфор у Поликлета.Лисипп показывает не просто красивого юношу – атлета после состязаний, его интересует конкретная жизненная ситуация. Лисипп показывает Апоксиомена – человека и возбужденного недавней борьбой, и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение. Таким образом, закладываются тенденции, получившие определенное развитие в искусстве эллинизма.

В эпоху эллинизма даже в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, для скульптора не существовало жестких эстетических норм, он показывал и впалую грудь старого рыбака и беззубую старуху. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре.

Эллинические скульпторы волновали зрителей своими произведениями и находили для этого высокохудожественные формы. Таков «Лаокоон» скульпторов Агесандра, Полидора, Афинадора.

3. Формирование стиля в греческой архитектуре

Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев в пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, в «Подражание девичьей грации».

Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м., своей архитектурой превосходил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерно ему. Фрески дворца свидедельствуют о том, что герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных.

«В период арзаики (VII – VI вв. до н.э.) греческая архитектура вступает в новый этап, прославившаяся в веках. Особе распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить что раскрашивался он в синий и красный цвета»5.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в праздничествах и посещать театр.

Афины V века поражают размахом монументального строительства. Менее чем за два десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропелеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом демократически свободного государства.

Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин – коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.

Новые традиции сказываются даже в архитектуре – искусстве, отражающем мир, как известно, опосредовано. Вот почему Эрехтейон (конец V века) - храм Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе – всем своим обликом отличен от простого в восприятии Парфенона. Эрехтейон сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы.

Искусство эллинизма (приблезительные хронологические рамки эллинизма III век до н.э. и последние десятилетия I века до н.э.) характеризуются исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческим так и с «варварскими» принципами культуры. Границы, замыкавшие кругозор греков – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Мир был новый, лишенный гармонии, необходимо было понять и выразить его в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

4. Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека

Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становиться незыблемым принципом греческого искусства.

«И. И. Винкельман, исследую греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории красоты и гармонии»6.

Грек созерцал космос, воспринимая его таким, каким он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры.

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом.

Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотноситься с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.

Человек и его качества служили критерием определения даже таких казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена – с воинам, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.

«Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком – для этого составляющие храма слишком велики, задание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становиться важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина»7.

Заключение

Культура античной Греции, отмеченная вышеуказанными, характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.

Наивысшее выражение гармония получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Как известно в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуально – практических и теоретических проблем.

Список использованной литературы

    История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972

    Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990

    Кнабе Г. С. История. Быть. Античность – М., 1988г.

    Лурье С.Я. История Греции – Спб, 1993г.

    Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – М., 1981

1 История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972

2 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990

3 История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972

4 Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – М., 1981

5 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990

6 История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972

7 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990