Французское искусство 18 в.

Р Е Ф Е Р А Т

по культурологии

Кулебянова Кирилла

Э3А3

Тема: Французское искусство XVШ

-------

План:

1. Введение

2. Искусство Западной Европы XVШ века

3. Стиль Рококо

4. Французская живопись XVШ века

5. Французская скульптура XVШ в.

XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржу-

азные революции победили только в двух странах - Англии и Нидер-

ландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый

порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями "свобо-

ды, равенства, братства" подготовил господство классических форм

развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794

гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широ-

кие народные массы.

XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры.

На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, со-

циологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художест-

венной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., доста-

точно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете,

музыку Баха, Моцарта, Гайдна.

Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях

свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение

нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и ана-

литическая наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в.

как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства худо-

жественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в раз-

витие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что

это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображе-

нии духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений

общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,

Пуссена.

С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился

процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715

г. "короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранив-

шего могущество, была просто завершающим событием в том длинном

ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и

новых веяний в искусстве.

Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Лю-

довики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета

совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаж-

дений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую

пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом

бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля брава-

ды, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся гроз-

ных бедствий.

Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единствен-

ным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным кол-

лекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие деся-

тилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной

Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она

становится во главе всей духовной жизни Европы.

В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась рели-

гиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало

рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением

позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем

не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине "га-

лантного века" складывается в определенную стилевую систему, от-

части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более

их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской

культуры, еще уже - двора, французской аристократии, тем не менее

оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на

дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное

выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фар-

форе, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным те-

перь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские

дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот пе-

риод, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же

стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, леп-

ниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, брон-

зой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное,

действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орна-

мент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных

панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство ро-

коко построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -

игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возво-

дят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, эроти-

ческие, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые ве-

яния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологи-

ческие, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не слу-

чайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием

и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о

смысле существования. Рококо имеет право на существование как

стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выра-

зительным средствам искусства.

Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением зна-

чительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одно-

го направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусс-

тве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда

приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - арис-

тократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное;

живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены

беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено

как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом

меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств

его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых,

бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда

нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного

чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произ-

ведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена

тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цве-

том. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность

характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не

скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не

только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества,

которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский

быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Де-

лакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и

Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу -

это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка

Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава

мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше,

ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пре-

небрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся

утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере.

Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам

от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это - галантные

празднества, пастушеские идилии, мифологические, жанровые, религи-

озные темы - разыграно, как современная ему пастораль, все выража-

ет откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует

бело-розовая героиня - богиня Флора. Типичные сюжеты - "Триумф Ве-

неры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом

жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро,

видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветите-

ли, но не отказывающего ему в высоком профессионализме.

Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии,

формируется во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер,

Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение

к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевид-

на, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а

не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так

во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные,

этические и эстетические принципы которого направили искусство в

новое русло.

Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана,

работы немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х

годов "История искусства древних" изменили эстетические идеалы,

вкусы, требования.

Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был

идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада,

ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности.

стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В

моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой

человека, полная противоположность французскому регулярному. Кра-

сота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных

членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рож-

дающегося неоклассицизма.

Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие ис-

кусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дид-

ро были первой формой критической литературы по искусству. Утверж-

дение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышед-

шего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозна-

чившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был выз-

ван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетичес-

ких идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена, ху-

дожника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден

начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жан-

ровой живописи. В противовес аристократическим галантным праздни-

кам праздникам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржу-

азии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного

быта.

Французская скульптура XVШ столетия развивается иначе, чем в

предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще

решительнее - формы. В своем развитии скульптура проходит те же

этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преиму-

щественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание

классицистических черт - во второй.

Монументальность форм, еще жив дух барокко предшествующей

поры. Но в следующие произведения говорят о новом эстетическом

идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот, исключающие мед-

ленный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVП в.