Ваяние
Ваяние
В допетровское время искусство в этой
стране имело своим призванием служить
исключительно религиозным целям, а так
как Православная Церковь гнушается
изваяниями человеческих фигур, то
скульптура, в настоящем смысле слова,
не могла в древней Руси не только
развиваться, но и существовать. Правда,
в некоторых местах, в особенности в
бывших новгородских областях, пользовались
уважением резные и раскрашенные
изображения святых, но они были чужды
всякого художественного значения и
составляли изделия, возникшие под
влиянием Запада. Собственно же на Руси
проявления пластики ограничивались
литьем небольших крестов, образов-складней,
выбиванием окладов на образа и резьбою
фигурных иконостасов. В числе плодов
западноевропейской цивилизации великий
преобразователь нашего отечества
перенес в него и ваяние, которое, однако,
при этом государе и долго после него
находилось здесь в руках приезжих
иностранцев. Главным деятелем по части
скульптуры в царствование Петра Великого
и
Анны Иоанновны
были
граф К.Б. Растрелли , отец знаменитого
впоследствии архитектора, вызванный в
Петербург для литья пушек. Об его манерном
стиле свидетельствуют бронзовая статуя
императрицы Анны, хранящаяся в музее
Академии художеств, и монумент Петру
Великому, стоящий перед Инженерным
замком в Санкт-Петербурге. Собственно
русское ваяние завелось только при
Екатерине II
,
после основания академии, где первым
профессором этого искусства явился
Н.Ф. Жилле , приглашенный в 1757 г. из Парижа.
Он образовал несколько учеников, в числе
которых самым даровитым был Ф.И. Шубин
(главный
его труд - статуя Екатерины, в Академии
художеств). Уставом академии предоставлялось
лучшим из ее питомцев, по окончании в
ней курса, ехать, с содержанием от
правительства, на несколько лет в чужие
края для дальнейшего своего
совершенствования, и этим правом впервые
воспользовался, из молодых скульпторов,
Шубин. Им начинается длинный, продолжающийся
до нашего времени, ряд русских ваятелей,
живших и работавших за границей,
преимущественно в Италии. Здесь они,
конечно, подвергались влиянию популярных
в то время мастеров и усваивали себе
тогдашнее господствовавшее художественное
направление. Поэтому скульптура в
России, выказав, до самого последнего
времени, мало самостоятельности, отражала
в себе те движения, какие совершались
в этой отрасли искусства на Западе: в
конце XVIII века она носила отпечаток
французский, а затем итальянский, - более
или менее заметные черты стиля Кановы,
Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и др. При
всем том, среди ее представителей было
немало художников, которые сделали бы
честь любой стране. В екатерининский
век, кроме Шубина, державшегося в своих
трудах натурализма, облагороженного
уважением к антикам, действовали
рутинер-эклектик Ф.Г. Гордеев (группа
Самсона, для петергофского фонтана
этого имени) и даровитый, несколько
манерный М.И. Козловский
(монумент
Суворову на Царицыном лугу, в
Санкт-Петербурге, статуя "Амура,
вынимающего стрелу из колчана", в
Эрмитаже и прочее). За время Александра
I и отчасти николаевское, выдающимися
представителями русского ваяния были:
В.И. Демут-Малиновский
(статуя
апостола Андрея, в Казанском соборе в
Санкт-Петербурге, "Русского Сцеволы",
в Академии художеств, портретные бюсты
и пр.), С.С. Пименов
(две
группы на подъезде Горного института,
в Санкт-Петербурге), И.П. Прокофьев
(статуя
бегущего Актеона, тритоны петергофского
фонтана), И.П. Мартос
(памятники
Минину
и
князю Пожарскому
в
Москве, герцогу Ришелье в Одессе,
Ломоносову
в
Архангельске, колоссальная статуя
Екатерины II, в московском дворянском
собрании и прочее) и некоторые другие.
Особенное оживление получила русская
скульптура во второй половине царствования
императора Николая I
,
благодаря любви этого государя к
искусству и покровительству, которое
он оказывал отечественным художникам,
равно и таким громадным предприятиям,
как постройка и украшение Исаакиевского
собора в Петербурге и храма Христа-Спасителя
в Москве. Все русские ваятели и старейшего
и юного поколения получали тогда
значительные заказы и, будучи поощряемы
вниманием монарха к их трудам, старались
в них превзойти один другого. Главными
деятелями в рассматриваемой нами области
были за эту пору: граф Ф.П. Толстой
(медальоны
на темы из Отечественной войны 1812 - 1814
годов, статуя "Нимфа, льющая из кувшина
воду", в Петергофе, модели для фигур
разных святых, для дверей храма Спасителя),
С.И. Гальберг
(статуя
сидящей Екатерины II, в Академии художеств,
статуя "Изобретение музыки", в
Эрмитаже), Б.И. Орловский
("Ангел"
на Александровской колонне, монументы
Кутузову
и
Барклаю-де-Толли
,
перед Казанским собором, статуи "Парис",
"Сатир, играющий на скрипке", "Фавн
и Вакханка", в Эрмитаже), И.П. Витали
(два
фронтона Исаакиевского собора: "Поклонение
волхвов" и "Святой Исаакий
благословляет императора Феодосия",
рельефы под портиками этого храма,
скульптуры его входных дверей и прочее;
статуя Венеры, в Эрмитаже), барон П.К.
Клодт
("Укротители
лошадей", четыре группы на Аничковом
мосту, памятник баснописцу Крылову
,
в Летнем саду; фигура императора Николая
I верхом на коне, в петербургском памятнике
этому государю; мелкие изваяния лошадей),
Н.С. Пименов (группы: "Воскресение"
и "Преображение", на вершине
иконостасов малых приделов Исаакиевского
собора; статуи "Игра в бабки" и
"Мальчик, просящий милостыни"), П.
Ставасер (статуя "Русалка" и "Нимфа,
обуваемая Фавном", в Эрмитаже), К.
Климченко ("Нимфа после купания",
в Эрмитаже), А.А. Иванов ("Мальчик-Ломоносов"
и "Парис", в Эрмитаже), С.И. Иванов
("Маленький купальщик"), А.В.
Логановский ("Игра в свайку"; рельефы
под портиками Исаакиевского собора;
"Избиение младенцев" и "Явление
ангела пастырям"; горельефы на внешних
стенах храма Спасителя) и Н.А. Рамазанов
(горельефы на внешних стенах того же
храма). Необходимо, однако, заметить,
что, вследствие самого рода поручений,
возлагавшихся на этих даровитых
художников, они бывали, в большинстве
случаев, связаны в своем творчестве и
не могли давать полного простора фантазии
и уже пробудившемуся в их среде стремлению
к реализму и национальности. Простор
этот открылся с наступлением эпохи
великих реформ Александра II
-
эпохи, в которую начертательные искусства
России, вслед за ее литературой, сделались
выразителями самосознания, пробудившегося
в русском обществе, стали невольно
отзывчивы на его сомнения, желания и
надежды. Дело не могло обойтись без
колебаний и фальшивых уклонений; тем
не менее в общем своем движении, новейшее
русское ваяние, сделав крупный шаг
вперед, завоевало себе сочувствие не
одних только высших классов, но и массы
родного ему общества и заставило
иностранцев признать существование
самобытной русской школы. Из художников,
содействовавших этому в большей или
меньшей степени, а также поддерживающих
достоинство русского ваяния в настоящее
время, назовем: М.М. Антокольского
(статуи
"Иоанн Грозный", "Христос перед
народом", "Смерть Сократа",
"Мефистофель", в Эрмитаже; статуя
Петра Великого, в Петергофе), Н.Р. Баха
(статуя "Ундина"; горельефы "Эльфа"
и "Идиллия"), А.Р. фон-Бока (группа
"Минерва", на куполе Академии
художеств, памятники графу Паскевичу
, в Варшаве, и М. Глинке
,
в Смоленске; статуя "Психея" и
группа "Венера и Амур"), П.А.
Велионского (статуя "Гладиатор",
барельеф "Венера представляет Амура
олимпийцам"), П.П. Забелло
(статуя
Пушкина
,
в Императорском Александровском лицее,
"Татьяна, героиня пушкинского романа",
у Ее Императорского Величества Императрицы
Марии Федоровны
,
и "Русалка", для фонтана в Казани),
Г.Р. Залемана (статуя "Орест, преследуемый
фуриями", группа "Кимвры", барельеф
"Стикс"), Ф.Ф. Каменского
(статуи
"Мальчик скульптор" и "Девочка
грибоборка" и группа: "Первый шаг",
в Эрмитаже), В.П. Крейтана (портретные
бюсты), Н.А. Лаверецкого
(группы:
"Раннее кокетство", в Эрмитаже и
"Мальчик и девочка с птичкой";
статуя "Родопа"), Е.Е. Лансере
(мелкие
группы и статуэтки баталического и
бытового содержания, с превосходными
фигурами лошадей), Н.И. Либериха (статуэтки
и небольшие группы, изображающие военные
и охотничьи сюжеты), А.Л. Обера (произведения
такого же рода), А.М. Опекушина (памятник
Пушкину, в Москве), И.И. Подозерова
(статуи: "Амур с бабочкой" и "Ева";
портретные бюсты), М.П. Попова (статуя
"Неаполитанский рыбак, играющий на
мандолине", "Девочка-кокетка",
"Фрина"), А.В. Снигиревского (статуя
"Любопытство", группа "В бурю";
маленькие группы жанрового характера),
М.А. Чижова (группы: "Крестьянин в
беде", "Игра в жмурки", "Мать,
учащая ребенка родному слову"; "Первая
любовь"; статуя "Резвушка") и,
наконец, И.Н. Шредера
(памятники
принцу П.Г. Ольденбургскому и Крузенштерну
,
в Санкт-Петербурге; Петру Великому, в
Петрозаводске).
В настоящей статье сделан лишь краткий
очерк истории ваяния с древнейших времен
и до наших дней. Наглядным пояснением
к нему могут служить прилагаемые здесь
таблицы рисунков, воспроизводящие
избранные скульптурные памятники разных
эпох и народов. Желающим ознакомиться
с затронутым нами предметом предоставляем
прибегнуть для этого к многочисленным
специальным сочинениям, из которых
можно рекомендовать в особенности, по
истории ваяния в древнем мире: П. Пари,
"Древняя скульптура" (перевод с
французского, издание "Вестника
изящных искусств", 1889); G. Perrot et Ch.
Chipiez, "Histoire de l'Art dans l'antiquite"
(5 томов, 1882 - 1887); Overbeck,
"Geschichte der griechischen Plastik" (2 издание,
1880); Brunn, "Geschichte der griech. Kunstler" (2 издание,
1889). Для скульптуры
христианской эпохи:
Cicognara, "Storia della scultura dal suo risorgimento in Italia
fino al secolo di Canova" (1823); В.
Любке, "История
пластики" (перевод
с немецкого,
издание К.
Солдатенкова
,
1870) и сочинения
по общей
истории искусства;
C. Schnaase, "Geschichte der b. Kunste" (8 томов,
2-е изд.,
1866 - 1879); W. Lubke, "Grundriss der Kunstgeschichte" (2
тома, 10-е
изд., 1890; французский
перевод того
же труда;
"Essai d'histoire de l'art", 1886 - 1887), и
Ф. Куглера,
"Руководство к
истории искусства"
(2 тома, перевод
с немецкого,
издание К.
Солдатенкова, 1869 - 1870).
Ближайшие сведения
о технике
ваяния можно
почерпнуть из
сочинений: Uhlenhuth, "Die
Technik der plastischen Kunst" (1878) и
Stegmann, "Handbuch der Bildnerkunst" (1864).
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа