Французская культура XVII

Французское искусство XVП века

- 2 -

План:

1. Введение

2. Формирование классицизма

3. Живопись Франции XVП века

4. Искусство второй половины XVП века

5. Заключение

XVП век - время формирования единого французского государства,

французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая мо-

гущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время

сложения французской национальной школы в изобразительном искусс-

тве, формирования классицистического направления, родиной которого

по праву считается Франция.

Французское искусство XVП в. имеет в своей основе традиции

французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скуль-

птуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтебло

и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня -

на всем этом лежит печать классицистического понимания формы,

строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, - т.е.

чему суждено в полной мере воплотиться в XVП в. в философии Декар-

та, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена.

В литературе становление классицистического направления связа-

но с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского

театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и

классицизм становится официальным направлением, господствующим ли-

тературным течением, признанным при дворе.

В сфере изобразительного искусства процесс формирования клас-

сицизма был не таким единым.

- 3 -

В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и

не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, построенном

для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом,

многое взято от готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ор-

дером, что будет характерно для классицизма. "Мэзон-Лафит" Франсуа

Мансара при всей сложности объемов являет собой единое целое, яс-

ную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.

В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись вли-

яния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французс-

кую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и

реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае в творчестве

братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи

Ленена нет повествовательности, иллюстративности, композиция стро-

го продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради

выявления прежде всего этической, нравственной основы произведе-

ния. Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж.

В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе

название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определя-

ется термином "живопись реального мира". К этому же направлению

относится творчество художника Жоржа де Латура. В своих первых ра-

ботах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Ка-

раваджо. Уже в ранних работах Латура проявляется одно из важнейших

качеств: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие коло-

рита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-зна-

чительные.

Вторая половина 30-х - 40-е годы - время творческой зрелости

Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пи-

шет в основном картины религиозные. Художественный язык Латура -

- 4 -

предвестие классицистического стиля: строгость, конструктивная яс-

ность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных

форм, безукоризненная цельность силуэта, статика. Примером может

служить одна из его поздних работ "Св.Себастьян и святые жены" с

идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру фигурой

Себастьяна на переднем плане, в теле которого - как символ мучени-

чества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской

нации и французского государства. Основой теории классицизма был

рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом

искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвы-

шенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Соз-

дателем классицистического направления в живописи Франции XVП в.

стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифо-

логия, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных

характеров и величественных поступков, высокого чувства долга пе-

ред обществом и государством. Общественное назначение искусства

было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающую-

ся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного

духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композици-

онная уравновешенность становится основой живописного произведения

классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика

прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Ко-

лорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармони-

ческий мир в себе не выходящий за пределы живописного пространс-

тва, как в барокко.

Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается

тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение прек-

- 5 -

расно выражено в его "Аркадских пастухах".

В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скуль-

птурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лири-

ческая непосредственность, появляется некоторая холодность и отв-

леченность. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Ху-

дожник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде

всего как часть природы.

Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Лю-

довика XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не-

даром это время получило название в западной литературе - "великий

век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов

искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу

короля. С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с

60-х годов XVП в., в искусстве происходит очень важный для даль-

нейшего его развития процесс регламентации, полного подчинения и

контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г.

Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ве-

дении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия ар-

хитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художествен-

ной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится

классицизм. Знаменательно, что для строительства восточного фасада

Лувра в этот период избирается не проект известного к тому времени

во всей Европе Бернини, а проект французского архитектора Перро.

Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математи-

чески выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство

покоя и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи.

Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей

живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше

- 6 -

всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и

парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно ре-

шить эту проблему во дворце и парке Во ле Виконт близ Мелена. Дво-

рец Во справедливо считается прообразом главного создания второй

половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Он был построен Ле-

во, а на последних этапах в его строительстве принял участие Арду-

ен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование

окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не

исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Ин-

терьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.

Версальский парк являет собой программное произведение, где во

всем сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр,

скульптуры исполняли Жирардон и Куазевокс.

В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины

лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это

официальное направление, приспособленное к требованиям двора и

прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифици-

рованное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему

посвящен специальный трактат Лебрена. В эти рамках развивается и

жанр портрета. Это, конечно, парадный портрет. В первой половине

века портрет монументален, величественен, но и прост в аксессуа-

рах, а во второй половине века, выражая общие тенденции развития

искусства, портрет становится все более пышным.

Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго зани-

мает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце прав-

ления Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые

черты, и искусству XVШ в. предстоит развиваться уже в другом нап-

равлении.